Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. "Начальная школа 21 в."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Тип урока – урок  открытия новых  грамматических знаний .

Образовательные технологии:

   - технология смыслового чтения материалов учебника

   - технология учебного исследования,

   - технология моделирования изучаемых объектов

Тема урока:   Грамматические формы  имени прилагательного.

Цель  урока:  Решение  учебно-практических и учебно-познавательных задач  с целью получения нового знания.

Задачи урока :

1. Воспитательные: формирование адекватной  мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..

2. Развивающие: развитие умения находить  и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.

3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации;  приобретать  первичный опыт критического отношения к получаемой информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Технологическая карта урока

     Дата проведения : 09. О4, 2013,    в рамках городского семинара-практикума « Реализация метапредметной программы «Чтение: работа с информацией»

  Класс 3 М

Учитель Недоспасова Лариса Михайловна

Предмет: русский язык,  раздел «Как устроен наш язык», урок № 112, с. 96 – 100.

Учебник: «Русский язык: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях, часть 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др./  - М., «Вентана Граф, 2012

Тип урока – урок  открытия новых  грамматических знаний .

Образовательные технологии:

   - технология смыслового чтения материалов учебника

   - технология учебного исследования,

   - технология моделирования изучаемых объектов

Тема урока:   Грамматические формы  имени прилагательного.

Цель  урока  Решение  учебно-практических и учебно-познавательных задач  с целью получения нового знания.

Задачи урока

1. Воспитательные: формирование адекватной  мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..

2. Развивающие: развитие умения находить  и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.

3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации;  приобретать  первичный опыт критического отношения к получаемой информации

Оборудование урока: учебник, раздаточный дидактический материал, выставка книг, интерактивная доска, звукозапись Э. Григ «Утро»

Продолжительность урока – 40 мин.

                                           Содержание и организация учебной деятельности на уроке

Этап урока, время

Планируемые результаты

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формы  работы

Учебный материал

1.Мотивационно-целеполагающий

(3 мин.)

- Учебно-познавательный интерес к разным способам решения частной задачи

- Умение оценивать правильность решения учебной задачи,

ориентируясь  на разные способы действий.

- Допускать возможность существования разных точек зрения

1.Поиск доказательств, что слово «животное» может относиться как к именам существительным (домашнее животное), так и к именам прилагательным (животное масло)

2. Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Освоение способа распознавания имён прилагательных с помощью словосочетания  типа сущ. + прил.

Создание проблемной ситуации.

Организация групп для совместного решения учебной задачи.

Работа в  группах (мальчики, девочки)

1. Чтение текста учебной задачи в группах

2. Практическое решение

проблемной ситуации.

3. Анализ и оценка предложенных решений

Проблемная ситуация по орфографическому словарику учебника.

Текст задачи:

«Третьеклассникам предложили отыскать  в первом  столбике орфографического словарика учебника  имена прилагательные. Лена отыскала одно слово, а Федя – два. Какие это могут быть слова? (горячий и животное)

Как рассуждал каждый из них?

2. Чтение и анализ домашнего задания

(5 мин)

В сотрудничестве с учителем формулировать тему урока, ставить новые учебные задачи

Выразительное  чтение текста домашнего задания   учащимися

( по абзацам)

.

В сотрудничестве с учителем  формулируют тему урока, ставят учебные задачи

Сообщение о характере домашнего задания.

Организация  громкого чтения  текста упр. № 4 и рубрики «Давай подумаем», с. 99 – 100.

Фиксирование темы и учебных задач урока на интерактивной доске

Одно из двух предложенных заданий (по выбору обучающихся)

 

Упр. 4

Рубрика «Давай подумаем», с. 99-100.

Соотнесение грамматических форм имени существительного (формы числа и падежные формы) и имени прилагательного (формы числа, формы рода в ед. ч. и формы падежа)

3. Самостоятельная познавательная деятельность.

(5  мин.)

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 - Распознавать и сравнивать грамматические формы  имён существительных и имён прилагательных;

Работая с рубрикой «Давай подумаем»,  дети  сравнивают  словосочетания, данные в учебнике на с. 96

Учитель предлагает обучающимся карточку- помощник в виде таблицы- матрицы

«Формы  имён прилагательных ед. ч.

 

Работа в парах

Таблица-матрица «Грамматические формы  имён   существительных и имён прилагательных»

4. . Этап актуализации  учебного действия.

(5 мин.)

 – Самостоятельно озаглавливать предложенный текст.

- Находить главные и второстепенные члены предложения, фиксировать их с помощью синтаксических схем

1. Самостоятельное чтение текста упражнения № 1.

2. Выбор подходящего заголовка из числа предложенных учащимися.

3. Чтение-рассматривание книги и восприятие на слух и визуально информации  с целью

обогащения  читательского опыта

Учитель сообщает детям, что данный текст – это отрывок из рассказа  К.Д.Ушинского «Утренние лучи», который был помещён в книге для чтения «Родное слово»

Вместе с детьми рассматривает современное издание этого рассказа (книга-произведение) показывает издание этого

Фронтальная работа

Материалы упражнения № 1, с. 96

Книга К.Д.Ушинского «Утренние лучи»

Рубрика «Говори правильно», с. 96

5.  Физминутка

 (2 мин.)

-Установка на здоровый образ жизни

- Умение действовать самостоятельно при решении  творческих задач: воплощать музыкальные образы, создавая собственную музыкально-пластическую композицию

Слушая музыкальную пьесу Э.Грига, воплощают музыкальные образы с помощью движений

 

1. Учитель напоминает детям, что выражать свои чувства человек может не только словом, но и с помощью музыкального и пластического искусства.

2. Затем предлагает  воплотить образное содержание музыки Грига в своих движениях

Комплекс упражнений для физминутки    под музыку Э. Грига «Утро»

СанПин  нормы.

6.Этап обобщения полученных грамматических сведений

(5 мин.)

- Использовать морфемные модели слов как способ решения  учебной задачи  

- Осознанно читать учебные тексты с целью освоения и фиксирования новой  учебной информации

- Расширить свои представления  о грамматических нормах русского языка  (категория рода иноязычных слов: «тюль», «шампунь»)

1.В результате лингвистического эксперимента дети приходят к выводу, что имена прилагательные, которые чаще всего выступают в роли второстепенных членов предложения, делают нашу речь более точной и выразительной.

2. Обращаясь к рубрике «Говори правильно», с.96, дети находят правильный ответ и получают ещё один способ определения рода имени существительного по словосочетанию типа прил. + сущ.

3. После выполнения заданий    на с. 97 дети  под руководством учителя читают,  анализируют  и фиксируют лингвистическую информацию, которая дана в рубрике «Тайны

1. Учитель предлагает провести лингвистический эксперимент: прочитать текст упр. № 1 без имён прилагательных.

2. Детям предлагается  ответить на вопрос : «Почему нельзя говорить « красивая  тюль»  

3.  Учитель обращает внимание детей на количество  и характер учебных действий  в упражнении № 2  (записать, обозначить, определить, ответить на вопрос, справиться в словаре)

1. Учитель напоминает детям, что выражать свои чувства человек может не только словом, но и с помощью музыкального и пластического искусства.

2. Затем предлагает  воплотить образное содержание музыки Грига в своих движениях

1. Лингвистический эксперимент.

2. Чтение и осмысление текста учебника.

3.Тренировочные упражнения по определению рода имён прилагательных

Комплекс упражнений для физминутки    под музыку Э. Грига «Утро»

Упр. № 2,

Рубрика «Давай подумаем»,

Рубрика «Тайны языка», с. 97

Таблица-матрица «Родовые окончания имён прилагательных»

2. Родовые окончания имени прилагательного помогают установить, какого рода иноязычное  имя существительное.

7. Вычленение мыслительных операций и способов их выполнения, используемых  при открытии нового знания.
(5 мин.)

- Умение различать способ и результат действия, проводить классификацию по заданным критериям

- Использовать приёмы просмотрового чтения (ориентация на глаголы повелительно наклонения как первый шаг  решения  учебной задачи)

Используя приёмы просмотрового чтения, дети выделяют слова-действия в задании упражнения, затем, работая в парах, выполняют их. Рубрики «Обрати внимание», читают   и осмысливают  путём постановки вопросов по их содержанию

Учитель  напоминает, что    вопросы должны носить исследовательский характер, т. е. начинаться словами «Почему…?» «Что такое…?»

Приёмы просмотрового чтения заданий, выделение и осмысление глаголов повелительного наклонения.

Работа в парах

Упр. № 3

Рубрики «Обрати внимание», с. 98

7. Творческая работа

 (3 мин)

.- Планировать своё действие с учетом характера  поставленной задачи

– Определять необходимые информационные источники для решения творческой задачи.

После раскрашивания картинки на интерактивной доске, дети отвечают на  вопрос учителя и приходят к выводу, что Незнайка не знает правила сочетания цветов.

Устанавливают с помощью учителя, куда следует обратиться за информацией о  цветовой гармонии.

1.Учитель предлагает на интерактивной доске раскрасить картинку с изображением Незнайки, а затем подумать, когда так  говорят: «Нарядился попугаем»

2.Выдаёт индивидуальные картинки –раскраски  и предлагает желающим  грамотно подобрать  цветовую гамму для  внешнего вида Незнайки, опираясь на  правила сочетания цветов (дома)

Работа сначала  на интерактивной доске, а затем на индивидуальных листочках для раскрашивания

Упр. № 3

Цветовой круг «Гармоничное сочетание цветов»

8. Выставка книг, герои которых упоминаются в тексте упражнения

№ 4

(4 мин.)

Ориентация на самостоятельное чтение как значимую сферу человеческой жизни
– Умение строить простые суждения об объекте, создавая устные высказывания  по предложенному вопросному плану

Опираясь на данные обложки и титульного листа, дети отвечают на поставленные вопросы и приходят к выводу о том, что у каждой из этих книг два автора: писатель и переводчик.

Учитель предлагает рассказать о книгах и их героях, используя вопросы,

Устные высказывания о книгах, представленных на выставке

Упр. 4.

Вопросы  о книгах:

- На каком языке говорят  герои этих книг?

- Кто поведал нам их историю ?

-Кому мы должны быть благодарны за встречу с этими героями?

9. Рефлексивный анализ

(3 мин.)

 – Развивать  способности к самооценке на основе  констатирующего контроля по результату и способу действия.

Дети оценивают результативность своей работы с помощью условных знаков

Учитель читает виды учебных задач и предлагает детям оценить результаты их работы с помощью условных обозначений

Индивидуальная работа на карточках.

Поэтапный анализ урока  с помощью условных знаков:

(+) – научился сам(а)

(+!) – смогу  сам решить и рассказать, как решать

(?)  - мне нужна помощь

Виды учебных задач, данного урока:

1)Находить имена прилагательные в словарике учебника.

2) Распознавать рубрики учебника

3) Находить в учебнике ответы  на вопросы учителя.

4) Сравнивать грамматические формы имени существительного и имени прилагательного

5) Выбирать подходящие заголовки к текстам упражнений.

10 Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. "Начальная школа 21 века"

Тема урока:   Грамматические формы  имени прилагательного.Цель  урока: Решение  учебно-практических и учебно-познавательных задач  с целью получения нового знания.За...

Презентация "Грамматические формы имени прилагательного", 3 класс.

Тип урока – урок  открытия новых  грамматических знаний .Образовательные технологии:    - технология смыслового чтения материалов учебника   - технология учебного и...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.               Планир...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...

Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...