Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. "Начальная школа 21 в."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .
Образовательные технологии:
- технология смыслового чтения материалов учебника
- технология учебного исследования,
- технология моделирования изучаемых объектов
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.
Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.
Задачи урока :
1. Воспитательные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..
2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.
3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_priznaki_imeni_prilagatelnogo_tehnologicheskaya_karta_uroka_3_kl.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата проведения : 09. О4, 2013, в рамках городского семинара-практикума « Реализация метапредметной программы «Чтение: работа с информацией»
Класс 3 М
Учитель Недоспасова Лариса Михайловна
Предмет: русский язык, раздел «Как устроен наш язык», урок № 112, с. 96 – 100.
Учебник: «Русский язык: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях, часть 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др./ - М., «Вентана Граф, 2012
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .
Образовательные технологии:
- технология смыслового чтения материалов учебника
- технология учебного исследования,
- технология моделирования изучаемых объектов
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.
Цель урока Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.
Задачи урока
1. Воспитательные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также первичные навыки с учебной информацией лингвистического содержания..
2. Развивающие: развитие умения находить и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать ёё.
3. Образовательные: строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации; приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации
Оборудование урока: учебник, раздаточный дидактический материал, выставка книг, интерактивная доска, звукозапись Э. Григ «Утро»
Продолжительность урока – 40 мин.
Содержание и организация учебной деятельности на уроке
Этап урока, время | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формы работы | Учебный материал |
1.Мотивационно-целеполагающий (3 мин.) | - Учебно-познавательный интерес к разным способам решения частной задачи - Умение оценивать правильность решения учебной задачи, ориентируясь на разные способы действий. - Допускать возможность существования разных точек зрения | 1.Поиск доказательств, что слово «животное» может относиться как к именам существительным (домашнее животное), так и к именам прилагательным (животное масло) 2. Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи. 3. Освоение способа распознавания имён прилагательных с помощью словосочетания типа сущ. + прил. | Создание проблемной ситуации. Организация групп для совместного решения учебной задачи. | Работа в группах (мальчики, девочки) 1. Чтение текста учебной задачи в группах 2. Практическое решение проблемной ситуации. 3. Анализ и оценка предложенных решений | Проблемная ситуация по орфографическому словарику учебника. Текст задачи: «Третьеклассникам предложили отыскать в первом столбике орфографического словарика учебника имена прилагательные. Лена отыскала одно слово, а Федя – два. Какие это могут быть слова? (горячий и животное) Как рассуждал каждый из них? |
2. Чтение и анализ домашнего задания (5 мин) | В сотрудничестве с учителем формулировать тему урока, ставить новые учебные задачи | Выразительное чтение текста домашнего задания учащимися ( по абзацам) . В сотрудничестве с учителем формулируют тему урока, ставят учебные задачи | Сообщение о характере домашнего задания. Организация громкого чтения текста упр. № 4 и рубрики «Давай подумаем», с. 99 – 100. Фиксирование темы и учебных задач урока на интерактивной доске | Одно из двух предложенных заданий (по выбору обучающихся)
| Упр. 4 Рубрика «Давай подумаем», с. 99-100. Соотнесение грамматических форм имени существительного (формы числа и падежные формы) и имени прилагательного (формы числа, формы рода в ед. ч. и формы падежа) |
3. Самостоятельная познавательная деятельность. (5 мин.) | - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей - Распознавать и сравнивать грамматические формы имён существительных и имён прилагательных; | Работая с рубрикой «Давай подумаем», дети сравнивают словосочетания, данные в учебнике на с. 96 | Учитель предлагает обучающимся карточку- помощник в виде таблицы- матрицы «Формы имён прилагательных ед. ч.
| Работа в парах | Таблица-матрица «Грамматические формы имён существительных и имён прилагательных» |
4. . Этап актуализации учебного действия. (5 мин.) | – Самостоятельно озаглавливать предложенный текст. - Находить главные и второстепенные члены предложения, фиксировать их с помощью синтаксических схем | 1. Самостоятельное чтение текста упражнения № 1. 2. Выбор подходящего заголовка из числа предложенных учащимися. 3. Чтение-рассматривание книги и восприятие на слух и визуально информации с целью обогащения читательского опыта | Учитель сообщает детям, что данный текст – это отрывок из рассказа К.Д.Ушинского «Утренние лучи», который был помещён в книге для чтения «Родное слово» Вместе с детьми рассматривает современное издание этого рассказа (книга-произведение) показывает издание этого | Фронтальная работа | Материалы упражнения № 1, с. 96 Книга К.Д.Ушинского «Утренние лучи» Рубрика «Говори правильно», с. 96 |
5. Физминутка (2 мин.) | -Установка на здоровый образ жизни - Умение действовать самостоятельно при решении творческих задач: воплощать музыкальные образы, создавая собственную музыкально-пластическую композицию | Слушая музыкальную пьесу Э.Грига, воплощают музыкальные образы с помощью движений
| 1. Учитель напоминает детям, что выражать свои чувства человек может не только словом, но и с помощью музыкального и пластического искусства. 2. Затем предлагает воплотить образное содержание музыки Грига в своих движениях | Комплекс упражнений для физминутки под музыку Э. Грига «Утро» | СанПин нормы. |
6.Этап обобщения полученных грамматических сведений (5 мин.) | - Использовать морфемные модели слов как способ решения учебной задачи - Осознанно читать учебные тексты с целью освоения и фиксирования новой учебной информации - Расширить свои представления о грамматических нормах русского языка (категория рода иноязычных слов: «тюль», «шампунь») | 1.В результате лингвистического эксперимента дети приходят к выводу, что имена прилагательные, которые чаще всего выступают в роли второстепенных членов предложения, делают нашу речь более точной и выразительной. 2. Обращаясь к рубрике «Говори правильно», с.96, дети находят правильный ответ и получают ещё один способ определения рода имени существительного по словосочетанию типа прил. + сущ. 3. После выполнения заданий на с. 97 дети под руководством учителя читают, анализируют и фиксируют лингвистическую информацию, которая дана в рубрике «Тайны | 1. Учитель предлагает провести лингвистический эксперимент: прочитать текст упр. № 1 без имён прилагательных. 2. Детям предлагается ответить на вопрос : «Почему нельзя говорить « красивая тюль» 3. Учитель обращает внимание детей на количество и характер учебных действий в упражнении № 2 (записать, обозначить, определить, ответить на вопрос, справиться в словаре) 1. Учитель напоминает детям, что выражать свои чувства человек может не только словом, но и с помощью музыкального и пластического искусства. 2. Затем предлагает воплотить образное содержание музыки Грига в своих движениях | 1. Лингвистический эксперимент. 2. Чтение и осмысление текста учебника. 3.Тренировочные упражнения по определению рода имён прилагательных Комплекс упражнений для физминутки под музыку Э. Грига «Утро» | Упр. № 2, Рубрика «Давай подумаем», Рубрика «Тайны языка», с. 97 Таблица-матрица «Родовые окончания имён прилагательных» 2. Родовые окончания имени прилагательного помогают установить, какого рода иноязычное имя существительное. |
7. Вычленение мыслительных операций и способов их выполнения, используемых при открытии нового знания. | - Умение различать способ и результат действия, проводить классификацию по заданным критериям - Использовать приёмы просмотрового чтения (ориентация на глаголы повелительно наклонения как первый шаг решения учебной задачи) | Используя приёмы просмотрового чтения, дети выделяют слова-действия в задании упражнения, затем, работая в парах, выполняют их. Рубрики «Обрати внимание», читают и осмысливают путём постановки вопросов по их содержанию | Учитель напоминает, что вопросы должны носить исследовательский характер, т. е. начинаться словами «Почему…?» «Что такое…?» | Приёмы просмотрового чтения заданий, выделение и осмысление глаголов повелительного наклонения. Работа в парах | Упр. № 3 Рубрики «Обрати внимание», с. 98 |
7. Творческая работа (3 мин) | .- Планировать своё действие с учетом характера поставленной задачи – Определять необходимые информационные источники для решения творческой задачи. | После раскрашивания картинки на интерактивной доске, дети отвечают на вопрос учителя и приходят к выводу, что Незнайка не знает правила сочетания цветов. Устанавливают с помощью учителя, куда следует обратиться за информацией о цветовой гармонии. | 1.Учитель предлагает на интерактивной доске раскрасить картинку с изображением Незнайки, а затем подумать, когда так говорят: «Нарядился попугаем» 2.Выдаёт индивидуальные картинки –раскраски и предлагает желающим грамотно подобрать цветовую гамму для внешнего вида Незнайки, опираясь на правила сочетания цветов (дома) | Работа сначала на интерактивной доске, а затем на индивидуальных листочках для раскрашивания | Упр. № 3 Цветовой круг «Гармоничное сочетание цветов» |
8. Выставка книг, герои которых упоминаются в тексте упражнения № 4 (4 мин.) | Ориентация на самостоятельное чтение как значимую сферу человеческой жизни | Опираясь на данные обложки и титульного листа, дети отвечают на поставленные вопросы и приходят к выводу о том, что у каждой из этих книг два автора: писатель и переводчик. | Учитель предлагает рассказать о книгах и их героях, используя вопросы, | Устные высказывания о книгах, представленных на выставке | Упр. 4. Вопросы о книгах: - На каком языке говорят герои этих книг? - Кто поведал нам их историю ? -Кому мы должны быть благодарны за встречу с этими героями? |
9. Рефлексивный анализ (3 мин.) | – Развивать способности к самооценке на основе констатирующего контроля по результату и способу действия. | Дети оценивают результативность своей работы с помощью условных знаков | Учитель читает виды учебных задач и предлагает детям оценить результаты их работы с помощью условных обозначений | Индивидуальная работа на карточках. Поэтапный анализ урока с помощью условных знаков: (+) – научился сам(а) (+!) – смогу сам решить и рассказать, как решать (?) - мне нужна помощь | Виды учебных задач, данного урока: 1)Находить имена прилагательные в словарике учебника. 2) Распознавать рубрики учебника 3) Находить в учебнике ответы на вопросы учителя. 4) Сравнивать грамматические формы имени существительного и имени прилагательного 5) Выбирать подходящие заголовки к текстам упражнений. |
10 Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. "Начальная школа 21 века"
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.За...
Презентация "Грамматические формы имени прилагательного", 3 класс.
Тип урока – урок открытия новых грамматических знаний .Образовательные технологии: - технология смыслового чтения материалов учебника - технология учебного и...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»
Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...
Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс
Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного. Планир...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...
Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".
Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...