урок 3 класс "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Артамонова Зоя Архиповна

Урок разработан по теме "Корень слова" по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА»

( УМК «ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)

СОСТАВИЛА АРТАМОНОВА З.А.

                                                                                                     

Тема

Корень слова.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громко речевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Толковый словарь.

3. Словообразовательный словарь.

4. Компьютер, интерактивная доска.

6. Презентация «Корень слова»

 7. Электронное приложение к учебнику

Этапы урока

Задачи этапа

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап «Вызов»

 1. Mотивация  к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Класс разделён на 2группы( по 4 чел.) на весь урок.

Фронтальный. Словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Ну, проверь-ка всё, дружок!   Можно ль начинать урок? Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Включаю музыку (Шум листьев). – Закройте глаза и подумайте где мы сейчас?

- Сегодня мы оказались в осеннем в лесу, вы правы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:- формирование  умения слушать и слышать.

 2. Словарная работа. Чистописание. Выход на тему урока.

3. Постановка учебной задачи

Принятия целей урока.

Работа над каллиграфией, со словарным словом.

 

                 

Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока.
 

Фронтальный. Словесный

Словесный. Беседа. Доказательство

Работа с словарем

 

Фронтальный. Словесный. Работа по электронному приложению учебника

На  доске задание какое же  слово спрятано?  

16  19  10  15  1.

(16 – О, 19 – С, 10 – И, 15 – Н, 1 – А.)  По цифрам составить слово (ОСИНА).  Поставить ударение подчеркнуть орфограммы.

 Записать слово в строчку по образцу

 C:\Users\Пользователь\Pictures\Acer Crystal Eye\photo_00237.jpg. Дать лексическое значение слова «ОСИНА».  

Что вы знаете об осине?

Найдем значение в словаре. (Осина – лиственное дерево из семейства ивовых) подготовленный ученик читает сообщение про осину.

ОСИНА - один из видов тополей. Осина -  быстрорастущее дерево 20-30 метров высоты, живет до 80-100, а иногда и более лет. Ствол прямой. Кора тонкая, зеленовато-серая вверху и пепельно-серая внизу. Листья очередные, яйцевидные, зеленовато-белые, дрожащие на ветру. Эта особенность осины нашла отражение в ее ботаническом названии - "тополь дрожащий".      

    Русская осина дает атласно белую, чистую древесину, она лёгкая, мягкая, хорошо колется. Издавна на Руси из осины делали кадки, табуретки, кровельную дрань, колодезные срубы. Ее древесина - наиболее ценное сырье для выработки фанеры, спичек, целлюлозы, бумаги, искусственного шелка, различных пластиков. Осина хорошо окрашивается, пропитывается лаками, красками, антисептиками. В городском строительстве осина заменяет дуб и бук при настилке паркетов, делают из нее и мебель.

 

Организует работу по электронному приложению учебника. Прочитайте текст.

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.

Озаглавьте текст, а почему такое  название придумали? Почему их называют однокоренными?  Как мы назовем эту общую часть? Ребята, что мы должны узнать на этом уроке (формулирование целей).

Выпишите слова и выделите корень. ( Сформулировать детям) в сравнении с электронным приложением. Вывод.

Молодцы ребята. А теперь мы продолжим нашу экскурсию по лесу. Отгадав по описанию, вы узнаете, с кем произойдет наша следующая встреча. Стройная, белоствольная, красавица, символ русского леса.

Правильно, это береза. (слайд   ).

Записывают дату и место работы. Участвуют в игре.   Работают над орфограммами. Отвечают на вопросы. Прописывают в тетради по данному образцу.

                                            Объясняют лексическое значение. Участвуют в диалоге.  Слушают, уточняют, задают вопросы

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с заданием, предлагают формы работы. Находят в тексте однокоренные слова, отвечают на вопросы.   Выписывают  однокоренные слова. Аргументируют свой выбор. Формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Находят информацию в тексте.                              Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково.

Формулируют тему урока.

Отгадывают по описанию.

                                         

Регулятивные:- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

II этап «Осмысление»                 1. Усвоение новых знаний

Обеспечение мотивации учения детьми,

Фронтальный. Словесный. Беседа

  На доске на листиках березы даны слова. ( Береза,  березе, березка, березонька, березу, подберезовик, березой)

 –На какие группы можно разделить данные слова? По какому признаку?

Почему вы разделили таким образом? Что можно сказать об этих словах каждой группы?

Какой можно сделать вывод?

А теперь составим предложение с одним из слов и одно из предложений разберём у доски.

Выбирают те задачи, которые соответствуют данной теме, обосновывают свой выбор. К доске выходят ученики делят листочки со словами на группы, обосновывают свой выбор.

Выполняют упражнения

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиск;  находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; - строят несложные рассуждения; анализируют,  сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают  

Физкультминутка

Выполнение физминутки «Елочка»

Выполняют упражнения физкультминутки

                                                                       

                                                                                 

                                                     

                                                                                                                                         

 4 Первичное закрепление нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
 

Работа с инструкцией

Работа по учебнику в группах

   Электронное приложение  задание ЛОСЬ

- Выполним по учебнику Упр.132, стр.75  записать слова группами, выделить корень.

1 группа – Чистота, побелка

2 группа – Масло, сказка

(Взаимопроверка  работы в группе)

Выполняют предложенное упражнение в группах.   Выделяют корень.                                                                                                    

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; - строят несложные рассуждения; анализируют,  сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают

.

2. Включения в систему знаний и повторения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.  
1 уровень. 
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень. 
Каменщик - …, лётчик - …, связист - ….
2 уровень. 
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень. 
Сахар - …, гусь - …, утка - …, хлеб - …, тигр - … . 
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок. 

3 уровень. 
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. 
Говор, зелень, говорить, зеленеет, зелёный, говорливый
(Проверка)

Вывод Что такое корень?                          

  Делают вывод:                                       однокоренные слова могут относится к разным частям речи

Познавательные-анализируют языковые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

4. Итог работы Рефлексия

Информация о домашнем задании

                               Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

               

 

О каком понятии мы сегодня говорили?

Что усвоили? Над чем еще нужно поработать?

   - На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова».  

Оценивание: красный листик – «отлично», зеленый листочек – «очень хорошо», желтый листочек – «хорошо».

Чтение стихотворения.

Предлагает познакомиться с                                                                                          текстом домашнего задания в  учебнике упр133. Или  в рабочей тетради упр. Стр. Выясняет понимание задания.  

     

                                                                           


                                          .

                                                       

Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;                                        Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности                                   Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения заданий

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...