Открытый урок по русскому языку "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: создавать основу сознательного употребления однородных членов предложения
Задачи урока: - обучающая – формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами предложения без союзов. – развивающая– развивать умения анализировать слова , развивать речь и память, учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы, |
- воспитательная – способствовать воспитанию человечности, доброты, умению работать в коллективе, бережному отношению к природе.
Форма организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Используемое оборудование: ноутбук, нэтбуки, колонки, интерактивная доска, системы контроля и мониторинга качества знаний «PROClass» , раздаточный материал, массажные шарики и кольца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy.doc | 445.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
«Открытый» урок русского языка.
Дата проведения: 20 ноября 2013 года
Класс: 4
Тема урока: Однородные члены предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
Количество учащихся: 25 человек.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: создавать основу сознательного употребления однородных членов предложения
Задачи урока:
- обучающая – формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами предложения без союзов.
– развивающая– развивать умения анализировать слова , развивать речь и память, учиться обобщать, доказывать и обосновывать свои ответы,
- воспитательная – способствовать воспитанию человечности, доброты, умению работать в коллективе, бережному отношению к природе.
Форма организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Используемое оборудование: ноутбук, нэтбуки, колонки, интерактивная доска, системы контроля и мониторинга качества знаний «PROClass» , раздаточный материал, массажные шарики и кольца.
Присутствующие: заместитель директора по УВР, учителя начальных классов школы (общее количество 9 человек)
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.(1 мин)
- Сегодня урок я хочу начать отрывком из стихотворения Ивана Бунина "Листопад"
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот отрывок? (В этом отрывке говорится об осени. В этом предложении есть однородные члены предложения)
- Над какой темой мы работаем на последних уроках? (Однородные члены предложения)
- Что такое однородные члены предложения?
- Какие члены предложения могут быть однородными? (подлежащее, сказуемое и второстепенные члены)
- С какой интонацией мы произносим предложения с однородными членами? (перечисления)
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно, употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.
II. Чистописание.(3 мин)
- Как мы передаём звуки на письме? (буквами) ( Слайд1)
Расскажите, что вы знаете о данных буквах? (Прописать)
- И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?
Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.
- Что это?
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вставили, почему?
- Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу. (Один ученик у доски)
- Какие слова называются однокоренные?
- При помощи чего образуются однокоренные слова?
III. Орфографическая минутка.(3 мин)
- В пословице сказано «осень – запасиха», давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.(1 ученик у доски)
- Огородное растение: томат (помидор)
- Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)
- Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец)
-Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста)
- Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь)
- Как одним словом можно их назвать? (овощи)
- Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.(Открываем доску)
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
IV. Объяснение нового материала. (5 минут)
- Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.
- Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)
- Какими членами предложения могут быть ещё однородные?
- Составьте схему своего предложения (один у доски)
- Задайте вопрос по сегодняшней теме …..
- Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки. Посмотрите на картину леса, какой изображён лес? (Осенний) (Слайд 2)
-Что произошло с листвой? Назовите глаголы.(Листья опали, осыпались, облетели, разлетелись)
-Какой наряд одели деревья? Назовите прилагательные.(Разноцветный, золотой, красный, багряный, жёлтый)
-Составьте и запишите предложение с существительным листья, используя несколько прилагательных и один глагол. А пока вы пишите, послушаем отрывок из Времен года «Осень» Вивальди.
-Какую пользу приносит лес?
-Что нужно делать, чтобы лес нас радовал?
-Выделите главные члены предложения.
-Найдите однородные члены предложения.
-Какие члены предложения называются однородные?
-Как вы думаете, как на письме отделяются друг от друга однородные члены предложения?
-Давайте проверим свои высказывания, разгадав кроссворд, мы узнаем знак препинания. (Слайд 3)
б | е | р | ё | з | а | ||||||
к | а | п | у | с | т | а | |||||
к | р | а | п | и | в | а | |||||
з | е | м | л | я | н | и | к | а | |||
к | а | р | т | о | ф | е | л | ь | |||
а | р | б | у | з | |||||||
я | б | л | о | к | о |
-Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубе белою – зимой.
Я в серёжках – весной.
Сарафан зелёный – летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ слетит.(берёза)
- Одевайся потеплей одинокий Пантелей.
Сто одёжек натянул,
Ни одной не застегнул
Он на ярмарку спешил,
А в корзине пусто.
Пантелея малыши все зовут (капуста)
-Не пустили в огород,
Оттого она и жжёт. (крапива)
-Я – капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
-И зелён и густ,
На грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом (картошка)
-Круглый дом с зелёной крышей
С каждым днём круглей и выше.
Он без окон и дверей.
И живут в нём 100 друзей.
Сто весёлых карапузов,
И зовётся дом….(арбузом)
-Когда спело, душисто,
Румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь (яблоко)
-Какое слово получилось?
-Сделаем вывод (Однородные члены предложения отделяются друг от друга с помощью запятой)
-Прочитаем вывод в учебнике на стр.48.
-Правильный ли вывод мы сделали?
-Составим предложение с однородными членами, используя отгадки.
- Назовите однородные члены предложения.
- Какой знак поставите между ними? Почему?
V. Физминутка. (музыкальная, 3 мин)
VI. Закрепление изученного материала. (5 минут)
А) – Составьте одно предложение с однородными членами предложения. (Слайд 4)
Грустные стоят луга.
Грустные стоят поля.
-Найдите и объясните орфограммы.
-Выделите однородные члены предложения
-По какому признаку определили?
Б) «Добавь словечко»
-Добавьте пропущенные слова в предложение (Слайд 5)
Скворцы,…,…. – перелётные птицы.
Маслята,….,… - съедобные грибы.
-Почему называют перелётными?
-Почему покидают родные места?
-Какие ещё бывают грибы?
-Какое правило нужно помнить собирая грибы?
VII.Самостоятельная работа.(12 минут)
- Класс делится на три группы:
- 1 группа работает с нетбуками, выполняет задание «Расставь пропущенные знаки препинания»
Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. И из вороха старых листьев и из травы и из валежника выглядывают грибы. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки.
Как красив осенний лес!
-2 группа работает с системой «PROClass» тест «Однородные члены предложения»
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4.Найди предложение с однородными членами.
1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых
5. Выбери союзы.
1)и 2) из 3) а 4) на 5) но 6) над
6. В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая?
1) Если однородные члены связаны интонацией перечисления;
2) Если однородные члены связаны союзами а, но;
3) Если однородные члены связаны союзом и.
7. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?
1) Если однородные члены связаны союзами а, но.
2) Если однородные члены связаны союзом и.
8. Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?
1)а 2) но 3)и
- 3 группа по карточкам, составляют предложения
зеленые маслята
желтые грузди
листья багряные растут опята
красные подберезовики
тихо теплый
печальный сухой
падают воздух
беззвучно чистый
медленно влажный
Смена деятельности групп через 4 минуты.
VIII. Работа по учебнику. (5 минут)
-Упражнение №88 стр.47
-Списать предложения с однородными членами.
-О чём узнали из текста?
Назовите однородные члены предложения
-Как связаны однородные члены предложения между собой?
-Как разделяются однородные члены предложения?
IX.Итог урока (1 мин)
-Какие члены предложения называются однородными?
-Назовите тему сегодняшнего урока.
-Какие знаки ставятся при однородных членах предложения?
X. Домашнее задание. (дифференцированное)
Стр.48, упражнение №89 или составить небольшой рассказ «Дары природы» с однородными членами предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".
Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение". Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УМК ПЕРСПЕКТИВА"
Как построить систему вопросов и заданий, чтобы новый материал открыли дети. Необходимо организовать поисковую деятельность своих учеников при работе с понятиями «главные члены предложения»...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по программе "Планета знаний" "Решение общих пунктуационных задач. Однородные члены предложения"
Данный урок разработан по програме "Планета знаний" в 4 классе. Урок отработки знаний и умений при изучении темы "Онородные члены предложения". Используется современная образовательная технология "Раз...
Открытый урок - главные и второстепенные члены предложения
Презентация создана для открытого урока по русскому языку...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...