Конспект урока русского языка "Описываем, оцениваем, повествуем".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок комплексного применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_opisyvaem_otsenivaem_povestvuem_3_kl.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Ширшикова И.В.

Русский язык

Класс: 3, УМК «Гармония»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Тема урока: «Описываем, оцениваем, повествуем».

Цель урока: повторить и закрепить знания о тексте-описании, тексте-повествовании и предложении со значением                                          оценки.

Задачи урока:

  1. Закрепить умение различать повествование и описание предмета; выделять предложения со значением оценки, осознавать их роль в тексте.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  3. Воспитывать навыки коллективного труда, учить сотрудничеству в группах и парах.

Технологии: технология критического мышления; информационно- коммуникативные технологии, коммуникативные технологии.

Основные понятия и термины: текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста.

Планируемые результаты:

Предметный результат

  • практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • знать отличительные признаки текста-описания, текста-повествования, предложения-оценки;
  • определять тип текста;
  • уметь работать с текстом; определять тему текста, главную мысль текста.

Личностный результат

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебной задачи.

Метапредметный результат

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: презентация, рабочие листы с заданиями, опорные слова, памятки «Типы текста».

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный момент

Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Проверяют организацию рабочего места. Настраиваются на работу.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Над какой темой мы работали на последних уроках русского языка?

(«Описываем, оцениваем, повествуем») Слайд 1.

- Что является предметом изучения этой темы?

(Текст)

- Положите перед собой информационную карту «Текст».

Текст

  1. Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу.
  2. В тексте каждое новое предложение дополняет или поясняет  предыдущее предложение.
  3. Текст можно озаглавить, определив тему или главную мысль.
  4. Тексты бывают разные:
  • текст – повествование
  • текст – описание
  1. Тексты  могут  включать предложения  со значением оценки.
  2. Предложение – оценка располагается только в начале текста (или его части).

ν    я знаю

+    это новое

?     не понятно

-      не соглашусь

-Прочитайте утверждения и рядом с каждым из них поставьте соответствующий по вашему мнению знак.

Проверка

-Есть ли утверждения, с которыми вы не согласны?

-Есть ли утверждения, которые вам были не понятны?

-Использовали ли вы знак «+»?

-Какой знак вы использовали чаще всего? (˅)

-Почему?

-Значит какова цель урока?

 (Цель: Повторить, закрепить знания о тексте-описании, тексте-повествовании и предложении-оценке.) Слайд 2.

-Какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь этой цели? Слайд 3.

  • повторить признаки текста –описания, текста –повествования и предложения-оценки;
  • закрепить умение отличать описание от повествования;
  • учиться находить предложение-оценку в тексте и определять главную мысль.

Формулируют цели и задачи урока.

Регулятивные умения:

Понимать, принимать и сохранять учебную цель и учебные задачи;

планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные умения:

осуществлять целенаправленно наблюдения, действия анализа, синтеза.

Коммуникативные  умения:

владение диалогической речью.

3

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

- Чтобы успешно справиться с этими учебными задачами, с чего вы должны начать?

(Повторить отличительные признаки текстов и предложения-оценки.)

-Сейчас вы будете работать в группах.

Задание: из  множества признаков выберите только те, которые соответствуют вашему заданию.

1 группа – текст – описание

2 группа – текст -  повествование

3 группа – предложение – оценка

Затем данные признаки прикрепляем к доске в той последовательности, которая указана в инструкции.

Проверка правильности выполнения: сообщение двух представителей от группы о проделанной работе.

-Для чего нам нужно хорошо знать признаки текстов и предложения – оценки?

(Чтобы правильно определять тип текста.)

Работа в группах.

Выбирают разрезные карточки с отличительными признаками текстов в соответствии с заданием и прикрепляют их на доску в согласно инструкции.

Рефлексия своей деятельности (оценка правильности и качества работы группы).

Регулятивные умения:

Действовать по письменной инструкции; оценивать свои действия и полученный результат.

Познавательные умения:

Осуществлять действия анализа, синтеза, группировки.

Коммуникативные  умения:

Участвовать в совместной деятельности (группе), договариваясь об организации работы; строить небольшие устные монологические высказывания.

4

Практическое применение знаний.

Работа с рабочим листом.

-Прочитайте тексты. Обсудите в парах ответы на поставленные вопросы.

Текст  1.                                         Прочитай  тексты.

Сорока.

    Сорока – красивая птица! У неё есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам пёрышки  у неё совсем белые. А вот голова, крылья  и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки  хвост – длинный, прямой, будто  стрела. И перья в нём не просто чёрные, а  с  зеленоватым отливом.

Текст 2.

Спас друга.

      Однажды Миша и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Витя побежал вперёд. Хрупкий лед треснул. Мальчик  очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он  вытащил  товарища на берег. Хорошо, когда рядом надёжный  друг!

  • Определи: повествование это или описание предмета? Как докажешь?
  • Найди в текстах и подчеркни предложение со значением оценки,  определи его место.

Проверка.

-К какому типу текста относится первый текст?

-Как докажете? Какие признаки текста-описания вы нашли?

-Прочитайте предложение-оценку. В какой части текста оно находится?

-Чему даёт оценку автор в этом тексте?

-В каком предложении заключена главная мысль текста?

-Какие слова из него можно вынести в заголовок?

(Аналогичные вопросы ко второму тексту.)

Вывод

-Какие знания и умения закрепили, выполняя это задание?

(1 Определять тип текста.

 2 Находить предложение-оценку и определять его место в тексте.

 3 Ещё раз убедились, что предложение-оценка выражает главную мысль текста.)

Работа в парах.

Проверка правильности выполнения заданий. Формулировка вывода.

Регулятивные умения:

Планировать в паре свои действия для решения учебных задач;

Использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные умения:

Находить в читаемом тексте необходимую информацию для решения практических задач;

Делать умозаключения, выводы.

Коммуникативные  умения:

Умение с достаточной точностью выражать свои мысли;

Участвовать в совместной деятельности (в паре); оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль.

5

Динамическая пауза.

6

Закрепление. (Применение знаний и умений в новой ситуации.)

Работа с рабочим листом.

Задание №2

  Прочитай текст и определи: повествование это или описание предмета (покажи  ] пов. или ] о.п.). Как докажешь? Найди предложение со значением оценки. Реши орфографические задачи.

_______________________

      Вот  прих . жу  я  с рыбалки, ставлю в . дёрко. А кот тут как тут. Сел рядом, з . пустил лапу и шарит там.

       З . цепил рыбёшку, выбр . сил из в . дёрка и торопи[ ца ]  с . есть.

Проверьте правильность выполнения по образцу.

 Слайд 4.

-Прочитайте предложение со значением оценки.

(Д.-Его нет в тексте.)

-Какое предложение – оценку вы выбрали бы для этого текста?        Слайд 5.

1 Какой он хитрый!

2 До чего хорош!

3 Вот такой рыболов!

-Почему?

-Куда правильнее его вписать: в начало текста или в конец? Почему вы так считаете?

- Какое слово из него можно вынести в заголовок?

(Рыболов.)

-Он будет серьёзным или шутливым? Почему?

Запишите то предложение, которое по вашему мнению наиболее точно оценивает поведение кота. И в зависимости от выбора на первой строке запишите заголовок этого текста.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Регулятивные умения:

Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения.

Познавательные умения:

Осуществление действия анализа, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные  умения:

Формирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

7

Рефлексия.

-Подводя итог урока, предлагаю выполнить упражнение «Кластер». Ключевое слово – текст.

- Что вы знаете о тексте?

-Сделайте вывод по этому упражнению.

(Д-Мы уже много знаем о тексте.)

-Теперь оцените свою деятельность на уроке, свой вклад в достижение поставленной цели. Закончите предложение. Слайд 6.

- Я узнал…

-Было интересно…

-Особенно понравилось…

-Вызвало затруднение...

Заполняют схему.

Объективно оценивают свою деятельность, деятельность товарищей, всего класса.

Познавательные умения:

Осуществление действия анализа, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные  умения:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

  1. уровень (обязательный):     учебник с. 115  № 602 .
  2. уровень (тренировочный):   учебник   с. 115 №603.
  3. уровень (творческий):     составь текст – описание с предложением - оценкой   на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...