Буква Я как показатель мягкости согласного звука
план-конспект урока по русскому языку на тему

Зайцева Елена Олеговна

Данный урок предназначен для объяснения влияния буквы Я на согласный звук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

Тема:  «Буква Я как показатель мягкости согласного звука».

http://novichkam.info/wp-content/themes/elegance/lib/scripts/timthumb/thumb.php?src=http://novichkam.info/wp-content/uploads/2012/08/bigstock_Online_Education_11092172-e1330386101949.jpg&w=570&h=370&zc=1&q=100

Автор: воспитатель ГПД

Зайцева Е.О.

Санкт-Петербург, Колпино


Цели: показать, как буква Я влияет мягкость предшествующего согласного.

Задачи:

  • Формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного, чтения;
  • Способствовать развитию фонематического слуха,   логического мышления, внимания, умения  классифицировать.

Оборудование: мультимедийная доска, плакат.

Технологии:  проблемного обучения.

Участники: 1 класс

Ход урока:

На прошлом уроке с какой новой буквой мы познакомились? (с буквой Я). Дайте характеристику этой букве. ( Она гласная, поется)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

 Значит, напишем букву я  красным цветом.

Что необычного вы узнали о букве я? (она состоит из 2 звуков)

- Какие это звуки? ([йa])

 -Выйдите к доске и запишите на плакате звуки, который слышны при произношении буквы Я   ([й]  и   [a])

http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

-Дайте характеристику первому звуку Й. Какой он ? ( согласный, мягкий, звонкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

_ Дайте характеристику второму звуку -  А (гласный)

 Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Может ли буква я обозначать целое слово? (да)

 Послушайте такое предложение. Я пошел в магазин. Составьте схему предложения.  

Какое первое слово в предложении? (я)

Кто  составит  схему слова Я?

Какая буква похожа на букву Я? (тоже дает 2 звука буква Е)

      Загадка

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем-гладко, А откусишь – сладко.

               На доске пишу  слово яблоко

С какой буквы начинается слово?  (с буквы Я)

— Сосчитайте сколько букв в этом слове? (6 букв)

— А сколько звуков в этом слове?    (7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

    (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [йa])

— Что общего у слов Зоя и Рая?

  1. это женские имена;
  2. буква стоит после гласной и обозначает два звука [йa];
  3. в этих словах по три буквы и 4 звука.

Если последнее  задание вызовет затруднение, то разберем слово «Рая» (один человек у доски)

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

Работа над новой темой.

               Буква я как показатель мягкости согласного звука.

 Какие имена вы знаете. В которых встречается  буква я?  (Ярослав, Ян, Яна, Соня, Эля)

 С какой буквы пишутся имена людей? ( С заглавной)

В нашем классе есть 2 девочки – Соня и Эля.

Давайте произнесем слово Соня по слогам (2 хлопка в ладоши – 2 слога)

 Со–ня

– Произнесите последний слог и послушайте его.

-Как произносится согласный звук? (мягко,  [н`])

– Какой гласный звук слышите? ([а])

Посмотрите на доску, и прочитаем хором слоги НА, НО, НУ, НЫ.

        Ни, Не, Ня

 Как в верхней строчке  произносится согласный звук? (твердо)

В нижней? (мягко)

– Почему же мы в слове Соня  слышим звук [а], а пишем букву Я

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук [а].

– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Потренируемся. Скажем мягкий звук МЬ а , а напишем – Мя ( на доске пишу. И так еще отработка пары звуков и букв.

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть ненадолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Физкультминутка

Чтение слогов-слияний с буквой Я.   Учебник с. 113. 

Вывод из прочитанного: если после согласного идет буква я, то предыдущий согласный читается? (мягко)

Как вы думаете, куда именно я должна поставить букву я в наш паровозик и почему?  (под буквой А)

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

Открываем тетради по чтению и пишем слоги под мою диктовку ( 1 уч.  у доски)   ма – мя ,  на - ня   ,  ла - ля  ,   ра – ря  ,   да – дя  ,  ба-бя.   Моделируем схему к этим слогам.

На мультимедийной доске  – читаем все слоги. Затем прошу прочесть только слоги-слияния !   Показываю  игру с диска к учебнику на определение мягкости-твердости (1-2 чел. у электронной доски).

Читаем 3 скороговорки по колонкам. Рассказываем

Читаем слоги с буквой  А и с буквой Я.

Вспомните, какие еще гласные смягчают согласный в слиянии? ( Е и И)

Говорим о многозначности слова земля.

На доске земляне, земляк, землянка, земляника.  Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да, от слова земля.) Вспомните, как мы выделяли общую одинаковую у этих слов часть (земл). Кто помнит, как это называется? (корень).

Читаем текст Земля. С 113.

Игра «Какие ягоды растут в лесу»? Какие в саду? Ответы детей. Читаем текст Земляника. С 114. Вопросы по тексту из методички.

 Итог урока  

Что нового мы узнали сегодня о букве Я?

С какой буквой у нее  сходные свойства? ( Е)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"

Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....

Обучение грамоте 1 кл. УМК "Школа России" "Буква мягкий знак (Ь)- показатель мягкости согласных звуков"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве мягкий знак (Ь); формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой мягкий знак (Ь).Планируемые результатыПредметные: знать: - знать...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...