Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Смирнова Н.П.
Класс: 1 г Дата Предмет: чтение
Тема: Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
Цель: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами строчной печатной буквы «ь»; учить читать слова орфоэпически ; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, модели звуков, слов, элементы –шаблоны печатной буквы, карточки для рефлексии.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание учебного материала |
|
| |||
1. Мотивация к учебной деятельности | Мотивировать учащихся на изучение темы
| Приветствие. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Проверьте готовность к уроку. У каждого на парте должна лежать Азбука. Модели звуков и слов. Элементы букв для конструирования. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Создание проблемной ситуации.
| Активизирует знания учащихся. | Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя. | Вспомните все изученные нами буквы. А О У Э И Ы Р М Л Н Й Я Е Ё - Назовите буквы обозначающие согласные звуки. (й .л, р, м, н) - Что общего у данных букв? (согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук) - Назовите буквы обозначающие гласные звуки. - Ребята, а на какие 2 группы можно разделить буквы? (А, О, У, Э, Ы – указывают на твёрдость согласного; И, Я, Е, Ё, Ю на мягкость согласного) - А на какие 2 группы можно разделить эти буквы, почему? ( и – один звук; я, е, ё, ю – могут обозначать два звука, а могут и один звук). - Когда эти буквы могут обозначать два звука? (Когда они стоят в начале слова, и когда после гласной буквы). - Когда эти буквы обозначают один звук? |
3. Выявление места и причины затруднения | Организация фиксации места, где возникло затруднение; подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока | Создаёт проблемную ситуацию . | Высказывают предположение, формулируя тему и цель урока. Уточняют по учебнику. | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, с какой вы узнаете, если отгадаете загадку: Это очень хитрый знак. -Итак, ребята, тема нашего урока… Это очень необычная буква. И секреты, которые она скрывает, мы узнаем с вами во время урока. -Откройте учебник , зафиксируйте стр. закладкой.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | В коммуникативной форме организация построения учащимися проекта будущих учебных действий; составление плана работы | Организует учебное исследование для выделения понятия. Работа по учебнику
| Высказывают предположение. | -Посмотрите на верхний левый угол страницы. Что необычного вы заметили? (модели звуков зачеркнуты) -Да, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. -Как вы думаете почему? (буква ь не обозначает звука) Какой мы с вами можем сделать вывод? (буква ь знак не обозначает звука при произношении) Найдите его на страничке азбуки , покажите пальчиком соседу по парте. Мягкий знак на письме обозначается строчной буквой ь (мягкий знак). -Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь». На что похожа буква? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р ) - Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала) -Сейчас вам предстоит работа в парах. -Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? Ключ 5( 6, ) и 18( 19) -Откройте последнюю страницу Азбуки. -Покажите какое место в алфавите занимает буква ь. -Какая изученная буква стоит перед ь. Какая следует на ним? Запомните, как она выглядит. Работа с двухуровневыми схемами - Рассмотрите рисунки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первом? (ель). -Назовите звуки, произнесите с ударением, соотнесите звуковую форму слова с буквенной, что заметили? - Назовите последний звук? [л’]. - Дайте характеристику этому звуку (в слове «ель » - согласный звонкий мягкий звук [л’]). Почему произносится мягко? -Какая буква нам показывает , что в конце слова нужно читать мягкий согласный звук? Это буква мягкий знак. -Рассмотрите второй рисунок. - Что делал заяц? (он ел). -Назовите звуки, произнесите с ударением, - Сравните слова «ель» и «ел». Как произносится последний звук в этих словах? - Почему в слове «ель» звук [ л ,] произносится мягко? ( мягкий знак указывает на мягкость согласного звука). - Рассмотрите 3 рисунок. Кто здесь изображён? - Кто знает, как называется эта рыба? (Линь). Кто может объяснить значение этого слова? Линь - рыба, с черно-фиолетовыми чешуйками; водится в озерах и речках и причисляется к роду карпа. |
5. Реализация построенного проекта. Физминутка | Организация совместного открытия нового знания | Организует фронтальную работу по вопросам в учебнике. | Наблюдают, делают выводы. Работа в парах. Конструируют букву. | -Так какую же работу выполняет буква ь знак? буква ь знак указывает на мягкость согласных |
6. Первичное закрепление | Организация усвоения детьми нового способа действий фронтально | Организует работу по учебнику. | Проговаривают результаты во внешней речи, формулируют вывод. Читают хором Отвечают на вопросы Анализируют слова | а) Чтение слогов и слов по учебнику; с. 45.
- Прочитайте слоги и образованные от них слова «цепочкой». -Поставили пальчик на начало первой строки. Читаем вместе слог. -Посмотрим на второй слово: сколько в нем слогов? (2) Читаем все вместе: мыло -Посмотрите на следующее слово. Давайте прочитаем его с ударением: мыльный. -Обратите внимание: у нас рядом стоит прямоугольник. -Что нужно сделать? - К слову «мыльный» подберите подходящее по смыслу слово. - Что обозначает слово «пузырь» раствор. (Это слово-предмет.) - Покажите модель этого слова. Прямоугольник (розового цвета). -Переходим ко второй строчке. Поставили пальчик под первое слово, сейчас будет читать первый ряд, остальные внимательно следят. Кто знает значение этого слова? Мель – мелкое место на дне реки, озера, моря, мешающее прохождению кораблей. 3 строчка – 2 ряд 4 строчка – 3 ряд 5 строчка – только девочки 6 строчка – только мальчики 7 строчка – все вместе - Объясните значение слов: «моль», «рояль», «лунь», «омуль». Моль-насекомое из отряда чешуекрылых бабочек, достаточно вредоносное, которое предпочитает употреблять кератин, содержащийся в шерстяных и натуральных меховых изделиях. (платяная. пищевая) Лунь – хищная степная птица с серовато-белым оперением семейства ястребиных.(Сообщение) Омуль - это разновидность рыбы, длина до 64 см, весит до 3 кг. (Сообщение) Рояль – музыкальный инструмент .
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Физминутка | Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий; проверка уровня приобретённых знаний | Организует закрепление материала по теме, обмен мнениями, самостоятельную работу . | Составляют модель слова. Проверяют . Отвечают на вопросы Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | -Вам необходимо составить на парте звуковую модель слов: руль и мель А сейчас немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазкам. Глазки видят всё вокруг, |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Организация выявления типовых заданий, где используется новый способ действия | Организует работу в парах | Анализируют иллюстрации Отвечают на вопросы Читают индивидуально\хором Составляют схему предложения | -Переходим к последнему заданию. -Посмотрите на записи внизу учебника. Что вы видите? (Это предложения). - Почему вы так считаете? (Начало написано с заглавной буквы, а в конце стоят точки). -Поставили пальчик на начало предложения. Кто может прочитать первое предложение? -Посмотрите на второе предложение. Что вы должны сделать? (Нужно вставить слово). - Прочитайте начало предложения. Какое нужно вставить слово? Что это за слово? («Играет» - слово действие) Посмотрите на рисунок слева ? Что девочка делает? (играет) -Переходим к рисунку справа: что вы видите? -Кто может прочитать сразу два предложения? -Поставили пальчик на начало предложения, следим: У меня руль. Я рулю. -Сейчас читают только девочки. - А теперь мальчики. Молодцы! Сейчас вам понадобятся ваши модели(прямоугольники) слов. Составьте модель первого предложения. - Сколько слов в этом предложении? У Алины рояль.
. . Кто выйдет к доске и составит модель? Проверяем! Поднимите руки кто считает, что … составил(-а) модель предложения правильно. -Все отложили на край стола. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Предлагает оценить свою работу на уроке | Оценивают свою работу на уроке. Высказывают свои впечатления от урока. | -Давайте подведём игог нашего урока. - С какой буквой познакомились на уроке? -Какие секреты скрывает мягкий знак? (-Какую работу выполняет мягкий знак?) -Оцените свою работу на уроке. |
Омуль- это крупная промысловая рыба семейства лососевых.
Длиной до 64 см, весом до 3 кг. Питается мелкими рачками, рыбками.
Омуль обитает на Байкале, а также в реках и озёрах Урала и Сибири.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Лунь- хищная птица семейства ястребиных. С серовато-белым оперением,
с загнутым клювом(размером с ворону).Водится на открытых пространствах.
Питается мелкими грызунами, птицами, лягушками, ящерицами.
Гнездо располагает на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
Презентация Буква Ь– показатель мягкости согласных звуков
Урок обучения грамоте...
Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....
Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"
Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....
Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».
Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....
Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...
Конспект урока буква е – показатель мягкости согласного звука.
Конспект урока буква е - показатель мягкости согласного зв...