Рабочая прогамма по русскому языку для 4 класса Рамзаева Т.Г.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» М: «Дрофа», 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat_planir_russkiy_yazyk_4_kl_2015.doc | 564 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии
с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы
Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» М: «Дрофа», 2015 г.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 ч (5 часов в неделю).
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
– открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
– формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
– формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
– развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
– формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
– развитие речи, мышления, воображения школьников;
– формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
– освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объема;
– формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:
– к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
– к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
– к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);
– к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
– к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:
– основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
– орфография и пунктуация;
– развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.
Коррекция программы: два резервных урока из раздела «Повторение» перенести в раздел «Глагол».
Ценностные ориентиры содержания курса
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
– осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
– формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
– развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Данная программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1) произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
2) производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
3) правильно писать слова с изученными орфограммами;
4) видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
5) находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
6) пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
7) различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
8) ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
9) производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
10) разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
11) писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
12) читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
13) воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
14) создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Учащиеся получат возможность научиться:
– осуществлять процессуальный контроль (контроль над каждой частью выполняемой работы) в сотрудничестве с учителем;
– по результатам решения практических задач (наблюдений, сравнений, анализа и т. д.) делать самостоятельно выводы относительно фактов языка, сравнивать свои выводы с выводами, данными в учебнике, корректировать самостоятельно сделанные выводы;
– строить монологические высказывания на основании диалога, обсуждения языкового материала;
– осуществлять действия по самоконтролю и взаимоконтролю.
– слушать, слышать, узнавать звучание русского слова;
– чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков, слова, фразы;
– использовать знания и практический опыт в области фонетики, орфоэпии и графики как основу орфографически-грамотного письма;
– писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами.
– объяснять особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.);
– объяснять значение фразеологизмов (без терминологии);
– пользоваться толковым словарём.
– находить в предложении, тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
– устанавливать зависимость формы числа имени прилагательного и глагола от формы числа имени существительного, с которым данное слово связано;
– различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать?;
– объяснять значение предлогов в речи;
– понимать, что предлог всегда связан с существительным, независимо от места предлога в предложении;
– находить в предложении существительное, к которому относится предлог;
– различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
– распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
– использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова»;
– устанавливать взаимосвязь между целью высказывания, интонацией и знаками препинания в предложении;
– произносить по-разному одно и то же предложение; устанавливать при этом изменение смысла предложения;
– устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
– выписывать из предложений словосочетания с вопросами;
– устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением;
– самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
– писать изложение небольших повествовательных текстов по составленному плану;
– толковать значение слов, выражений, пословиц;
– использовать слова в переносном значении (дождь барабанит, шепчет; ручей озорной, весёлый, торопливый) в устной и письменной речи;
– применять правила правописания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Учащиеся научатся:
– ориентироваться в организации учебного материала, структуре учебника,
– понимать и устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность поставленной цели, учебного материала и результатов выполнения цели урока (тему);
– принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и средства её осуществления;
– совместно с учителем принимать участие в целеполагании, давать себе прогностическую самооценку (определять меру готовности к выполнению учебного задания), планировать учебные действия при решении поставленной учебной задачи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
– понимать свою роль при сотрудничестве с одноклассниками в учебном процессе;
– пользоваться таблицами, схемами, представленными в учебнике и других учебных пособиях;
– находить и использовать информацию, представленную в учебнике и других учебных пособиях, для пополнения актуального познавательного опыта;
– выслушивать и принимать другое мнение или позицию;
– аргументировать собственное мнение или позицию;
– понимать целесообразность (смысл) работы в паре, группе.
– анализировать на слух звучащее слово;
– различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
– использовать способы проверки (изменение формы слова), обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
– использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных, делить слова на слоги и для переноса;
– различать и сравнивать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, и слова, в которых эти буквы обозначают мягкость согласных;
– безошибочно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
– различать (сравнивать) мягкий знак (ь) как показатель мягкости и разделительный мягкий знак (ь);
– списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажения букв.
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
– использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»;
– различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
– изменять имена существительные по числам; по падежам,
– распознавать и правильно писать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек и т. д.);
– определять, признак одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
– изменять имена прилагательные по числам; по родам, по падежам,
– различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т. д.);
– различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;
– выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»), устанавливать между ними связь по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
– устанавливать зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного, с которым оно связано.
– определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
– изменять глаголы по числам; по лицам, по временам,
– устанавливать зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного, с которым он связан.
– находить предлоги в предложении;
– писать предлоги отдельно от других слов.
– подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
– выделять корень, суффикс, приставку, окончание в однокоренных словах;
–- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
– распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
– использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
– применять правила проверки безударных гласных в корне слов с сочетаниями жи – ши.
– различать предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) с использованием терминов «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение»;
– оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания);
– находить главные и второстепенные члены предложения ;
– составлять и записывать предложения из данных слов, изменяя при необходимости форму слов;
– выбирать из данных слов и словосочетаний подходящие по смыслу для составления предложения на определённую тему;
– записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
– восстанавливать деформированные предложения.
– письменно отвечать на вопросы к тексту;
– записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
– различать текст-пословицу, текст-загадку, текст-описание и текст-повествование;
– определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторение изученного (21 ч)
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.
Текст – повествование, описание, рассуждение. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова.
Правописание приставок и предлогов. Разделительные ь и ъ (сопоставление).
Части речи. Обобщение признаков имен существительных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.
Обобщение признаков имен прилагательных: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.
Обобщение признаков глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.
Однородные члены предложения (7 ч)
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами.
Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.
Текст (2 ч)
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
Имя существительное (39 ч)
Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.
Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
Имя прилагательное (33 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе.
Связь имен прилагательных с именами существительными.
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Местоимение (8 ч)
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (33 ч)
Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
Повторение (27 ч)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Всего часов |
1 | Повторение изученного | 21 |
2 | Однородные члены предложения | 7 |
3 | Текст | 2 |
4 | Имя существительное | 39 |
5 | Имя прилагательное | 33 |
6 | Местоимение | 8 |
7 | Глагол | 33 |
8 | Повторение | 27 |
ИТОГО | 170 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (170 ч)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | ||||
планируемая | фактическая | |||||||
Повторение изученного (21 ч) | ||||||||
1 | Вводный урок. Слово | 1 | Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Формулировать собственное мнение и позиции, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Оформлять предложения в устной и письменной речи. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений. Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Уметь определять предложения по цели высказывания. Записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме. Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; Воздавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. Уметь определять звуки, слоги, ставить ударение. Употреблять в словах ь и ъ. | |||||
2 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | ||||||
3 | Знаки препинания | 1 | ||||||
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||||||
5 | Словосочетание | 1 | ||||||
6 | Текст | 1 | ||||||
7 | Звуки, буквы, слог, ударение в словах | 1 | ||||||
8 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке | 1 | ||||||
9 | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях | 1 | ||||||
10 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | ||||||
11 | Упражнение в написании корней слов | 1 | ||||||
12 | Правописание слов с непроизносимыми и удвоенными согласными | 1 | ||||||
13 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
14 | Анализ изложения. Приставки и предлоги | 1 | ||||||
15 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | ||||||
16 | Части речи. Имя существительное | 1 | ||||||
17 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | ||||||
18 | Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных. | 1 | ||||||
19 | Имя прилагательное | 1 | ||||||
20 | Глагол | 1 | ||||||
21 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
Однородные члены предложения (7 ч) | ||||||||
22 | Анализ изложения. Однородные члены предложения | 1 | Формулировать собственное мнение и позиции, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами. Контролировать собственные действия. Формулировать задачи урока, делать выводы, составлять план, вносить коррективы. Отличать виды предложений, правильно строить предложения и оформлять их при письме. Различать однородные члены предложений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать других, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами, вести беседу на уроке и в жизни. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). | |||||
23 | Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов | 1 | ||||||
24 | Однородные члены предложения с союзами | 1 | ||||||
25 | Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но | 1 | ||||||
26 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами | 1 | ||||||
27 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||||||
28 | Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного | 1 | ||||||
Текст (2 ч) | ||||||||
29 | Тема и основная мысль текста | 1 | Формулировать задачи урока, делать выводы, составлять план, вносить коррективы. Формулировать собственное мнение и позиции, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами. Контролировать собственные действия. Сопоставлять текст и отдельные предложения, не объединенных общей темой. Видеть связь между предложениями в тексте. Иметь общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. | |||||
30 | План текста. Обучающее изложение | 1 | ||||||
Имя существительное (39 ч) | ||||||||
31 | Анализ изложения. Склонение имён существительных | 1 | Учиться высказывать свое предположение (версию). Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Уметь задавать уточняющие вопросы. Сформировать общее представление об имени существительном как слове, называющем какой-то предмет. Познакомиться с частью речи – «имя существительное», понятием «одушевленные» и «неодушевленные» существительные; закрепить умение определять лексическое значение существительных. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного (изменяется по числам или нет). Научиться различать имена собственные и нарицательные; грамотно писать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия. Определять падеж и склонение имен существительных. Научиться правильно писать безударные падежные окончания. | |||||
32 | Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные | 1 | ||||||
33 | Именительный падеж имён существительных | 1 | ||||||
34 | Родительный падеж имён существительных | 1 | ||||||
35 | Дательный падеж имён существительных | 1 | ||||||
36 | Винительный падеж имён существительных | 1 | ||||||
37 | Творительный падеж имён существительных | 1 | ||||||
38 | Предложный падеж имён существительных | 1 | ||||||
39 | Повторение. Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 | ||||||
40 | Винительный и предложный падежи | 1 | ||||||
41 | Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных» | 1 | ||||||
42 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о падежах имён существительных | 1 | ||||||
43 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
44 | Анализ изложения. Три склонения имён существительных | 1 | ||||||
45 | Упражнение в определении склонения имён существительных | 1 | ||||||
46 | Упражнение в определении склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах | 1 | ||||||
47 | Ударные и безударные окончания имён существительных | 1 | ||||||
48 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения | 1 | ||||||
49 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | 1 | ||||||
50 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
51 | Анализ изложения. Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже | 1 | ||||||
52 | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | ||||||
53 | Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах | 1 | ||||||
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» | 1 | ||||||
55 | Анализ контрольного диктанта. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения | 1 | ||||||
56 | Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 | ||||||
57,58 | Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже | 2 | ||||||
59-61 | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 2 | ||||||
62 | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа | 1 | ||||||
63 | Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе | 1 | ||||||
64 | Родительный падеж имён существительных во множественном числе | 1 | ||||||
65 | Упражнение в правильном употреблении имён существительных в родительном падеже множественного числа | 1 | ||||||
66 | Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе | 1 | ||||||
67 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных во множественном числе | 1 | ||||||
68 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе» | 1 | ||||||
69 | Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного | 1 | ||||||
Имя прилагательное (33 часов) | ||||||||
70 | Имя прилагательное | 1 | Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Добывать новые знания, наблюдать, перерабатывать полученную информацию. Формулировать собственное мнение и позиции, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами. Контролировать собственные действия. Сформировать общее представление об имени прилагательном как слове, называющем признаки предметов. Расширить представление о лексическом значении имен прилагательных. Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Увидеть зависимость имени прилагательного от имени существительного; научиться правильно использовать прилагательные в речи. Познакомиться с формой числа имен прилагательных. Увидеть зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного. Познакомиться с синонимами и антонимами, со словарями синонимов и антонимов. Познакомиться с синонимами и антонимами среди других частей речи. Правильно определять падеж имен прилагательных, писать безударные окончания. | |||||
71 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных (повторение) | 1 | ||||||
72 | Склонение имён прилагательных | 1 | ||||||
73 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||||
74 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||||
75 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
76 | Анализ изложения. Закрепление изученного | 1 | ||||||
77 | Развитие речи. Письмо | 1 | ||||||
78,79 | Родительный падеж мужского и среднего рода имён прилагательных | 2 | ||||||
80 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||||
81,82 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 2 | ||||||
83 | Обучающее изложение текста-описания | 1 | ||||||
84 | Анализ изложения. Закрепление изученного | 1 | ||||||
85 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 | ||||||
86 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода | 1 | ||||||
87 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода» | 1 | ||||||
88 | Анализ контрольного диктанта. Различение безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода | 1 | ||||||
89 | Различение безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода | 1 | ||||||
90 | Различение безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||||||
91 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | ||||||
92 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
93 | Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе» | 1 | ||||||
94 | Анализ изложения и контрольного списывания. Закрепление изученного | 1 | ||||||
95 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 | ||||||
96 | Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных | 1 | ||||||
97 | Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных | 1 | ||||||
98 | Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных | 1 | ||||||
99, 100 | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном | 2 | ||||||
101 | Контрольное изложение | 1 | ||||||
102 | Анализ изложения. Закрепление изученного | 1 | ||||||
Местоимение (8 ч) | ||||||||
103 | Понятие о местоимении | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Выполнять пошаговый контроль. Познакомиться с личными местоимениями. Использовать местоимения вместо имен существительных. Научиться изменять личные местоимения по падежам. | |||||
104 | Местоимения 1, 2, 3-го лица | 1 | ||||||
105 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | ||||||
106 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Правописание местоимений с предлогами | 1 | ||||||
107 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | ||||||
108 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
109 | Анализ изложения. Проверочный диктант | 1 | ||||||
110 | Закрепление изученного | 1 | ||||||
Глагол (33 ч) | ||||||||
111 | Глагол. Общее понятие (повторение) | 1 | Формулировать собственное мнение и позиции, задавать вопросы, сотрудничать с партнерами. Контролировать собственные действия. Формулировать задачи урока, делать выводы, составлять план, вносить коррективы. Сформировать представление о глаголе как слове, называющем действие. Закрепить представление о глаголе; раскрыть зависимость формы числа глагола от формы числа существительного, с которым он связан. Научиться различать число глаголов, изменять форму числа глаголов. Научиться составлять поздравление с праздником, наблюдать за ролью глаголов в поздравлении. Получить представление о начальной (неопределенной) форме глагола; закрепить умения ставить вопросы к глаголам. Научиться изменять их по лицам, числам, по временам. Писать правильно окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | |||||
112 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||||||
113 | Изменение глаголов прошедшего времени | 1 | ||||||
114 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||||
115, 116 | Неопределённая форма глагола | 2 | ||||||
117 | Контрольный диктант по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола» | 1 | ||||||
118 | Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | ||||||
119 | Анализ контрольного диктанта и изложения. Закрепление изученного | 1 | ||||||
120 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 1 | ||||||
121,122 | 2-е лицо глаголов единственного числа | 2 | ||||||
123, 124 | I и II спряжение глаголов | 2 | ||||||
125 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
126 | Анализ изложения. I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 | ||||||
127 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | ||||||
128 | Определение спряжения глаголов по неопределённой форме | 1 | ||||||
129 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени | 1 | ||||||
130 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | ||||||
131 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | ||||||
132 | Анализ контрольного диктанта. Глаголы-исключения | 1 | ||||||
133 | Глаголы-исключения | 1 | ||||||
134 | Сочинение (с элементами описания) по картине | 1 | ||||||
135 | Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | ||||||
136 | Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов | 1 | ||||||
137 | Краткое изложение | 1 | ||||||
138 | Анализ изложения. Изменение глаголов по временам | 1 | ||||||
139 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||||||
140 | Обучающее сочинение | 1 | ||||||
141 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
142 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||||||
143 | Анализ сочинения, изложения и контрольного диктанта. Закрепление изученного | 1 | ||||||
Повторение (27 ч) | ||||||||
144, 145 | Обобщение знаний о предложении | 2 | Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Классифицировать предложения по цели высказывания. Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. Контролировать собственные действия. Определять наличие изученных орфограмм. Группировать слова по заданному принципу. Контролировать правильность объединения слов в группу. | |||||
146, 147 | Состав слова | 2 | ||||||
148 | Части речи | 1 | ||||||
149, 150 | Имя существительное | 2 | ||||||
151 | Имя прилагательное | 1 | ||||||
152 | Местоимение | 1 | ||||||
153 | Глагол | 1 | ||||||
154 | Итоговый контрольный диктант | 1 | ||||||
155 | Обучающее сочинение | 1 | ||||||
156 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
157 | Анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения. Повторение | 1 | ||||||
158,159 | Повторение | 2 | ||||||
160 | Повторение. Брейн-ринг | 1 | ||||||
161 | Повторение. Предложение | 1 | ||||||
162 | Повторение. Правописание корней слов | 1 | ||||||
163 | Обучающее сочинение | 1 | ||||||
164 | Обучающее изложение | 1 | ||||||
165 | Проверочный диктант | 1 | ||||||
166 | Проверочное списывание. Тест | 1 | ||||||
167 | Свободный диктант. Тест | 1 | ||||||
168 | КВН | 1 | ||||||
169 | Олимпиада | 1 | ||||||
170 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Материально-техническое обеспечение уроков русского языка | Кол-во | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс – М.: ВАКО, 2015. | Д | ||
Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс: в 2 частях - М.: Дрофа, 2013. | К | ||
Рамзаева Т.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс - М.: Дрофа, 2015. | К | ||
Русский язык. Проверочные работы, 4 класс - М.: Дрофа, 2015. | К | ||
Материалы к олимпиадам по русскому языку | Д | ||
Технические средства обучения | |||
Классная магнитная доска. Интерактивная доска. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. | Д Д Д Д Д | ||
Демонстрационные пособия | |||
Разрезные схемы слов | Д | ||
Словарные слова | Д | ||
Таблицы по обучению грамоте | Д | ||
Подвижная магнитная Азбука | Д | ||
Сюжетные картинки Н. Носов «На горке», Н. Некрасов «Дедушка Мозай и зайцы», К. Паустовский «Заячьи лапы» | К | ||
Таблицы по развитию речи В. Перов «Тройка», А. Пластов «Первый снег», И. Левитан «Золотая осень», В. Маковский «Свидание» | Д | ||
Раздаточный материал (карточки) по темам «Предложение. Текст», «Правописание безударных гласных, парных согласных», «Состав слова», «Части речи» | К | ||
Демонстрационные карточки печатных и письменных букв | Д | ||
Картинные словари для 1 – 4 классов | Д | ||
Разрезные слоги | Д | ||
Азбука в картинках | Д | ||
Раздаточный материал «Играем и учимся» | Д |
Список используемой литературы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения).
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения).
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 2 ч. /[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения).
14. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения).
15. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст]. В 2 ч. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения).
17. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс: в 2 частях - М.: Дрофа, 2013.
18. Рамзаева Т.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс - М.: Дрофа, 2014.
19. Русский язык. Проверочные работы, 4 класс - М.: Дрофа, 2014;
20. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс – М.: Вако, 2015.
21. Клюкина И. В. Изучение слов с непроверяемым написанием, - М.: Вако, 2009;
22. Субботина О. В. Тематические и обобщающие тесты, - Волгоград, 2009;
Интернет-ресурсы:
1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
2. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
4. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
5. http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
6. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
7. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
8. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
9. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
10. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
11. http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
12. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
13. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
14. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
15. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
16. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
17. http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
18. http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
19. http://easyen.ru [Современный учительский портал];
20. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
21. http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
22. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
23. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
24. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
25. http://school-russia.prosv.ru/ Сайт УМК «Школа России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прогамма по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена по программе Климановой Л.Ф. письмо и русский язык 1класс...
рабочая программа по русскому языку 1 класс Рамзаева
рабочая программа по русскому языку +календарно-тематическое планирование( 5 часов в неделю)...
рабочая программа по русскому языку 1 класс (Рамзаева Т.Г.)
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по программе Т.Г. Рамзаевой (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Рамзаева Т.Г.
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Рамзаева по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Рамзаева по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс, Рамзаева)
Программа рассчитана на 5 часов в неделю...