Конспект урока в 1 классе "Буква т,звук {т}
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе
Автор: Тихова Марина Александровна учитель начальных классов МБОУ «Копановская ООШ» Мо «Енотаевский район» Астраханской области
УМК «Школа России»
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема:
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала и его осмысления.
Форма урока:
Урок – путешествие.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [т], [т'] и буквами Т, т.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с новыми звуками[т], [т'] и буквами Т, т.
2. Обучить правильному произношению звуков [т], [т’].
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой .
Воспитательные:
1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.
2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.
Развивающие:
1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.
2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.
Формируемые на уроке УУД:
Познавательные:
1.Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
2.Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.
3.Формирование умения находить значение новых слов с помощью различных источников информации.
4.Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.
5.Формирование умения извлекать из разных источников нужную информацию.
6.Формирование умения ориентироваться в тексте.
7.Формирование умения делать выводы.
Регулятивные:
1.Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.
2.Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.
3.Формирование умения осуществлять самоконтроль.
4.Осуществлять самоконтроль.
5.Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6.Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
7. Формирование умения осуществлять самооценку.
Личностные:
1.Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке.
2.Формирование умения определять общие правила поведения.
3.Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.
4.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1.Формирование умения работать в парах.
2.Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.
3.Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
4.Формирование умения получать нужную информацию через общение с близкими людьми.
Этапы урока | Время, мин | Методы и приёмы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Приме чания |
Орг. момент | 3 | Игра | Коллективная | Приветствует учащихся. Выполняет движения вместе с детьми. | Приветствуют учителя. Хором читают стихотворение с движениями: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Вы всё можете и у вас сегодня всё получится, потому что… Глазки смотрят и всё видят. Ушки слушают и всё слышат. Сначала думаю. Потом говорю. Помню, что в классе я не один. | |
Актуализация знаний Целеполагание. | 5 | Диалог | Фронтальная | Ведёт диалог с уч-ся: -Чем бы вы хотели заняться на этом уроке? - Для чего вам это нужно? - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? -Какие звуки обозначаются этой буквой? Обращает внимание на «Уголок вопросов»: - Вчера мы поставили в «уголок вопросов» карточку Д/ Т Посмотрите на неё внимательно. Подумайте, что будем изучать на этом уроке? Чему будем учиться? | Ведут диалог с учителем. Высказывают свои предположения. - Д - [д], [д'] Высказывают свои предположения. | |
Открытие новых знаний. | 8 | Работа с учебником Анализ Синтез Анализ самопроверка Анализ Наблюдение Наблюдение анализ Классификация Обобщение | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Коллективная Фронтальная Работа в парах Фронтальная | Ведёт диалог с учащимися. -Для того, чтобы узнать это, мы отправимся в путешествие. Чтобы узнать на чём, откройте «Буквари» на стр. 63 по закладке. -Какой транспорт вы видите внизу страницы? - На чём можем поехать? Сколько машин нам понадобится, если в 1 машину может сесть 4 человека? -Отправляемся в путь. А чтобы нам было не скучно ехать, составим схему слова «такси» в парах. - Проверим. Включает образец на слайде. - Поднимите 2 руки те, у кого задание выполнено верно. - Дорога дальняя. Определим сколько слогов в слове «такси». - Который слог ударный? - Назовите первый звук. - Т…Т…Т… Кажется, наша машина сломалась! Надо помочь водителю починить её. -Мотор издаёт один и тот же звук [Т]. - Произнесите его по очереди в парах. Внимательно наблюдайте за произношением. Договоритесь кто будет первым. -Что можете рассказать про этот звук? Какой он, гласный или согласный? Почему так решили? - Как ещё можете доказать, что он согласный? - Что ещё можно сказать об этом звуке, глядя на ленту букв? Произнесите мягкий звук. - Сделайте вывод о том, какими звуками обозначается буква Т. Переключает слайд. | Открывают «Буквари» по закладке. Ведут диалог с учителем. - Наземный - На такси. (Трамвая и троллейбуса в нашем селе нет). Считают. Работают в парах. Составляют схему слова из цветных квадратов. 1 ученик у доски. Проверяют по образцу. Ученик у доски оценивает свою работу. Произносят слово по слогам с хлопками и показывают нужное количество пальчиков. Произносят звук [Т] по очереди. Договариваются кто будет первым. Произносят звук в парах. Наблюдают за произношением. Делают вывод о данном звуке. Смотрят на ленту букв. Определяют, что данный звук глухой, он бывает твёрдым или мягким. Произносят мягкий звук. Делают вывод, что буква Т обозначает мягкий и твёрдый звуки [Т'] и [Т]. | На экране – образец схемы На экране буквы Тт |
Физ. минутка | 3 | Игра Говорение Обобщение | Индивидуальная Коллективная | - Встаньте и покажите при помощи рук букву, которую видели на остановке. - Как она называется? - Произнесите звуки, которые она обозначает. - Едем на такси по классу искать предметы, в названиях которых есть наши новые звуки. Напоминает правила движения: - Едем молча, не нарушая правила дорожного движения, не сталкиваясь друг с другом. -Какие слова нашли? -В каком месте в них находятся новые звуки? -Попробуйте сделать вывод. | Показывают букву Т при помощи рук стоя. - ТЭ Произносят звуки. Ходят по классу, изображая езду на машине. Ищут предметы, в названиях которых есть новые звуки. Называют найденные слова. Формулируют вывод: Звуки [Т'] и [Т] могут находиться в начале, в середине и в конце слова. | |
Закрепление новых знаний. | 10 | Демонстрация Работа с учебником Синтез Проведение аналогии Анализ и обобщение Частично-поисковый Самоанализ | Коллективная Индивидуальнаяи коллективная Групповая и коллективная Групповая и коллективная Групповая и коллективная Фронтальная | - Пока у нас остановка, почитаем. Как вы думаете, с чего легче начать: со слов, со слогов или предложений? - Конечно, со слогов. Прочитаем их с разной интонацией. Переключает слайд. ТА – радостно ТЭ – удивлённо ТЫ – грустно ТИ – таинственно ТО – испуганно ТУ – торжественно - Молодцы! Можно перейти к чтению слов. Откройте по закладке «Буквари» на стр.63 -Прочитайте 1 столбик. Контролирует чтение детей. -Как эти слова назвать одним словом. - Прочитайте 2 столбик. Контролирует чтение детей. - Придумайте ещё одно слово, которое подошло бы во 2 столбик. - Прочитайте 3 столбик. Контролирует чтение детей. -Какое слово лишнее? Почему? - Прочитайте 4 столбик. Контролирует чтение детей. - Кто такой РАДИСТ? - Как можно узнать значение этого слова? Переключает слайд. - Чем можем воспользоваться в данный момент? - Как найти в словаре? Подводит итог чтения: - Поднимите руку те, кому было легко читать слова. - А кому сложно? - Это нормально, потому что мы ещё только учимся. | - Думают и высказывают предположения. Читают слоги с разной интонацией хором со слайда. Открывают по закладке «Буквари». Читают 3 ученика вслух по 1 слову. Остальные следят. Отвечают: - Животные. Читают хором вслух дети с 1 ряда. Остальные следят и контролируют. Думают и отвечают. Читают хором вслух дети с 2 ряда. Остальные следят и контролируют. Анализируют и делают вывод: -Лишнее слово КОРАБЛИ, т. к.это водный транспорт. Читают хором вслух дети с 3 ряда. Остальные следят и контролируют. - Высказывают предположения. Отвечают: -Словарём. - Открыть словарь на букву «Р». Ищут в словаре значение слова РАДИСТ. Рассматривают фото радиста на слайде и слушают звуки рации. Анализируют свою деятельность Поднимают руки. | На экране слева столбиком расположены несколько букв Т, справагласные. По щелчку мыши они соединяются в слоги. На экране фото радиста, слышен звук рации. |
Физ. минутка | 3 | Игра Рассматривание | Коллективная | Даёт указания. - Встаньте. Поедем на такси дальше. - Едем по ровной дороге. - Едем по ухабам. - Посмотрите в левое окно, в правое. - Посмотрите вперёд . Что там вдали? Загадывает загадку. - Распрекрасный дворец по морю плывёт. Белеет в волнах гигант… (теплоход) Переключает слайд. | Встают возле своих мест. Изображают езду на машине. Прыгают. Поворачиваются влево, вправо. Прикладывают руку ко лбу, наклоняются вперёд. Отгадывают загадку. Смотрят на экран. | На экране изображение теплохода. |
Работа с текстом | 8 | Слушание Работа с учебником Беседа Анализ Работа с учебником Беседа Частично-поисковый Демонстрация Беседа Работа с учебником | Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Говорит: -Предлагаю дальше отправится на теплоходе. -Присаживайтесь, занимайте свои места. - С нами в плавание отправится ещё кто-то. Если хотите узнать кто, то прочитайте самостоятельно первое предложение текста в «Букваре». - Если будет трудно, попросите помощи у соседа. Задаёт вопросы. - Кто же ещё отправился в путешествие? -Про кого из них написано с заглавной буквы? Почему? -Кто из них везёт с собой нашу новую букву? В каком слове она есть? -Прочитайте текст целиком. Потом проверим, кто был самым внимательным. Задаёт вопросы. - Куда пришли туристы? - Что такое ПОРТ? - Кого ждали корабли? - Куда пошли мама, папа и Антон? Что такое ПАЛУБА? - Как узнать значение этого слова, чтобы не повторять работу со словарём и учитывая, что у нас нет интернета? - Предлагаю спросить у наших гостей. Сделайте это вежливо и культурно. Переключает слайд. Посмотрите какой бывает палуба. Ведёт диалог с учащимися. - Кто в тексте был на палубе? - Кто из них готовит еду на судне? - Найдите в тексте слова с нашей новой буквой. - Сколько слов нашли? Прочитайте их. - Что в тексте пожелали туристам? | Слушают учителя. Садятся на свои места. Самостоятельно читают текст в «Букваре». Находят ответы в тексте. Отвечают на вопросы учителя. - Мама, папа, Антон. - Мама – первое слово в предложении. Антон – имя. - Антон. 1 хорошо читающий ученик читает текст, а остальные следят и контролируют. Отвечают на вопросы учителя. - В порт. - Место стоянки кораблей. - Пассажиров. - Они пошли на палубу. Думают. Высказывают предположения. 1 ученик вежливо узнаёт у гостей значение слова ПАЛУБА. Рассматривают фотографию палубы на слайде. Ведут диалог с учителем. Ищут в тексте ответы на вопросы. - Матросы. - Кок. Ищут слова в тексте. Отвечают на вопрос. Читают слова. Отвечают на вопрос: -Счастливого пути! | На экране фото палубы. |
Итог урока и рефлексия. | 5 | Говорение и слушание Анализ и обобщение Самооценка Слушание | Коллективная Фронтальная Индивидуальная | Говорит: - Туристы уплывают дальше, а мы сходим на берег. - Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке мы совершим новое путешествие и начнём его с пословицы. - Кто хочет заранее с ней познакомиться, тот может найти её в нашем «уголке вопросов» или в «Букваре» на стр. 63, прочитать и обсудить её значение с родителями. - Кто сейчас догадался, что должно быть написано на карточке, которую поставили в начале урока в «уголке вопросов»? - Во время путешествия мы выяснили какие звуки она обозначает. - Почему в паре с буквой Д буква Т стоит внизу? - Как можно назвать эти звуки? - Оцените свою работу на уроке. -Покажите квадратик определённого цвета: Зелёный – Я всё понял. Синий – Я понял, но были затруднения. Красный – Я не понял. Оценивает работу детей на уроке: - Сегодня на уроке меня порадовали…., потому что…. | Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы. - Она обозначает глухой звук. -Парные согласные. Оценивают свою работу на уроке по заранее согласованным критериям. Выбирают и показывают квадратики нужного цвета. Слушают учителя. | На экране квадраты с разъяснением: зелёный-мне всё понятно и интересно;синий- мне интересно и понятно, но были трудности; красный – я ничего не понял. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»
Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а» Тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а») - Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой об...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
Тема: Звук ш, буквы Ш ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать свободно и находить слова с сочетанием ...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....
Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...