Факультативный курс “ Путь к грамотности ”
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Путь к грамотности ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.45 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Путь к грамотности ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа составлена на основе авторской программы Олейник О.В., Кабанюк Л.П. «Проекты по русскому языку»2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (Мастерская учителя).
Цель и задачи курса:
Цель: Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах 34 часа в год.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. СИНТАКСИС
Занятие 1-10.
Понятия и этапы, составляющие проект. Работа с толковым словарём. Синтаксис – раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Создание творческого проекта – стихотворения о русском языке в форме синквейна. Эксперимент как метод исследования. Грамматика предложений. Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложения. Сравнение – метод исследования. Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Определение: чем выражено, графическое изображение. Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Виды однородных членов предложения: чем выражено, графическое изображение. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок.
2. ПУНКТУАЦИЯ
Занятие 11-16.
Назначение пунктуации. Работа с толковым словарём. Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office Power Point, компьютерная презентация, слайд, анимация. Роль обращения, постановка знаков препинания. Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Экспертиза предложений. Методы исследований: анализ, сравнений. Простое и сложное предложение, грамматическая основа. Взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности.
3. МОРФОЛОГИЯ
Занятие 17-34.
Назначение и роль глаголов в речи. Приём ассоциаций. Личные окончания глаголов. Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Решение орфографических задач. Морфологические признаки существительного: категория рода и числа. Общий род. Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Прямой и косвенные падежи. Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падеж, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Сравнение как метод исследования. Краткая и полная форма имён прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Роль справочной литературы при разработке проекта. Пластический этюд. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. Презентация творческих и информационных продуктов. Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык».
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Виды неурочной деятельности | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Синтаксис | Познавательная ((беседы) | 10 | 5 | 5 |
2. | Пунктуация. | Познавательная. | 6 | 3 | 3 |
3. | Морфология. | Познавательная. | 18 | 9 |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Корректировка |
СИНТАКСИС ( 10 часов | ||||
1 | Как прекрасен наш язык! | Работать над пробным проектом, лингвистическое исследование. | 4.09 | |
2. | Королевство предложений. | Закреплять понятие « проект». | 11.09 | |
3. | Виды предложений. | Использовать этимологический анализ , как метод исследования. | 18.09 | |
4 | Кто здесь главный? | Закреплять понятие « проект». | 25.09 | |
5. | Дружба слов. | Работать со словарями. | 2.10 | |
6. | Дополнение. | Работать со словарями. | 9.10 | |
7. | Определение. | Читать истории по теме и разбирать их. | 16.10 | |
8. | Обстоятельство. | Использовать синонимы и антонимы. | 23.10 | |
9. | Родня в предложении. | Защитить проект, оценивать результаты работы. | 30.10 | |
10. | Защита проектов по синтаксису. | Экспериментировать в работе со звуками, распознавать условные обозначения звуков. | 13.11 | |
ПУНКТУАЦИЯ ( 6 часов) | ||||
11. | Знаки препинания. | Исследовать транскрибированные тексты. | 20.11 | |
12. | Обращение. | Исследовать звучащую речь. | 27.11 | |
13. | Как пишут письма? | Наблюдать над образованием фонем. | 4.12 | |
14. | Эксперты предложений. | Подводить итоги занятий, анализировать работу. | 11.12 | |
15. | Грамматическое исследование. | Наблюдать над ролью гласных в речи. | 18.12 | |
16. | Защита проектов по пунктуации | Наблюдать над ролью согласных в речи. | 25.12 | |
МОРФОЛОГИЯ ( 18 часов) | ||||
17. | Неутомимые глаголы. | Оценивать результаты работы, развивать творческое воображение. | 15.01 | |
18. | Спряжение глаголов. | Анализировать фонетический состав слова. | 22.01 | |
19. | Алгоритм правописания. | Анализировать фонетический состав слова. | 29.01 | |
20. | Всезнающие существительные. | Анализировать фонетический состав слова. Оценивать проектные работы. | 5.02 | |
21. | Склонение существительных. | Анализировать фонетический состав слова. | 12.02 | |
22. | Слово о падежах. | Обсуждать материал к проектам. | 19.02 | |
23. | Великолепная шестёрка падежей. | Подводить итоги по проделанной работе. | 26.02 | |
24. | Слова-помощники. | Определять работу над проектом. | 4.03 | |
25. | Морфологический разбор существительного. | Развивать творческое воображение, составлять текст по рисунку. | 11.03 | |
26. | Чувствительные прилагательные. | Собирать информацию по теме, оценивать результаты выполненного. | 18.03 | |
27. | Полезная краткость. | Собирать информацию по теме. | 25.03 | |
28. | Доброта мягкого знака. | Собирать информацию по теме, оценивать результаты выполненного | ||
29. | Суровость твёрдого знаки. | Искать информацию , анализировать проделанную работу. | 15.04 | |
30. | Конкурс «Грамотеи». | Разрабатывать проект, сравнивать виды и результаты работ. | 22.04 | |
31. | Путь к грамотности. | Оценивать результаты работы, развивать творческое воображение.. | 29.04 | |
32. | Подготовка к защите проекта. | Синтезировать информацию по проекту. Подводить итоги. | 6.05 | |
33. | Защита проекта. | Оценивать результаты работы, развивать творческое воображение.. | 13.05 | |
34. | Лингвистические посиделки. | Подводить итоги занятий. | 20.05 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Книгопечатная продукция.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Олейник О.В., Л. П Кабанюк. Проектная деятельность. Оригинальный авторский курс « Путь к грамотности». Москва. Вако. 2013.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Печатные таблицы, раздаточный материал, демонстрационный материал по русскому языку.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Проекты:
- «Главные члены предложений»
- «Друзья-словосочетания»
- «Второстепенные члены предложения»
- «Однородные члены предложения»
- «Знаки препинания»
- «Разрешите обратиться!»
- «Неутомимые глаголы»
- «Всезнающие существительные»
- «Разносклоняемые имена существительные»
- «Слово о падежах»
Творческий продукт:
- Плакат «Королевство предложений»
- Опорный конспект «Виды предложений»
- «Пиктограммы»
- «Сценарий сказки»
Информационный продукт:
- «Паспорт словосочетаний»
- «Таблица личных окончаний глагола»
«Таблица падежей и предлогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Путь к грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь грамотности" разработана на основе авторской программы О.В.Олейник для 2-4 классов, расчитана на 3 года обучения...
Рабочая программа по курсу «Путь к грамотности»
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Он позволяет з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...
Рабочая программа по курсу путь к грамотности (русский язык) для 3 класса
Рабочая программа по курсу путь к грамотности (русский язык) для 3 класса...
рабочая программа курса "Путь к грамотности" 2 класс
рабочая программа курса "Путь к грамотности" внеурочного курса по русскому языку для 2 класса 1 час в неделю...
Презентация к внеурочному занятию курса "Путь к грамотности" на тему "Тайны фонетики" 2 класс
Данная презентация разработана к внеурочному занятию по курсу "Путь к грамотности". Занятие условно состоит из двух частей: изучение новой темы и развитие мыслительных процессов....
Индивидуальный маршрутный лист учащегося к внеурочному занятию на тему "Тайны фонетики" по курсу "Путь к грамотности", 2 класс.
Разработка представляет с собой индивидуальный маршрутный лист учащегося с заданиями к занятию по курсу "Путь к грамотности". Занятие условно разделено на две части: изучение новой темы и от...