Сочинение-миниатюра "Моя осень".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему
Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты. Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы). Научить ребёнка овладеть навыками построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их записывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyaosen.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты ; - обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы); - научить ребёнка овладеть навыками построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их записывать.
Оборудование: - выставка рисунков «Моя осень»; - таблица с цветовыми оттенками и синонимами к слову «красный»; - индивидуальные карточки для группы детей; - записи произведений Вивальди , на экране иллюстрации по теме «Осенний лес». У детей: осенние листья, тетради по развитию речи.
ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2.Тема урока Звучит музыка Вивальди . Учитель: Октябрь уж наступил- Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей, Дохнул осенний хлад, Дорога промерзает, Журча, ещё бежит за лестницу ручей, Но пруд уже застыл…….
На экране текст: Октябрь. На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днём становится всё холоднее. Вот уже и мороз сковал землю. Луга поседели от инея. Лужи затянулись льдинками. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается. И совсем скоро деревья сбросят последнюю листву.
Учитель: Встретились ли, вам, трудные слова и выражения? (Беседа с детьми) Учитель: Сегодня вы принесли самые красивые листья. Положите на ладонь лист, поздоровайтесь с осенью. На что похож лист? С чем можно сравнить? Какие цвета разглядели? Ответы детей (на оранжевую звезду, на бант, на мышь и др., цвета – красный, зелёный, бронзовый и т.д.)
Физкультминутка (движения с осенними листьями под музыку Вивальди) (Иллюстрации на экране)
Учитель: Рядом с клёном приютилась осенняя красавица- рябина. Научное название рябины означает «ловящая птиц».Обоснуйте свои представления о рябине (ягоды рябины самые заметные, они похожи на бусы, серьги, красные яблочки , ягоды- корм для птиц и др.) Учитель: Мы говорим «рябина красная», «калина красная». А какими близкими по смыслу словами можно заменить слово «красный»? Дети: алый, багряный, коралловый, румяный, рубиновый и др.
Работа в группах. Учитель: Вы не заметили, много ли рябины в этом году? С рябиной связаны приметы, вот одна из них: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая». Каждая группа получает задание. Чтобы перейти к выполнению задания, давайте вспомним «Правила обсуждения»: -не говорить всем сразу -всем смотреть на говорящего(учителя или ученика) -реагировать на каждую реплику говорящего(согласен, не согласен, не понял) -возражая или соглашаясь с другим, обращаться лично: «Саша, ты не сказал, что…..»
Задание: В конвертах части примет, вы должны их объединить по смыслу – о рябине, о листьях и др., (на усмотрение учителя) Проверка текстов на экране.
Учитель: У вас осень вызвала разные настроения – это прекрасно. Ведь каждый чувствует осень по-своему, у каждого она своя. И большая удача в жизни ,если вам удастся встретить стихи, музыку, картины, близкие вашей «личной» осени. Сегодня вы услышите музыку и стихи. Звучит запись стихотворения Тютчева «Листья». Учитель: Что вы думаете и чувствуете, прослушав стихотворение? Дети: (Листья сами говорят, что наступила осень, им хочется скорее сорваться и полететь, у них нетерпеливое настроение, особенно выражено в последних строках стихотворения)
Отрывок из стихотворения Майкова «Листопад» читает ученица. Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: "Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел!" Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны.
Учитель: Попробуйте воспроизвести ситуацию Дети: Этим листьям страшно, они не хотят улетать, «в тревоге вопят». Настроение тревожное. Раньше всех сбросили листву – липа, тополь, рябина, клён, сирень до холодов, дуб до зимы, явление природы – листопад.
Учитель: А помните, у Тургенева: шум листвы ранней осенью – едва слышная дремотная болтовня, поздней осенью – робкое и холодное лепетание. А вы наблюдали, как падают листья? Дети: Одни стремительно камнем, вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то кружатся, шуршат, шумят и т.д.
Учитель: Помните, у Бунина: «Можно в этой тишине расслышать листика шуршанье», у Тургенева: «Лишь изредка звенит стальным колокольчиком насмешливый голос синицы» Каждому осень открывает свои секреты по-особому, каждый замечает в осени что-то своё. И если мы почитаем о том, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, поэт, если каждый из нас расскажет о том, как он сам видит осень, то, может быть, для всех нас осень станет богаче и выразительнее. На усмотрение учителя (составляются вопросы для закрепления) Речевая и орфографическая подготовка текста (на экране): поздняя, солнце, дождливый, ненастный, листва, тишина, рябина, улетели, польёт, гроздья, сегодня, наряд, золотой, хорошо, облака. Темы на выбор (можно придумать своё название сочинения). -О чём шепчут листья? -Моя осень. -За что я люблю осень?
Учитель: Долгожданный момент настал – сейчас мы закончим наше путешествие в осень сочинениями. Звучит музыка Вивальди . Дети пишут на черновиках, редактируют свой текст и переписывают на кленовые листочки. (Сочинения будут прочитаны на следующем уроке)
(Работа в парах) – задание. Детям на листках даны картинки, где они должны вырезать нужные и установить объективную связь между ними, последовательно выражая свои мысли, как бы выстраивая собственные тексты.
Самооценка учащихся: Кому понравилась работа? –поднимите жёлтые листочки. Какие были трудности на уроке? – поднимите зелёные листочки. Домашнее задание: оформить свой рассказ по картинкам в устной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Осень.Осень?Осень!
Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....
Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"
Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....
Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...