Ты наш друг, родной язык!
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Поляхова Ольга Ивановна

Развитие творческого мышления на уроках русского языка/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_nash_drug_rodnoy_yazyk.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ты наш друг, родной язык!

Развитие творческого мышления

на уроках русского языка

Школьные годы – волнующая, пленительная пора познания детьми окружающего мира, постепенного накопления ими знаний, умений и навыков, социального и жизненного опыта.

Интересно наблюдать как взрослеют вчерашние первоклассники. Сначала пропадают радостные восклицания при входе в школу, улетучивается беззаботное всезнайство, и наивные реплики сменяются глубокомысленными высказываниями. Потом разламывается хитиновый покров детства и выпускает на свет беззащитного младшего подростка…

Основной формой обучения и воспитания является, как известно, урок. Позволю поделиться своими мыслями по поводу уроков русского языка в начальных классах. Чтобы прививать детям любовь к русскому языку, необходимо на уроках постоянно использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Всё это способствует лучшему усвоению тем. Уроки русского языка, как и другие уроки, должны учить ребенка видеть мир и себя в этом мире, готовить ребенка к жизни, развивать его творческое начало.

Я хочу остановиться на одной из сторон работы на уроке, заслуживающей, на мой взгляд, внимания – развитие у младших школьников литературного творчества.

Важнейшей формой работы по развитию речи и мысли считаю сочинение. Сочинение – творческая работа. Оно требует Самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Дети любят писать сочинения, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить свою самостоятельность, свое отношение. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма.

Вот одно из сочинений на тему «Русский язык»:

«Я люблю русский язык за то, что он помогает мне общаться с моими родителями и друзьями. Русский язык учит меня грамотно писать. Зная русский язык я могу читать книги, газеты и журналы. А какие красивые песни поются на русском языке!

У русского языка много правил и их надо понимать и запоминать, что бы быть грамотным. Знание родного языка очень важно и нужно для каждого русского человека.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Вакула Данил. 3 класс»

У многих моих учеников есть тетради, где они собирают материалы по временам года. Это своеобразные словестные шкатулки. В них ребята выписывают свои «находки»: слово, поразившее их точностью, яркостью, сравнения, описания действия или предмета. Например:

- «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» (И. Бунин);

- «Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками…» (М. Пришвин).

Мои ученики привыкают читать с карандашом в руках, с удовольствием несут эти находки в класс, а затем используют на уроках русского языка, литературного чтения. Таким образом, их словарь активизируется, обогащается, у них воспитывается внимание к слову.

В работе по развитию творческих способностей своих учеников я решаю многие проблемы: развитие эстетического вкуса. Формирование патриотического чувства, воспитание доброго отношения к окружающему ребят миру. В этом убеждаешься, читая детские сочинения. Пишут мои ученики и письма своим друзьям. Переписка оказывает благотворное влияние на развитие речи учащихся. Например, они написали письмо ребятам, бывшим одноклассникам, которые перешли в другую школу:

«Здравствуйте, Маша и Сережа!

Пишут вам ребята из первой школы. В нашем классе есть новые ученики: Маша, Даша, Саша, Дима и Денис. Мы с ними подружились.

Нашей школе недавно исполнилось 155 лет. Мы ее поздравляли стихами и песнями. На уроках труда, рисования, музыки и чтения мы готовимся к встрече Нового года. Вторую четверть мы постараемся закончить на «хорошо» и «отлично»!

Напишите нам о себе. Как ваши дела и успехи? До свидания! 3 «В» класс.»

Еще мои ученики пишут сказки. Самостоятельное написание одной сказки дает несравненно больше, чем десятки упражнений и диктантов. Ребенок овладевает самой сутью языка – возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. Как радуются ребята, когда получают задания сочинить сказку! Дети начинают фантазировать. Впечатления от увиденного, прочитанного будет их воображение. Например, вот сказка «Листик-путешественник» (Фоменко В. 3 «В» класс):

«Висел на дубу лист. Весной и летом он был зеленый, радостный. Он смотрел вокруг себя, но многого не видел. Он мечтал полететь, как птицы, и посмотреть мир. Наступила осень, стало прохладно. Лист стал бурым, коричневым. Птицы собирались в стаи и летели на юг. Листику становилось грустно и он хотел полететь с птицами. Вот налетел холодный, злой проказник-ветер и сорвал лист с дерева. Лист обрадовался, что он летит. Но не долгим было его путешествие. Он попал в лужу, сморщился, почернел. Так и закончилось его путешествие.»

У некоторых детей проявляется необычная сторона творческого мышления – они пытаются сочинять стихи. И у них это неплохо получается! Это стихи о школе, о русском языке:

«Рано утром я встаю,

В школу первую иду.

Звенит с утра звонок-

Значит начался урок!

Вот учитель в класс идет,

Знания он нам несет!

Школу первую свою

Вторым домом я зову.

Здесь читаю и считаю,

И рисую, и пою,

Шахматами увлекаюсь,

Вокруг мира обхожу…

Вот закончу школу эту

И, скажу вам по секрету:

Много знаний накоплю,

В Академию пойду!»

      (Ивахненко А. 2 «В» класс)

        И сочинения-описание, и сочинения-миниатюры, и сочинения по картинам, и отзывы по прочитанным книгам, письма, заметки, сказки, стихи – это всё служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы, правильно и образно говорить. Оно дисциплинирует мысли, рождает у школьников веру в себя.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес!

(А. Шибаев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Ты наш друг, родной язык!

КВН по русскому языку...

"Ты наш друг, родной язык"

Эта разработка внеклассного  мероприятия по русскому языку  с презентацией. Задания можно использовать на уроках русского языка....

"Ты наш друг, родной язык" (внеклассное мероприятие)

Это сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку. Его можно использовать во время проведения предметной недели...

КВН по русскому языку "Ты наш друг, родной язык"

повторить и закрепить знания учащихся по изученным темам,   развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и   навыки,   воспитывать чувство коллекти...

Конспект урока по русскому языку К В Н "Ты наш друг, родной язык!" 3 клаcc

Конспект урока по русскому языку на тему: "КВН «Ты  наш  друг,  родной язык.» " 3 класс....