Рабочая программа по русскому языку 1- 4 классы УМК Начальная школа 21 век
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по русскому языку 1- 4 классы УМК Начальная школа 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1-4_klassy_umk_nachalnaya_shkola_21_vek.docx | 102.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), 2011 год. В авторскую программу изменения не внесены.
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
· грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
· навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
· разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
· научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
· «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
· «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми;
· с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
· язык является основным средством познания окружающего мира;
· владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
· использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет:
• успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
• решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
• сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
• избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение русского языка в начальной школе выделяется 660 ч.
Обучение русскому языку в 1 классе состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и «Русский язык».
Из них: 1 класс - Русский язык. Обучение грамоте – 80 часов, Русский язык – 85 часов.
Во 2-4 классах на изучение русского языка отводится по 165 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные результаты изучения курса «Русский язык»
- осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
- проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; -понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- уважительно относиться к иному мнению;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать личностный смысл учения;
- испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника; -сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- организовывать собственную деятельность.
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык»
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- уметь задавать вопросы;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; -понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сбою.
Предметные результаты «Русский язык»
К концу изучения курса «Русский язык» ученик научится:
различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать;
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех-пяти звуков;
- правильно писать сочетания «ча-ща, чу-щу и жи-ши» под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия у? орфография совпадают);
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- переносить слова по слогам без стечения согласных; -различать слова, называющие предметы, действия и признаки; -задавать вопросы к словам;
- и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Планируемые результаты обучения
К концу изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» ученик научится:
Различать, сравнивать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение.
Кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
Решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх-пяти звуков;
- осознавать смысл прочитанного;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объёмом 10-20 слов.
Ученик получит возможность научиться:
- различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
- выделять в словах слоги в устной работе;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы.
- Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные
звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные
твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава
слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова;
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно
отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и
орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их
значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
- определять род изменяемых имен существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-составлять план текста (при помощи учителя);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов';
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты c нарушенным порядком предложений и абзацев; - составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, c;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; - буквы o, e в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; - безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных; - раздельное написание предлогов c личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения c союзами и, a, но и без
союзов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и
разбор слова по составу (в словах c однозначно выделяемыми морфемами);
- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребитель
ные слова);
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
- самостоятельно составлять предложения c однородными членами без союзов и c союзами u, a, но;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных o, e в сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц,
сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
- применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях
имен существительных на -ий, -ия, -ие;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; - писать подробные изложения;
- создавать собственные тексты (писать сочинения) c учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
· имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
· слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
· начальную форму глагола;
· глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
· глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
· определять спряжение глагола;
· устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· разбирать по членам простое двусоставное предложение;
· использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
· мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
· безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
· определять вид глагола;
· находить наречие и имя числительное в тексте;
· применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
· применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
· применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
· применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
· применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
· применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
· письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (165 часов)
В программе курса «Русский язык» выделены три блока: фонетика, слово и предложение, связная речь. В I полугодии – 80 часов, во II полугодии – 85 часов.
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи –ши);
- сочетания чк,чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5 ч)
V. Резервные уроки (16 ч)
3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч.)
1.Фонетика и графика (3 ч.) Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
2.Состав слова (морфемика) Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу. (4 ч.)
3. Синтаксис (18 ч.)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
4. Морфология (40 ч.)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
5. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
6. «Развитие речи» (35 ч.)
Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Письменная речь.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.
Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам
и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
· мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
· гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· буквы а, о на конце наречий;
· мягкий знак на конце наречий;
· слитное и раздельное написание числительных;
· мягкий знак в именах числительных;
· запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (29 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в
сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без
заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (35 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | Обучение грамоте (письмо) | 80 | - | - | - |
2. | Как устроен наш язык | 54 | 57 | 62 | 52 |
3. |
| 10 | 3 | 1 | |
4. |
| 6 | - | - | |
5. |
| 19 | 4 | 1 | |
6. |
| 22 | - | - | |
7. |
| - | 18 | 16 | |
8. |
| - | 37 | 6 | |
9. | Правописание | 58 | 53 | 52 | |
10. | Развитие речи | 34 | 30 | 28 | |
11. | Резервные уроки | 31 | 16 | 25 | 19 |
Итого | 165 | 170 | 170 | 170 |
1 класс
№п\п | Содержание программного материала | Кол-во час |
1 | Предложение и слово | 5ч |
2 | Звуки и буквы | 16 ч |
3 | Чтение и письмо | 52ч |
4 | Развитие речи | 60ч |
2 класс
№п\п | Содержание программного материала | Кол-во час |
1 | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 |
1.1 | Фонетика | 10 |
1.2 | Слово и предложение | 6 |
1.3 | Состав слова | 19 |
1.4 | Лексика | 22 |
2 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58 |
3 | Развитие речи | 34 |
4 | Повторение | 5 |
5 | Резерв | 16 |
Итого | 170 |
3 класс
№п\п | Содержание программного материала | Кол-во час |
1 | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 |
1.1 | Фонетика | 10 |
1.2 | Слово и предложение | 6 |
1.3 | Состав слова | 19 |
1.4 | Лексика | 22 |
2 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58 |
3 | Развитие речи | 34 |
4 | Повторение | 5 |
5 | Резерв | 16 |
Итого | 170 |
4 класс
Содержание программного материала | Количество часов |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 54 |
Фонетика | 1 |
Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) | |
Состав слова (морфемика). | 1 |
Синтаксис | 16 |
Морфология | 36 |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 52 |
Развитие речи | 29 |
Проверочные и контрольные уроки | 35 |
Итого: | 170 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Учебно-методический комплект 1 класса:
В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) с включением рабочих тетрадей «Прописи» №1, №2, №3 (авторы М.М. Безруких, М.И. Кузнецова ).
Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы Л.Е. Журова, С.В. Иванова).
Информационное обеспечение:
- Русский язык 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Учебные презентации
Учебно-методический комплект 2 класса:
- Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
- Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно». Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
- Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.
- Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Русский язык»
Учебно-методический комплект 3 класса:
- Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Пишем грамотно: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Ч.1,2 / М.Н. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку: 3 класс для учащихся общеобразовательных учреждений, / В.Ю Романова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методический комплект 4 класса:
- Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
- Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Ч.1,2 / М.Н. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
- Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку: 4 класс для учащихся общеобразовательных учреждений, / В.Ю Романова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2014.
- Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 4 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Специфическое оборудование
1) алфавит;
2) таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
3) наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
4) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
5) интерактивная доска;
6) наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
7) настольные развивающие игры;
8) аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
9) слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение
1) компьютер;
2) презентационное оборудование;
3 целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИKT на компакт-дисках.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учениками 4 класса с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Примерный календарно-тематический план
проведения контрольных работ. 2 класс
к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» |
Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56). Примерный срок проведения: 3 - 7 декабря 2. Итоговая контрольная работа за первое полугодие Тема: фонетика; слово и предложение; корень слова; суффикс (на материале уроков 1-59). Примерный срок проведения: 20 - 25 декабря | 1. Диктант (текущий) Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49). Примерный срок проведения: 30 ноября — 3 декабря 2. Списывание Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта 3. Итоговый диктант за первое полугодие Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60). Примерный срок проведения: 24-28 декабря 4. Словарные диктанты |
Тема: приставки; состав слова; образование слов (на материале уроков 61,62,66,69,71,74,75). Примерный срок проведения: 1-5 февраля 2. Итоговая контрольная работа Тема: состав слова; слово и его значение (на материале уроков 61 - 94). Примерный срок проведения: 20-24 марта 3. Тест (вариант итоговой контрольной работы) Тема: состав слова; знамение слова; синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108). Срок проведения совпадает с итоговой контрольной работой | 1. Диктант (текущий) Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77). Примерный срок проведения: 27 февраля — 4 марта 2. Списывание Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта. 3. Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117). Примерный срок проведения: 15-19 марта 4. Словарные диктанты |
Тема: лексика (на материале уроков 111-133). Примерный срок проведения: 8-12 мая 2. Итоговая контрольная работа за второе полугодие Тема: состав слова; слова, называющие предметы и признаки; лексика. Примерный срок проведения: 20-25 мая | 1. Тест Тема: правописание изученных орфограмм. Примерный срок проведения: 25-30 апреля 2. Списывание Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения теста 3. Итоговый диктант за второе полугодие Тема: правописание изученных орфограмм. Примерный срок проведения: 14-18 мая 4. Словарные диктанты |
Примерное количество контрольных и проверочных работ во 2 классе
1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | год | |
Контрольная работа | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 3 | 2 | 5 | 4 | 14 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 1 | 1 | 2 | ||
итого | 9 | 8 | 14 | 12 | 43 |
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год | |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 2 | 1 | 1 | - | 4 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Текущее изложение | - | - | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа по развитию речи | 1 | 1 | - | - | 2 |
Примерный тематический план проведения контрольных работ в 3 классе
I четверть | |||
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» | Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» | |
Текущая контрольная работа Фонетический анализ слова, разбор слова по составу | Текущий диктант Повторение изученных орфограмм | Самостоятельная работа Текст; заголовок текста | |
Тест (вариант текущей контрольной работы). Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. | Тест (вариант текущего диктанта). Тема теста совпадает с темой текущего диктанта. | ||
Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения | Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. | ||
Итоговый диктант Орфограммы, изученные во 2 классе | |||
2 четверть | |||
Текущая контрольная работа Распространённые и нераспространённые предложения; второстепенные члены предложения. | Текущий диктант Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц. | Самостоятельная работа Текст; последователь ность частей текста | |
Тест. Тема теста совпадает с темой текущей контрольной работы. | Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. | ||
Итоговая контрольная работа за первое полугодие фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения | Итоговый диктант за первое полугодие Орфограммы, изученные в первом полугодии | ||
3 четверть | |||
Текущая контрольная работа Части речи, род и число имён существительных | Текущий диктант Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных. | Текущее изложение | |
Тест. Род, число, падеж, склонение имён существительных | Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. | ||
Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени существительного | Итоговый диктант Орфограммы, изученные в 3 четверти |
1V четверть | ||
Текущая контрольная работа Имя прилагательное и его грамматические признаки | Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён существительных. | Текущее изложение |
Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | ||
Списывание Орфограммы, изученные в 3 классе. | ||
Итоговый диктант за год | ||
Комплексная итоговая контрольная работа |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для диктанта | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-60 слов | 60-65 слов |
Объём текста для списывания | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-60 слов | 60-65 слов |
Объём текста для изложения | 55-60 слов | 55-60 слов | ||
Объём словарного диктанта | 12 слов |
Примерный тематический план проведения контрольных и проверочных работ
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» | Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» | ||
I четверть | ||||
Тест Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи. Итоговая контрольная работа Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения. | Текущий диктант Повторение изученных орфограмм Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. Итоговый диктант Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах. | Самостоятельная работа Текст; типы текста, план текста. | ||
II четверть | ||||
Текущая контрольная работа Глагол как часть речи. Комплексная итоговая контрольная работа за первое полугодие 4 класса на материале основных тем | Текущий диктант Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах. Списывание. Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов. Текущий диктант. Орфограммы, изученные во 2 четверти 4 класса. | Текущее изложение | ||
III четверть | ||||
Текущая контрольная работа Время глагола. Итоговая контрольная работа Глагол как часть речи; наречие; имя числительное. | Текущий диктант Правописание окончаний и суффиксов глаголов. Списывание. Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих. Итоговый диктант Орфограммы, изученные в 3 четверти. | Текущее изложение | ||
IV четверть | ||||
Текущая контрольная работа Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании. | Текущий диктант. Правописание слов в словосочетаниях. Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. Текущий диктант. Знаки препинания в сложном предложении. | Текущее изложение | ||
Комплексная итоговая контрольная работа на материале основных тем, изученных во 2-4 классах. |
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 4 классе
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год | |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 1 | - | - | - | 1 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Текущее изложение | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Самостоятельная работа по развитию речи | 1 | - | - | - | 1 |
Комплексная итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 2 |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для диктанта | 65-70 слов | 70-75 слов | 70-75 слов | 80 слов |
Объём текста для списывания | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 80 слов |
Объём текста для изложения | 65-75 слов | 70-75 слов | 75 слов | |
Объём словарного диктанта | 15 слов |
Примерные текущие и итоговые контрольные работы
Используемые пособия: Кузнецова, Евдокимова, Журова: Педагогическая диагностика. 4 класс. Русский язык, математика. ФГОС (далее: «Пед. диагностика»)
Романова В.Ю., Петленко Л.В. «Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения». (далее: «Оценка…», )
№ урока | Вид контрольной работы | Тема контрольной работы | Используемое пособие |
I четверть | |||
5 | Стартовая диагностическая работа. | Качество сохраненных знаний за 3 класс | «Пед. диагностика» |
18 | Текущий диктант. | Повторение изученных орфограмм | «Оценка…», С.186 |
21 | Контрольное списывание. | Повторение изученных орфограмм | «Оценка…», С.188 |
26 | Тест. | Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи. | «Оценка…»,С.175 |
29 | Самостоятельная работа. | Текст; типы текста, план текста. | «Оценка…», С.190 |
33 | Итоговая контрольная работа. | Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения. | «Оценка…», С.181 |
37 | Итоговый диктант. | Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах. | «Оценка…», С.189 |
II четверть | |||
48 | Текущая контрольная работа | «Глагол как часть речи». | «Оценка…», С.193 |
59 | Текущий диктант. | Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах | «Оценка…», С.198 |
66 | Списывание. | Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов | «Оценка…», С.199 |
71 | Текущий диктант. | Орфограммы, изученные во 2 четверти 4 класса. | «Оценка…», С.201 |
73 | Комплексная контрольная работа за первое полугодие 4 класса | Орфограммы, изученные в первое полугодие. | «Оценка…»,С.203 |
3 четверть | |||
84 | Текущая контрольная работа. | Время глагола. | «Оценка…», С.216 |
99 | Текущий диктант. | Правописание окончаний и суффиксов глаголов. | «Оценка…», С.227 |
111 | Списывание. | Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих. | «Оценка…», С.228 |
117 | Итоговая контрольная работа. | Глагол как часть речи; наречие; имя числительное. | «Оценка…», С.221 |
120 | Итоговый диктант. | Орфограммы, изученные в 3 четверти. | «Оценка…», С.229 |
130 | Диагностическая работа | Орфограммы, изученные во 2-4 классах. | «Пед. диагностика» |
4 четверть | |||
143 | Текущий диктант | Правописание слов в словосочетаниях. | «Оценка…», С.240 |
145 | Текущая контрольная работа | Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании. | «Оценка…», С.234 |
150 | Списывание | «Правописание слов в словосочетаниях». | «Оценка…», С.241 |
158 | Комплексная итоговая контрольная работа. | Орфограммы, изученные во 2-4 классах. | «Оценка…», С.245 |
164 | Текущий диктант | Знаки препинания в сложном предложении. | «Оценка…», С.242 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI в."
Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецов, Ф.Ю. Романова) реализует модель ...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа
Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Программа по русскому языку составлена с учетом современных требований в соответствии с ФГОС НОО...
рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная ...