Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Антропова Наталья Николаевна

Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_antropova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                  Интегрированный урок по технологии и литературному чтению

                                                         в 3 классе.

                       «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика»

                         Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень»

                               

                                       

                                           Технологическая карта урока.    

Автор

Антропова Наталья Николаевна

Предмет

Технология, литературное чтение.

Класс

3

Тип урока

Интегрированный.

Технология построения урока

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения, творческой деятельности.

Тема урока

«Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика»

М.Лермонтова «Осень».

Цель урока

Формирование у обучающихся представлений об эмоционально-художественной выразительности изделия и литературного произведения.

                                               Планируемый результат

   Предметные умения:

соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором; самостоятельно читать текст и представлять картины, участвовать в диалоге устно рисовать словесные картины; составлять план выполнения задания; строить квадрат на прямоугольном листке с помощью линей, выкладывать мозаику

 Личностные УУД: осознавать свои эмоции; объяснять собственные чувства, ощущения.

Регулятивные УУД: определять план выполнения задания, следовать инструкциям при выполнении работы.

 

Познавательные УУД: ставить учебную задачу, определять важность её выполнения, строить рассуждения, уметь объяснять и анализировать.

Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.

                                                Организация пространства

Формы работы

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Ресурсы

Карточки с отрывками из стихотворений, рваная мозаика, дерево на ватмане без листьев, презентация к уроку, выставка детских рисунков.

                                                      Технология изучения.

Этапы

Формируемые   и применяемые ууд

         Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.

Организует проверку готовности обучающихся  к уроку.

Самостоятельно проверяют рабочее место.

2. Актуализация знаний.

Метапредметные  результаты.

Коммуникативные ууд- договариваться и приходить к общему решению.

Личностные результаты: осознавать свои эмоции.

Предметные результаты:

соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором, осуществлять самопроверку.

1.Организует работу в паре.

На карточке слева записаны отрывки из стихотворений М.Лермонтова, справа заголовки. Учитель предлагает ученикам прочитать задание на карточке, вспомнить правила работы в паре и выполнить задание: соединить стрелка

ми стихотворение с его названием.

1.Играют волны, ветер свищет,     «Луна»

И мачта гнётся, и скрипит.            «Весна»

2.Когда весной разбитый лёд        «Парус»

Рекой взволнованной идёт.         «Горные

3.Всё тихо - полная луна             вершины»

Блестит меж ветел над прудом.

4.Горные вершины

Спят во тьме ночной.

2.Организует проверку выполнения задания: обучающиеся зачитывают отрывки из стихотворений, называют заголовки.

3. Просит рассмотреть детские рисунки, обратить внимание на краски, ис

пользованные для передачи настроения.

Обсуждают в паре задание, соединяют стрелками стихи с заголовками.

Осуществляют само

проверку:

отрывок №1 - «Парус», отрывок №2 - «Весна», отрывок №3 - «Луна»,

отрывок №4 - «Горные вершины».

Рассматривают выставку рисунков.

3. Определение темы урока литературного чтения, постановка учебной задачи.

Метапредметные результаты.

Познавательные ууд-

определять учебную зада

чу.

Активизирут обучающихся на определение темы урока и постановку учеб

ной задачи по вопросам:

-Что объединяет эти стихи?

 (тема природы, автор Лермонтов)

-Предположите тему урока литературного чтения.

-Какие задачи предстоит решить на уроке?

Конкретизирует тему и задачи урока литературного чтения:

Слайд

Портрет. М.Ю. Лермонтов «Осень».

Задачи урока: прочитать,  проанализировать стихотворение М.Лермонтова «Осень», определить его характер и настроение.

Предполагают, что объединять может тема природы, настроение,  один автор;

определяют тему урока

«Стихи М.Ю.Лермонтова»; ставят учебную задачу: читать стихотворения Лермонтова, отвечать на вопросы…

4. Анализ стихотворения «Осень»

Личностные

ууд – осознавать и объяснять собственные чувства, эмоции, ощущения.

Познавательные ууд – уметь объяснять и анализировать.

Предметные результаты: самостоятельно читать текст и представлять картины, устно рисовать словесные картины, участвовать в диалоге

Просит обучающихся вспомнить и рассказать интересные факты из жизни Лермонтова?

Обобщает ответы детей.

- Лермонтов был гениальным человеком. Поэт-гений. Бабушка дала ему прекрасное образование: с детства говорил на двух языках – английском и немецком; играл на фортепиано и на скрипке; великолепно рисовал. С детских лет у него появилась такая черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он любил наблюдать за природой, в её  образах будущий поэт искал сходство со своими душевными переживаниями.  

Даёт установку на самостоятельное чтение стихотворения Лермонтова «Осень».

-Когда вы будете читать стихотворение «Осень», постарайтесь представить картину, которую рисует автор. Организует анализ стихотворения:

-Какие картины осенней природы вам удалось «увидеть» при чтении?

(картины увядающей осени)

-Какие слова вас заставили задуматься?

-Как понимаете значения этих слов?

Слайд

( пахарь человек, который пашет землю, взрыхляет почву;

 поневоле – против своего желания; тусклый – малопрозрачный, мутный, невыразительный)

-Каким вы представляете бор, в котором «поникши ели зелень мрачную хранят»?

Слайд 

(бор - хвойный лес, растущий на сухой почве)

-Как вы думаете, почему зелень в стихотворении показана мрачной?

(она не молода, тёмная, а лиственные деревья стоят голые)

-Как вы понимаете строки «Зверь, отважный, поневоле скрыться где-нибудь спешит»?

(листья опадают, деревья оголяются, кругом всё видно, поэтому и хочется укрыться)

-Как вы думаете, какие чувства пере

живал поэт, создавая эту картину при

роды?

- Какое настроение пронизывает

 стихотворение М.Ю.Лермонтова? (унылое, печальное, грустное)

- Какие слова говорят об этом? (поникши, мрачную, поневоле, тускл). 

- Ваша любима строфа в стихотворении?

- Люди какой профессии помогут нам представить картину описываемого при чтении стихотворения?

        (художники - иллюстраторы)

Слайд (картина осени в изображении художника……)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Обращает внимание на краски, использованные в картине.

Рассказывают всё, что кажется наиболее интересным из жизни поэта

Самостоятельно читают, представляют картины осени.

Рисуют словесные картины.

Пахарь, поневоле, тусклый.

Объясняют значение каждого слова, читают на слайдах.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, ориентируясь на собственные пред

ставления, понятия, чувства, эмоции.

Зачитывают:

(поникши, мрачную, поневоле, тускл).

Художники.

Рассматривают картину.

Делятся личными эмоциями.

5. Постановка учеб

ной задачи к уроку техно

логии

Обсуждение плана работы.

Метапредметные результаты. Познавательные ууд – ставить учеб

ную задачу, определять важность её выполнения.

Предметные результаты: составлять план выполнения задания.

Подводит к определению темы и учеб

ной задачи урока технологии через вопрос: 

-Объясните, как по-другому можно показать характер и настроение осени?

Конкретизирует предположения детей

Слайд

Тема. Характер и настроение. Бумажная мозаика.

Задачи: изобразить осеннее дерево (на листе ватмана), используя бумажную мозаику.

-Объясните, почему важно соблюдать правила выбранной техники?

Обобщает ответы обучающихся:

-Это важно для того, чтобы созданный образ осени был понятным, интересным, оригинальным, передавал наст

роение.

-Предложите план выполнения мозаики…

Слайд (с планом работы)

1.Заготовь квадрат из листа белой бумаги 100 х 100

2.Согни квадрат пополам.

3.Из левого верхнего угла в левый нижний угол проведи полуовал. 4.Вырежи лист, соблюдая ТБ при работе ножницами.

5.Выложи мозаику, соблюдая технику.

6.Оцени свою работу по критериям: правильность, аккуратность, оригинальность.

7.Прикрепи лист к дереву.

8.Наведи порядок, помоги другому.

Высказывают предположения- не красками, а другими материала

ми.

Объясняют значимость соблюдения правила выполнения мозаики: чтобы передать красо

ту изделия

Предлагают план действий,

читают план, предложенный учителем.

6. Творческая деятельность

Предметные результаты: строить прямо

угольник с по

мощью линейки, выполнять практическую работу по плану.

Организует самостоятельную работу обучающихся по данному плану, обращает внимание на необходимость соблюдения техники безопасности.

Во время самостоятельной работы вывешивает ватман с изображением дерева без листьев, оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Самостоятельно выполняют мозаику, соблюдая правила безопасной работы ножницами, прикрепляют листочки к дереву, при необходимости помогают другому.

7.Итог урока. Рефлек

сия.

Личностные ууд – осознавать и объяснять собственные чувства, эмоции, ощущения.

Подводит итог урока.

-Вспомните характер и настроение стихотворения «Осень».

-А характер и настроение у нашего осеннего дерева?

-Какие цвета преобладают?

-Объясните, с чем связана разница настроений?

Обобщает ответы детей.

-Общий эмоциональный фон стихотворения грустный, возникает чувство

потери чего-то. Но Лермонтов – поэт, который видит мир ярким и полным движения. Вот и в этом небольшом произведении присутствует яркая цветовая гамма: сочетание жёлтого, зеленого, серебряного. Глаголы здесь создают впечатление осеннего ветра, свежести.  

Всё живое встречает осень по-своему.

Лермонтов передаёт восхищение разум

ной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму. Своим стихотворением он создаёт картину осени, естественности, жизни.

Предлагает оценить общий труд по критериям: аккуратность -

                    оригинальность -

                    взаимопомощь -

Предлагает обучающимся дома подготовить по памятке и выучить наизусть стихотворение «Осень»

Участвуют в подведении итога урока:

- грустное, печальное, тоскливое;

- дерево весёлое, яркое;

- цвет жёлтый, красный, зёлёный;

Объясняют разницу настроений.

Обсуждают и оценивают общий труд на уроке.

                                    Список использованной литературы

1. Н.М.Конышева Наш рукотворный мир. Методические рекомендации к учебнику и рабочей тетради по технологии «Ассоциация XXI век» 2010

2.О.В.Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы «Ассоциация XXI век» 2010

3. http://otvet.mail.ru/guestion/55078519

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)

Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии     в  3  классе   Лапшиной И.Б.  Тема: «Страна восходящего солнц...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...