Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_antropova.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению
в 3 классе.
«Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика»
Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень»
Технологическая карта урока.
Автор | Антропова Наталья Николаевна |
Предмет | Технология, литературное чтение. |
Класс | 3 |
Тип урока | Интегрированный. |
Технология построения урока | Элементы технологии личностно-ориентированного обучения, творческой деятельности. |
Тема урока | «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» М.Лермонтова «Осень». |
Цель урока | Формирование у обучающихся представлений об эмоционально-художественной выразительности изделия и литературного произведения. |
Планируемый результат
Предметные умения: соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором; самостоятельно читать текст и представлять картины, участвовать в диалоге устно рисовать словесные картины; составлять план выполнения задания; строить квадрат на прямоугольном листке с помощью линей, выкладывать мозаику | Личностные УУД: осознавать свои эмоции; объяснять собственные чувства, ощущения. Регулятивные УУД: определять план выполнения задания, следовать инструкциям при выполнении работы.
Познавательные УУД: ставить учебную задачу, определять важность её выполнения, строить рассуждения, уметь объяснять и анализировать. Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению. |
Организация пространства
Формы работы | Фронтальная, работа в паре, индивидуальная. |
Ресурсы | Карточки с отрывками из стихотворений, рваная мозаика, дерево на ватмане без листьев, презентация к уроку, выставка детских рисунков. |
Технология изучения.
Этапы | Формируемые и применяемые ууд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент. | Организует проверку готовности обучающихся к уроку. | Самостоятельно проверяют рабочее место. | |
2. Актуализация знаний. | Метапредметные результаты. Коммуникативные ууд- договариваться и приходить к общему решению. Личностные результаты: осознавать свои эмоции. Предметные результаты: соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором, осуществлять самопроверку. | 1.Организует работу в паре. На карточке слева записаны отрывки из стихотворений М.Лермонтова, справа заголовки. Учитель предлагает ученикам прочитать задание на карточке, вспомнить правила работы в паре и выполнить задание: соединить стрелка ми стихотворение с его названием. 1.Играют волны, ветер свищет, «Луна» И мачта гнётся, и скрипит. «Весна» 2.Когда весной разбитый лёд «Парус» Рекой взволнованной идёт. «Горные 3.Всё тихо - полная луна вершины» Блестит меж ветел над прудом. 4.Горные вершины Спят во тьме ночной. 2.Организует проверку выполнения задания: обучающиеся зачитывают отрывки из стихотворений, называют заголовки. 3. Просит рассмотреть детские рисунки, обратить внимание на краски, ис пользованные для передачи настроения. | Обсуждают в паре задание, соединяют стрелками стихи с заголовками. Осуществляют само проверку: отрывок №1 - «Парус», отрывок №2 - «Весна», отрывок №3 - «Луна», отрывок №4 - «Горные вершины». Рассматривают выставку рисунков. |
3. Определение темы урока литературного чтения, постановка учебной задачи. | Метапредметные результаты. Познавательные ууд- определять учебную зада чу. | Активизирут обучающихся на определение темы урока и постановку учеб ной задачи по вопросам: -Что объединяет эти стихи? (тема природы, автор Лермонтов) -Предположите тему урока литературного чтения. -Какие задачи предстоит решить на уроке? Конкретизирует тему и задачи урока литературного чтения: Слайд Портрет. М.Ю. Лермонтов «Осень». Задачи урока: прочитать, проанализировать стихотворение М.Лермонтова «Осень», определить его характер и настроение. | Предполагают, что объединять может тема природы, настроение, один автор; определяют тему урока «Стихи М.Ю.Лермонтова»; ставят учебную задачу: читать стихотворения Лермонтова, отвечать на вопросы… |
4. Анализ стихотворения «Осень» | Личностные ууд – осознавать и объяснять собственные чувства, эмоции, ощущения. Познавательные ууд – уметь объяснять и анализировать. Предметные результаты: самостоятельно читать текст и представлять картины, устно рисовать словесные картины, участвовать в диалоге | Просит обучающихся вспомнить и рассказать интересные факты из жизни Лермонтова? Обобщает ответы детей. - Лермонтов был гениальным человеком. Поэт-гений. Бабушка дала ему прекрасное образование: с детства говорил на двух языках – английском и немецком; играл на фортепиано и на скрипке; великолепно рисовал. С детских лет у него появилась такая черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он любил наблюдать за природой, в её образах будущий поэт искал сходство со своими душевными переживаниями. Даёт установку на самостоятельное чтение стихотворения Лермонтова «Осень». -Когда вы будете читать стихотворение «Осень», постарайтесь представить картину, которую рисует автор. Организует анализ стихотворения: -Какие картины осенней природы вам удалось «увидеть» при чтении? (картины увядающей осени) -Какие слова вас заставили задуматься? -Как понимаете значения этих слов? Слайд ( пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву; поневоле – против своего желания; тусклый – малопрозрачный, мутный, невыразительный) -Каким вы представляете бор, в котором «поникши ели зелень мрачную хранят»? Слайд (бор - хвойный лес, растущий на сухой почве) -Как вы думаете, почему зелень в стихотворении показана мрачной? (она не молода, тёмная, а лиственные деревья стоят голые) -Как вы понимаете строки «Зверь, отважный, поневоле скрыться где-нибудь спешит»? (листья опадают, деревья оголяются, кругом всё видно, поэтому и хочется укрыться) -Как вы думаете, какие чувства пере живал поэт, создавая эту картину при роды? - Какое настроение пронизывает стихотворение М.Ю.Лермонтова? (унылое, печальное, грустное) - Какие слова говорят об этом? (поникши, мрачную, поневоле, тускл). - Ваша любима строфа в стихотворении? - Люди какой профессии помогут нам представить картину описываемого при чтении стихотворения? (художники - иллюстраторы) Слайд (картина осени в изображении художника……) - Какое настроение вызывает у вас эта картина? Обращает внимание на краски, использованные в картине. | Рассказывают всё, что кажется наиболее интересным из жизни поэта Самостоятельно читают, представляют картины осени. Рисуют словесные картины. Пахарь, поневоле, тусклый. Объясняют значение каждого слова, читают на слайдах. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, ориентируясь на собственные пред ставления, понятия, чувства, эмоции. Зачитывают: (поникши, мрачную, поневоле, тускл). Художники. Рассматривают картину. Делятся личными эмоциями. |
5. Постановка учеб ной задачи к уроку техно логии Обсуждение плана работы. | Метапредметные результаты. Познавательные ууд – ставить учеб ную задачу, определять важность её выполнения. Предметные результаты: составлять план выполнения задания. | Подводит к определению темы и учеб ной задачи урока технологии через вопрос: -Объясните, как по-другому можно показать характер и настроение осени? Конкретизирует предположения детей Слайд Тема. Характер и настроение. Бумажная мозаика. Задачи: изобразить осеннее дерево (на листе ватмана), используя бумажную мозаику. -Объясните, почему важно соблюдать правила выбранной техники? Обобщает ответы обучающихся: -Это важно для того, чтобы созданный образ осени был понятным, интересным, оригинальным, передавал наст роение. -Предложите план выполнения мозаики… Слайд (с планом работы) 1.Заготовь квадрат из листа белой бумаги 100 х 100 2.Согни квадрат пополам. 3.Из левого верхнего угла в левый нижний угол проведи полуовал. 4.Вырежи лист, соблюдая ТБ при работе ножницами. 5.Выложи мозаику, соблюдая технику. 6.Оцени свою работу по критериям: правильность, аккуратность, оригинальность. 7.Прикрепи лист к дереву. 8.Наведи порядок, помоги другому. | Высказывают предположения- не красками, а другими материала ми. Объясняют значимость соблюдения правила выполнения мозаики: чтобы передать красо ту изделия Предлагают план действий, читают план, предложенный учителем. |
6. Творческая деятельность | Предметные результаты: строить прямо угольник с по мощью линейки, выполнять практическую работу по плану. | Организует самостоятельную работу обучающихся по данному плану, обращает внимание на необходимость соблюдения техники безопасности. Во время самостоятельной работы вывешивает ватман с изображением дерева без листьев, оказывает индивидуальную помощь обучающимся. | Самостоятельно выполняют мозаику, соблюдая правила безопасной работы ножницами, прикрепляют листочки к дереву, при необходимости помогают другому. |
7.Итог урока. Рефлек сия. | Личностные ууд – осознавать и объяснять собственные чувства, эмоции, ощущения. | Подводит итог урока. -Вспомните характер и настроение стихотворения «Осень». -А характер и настроение у нашего осеннего дерева? -Какие цвета преобладают? -Объясните, с чем связана разница настроений? Обобщает ответы детей. -Общий эмоциональный фон стихотворения грустный, возникает чувство потери чего-то. Но Лермонтов – поэт, который видит мир ярким и полным движения. Вот и в этом небольшом произведении присутствует яркая цветовая гамма: сочетание жёлтого, зеленого, серебряного. Глаголы здесь создают впечатление осеннего ветра, свежести. Всё живое встречает осень по-своему. Лермонтов передаёт восхищение разум ной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму. Своим стихотворением он создаёт картину осени, естественности, жизни. Предлагает оценить общий труд по критериям: аккуратность - оригинальность - взаимопомощь - Предлагает обучающимся дома подготовить по памятке и выучить наизусть стихотворение «Осень» | Участвуют в подведении итога урока: - грустное, печальное, тоскливое; - дерево весёлое, яркое; - цвет жёлтый, красный, зёлёный; Объясняют разницу настроений. Обсуждают и оценивают общий труд на уроке. |
Список использованной литературы
1. Н.М.Конышева Наш рукотворный мир. Методические рекомендации к учебнику и рабочей тетради по технологии «Ассоциация XXI век» 2010
2.О.В.Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы «Ассоциация XXI век» 2010
3. http://otvet.mail.ru/guestion/55078519
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Птицы в русских сказках"
конспект урока для 2 класса...
Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)
Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе Лапшиной И.Б. Тема: «Страна восходящего солнц...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты...
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты...