Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Родионова Елена Владимировна

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

За основу рабочей программы по предмету «Русский язык» взят II вариант Примерного тематического планирования примерной программы по русскому языку и авторской программы курса (УМК «Школа России»). При составлении рабочей программы произведена корректировка в плане перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Школа России» и учебника «Русский язык», автор Канакина В. П., Горецкий В.Г.  Разделы курса изучаются в соответствии с УМК «Школа России». Согласно учебному плану МАОУ лицея № 3 на изучение данного предмета отводится 658 часов (1 класс – 165 часов, 2-3 классы – по 170 часов, 4 класс – 153 часа), а на изучении учебного материала по учебному предмету «Русский язык» в 1-4 классах в примерной программе отводится 675 часов.   Поэтому:

-  резервные часы (17) сокращены согласно учебному плану МАОУ лицея № 3 в 4 классе;

-  резервные часы (51) распределены по разделам:

«Состав слова (морфемика)» + 13 часов

 «Морфология»                        + 29 часов

«Синтаксис»                             + 9 часов

         

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа (II вариант)

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

115

115

-

-

-

1.1

 Фонетика (1)

12

12

-

-

-

1.2

Графика (2)

10

10

-

-

-

1.3

Чтение (3)

8

8

-

-

-

1.4

Письмо (4)

51

51

-

-

-

1.5

Слово и предложение (5)

9

9

-

-

-

1.6

Орфография (6)

18

18

-

-

-

1.7

Развитие речи (7)

7

7

-

-

-

2.

Систематический курс

560

543

50

2.1

Фонетика и орфоэпия (1)

15

15

10

3

1

1

2.2

Графика (2)

5

5

4

1

-

-

2.3

Лексика (3)

20

20

2

8

6

4

2.4

Состав слова (морфемика) (4)

27

40

6

15

10

9

2.5

Морфология (5)

118

147

4

35

51

57

2.6

Синтаксис (6)

42

51

6

10

22

13

2.7

Орфография и пунктуация (7)

163

163

9

66

48

40

2.8

Развитие речи (8)

102

102

9

32

32

29

Резерв

68

Итого

675

658

165

170

170

153

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

     

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3.Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» согласно учебному плану МАОУ лицея № 3  выделяется 675 ч.

В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 23 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В 4 классе на уроки русского языка отводится 153 ч (5 ч в неделю – 17 недель, 4 ч в неделю – 17 недель).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

6. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений, текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши[2], ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.

1 класс

Наша речь

Текст, предложение, диалог

Слова, слова

Слово  и слог, ударение

Звуки и буквы

Итого

Фонетика и орфоэпия (1)

4

6

10

Графика (2)

1

3

4

Лексика (3)

1

1

2

Состав слова (морфемика) (4)

6

6

Морфология (5)

4

4

Синтаксис (6)

1

1

2

2

6

Орфография и пунктуация (7)

9

9

Развитие речи (8)

2

1

6

9

Итого

2

3

5

6

34

50

В том числе (контрольно-практическая часть)

Списывание

1

1

Проекты

2

2

Наша речь (2 ч)  Наша речь. Устная и письменная речь.

 Текст, предложение, диалог (3 ч) Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения

 Слово и слова (5 ч) Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слово и слог (6 ч) Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями.

Звуки и буквы (34 ч) Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И.  Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласный звук на конце слова в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов. Проект «Сказочная страничка»

2 класс

Язык и речь

Текст

Предложение

Слово и его лексическое значение

Родственные (однокоренные слова)

Слог и ударение

Перенос слов

Звуки и буквы. Алфавит

Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков

Обозначение буквами безударных гласных звуков  в корне слова

 

Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков

Разделительный мягкий знак

Обозначение буквами парных по глухости/ звонкости согласных звуков  

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Части речи

Повторение изученного за год

Итого

Фонетика и

Орфоэпия     (1)

2

1

3

Графика (2)

1

1

Лексика (3)

2

6

8

Состав слова (морфемика) (4)

1

4

3

2

1

4

15

Морфология (5)

34

1

35

Синтаксис(6)

9

1

10

Орфография и пунктуация (7)

2

14

11

3

13

2

11

10

66

Развитие речи (8)

4

1

2

1

1

1

1

5

1

13

2

32

Итого

2

4

11

8

4

3

3

4

2

15

16

4

15

2

59

18

170

В том числе (контрольно-практическая часть)

Контрольные диктанты

1

1

1

1

4

Словарные диктанты

1

1

1

3

Списывание

1

1

1

3

Проекты

3

3

Язык и речь  (2ч) Язык и речь, их значение в жизни людей.  Виды речевой деятельности человека. Диалог и монолог.

Текст   (4 ч)    Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.  Заглавие. Построение  текста.

Предложение   (11 ч)    Предложение как единица речи.  Предложения по цели высказывания. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Главные    и  второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Связь слов в предложении.

Слово и его лексическое значение   (8ч) Лексическое значение слова.     Однозначные и многозначные слова. Прямое и    переносное значения слов. Синонимы. Антонимы.

Наблюдение  над переносным значением слов.

Родственные (однокоренные слова)   (4ч) Родственные (однокоренные) слова.   Корень слова. Различение родственных  слов и синонимов, родственных  слов и слов с омонимичными корнями.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слог и ударение   (3ч) Словесное и логическое ударение в предложении. Слог. Слогообразующая роль гласных звуков.

Перенос слов     (3ч) Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Звуки и буквы. Алфавит. (4ч) Звуки и буквы. Звуки и их обозначение буквами на письме

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.

Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков    (2ч)

Признаки гласного звука.  Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова     (15ч)

Произношение ударного гласного звука в корне  слова и его обозначение на письме. Безударные гласные в корне слова. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова путём подбора однокоренных слов и изменением формы слова. Признаки гласного звука.  Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением.

Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков     (16ч)  Признаки согласного звука. Согласный звук [и'] и буква «и краткое». Произношение и написание слов с удвоенными согласными.   Проект « И в шутку и всерьез».  Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Проект « Пишем письмо». Звонкие и глухие согласные (парные и непарные). Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.  Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу .Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Проект  «Рифма».

Разделительный мягкий знак (4ч) Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Обобщение знаний об изученных правилах письма  (2ч) Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Части речи  (59  ч): (Общее представление)  (2ч) Части  речи. Распознавание частей речи.

Имя существительное (19 ч)   Общее представление об имени существительном как части речи.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.  Различие одушевлённых и неодушевлённых  имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах существительных собственных.   Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляемые только  в единственном или во множественном числе.

Глагол как часть речи   (12ч) Глагол  как  часть    речи.  Упражнения в распознавании глаголов.

Глаголы в прямом и переносном значении. Число глагола. Изменение глаголов по числам.

Правописание частицы не с глаголом   Слова-исключения. Обобщение знаний о глаголе. Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Имя прилагательное как часть речи  (12ч)

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имён прилагательных по числам.

Местоимение как часть речи  (6ч) Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. Распознавание местоимений и    употребление  их в  речи

Предлог    (6ч) Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными  предлогами.

Распознавание предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными.

Раздельное написание предлогов со слов )Правописание предлогов с различными частями речи.

Обобщение знаний о частях речи.

Повторение изученного за год  (18ч) Текст. Виды текста. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с безударными  гласными в корне.  Правописание слов с непроверяемыми безударными  гласными.     Правописание слов с парными по глухости  - звонкости согласными  в конце слова и перед согласным. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Слова с разделительным мягким знаком. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с заглавной буквой в именах собственных.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

3 класс

Язык и речь

Текст. Предложение. Словосочетание

Слово в языке и в речи

 Состав слова

Части речи

Повторение

Итого

Фонетика и

Орфоэпия (1)

1

1

Графика (2)

Лексика (3)

6

6

Состав слова

 (морфемика) (4)

10

10

Морфология (5)

48

3

51

Синтаксис (6)

11

1

2

5

3

22

Орфография и пунктуация (7)

6

28

10

4

48

Развитие речи (8)

2

3

5

10

12

32

Итого

2

14

19

50

75

10

170

В том числе (контрольно-практическая часть)

Контрольный диктант

1

1

3

5

10

Словарный диктант

1

2

6

6

1

16

Списывание

2

1

3

Проекты

1

2

3

6

Язык и речь (2 ч) 

Наша речь. Виды речи. Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) 

Текст. Признаки, типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание.

Слово в языке и речи (19 ч) 

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Имя существительное. Местоимение. Имя Прилагательное. Глагол. Имя числительное как часть речи. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Разделительный мягкий знак. Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (50 ч) 

Однокоренные слова. Корень слова. Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Состав слова. Общее представление о правописании частей слова. Словообразовательный словарь. Проект «Семья слов» Два способа проверки слов с безударными гласными в корне. Проверяемое и непроверяемое написание слов с безударными гласными. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Удвоенные согласные. Приставки и предлоги. Правописание слов с разделительным твердым  и мягким знаками. Проект «Составляем орфографический словарь».

 Части речи (75 ч): Имя существительное (31 ч) Части речи и члены предложения. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число существительных. Проект «Тайна имени». Род имен существительных. Мягкий знак на конце имен существительных, оканчивающийся на шипящий звук. Склонение имен существительных по падежам. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор. Проект «Зимняя страничка»

Имя прилагательное (18 ч)

 Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных. Число прилагательных. Падеж прилагательных. Морфологический разбор. Проект Имена прилагательные в загадках»

Местоимение (5 ч)

Личные местоимения. Морфологический разбор.

Глагол (21 ч)

 Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Время глаголов. Морфологический разбор. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.

Повторение (10 ч)

Части речи. Орфограммы корня. Правописание приставок и предлогов. Правописание окончаний прилагательных. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Знаки препинания в предложении. Морфологический разбор изученных частей речи.

        

4 класс

Язык и речь

Текст. Предложение. Словосочетание

Слово в языке и в речи

Части речи

Повторение

Итого

Фонетика и орфоэпия (1)

1

1

Графика (2)

Лексика (3)

3

1

4

Состав слова

(морфемика) (4)

2

6

1

9

Морфология (5)

4

52

1

57

Синтаксис (6)

11

2

13

Орфография и пунктуация (7)

3

5

29

3

40

Развитие речи (8)

2

5

3

16

3

29

Итого

2

19

17

103

12

153

В том числе (контрольно-практическая часть)

Контрольные

 диктанты

2

1

6

9

Словарные

 диктанты

1

2

5

1

9

Списывание

1

1

2

Проекты

1

3

4


Язык и речь  (2ч): Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание  (19 ч): Текст. План текста. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект  «Похвальное слово знакам препинания» Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и в речи   (17 ч): Лексическое значение слова. Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Значимые части слова. Однокоренные слова. Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Морфологические признаки частей речи.  Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя числительное. Глагол. Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Части речи (103 ч): Имя существительное (38 ч): Признаки падежных форм имён существительных. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го , 3-го склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Разбор  слов по составу. Склонение имён существительных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Проект «Говорите правильно!» Морфологический разбор имени существительного. 

Имя прилагательное (26ч): Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Словообразование имён прилагательных. Род и число имён прилагательных Склонение имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Разбор слов по составу. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Морфологический разбор имени прилагательного.

Личные местоимения (9ч): Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

Склонение личных местоимений 1-го,2-го ,3-го лица  единственного и множественного числа. Правописание местоимений и правильное употребление их в речи. Морфологический разбор местоимений. 

Глагол (30 ч) Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Время глагола. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. Разбор слов по составу. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). Глаголы 2-го лица  единственного числа настоящего и будущего времени. Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов  настоящего и будущего времени. Проект «Пословицы и поговорки» Личные окончания глаголов I и II спряжений.  Определение спряжения  глаголов по неопределенной форме. Глаголы – исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени. Морфологический разбор глагола.

 Повторение (12ч): Язык. Речь. Текст. Звуки и буквы. Лексическое значение слова. Предложение и словосочетание. Сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Знаки препинания в сложном и в предложении с однородными членами. Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Части речи.


7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Обучение грамоте (письмо)

115

-

-

-

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов, обозначающих предметы, изображённые в прописи.

Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

69

-

-

-

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы.

Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать букву из различных материалов. Писать букву в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (тире), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанную букву  с образцом. 

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Оценивать свою работу. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Записывать слова, содержащие буквы с комментированием. Воспроизводить и применять правила работы группе

Элементы прописи (обложка, титульный лист). История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Подготовка руки к письму. Разные типы штриховки. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

10

-

-

-

Наблюдение над значением слова. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

7

-

-

-

 • раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

18

-

-

-

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать диалог. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

11

-

-

-

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Систематический курс

50

170

170

153

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

10

3

1

1

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Графика Различение звуков и букв.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

4

1

-

-

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега). Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.  Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.

 Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

2

8

6

4

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок.

Разбор слова по составу

6

15

10

9

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов

Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.  Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3- му склонению.

Морфологический разбор имён существительных.

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,  -ья,  -ов,  -ин. Морфологический разбор имён прилагательных Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,  2,  3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Союзы  и,  а,  но, их роль в речи. Частица  не, её значение.

Морфология. Части речи;  

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи..

Местоимение. Общее представление о местоимении.  

Глагол. Значение и употребление в речи.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.  Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.  Отличие предлогов от приставок.

4

35

51

57

Отличать самостоятельные и служебные части речи. Уметь опознавать имена собственные. Различать имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различать имёна существительные мужского, женского и среднего рода. Изменять существительные по числам. Изменять существительных по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.  Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросов. Определять принадлежности имён существительных к 1, 2, 3- му склонению.

Изменять прилагательные по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,  -ья,  -ов,  -ин.  Знать личные местоимения, значение и употребление в речи. Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменять глаголы по временам. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Уметь определять I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.  

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых

вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами  и,  а,  но.

6

10

22

13

Уметь различать предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Находить главные члены предложения: подлежащего и сказуемого.

Находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами  и,  а,  но.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Орфография и пунктуация.

Применение правил правописания:

•сочетания жи—ши (Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть

случаи типа «желток», «железный») ,  ча—ща,  чу—щу в положении под ударением;

•сочетания  чк—чн,  чт,  щн;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительные  ъ  и  ь;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,  нож,  рожь,  мышь);

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на  мя,  ий,  ья,  ье,  ия,  ов,  ин);

•безударные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• не  с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь,  учишь);

•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

9

66

48

40

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке.  Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):  изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;  сочинения - повествования,  сочинения-описания,  сочинения-рассуждения.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам.  Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

9

32

32

29

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Уметь делить текст на части, озаглавливать эти части. Составлять план рассказа. Уметь записывать части плана. Знать виды тестов. Уметь использовать в текстах синонимов и антонимов.

 Создать собственные тексты по предложенным планам.


8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к «Азбуке». 1 класс (в 4 частях)

К

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «Азбука» в 2 частях

К

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 1 класс.

К

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 2 класс: В 2 ч.

К

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 3 класс: В 2 ч.

К

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 4 класс: В 2 ч.

К

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1-4 кл.

К

О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку 1-4 кл.

У

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала

Д

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к «Азбуке»

К

Электронное приложение к «Русскому языку» 1-4 кл.

К

Технические средства обучения

Ноутбук (компьютер)

Д

Мультимедийный проектор

Д

Сканер

Д

Принтер лазерный

Д

Интерактивная доска

Д

Документ - камера

Д


[1] Изучается во всех разделах курса.

[2] Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

Рабочая программа "Русский язык" для 1 класса VII вида

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку  начального общего образования, авторской программы  Т. Г. Р...

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС...

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС

Рабочая программа "Русский язык. 1-4 классы" по ФГОС...

рабочая программа русский язык (Полякова) 4 класс система Занкова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку № п.пДатаТема урокаКол-во часовСодержание работыХарактеристика деятельности учащихсяПредметные учебные действияПланФактI четверть1. Сложное ...

Рабочая программа русский язык Канакина 2 класс

Рабочая программа русский язык Канакина 2 класс...

рабочая программа русский язык Канакина 1 класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...