« Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Учебный предмет: Русский язык
2. Класс: 2
3. Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ
4. Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ
5. Планируемые результаты:
Личностные
формулируют вывод о качестве своей деятельности на уроке и уровне знаний по теме, идентифицируя себя с понятием «хороший
ученик»
уметь формировать границы знания и «незнания»
осознанно проявляют положительнее личностные качества
Метапредметные:
Регулятивные
умение контролировать свои действия на основе сверки с эталоном;
умение принимать и сохранять учебную цель и практическую задачу, выполнять инструкцию;
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
контролируют свои действия, учатся высказывать свои версии на основе работы с текстом, рисунком;
умение определять цель деятельности на уроке;
учатся высказывать свою версию на основе работы с ЭОР;
умение определять успешность выполнения своего задания;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
формируют собственное мнение, слушают и учитывают мнение товарищей;
умение работать в паре, уважать мнение других участников, объяснять свою позицию;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные
выделять и формулировать познавательную цель;
самостоятельно создавать алгоритмы;
перерабатывать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные:
умение находить изученную орфограмму в слове.
умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.
находить в тексте слова с изученными орфограммами.
6. Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: изд-во «Просвещение», 2013. Рабочая тетрадь В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, компьютеры, проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР | Время (в мин.) | |||
1.Целеполагание и мотивация | Приветствует обучающихся, настраивает на работу. - Добрый день, ребята! Начинается урок. Он пойти вам должен впрок. Организует проверку рабочих мест обучающихся. - Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно? Организует каллиграфическую минутку. - Повторим алгоритм написания букв чу, щу. | Дети приветствуют учителя. Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, высказывают свои мысли о необходимости правильной организации рабочего места. Дети проговаривают алгоритм написания букв чу, щу. Самостоятельно записывают в тетради. Самопроверка по образцу. | 2 мин | |||||
2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Организует повторение о согласных шипящих звуках. Демонстрация текста-иллюстрации. Организует индивидуальную работу. Игра «Буква потерялась» - Вставьте в слова пропущенные буквы: маш…на, ж…раф, щ…ка, ч…до,ч…сть . - Запишите пропущенные буквы. - У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? - У кого есть ответы, покажите их. Учитель выставляет разные ответы детей на доску. | - Буквы ч, щ, ж, ш обозначают шипящие согласные звуки. - Буквы ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по твёрдости. - Буквы ж, ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по мягкости. Индивидуальная работа. - Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в данные слова. | ЭОР №1 «Особые звуки». Информационный, текст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf | Повторение согласных шипящих звуков. | 7 мин (1 мин ЭОР) | |||
3.Выявление места и причины затруднений | - У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный? Обоснуйте свое мнение. - Посмотрите внимательно на слова, чем они похожи? - Какая цель нашего сегодняшнего урока? | Дети высказывают свое мнение. - В них есть шипящие согласные звуки. - Научиться писать слова с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. | 2 мин | |||||
4.Построение проекта выхода из затруднений | - Кто-нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? Учитель демонстрирует текст-иллюстрацию «Жи -ши». - Какие же буквы нужно было вставить в слова: машина, жираф, щука, чудо, часть? - А как вы будете действовать? - Согласны ли вы с записанным алгоритмом? 1. Определи опасное место 2. Произнеси слово 3. Обозначь орфограмму 4. Примени правило. - Предлагаю вам посовещаться и восстановить алгоритм правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Предлагаю каждой паре представить свой вариант алгоритма и доказать, почему последовательность шагов будет именно такой. - Алгоритм готов. 1. Произнеси слово 2. Определи опасное место 3. Примени правило 4. Обозначь орфограмму. | Дети высказывают свои предположения. Дети знакомятся с правилом написания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. - Используя правило, в словах чудо и щука пишется буква у, в слове часть пишется буква а, в слове жираф и машина – буква и. - По алгоритму. - Нет. Шаги алгоритма стоят не по порядку. Дети работают в группах. Каждая группа представляет свой вариант алгоритма и доказывает его правильность. | ЭОР №2 «Жи - ши» Информационный, текст-иллюстрация с анимацией. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf | Иллюстративный материал, направленный на изучение правила написание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу | 10 мин (1 мин. ЭОР) | |||
5.Физкультминутка. | Проводит физкультми-нутку. Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните | Дети выполняют движение. | 2 мин | |||||
6.Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи | Организует работу по учебнику. | Дети выполняют упражнение 19 на доске и в тетрадях с комментированием. | 6 мин | |||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует индивидуальную работу. Демонстрирует интерактивное задание. - Поднимите руку, у кого рыбалка была очень удачной, кто не допустил не одной ошибки? Молодцы! - У кого были ошибки, можно еще раз выполнить это задание. | Дети работают индивидуально. Дети, которые выполнили задание верно, выступают в роли консультантов. | ЭОР №3 «Чу-щу» Контролирующий, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIP_026%5D.swf | Проверка усвоенных знаний. | 3 мин | |||
8. Включение в систему знаний и повторение | Работа по РТ - №11 с. 7. Игра «Кто быстрей» Демонстрирует интерактивное задание. Организует самостоятельную работу по учебнику – упр.13 с. 10. - Составьте из слогов слова. Запишите их. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков | Дети работают в парах, вставляют в слова пропущенные буквы. Работают индивидуально. Дети работают самостоятельно | ЭОР №4 «Ча - ща, чу - щу и жи – ши». Контролирующий, интерактивное задание. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf | Закрепление изученного правила. | 10 мин (4 мин. ЭОР) | |||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким затруднением на уроке вы столкнулись? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли цели? Учитель демонстрирует текст/иллюстрацию «Жи-ши». - Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? - Оцените свою работу. Напишите слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
- Я хочу поблагодарить вас, дети, за активную и творческую работу на уроке. | - Не знали, как написать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. - Выяснить, как пишутся слова с этими буквосочетаниями. - Да. Проговаривают правило. Определяют уровень освоения нового материала на уроке. | ЭОР №2 «Жи - ши» Информационный, текст-иллюстрация с анимацией. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf | Закрепление изученного правила | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"
Открытый урок на республику...
Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"
Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....
Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)
В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...
Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)
В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...