Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2002г.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит.
Программа рассчитана на 175 часов, по 5 часов в неделю.
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
1 | Повторение о предложении | 1 | |
2 | Практическое занятие (построение предложений) | 1 | |
3 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в вопросах | 1 | |
4 | Заканчивание предложений | 1 | |
5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | 1 | |
6 | Алфавит | 1 | |
7 | Употребление мягкого знака на конце слова | 2 | |
8 | Употребление мягкого знака в середине слова | 2 | |
9 | Звукобуквенный анализ слов | 1 | |
10 | Разделительный «ь» перед гласными | 2 | |
11 | Разделительный «ь», обозначающий мягкость согласного в словах | 1 | |
12 | Повторение изученного материала | 3 | |
13 | Разделительный «ь» перед гласными «е», «ё» | 1 | |
14 | Нахождение слов в словаре | 2 | |
15 | Повторение изученного материала | 3 | |
16 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
17 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
18 | Слогообразующая роль гласных | 1 | |
19 | Деление слова на слоги | 2 | |
20 | Тренировочные упражнения | 1 | |
21 | Гласные и, е, ю, я, э в начале слова | 2 | |
22 | Перенос части слова при письме | 2 | |
23 | Тренировочные упражнения | 1 | |
24 | Ударения | 2 | |
25 | Постановка ударения в двухсложных словах | 2 | |
26 | Гласные ударные и безударные | 2 | |
27 | Тренировочные упражнения | 1 | |
28 | Диктант | 1 | |
29 | Работа над ошибками | 1 | |
30 | Повторение изученного материала | 4 2чет. | |
31 | Согласные твердые и мягкие | 2 | |
32 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я | 2 | |
33 | Тренировочные упражнения | 1 | |
34 | Словарный диктант | 1 | |
35 | Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь | 2 | |
36 | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и | 3 | |
37 | Списывание с печатного текста | 1 | |
38 | Шипящие согласные | 2 | |
39 | Сочетание гласных с шипящими | 2 | |
40 | Правописание жи, ши | 1 | |
41 | Парные звонкие и глухие согласные | 2 | |
42 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | 2 | |
43 | Проверка написания путем изменения формы слова | 1 | |
44 | Тренировочные упражнения | 1 | |
45 | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов | 2 | |
46 | Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | 2 | |
47 | Тренировочные упражнения | 3 | |
48 | Собственные имена | 1 | |
49 | Большая буква в названиях городов | 1 | |
50 | Знание своего домашнего адреса | 1 | |
51 | Словарный диктант | 1 3 чет. | |
52 | Большая буква в названиях городов | 1 | |
53 | Слова, обозначающие действия предметов | 3 | |
54 | Слова, отвечающие на вопрос: что сделал? что сделает? | 2 | |
55 | Словарный диктант | 1 | |
56 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | |
57 | Диктант | 1 | |
58 | Работа над ошибками | 1 | |
59 | Повторение изученного материала | 1 | |
60 | Слова, обозначающие признаки предмета | 3 | |
61 | Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте | 3 | |
62 | Подбор и название ряда признаков данного предмета | 1 | |
63 | Определение предмета по ряду признаков | 1 | |
64 | Сравнение двух предметов по их качествам | 2 | |
65 | Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающими предмет | 2 | |
66 | Тренировочные упражнения | 2 | |
67 | Предлог | 2 | |
68 | Умение находить предлоги в предложении | 1 | |
69 | Диктант | 1 | |
70 | Работа над ошибками | 1 | |
71 | Разделительный ъ | 3 | |
72 | Правописание слов с непроверяемыми согласными | 2 | |
73 | Работа со словарем | 1 | |
74 | Тренировочные упражнения | 1 | |
75 | Практическое знакомство с простым предложением | 1 | |
76 | Составление предложений с употреблением В.п. | 1 | |
77 | Составление предложений с употреблением Р.п. | 1 | |
78 | Составление предложений с употреблением Д.п. | 1 | |
79 | Составление предложений с употреблением П.п. | 1 | |
80 | Составление предложений с употреблением Т.п. | 1 | |
81 | Диктант | 1 | |
82 | Работа над ошибками | 1 | |
83 | Выделение в тексте предложений на тему, заданную учителем | 1 | |
84 | Составление предложений на заданную тему | 1 | |
85 | Умение закончить предложение или дополнить его по одному – двум вопросам | 1 | |
86 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 1 | |
87 | Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ | 1 4 чет. | |
88 | Тренировочные упражнения | 1 | |
89 | Работа с трудными словами | 1 | |
90 | Коллективное изложение | 1 | |
91 | Звукобуквенный анализ слов | 1 | |
92 | Алфавит | 1 | |
93 | Расположение в алфавитном порядке | 1 | |
94 | Звуки гласные и согласные | 1 | |
95 | Деление слова на слоги | 1 | |
96 | Перенос части слова при письме | 1 | |
97 | Ударение | 1 | |
98 | Гласные ударные и безударные | 1 | |
99 | Согласные твердые и мягкие | 1 | |
100 | Разделительный ь перед гласными | 1 | |
101 | Шипящие согласные | 2 | |
102 | Сочетание гласных с шипящими | 2 | |
103 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | 2 | |
104 | Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | 2 | |
105 | Собственные имена | 2 | |
106 | Большая буква в названиях городов | 2 | |
107 | Слова, обозначающие предмет | 2 | |
108 | Слова, обозначающие признак предмета | 2 | |
109 | Слова, обозначающие действие предмета | 2 | |
110 | Предлог | 2 | |
111 | Разделительный ъ | 2 | |
112 | Составление предложений | 2 | |
113 | Умение пользоваться словарем | 2 | |
114 | Сочинение по картине «Весна» | 2 | |
115 | Повторение изученного материала | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....
Рабочая программа.Русский язык 1 (2)- А класс (для обучающихся с ОВЗ)
Рабочая программа. Русский язык 1(2)-А класс (для обучающихся с ОВЗ)...
Рабочая программа "Русский язык и обучению письму" 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...
Рабочая программа. Русский язык . Домашнее обучение
Рабочая программа по русскому языку . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение....