3 склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прокофьева Елена Александровна

Конспект урока порусскому языку. В.П.Канакина 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sklonenie.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Урок: Русский язык

Тема: 3 склонение имен существительных

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение"; развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах,

УУД, формируемые на уроке:

 - личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

 - коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 - познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

 - регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • коллективная.

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1.Мотивация учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 1.

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

Я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобрести новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

Беззаботный – нестарательный, беспечный, легкомысленный, не думающий о завтрашнем дне.

2.Актуализация знаний.

Запишем под диктовку словарные слова

Агроном, железо, беседа, аллея, библиотека, вокзал, кастрюля.

Проверьте себя, сверяя с доской.

Оцените свою работу на оценочных листах.

- Прочитайте слова. Что общего у данных слов?

- По какому признаку можно распределить слова на 2 группы?

В тетрадях подпишите склонение вверху, над словами.

Отгадайте загадку:

Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал ?

Мышка хочет найти себе место.

Обучающиеся записывают под диктовку слова.

Проверяют свою работу.

Оценивают работу.

Имена существительные, стоят в начальной форме.

1 и 2 склонения.

Распределяют на доске слова в 2 группы.

Мышь

3.Выявление места и причины затруднения

- В какую группу мы отнесем данное слово?

- Почему?

- Куда запишем это слово?

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

- Можем ли мы отнести слово рысь к 1 или 2 склонению?

-Докажите?

-В какую группу слов запишем это слово?

Нельзя отнести ни к одному склонению.

Не относится к 1 или 2 склонению.

В отдельную группу.

Рысь

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

- Что общего у этих слов?

- Как вы думаете, как назовем эту 3 группу?

- Какую цель поставим перед собой?

Определите тему сегодняшнего урока.

- Кто уже может предположить, какие имена сущ. относятся к 3 склонению?

- Где мы можем проверить наше предположение?

Стр.97 правило.

- Верно ли оказалось наше предположение?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Ж.р, нулевое окончание.

3 склонение.

Узнать какие имена сущ. относятся к 3 склонению (Научиться определять 3 склонение имен существительных)

3 склонение имен существительных.

Ж.р. с нулевым окончанием.

В учебнике.

5. Реализация построенного проекта.

Давайте составим алгоритм, по которому мы сможем определить имена существительные 3 склонения.

1 шаг.

Поставить имя существительное в начальную форму.

2 шаг.

Определить род, выделить окончание.

3 шаг.

Слова ж.р. с нулевым окончанием.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включите ноутбуки и электронное приложение.

Найдите упражнение 1 (верхний правый угол)

2 слова разбираем коллективно на доске.

Дальше в парах, объясняя друг другу.

Работают в парах.

Оцените работу.

7. Физминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Называются имена существительные. Если существительное

1-ого склонения все хлопают,

2-ого – приседают,

3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа по учебнику.

Стр.97 упр.172.

Прочитайте задание.

- Что общего у данных имен существительных?

- Как определить, какие из них относятся к 3 склонению?

- Выпишите слова в 2 столбика.

-Проверьте свою работу и оцените.

С         окончанием.

Определить род.

Самооценка

9. Включение в систему знаний.

У вас на партах лежат листочки. Прочитайте.

Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите.

Придумайте к тексту заголовок.

Выпишите из этого текста предложения, в которых есть существительные 3 склонения.

Подчеркните имена существительные 3 склонения.

Прочитайте, какие предложения вы выписали.

Какие слова подчеркнули?

Оцените

10. Рефлексия.

Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель мы поставили? Достигли поставленной цели?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Оцените свою работу на уроке.

Продолжите фразы:

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я чувствовал..

- Сегодня я наблюдал….

Оцените всю работу сегодня на уроке. Закрасьте последний кружок на оценочных листах.

Оценки за урок.

Дети рефлексируют.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...