Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Новое знание:
имена прилагательные изменяются по родам и числам.
Проблема:
почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?
Цели:
· Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
· Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.
Задачи:
· Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
· Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
· Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
· Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_pilagatelnoe.docx | 22.35 КБ |
imya_prilagatelnoe_3_kl.pptx | 490.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
Новое знание:
имена прилагательные изменяются по родам и числам.
Проблема:
почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?
Цели:
- Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
- Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.
Задачи:
- Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
- Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
- Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
- Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
Оборудование:
- Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
- Мультимедийный проектор.
- Карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Создание эмоционального фона урока.
Прозвенел звонок - начинается урок.
Улыбнемся мы друг другу,
Пожелаем всем удачи и добра!
- Сегодня у нас необычный урок.
-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?
Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.
-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)
-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.
- Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает в путь. (Слайд № 2)
II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
Станция «Определительная»
- На доске записаны слова. Прочитайте их.
Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,
р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз...няя
- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?
(на столах карточки со словами для каждой группы )
( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)
- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.
Работаем на желтых карточках. (работа в группах)
- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)
-Как вы объединили слова?
(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).
-Докажите свое мнение.
(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).
-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)
-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Слайд №3)
– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:
Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи. (Слайд№4)
III. Усвоение новых знаний.
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?
(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)
2. Введение термина «имя прилагательное»
- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.
- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).
- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
3. Установление связи прилагательного с существительным.
- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.
- Составьте словосочетания из данных слов.
(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)
- А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)
- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом. (осень какая? поздняя)
(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)
- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.
-Итак, мы записывали словосочетания?
- Что мы хотели показать? (имя прилагательные связано с именем существительными)
- Молодцы!
Физкультминутка.
- Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.
- Следите глазами за полетом птицы. (Слайд №5)
4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.
- Давайте продолжим наши исследования.
Станция «Почемучка» (Слайд №6)
Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.
-Прочитайте слова в первом столбике. Что вы скажете про эти слова?
(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)
- Прочитайте слова во втором столбике.
- Соедините верные словосочетания.
(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)
Сладкий груша
сладкая яблоко
сладкое торт
сладкие ягоды
- Почему словосочетания разбились на две группы?
Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.
- Как изменятся имена прилагательные? (по числам)
- Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?
(от существительных)
- Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.
(Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,
Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.
Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)
- Можно ли определить род во мн. числе? (нет)
- Что мы указали у прил.? (род)
- Как же изменяются имена прилагательные? (прил. изменяются по родам)
Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.
- Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.
(Слайд №7)
Физкультминутка
- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.
Игра называется «Отгадай предмет»
- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.
Например, красное…(платье)
Безоблачное…(небо)
Добрый…(человек)
Яркое…(солнце)
Душистая…(роза)
Надежный…(друг)
Дождливая…(погода)
Грибной …(суп)
Карие…(глаза)
- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.
5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.
Едем дальше. Станция «Загадочная» (Слайд №8)
- Отгадайте загадки.
Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм. (Слайд №9)
1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (гриб)
2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)
3. Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)
4. Носик стальной, хвостик льняной. (игла)
- По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные.
- Что добавите про имена прилагательные?
Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.
6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.
Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.
Следующая станция «Мудрая». (Слайд №10)
- А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?
- - Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)
- Как можно узнать о наступлении весны?
- Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.
Прошла _______ зима. Наступила ______ весна.
_____ солнце пригревает землю. Приходит _______ оттепель.
________ сосульки свисают с крыши. И это уже _________ март. (Слайд №11)
- Нравится ли вам этот текст?
(Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).
- Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным? (Надо добавить имена прилагательные)
Возьмите зеленую карточку.
-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).
Взаимопроверка.
Сверяют с записями на доске.
- У кого все верно, поднимите руку.
- Для чего нам необходимы имена прилагательные?
- Какую роль они играют в речи?
(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).
IV. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
У вас на столах лежат конверты.
На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.
Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….
- Прочитайте ответы.
- Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…
V. Домашнее задание.
-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.
VI. Рефлексия.
- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи
Гимнастика для глаз
Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. Золотое решето чёрных домиков полно. Носик стальной, хвостик льняной. Загадки
Прошла _______ зима. Наступила ______ весна. _____ солнце пригревает землю. Приходит _______ оттепель. ________ сосульки свисают с крыши. И это уже _________ март. суровая ранняя Яркое весёлая Длинные настоящий
М о л о д ц ы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс
План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...
урок русского языка 4 класс "Род и число имен прилагательных"
урок русского языка по ФГОС с УУД...
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"
Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...
Урок русского языка по теме "Значение и употребление имен прилагательных в речи"
Инклюзивный урок русского языка в 3 классе...