«Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока:
- развивать умение проверять безударный гласный в корне слова
Задачи урока:
а) обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);
б) определять, каким правилом регулируется написание;
в) применять это правило;
г) осуществлять орфографический самоконтроль (проверять написанное).
- познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова:
а) подбор однокоренного слова («объясни значение слова»);
б) изменение формы слова (по числам);
в) изменение «по команде вопроса»: кто? или что?
г) изменение слова «по командам вопросов»:
что (с)делает? что (с)делал? что (с)делаю?
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye_-_kursy.docx | 968.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс
Цели урока:
- развивать умение проверять безударный гласный в корне слова
Задачи урока:
а) обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);
б) определять, каким правилом регулируется написание;
в) применять это правило;
г) осуществлять орфографический самоконтроль (проверять написанное).
- познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова:
а) подбор однокоренного слова («объясни значение слова»);
б) изменение формы слова (по числам);
в) изменение «по команде вопроса»: кто? или что?
г) изменение слова «по командам вопросов»:
что (с)делает? что (с)делал? что (с)делаю?
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
4. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число – сегодня:
Семнадцатое декабря.
Классная работа.
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние явления природы вы знаете?
- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. Что вы заметили?
А О У Ы Э
Я Е Ю И Е
- Какие буквы? Что вы можете о них сказать?- (Е)
- (Ы)
- (А, Я)
- (А, О, И, Е, Я)
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и (как Мороз на окне) в тетрадях составим узор из букв и соединений.
АЕИОЯ
________________________________________________________
________________________________________________________
- Ребята, а какой праздник у нас скоро?
- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в 21 век.
Морковкой нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
“Уважаемые, ученики!
Я приготовил для вас несколько испытаний и хочу проверить ваши знания и умения.
Снеговик”.
- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете, что зимой бывают метели и вьюги.
- За правильно выполненную работу вы будете получать новогодний шарик для елочки.
5. Словарная работа.
- Снеговик приготовил для вас загадки. Отгадаем и запишем в тетрадь.
НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ,
ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ
И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ
СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.
(мороз)
ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ
ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОй!
И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ -
УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВы.
(заяц)
ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ
ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ,
ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО…
НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА.
(лисица)
КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ,
СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ?
А ПРОСНУВШИСЬ, БРОДИТ,
УЛЬЯ ВОРОШИТ.
(медведь)
ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ!
РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ.
НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ
И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!
(автобус)
- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.
- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.
М…роз, за…ц, л…сица, м…дведь, …втобус.
- Составьте и запишите предложение с одним из них, не забывая «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко».
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Получите шарик для нашей елочки. Мы продолжаем путешествие.
6. Сообщение темы урока. -о
З.ма сп.шит, хл.почет:
Укутала в сн.га
Все кочки и п.нечки,
Скамейки и ст.га.
О.Высотская.
-- Как , решив орфографические задачи и отметив «опасные места».
- - - - Одно из самых трудных правил русской орфографии – правило написания безударного гласного. Сегодня на уроке мы будем снова решать орфографические задачи в корне слова: обнаруживать «опасные» места и находить способы проверки безударного гласного в корне слова.
- Что можете сказать о написании гласных корне в однокоренных словах?
Дети: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Какие гласные пишутся под ударением, такие пишутся и в безударном положении.
- Как проверить безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется под ударением, такая будет и в безударном положении.
- Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем:
- Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске, вставьте пропущенную букву безударного гласного. Запишите слова парами: сначала проверочное, а потом проверяемое слово.
с.сна ст.лбы
тр.ва з.нты
гн.здо л.сты
л.са дв.ры
- Что вы делали при подборе проверочного слова? (Изменяли форму слова. В первом столбике единственное число проверяется множественным, а во втором столбике множественное число – единственным.)
- Итак, что мы добавим в нашу схему? (Дополненную схему дети читают хором).
7.
– Снеговик, ребята, хочет, чтобы вы установили способы проверки для разных частей речи.
8. Способы подбора проверочных слов для имен существительных (названий предметов), для имен прилагательных (предметов), для глаголов ( действий предметов).
а) Подбираем проверочные слова для имен существительных:
1 способ:
- Какой способ вы уже установили?
2 способ:
-
- -
Памятка № 2 Объясни значение хитрец – хитрый человек |
-В а и и о е
_ _ _ _ _
о я е а и к. ель:
Вывод: В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. У каждого слова есть свой смысл, свое значение. Оно хранится прежде всего в корне.
Объяснения значения слова – это способ проверки корней!
3 способ:
- Откройте еще один способ изменения слов.
- Из какой сказки А.С.Пушкина строки?
Ветер по м.рю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в в.лнах
На раздутых п.русах…
- Выпишите в столбик выделенные слова вместе с предлогами, «окошки» сохраняй. Рядом запиши проверочные слова и реши орфографические задачи.
- Какой способ изменения слов вы установили?
Памятка № 3.
Изменить по команде вопроса
кто? или что?
(в ед. ч. или мн. ч.)
на коне – (кто?) конь, по камням – (что?) камень
б) Как узнать буквы корня в названиях действий?1 способ.
- Что это значит?
Под.рить, ш.гнуть, пог.стить, покр.шить.
- Запиши проверочные слова, которые отвечают на вопрос что? (кто?). После них пиши проверяемые, вставляя буквы в корнях. Проверь работу.
Памятка №4.
Узнать буквы в корнях глаголов можно так:
объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать другое однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (кто?)
2 способ.
- Буквы гласных в корнях глаголов можно узнавать и по-другому:
что делает? что сделает?
… - ч.ртил … - нач.ртил
… - к.тила … - прок.тила
… - см.трели … - посм.трели
Памятка №5.
Буквы гласных в корнях глаголов можно узнавать,
изменяя слова по командам вопросов:
что (с)делает?
9.
в) Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов.
1 способ.
- Скажи, что называют выделенные слова, и объясни их значение:
Ск.листый берег – это … . Т.желый – это … .
М.рская прогулка – это … . Гр.зовая – это … .
- Закончи предложения и запиши их, решая орфографические задачи и доказывая выбор букв.
- Как вы проверяли?
Памятка №6.
Узнать буквы в корнях имен прилагательных можно так:
объяснить значение слова с помощью однокоренного.
10. Составление схемы «Как искать проверочные слова для корня?»
Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем.
- Давайте мы с вами вспомним памятку «Как писать без ошибок?»
Как писать без ошибок?
1-2. Находи в слове орфограммы и
о п р е д е л я й,
знаешь ли буквы.
Знаешь. Не знаешь.
3. Пиши без «окошек», Пиши с «окошками».
Попробуй
узнать буквы:
1) выясни часть слова;
2) выполни нужные действия,
Узнал(а ) буквы. Не узнал(а).
Вставь и Оставь «окошки»;
подчеркни. где надо, покажи
выбор букв.
4. Проверь (поработай корректором):
- читай по слогам – нет ли описок;
- снова находи все орфограммы;
- где можешь, объясняй выбор букв и
решай, нет ли ошибок;
- есть – исправляй; сомневаешься – над
буквой ставь ?. 11. Физкультминутка
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
На деревья, на кусты
Падают снежинки.
Покружились, как они
И за парты сели.
12. Чтение правила в учебнике с.101.
13. Закрепление изученного материала.
а) Самостоятельная работа.
Вариант 1 выполняет упр. 239, вариант 2 – упр.240.
- Попробуйте решить в словах орфографические задачи известными вам способами. Подберите проверочные слова. Напишите проверочные и проверяемые слова. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте.
- Каким способом проверки вы воспользовались?
б) Работа в парах.
Выполняется упр. 236.
- Расскажите друг другу, как вы подбираете к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Используйте схему ответа, предложенную в учебнике.
- Посмотрите, какая у нас нарядная елочка!
14. Итог урока
– Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?
– В какой части слова мы учились проверять написание безударной гласной?
– Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?
15. Рефлексия.
Кому из вас понравился урок?
Сегодня на уроке мы повторили….
Мне было трудно…
Я сомневался….
Мне понравилось….
Я доволен….
16. Домашнее задание
Учебник с.102 упр. 235, правило (памятки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...