«Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сорокина Елена Алексеевна

Цель урока:

- развивать умение проверять безударный гласный в корне  слова

Задачи урока:
а) обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);
б) определять, каким правилом регулируется написание;
в) применять это правило;
г) осуществлять орфографический самоконтроль (проверять написанное).
- познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова:
 а)  подбор однокоренного слова («объясни значение слова»);
 б) изменение формы слова (по числам);
 в) изменение «по команде вопроса»: кто? или что?
 г) изменение слова «по командам вопросов»:
              что (с)делает? что (с)делал? что (с)делаю?


 

                                             Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

 

 

 

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_-_kursy.docx968.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:

 «Правописание безударных гласных в корне слова» 3 класс

Цели урока:

- развивать умение проверять безударный гласный в корне  слова

Задачи урока:
а) обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);
б) определять, каким правилом регулируется написание;
в) применять это правило;
г) осуществлять орфографический самоконтроль (проверять написанное).
-
познакомить со способами проверки безударного гласного в корне слова:
а)  подбор однокоренного слова («
объясни значение слова»);
б) изменение
формы слова (по числам);
в) изменение «по команде вопроса»:
кто? или что?
г) изменение слова «по командам вопросов»:
             
что (с)делает? что (с)делал? что (с)делаю?


                                             Ход урока.

1. Организационный момент.

http://im5-tub.yandex.net/i?id=211894911-02

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

4. Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Семнадцатое декабря.
Классная работа.

Картинка 58 из 64000

- Какое сейчас время года?

- Какие зимние явления природы вы знаете?

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. Что вы заметили?

Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000

   А     О      У     Ы     Э    

Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000Картинка 4 из 64000

  Я    Е    Ю   И    Е

- Какие буквы? Что вы можете о них сказать?http://festival.1september.ru/articles/564936/img5.gif- (Е)
-  (Ы)
- (А, Я)
-  (А, О, И, Е, Я)

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и (как Мороз на окне) в тетрадях составим узор из букв и соединений.

АЕИОЯ

________________________________________________________

________________________________________________________

- Ребята, а какой праздник у нас скоро?

Картинка 28 из 8668

- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

http://www.gift-sales.ru/Image/shop/Embellishmentforinterior/20722_b.jpg

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

                                   (снеговик)

“Уважаемые, ученики!

Я приготовил для вас несколько испытаний и хочу проверить ваши знания и умения.

                                                                                                                                       Снеговик”.

- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете, что зимой бывают метели и вьюги.

- За     правильно выполненную работу вы будете получать новогодний шарик для  елочки.

5. Словарная работа.

- Снеговик приготовил для вас загадки. Отгадаем и запишем в тетрадь.

НОЧЬЮ ОН, ПОКА Я СПАЛ,

ПРИШЕЛ С ВОЛШЕБНОЙ КИСТЬЮ

И НА ОКНЕ НАРИСОВАЛ

СВЕРКАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ.

   http://im0-tub.yandex.net/i?id=64581694-05       (мороз)

ЭТО ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ

ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОй!                              

И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ  -

УШИ БОЛЬШЕ  ГОЛОВы.

Картинка 4 из 84000           (заяц)

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ

ПРОМЕЛЬКНУЛО БУДТО ПЛАМЯ,

ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО…

НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА.

                                   

http://im5-tub.yandex.net/i?id=227638946-12    (лисица)

КТО, ЗАБЫВ ТРЕВОГИ,

СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ?

А  ПРОСНУВШИСЬ, БРОДИТ,

УЛЬЯ  ВОРОШИТ.

  http://im0-tub.yandex.net/i?id=121141102-05     (медведь)

ЧТО ЗА ЧУДО - СИНИЙ ДОМ!

РЕБЯТИШЕК ПОЛНО В НЁМ.

НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ

И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ!

http://im4-tub.yandex.net/i?id=217798037-12

                                                                 (автобус)

 - Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.

М…роз, за…ц, л…сица, м…дведь, …втобус.

- Составьте и запишите предложение с одним из них, не забывая «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко».

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Получите шарик для нашей елочки. Мы продолжаем путешествие.

Картинка 18 из 37906

6. Сообщение темы урока. -о

З.ма  сп.шит, хл.почет:
Укутала в сн.га
Все кочки и п.нечки,
Скамейки и ст.га.

                            О.Высотская.

-- Как  , решив орфографические задачи и отметив «опасные места».

Картинка 17 из 37906

  - - - -  Одно из самых трудных правил русской орфографии – правило написания безударного гласного. Сегодня на уроке мы будем снова решать орфографические задачи в корне слова:  обнаруживать «опасные» места и находить способы проверки безударного гласного в корне слова.
-
 Что можете сказать о написании гласных корне в однокоренных словах?

Дети: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Какие гласные пишутся под ударением, такие пишутся и в безударном положении.

 - Как проверить безударную гласную в корне?

Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется под ударением, такая будет и в безударном положении.

 - Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем:

http://festival.1september.ru/articles/575871/img3.gif

 -  Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске, вставьте пропущенную букву безударного гласного. Запишите слова парами: сначала проверочное, а потом проверяемое слово.

с.сна                 ст.лбы
тр.ва                з.нты
гн.здо               л.сты
л.са                  дв.ры

- Что вы делали при подборе проверочного слова? (Изменяли форму слова. В первом столбике единственное число проверяется множественным, а во втором столбике множественное число – единственным.)

http://festival.1september.ru/articles/584757/5.gif

- Итак, что мы добавим в нашу схему? (Дополненную схему дети читают хором).

http://festival.1september.ru/articles/575871/img4.gif

7.

http://im6-tub.yandex.net/i?id=7092181-03     

– Снеговик, ребята, хочет, чтобы вы установили способы проверки для разных частей речи.

8. Способы подбора проверочных слов для имен существительных (названий предметов), для имен прилагательных (предметов), для глаголов ( действий предметов).


а) Подбираем проверочные слова для имен существительных:

1 способ:

- Какой способ вы уже установили?

http://festival.1september.ru/articles/584757/5.gif

2 способ:

- http://festival.1september.ru/articles/584757/6.gif

 -  -

Памятка № 2

Объясни значение
с помощью родственного слова:
чистюля – тот, кто чистый

хитрец – хитрый человек

-В                        а              и                и             о                  е
                      _              _                _             _                  _
                      о              я                е             а                  и  
 к. ель:

Вывод:   В корнях слов ты не сделаешь ошибки, если будешь задумываться над их значением. У каждого слова есть свой смысл, свое значение. Оно хранится прежде всего в корне. 

                Объяснения значения слова – это способ проверки корней!Картинка 32 из 37906

3 способ:

- Откройте еще один способ изменения слов.

- Из какой сказки А.С.Пушкина строки?

Ветер по м.рю гуляет                    http://im5-tub.yandex.net/i?id=247552-13
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в
в.лнах
На раздутых
п.русах…                        

- Выпишите в столбик выделенные слова вместе с предлогами, «окошки» сохраняй. Рядом запиши проверочные слова и реши орфографические задачи.
- Какой способ изменения слов вы установили?

               Памятка № 3.

Изменить по команде вопроса
                 кто? или что?
           
(в ед. ч. или мн. ч.)
на к
оне – (кто?) конь, по камням – (что?) камень

Картинка 22 из 37906

б)  Как узнать буквы корня в названиях действий?1 способ.

- Что это значит?

Под.рить, ш.гнуть, пог.стить, покр.шить.

- Запиши проверочные слова, которые отвечают на вопрос что? (кто?). После них пиши проверяемые, вставляя буквы в корнях. Проверь работу.

                      Памятка №4.

Узнать буквы в корнях глаголов можно так:
объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать другое   однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (кто?)

Картинка 52 из 37906

2 способ.

-  Буквы гласных в корнях глаголов можно узнавать и по-другому:

 что делает?                                                   что сделает?

… - ч.ртил                                                       … - нач.ртил
… - к.тила                                                       … - прок.тила
… - см.трели                                                  … - посм.трели

                           

Памятка №5.

Буквы гласных в корнях глаголов можно узнавать,
изменяя слова по командам вопросов:
             
что (с)делает? 

Картинка 50 из 37906

  9.   http://im8-tub.yandex.net/i?id=121863809-01 

 в) Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов.

 1 способ.

- Скажи, что называют выделенные слова, и объясни их значение:

Ск.листый берег – это …  .                     Т.желый – это …  .

М.рская прогулка – это …  .                    Гр.зовая – это …  .

- Закончи предложения и запиши их, решая орфографические задачи и доказывая выбор букв.
- Как вы проверяли?

Памятка №6.

Узнать буквы в корнях имен прилагательных можно так:
объяснить значение слова с помощью однокоренного.

Картинка 63 из 37906

10. Составление схемы «Как искать проверочные слова для корня?»

Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем.

http://festival.1september.ru/articles/551652/img1.gif

 - Давайте мы с вами вспомним памятку «Как писать без ошибок?»

                  Как писать без ошибок?

1-2. Находи в слове орфограммы и
                   о п р е д е л я й,
                  знаешь ли буквы.

        Знаешь.                          Не знаешь.

3. Пиши без «окошек»,        Пиши с «окошками».

                                                  Попробуй
                                              узнать буквы:

                                         1) выясни часть слова;
                                        2) выполни нужные действия,

                               Узнал(а ) буквы.          Не узнал(а).    

                                Вставь и                   Оставь «окошки»;
                              подчеркни.                 где надо, покажи
                                                                  выбор букв.

4. Проверь (поработай корректором):

- читай по слогам – нет ли описок;
- снова находи все орфограммы;
- где можешь, объясняй выбор букв и
 решай, нет ли ошибок;
- есть – исправляй; сомневаешься – над
   буквой ставь ?.    
11. Физкультминутка

Белый снег пушистый

В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
На деревья, на кусты

Падают снежинки.
Покружились, как они
И за парты сели. 

http://im0-tub.yandex.net/i?id=57106829-01

12. Чтение правила в учебнике  с.101.

13. Закрепление  изученного материала.

а) Самостоятельная работа.

Вариант 1 выполняет упр. 239, вариант 2 – упр.240.
-  Попробуйте решить в словах орфографические задачи известными вам способами. Подберите проверочные слова. Напишите проверочные и проверяемые слова. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте.
- Каким способом проверки вы воспользовались?

б) Работа в парах.

Выполняется упр. 236.
- Расскажите друг другу, как вы подбираете к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Используйте схему ответа, предложенную в учебнике.

Картинка 77 из 37906Картинка 53 из 37906

- Посмотрите, какая у нас нарядная елочка!

Картинка 10 из 64000

14. Итог урока

– Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании? 
– В какой
части слова мы учились проверять написание безударной гласной?
– Какие
способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?

 15. Рефлексия.

 

  Кому из вас понравился  урок?

  Сегодня на уроке мы повторили….

  Мне было трудно…

  Я сомневался….

  Мне понравилось….

  Я доволен….

16. Домашнее задание
Учебник с.102 упр. 235, правило (памятки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...