Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом Республики Татарстан от 22.07.2013г. № 68-3РТ «Об образовании»;
- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержденные приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2009 г. (стандарты второго поколения)
- Иванов С.В., Программа, планирование, контроль 1-4. Русский язык. М.: «Вентана Граф» 2012г.
- с Федеральным и региональным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-16 учебный год;
- с учебным планом МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год;
- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- с Уставом школы
- с Образовательной программой НОО школы
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Основная цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 69.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом Республики Татарстан от 22.07.2013г. № 68-3РТ «Об образовании»;
- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержденные приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2009 г. (стандарты второго поколения)
- Иванов С.В., Программа, планирование, контроль 1-4. Русский язык. М.: «Вентана Граф» 2012г.
- с Федеральным и региональным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-16 учебный год;
- с учебным планом МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год;
- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- с Уставом школы
- с Образовательной программой НОО школы
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Основная цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Предметные цели – социокультурная и научно-исследовательская (познавательная):
Социокультурная цель достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного безошибочного письма.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Место учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год (34 недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы
«Как устроен наш язык» (32 ч)
Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словами и справочниками.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (изучается во всех разделах).
Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением –имена существительные . слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Состав слова (морфемика) (8 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно- суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикс.
Лексика (8 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма)(65 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой;
- разделительные твёрдые и мягкие знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
- правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-
- правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (5 ч.)(реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но и на уроках других предметов в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий, а также во внеурочной деятельности учащихся)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовка к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (за чин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: «Слова исконные и заимствованные». «Устаревшие слова». «Фразеологизмы».
Тематическое планирование
№ | Разделы программы/количество часов | Планируемые результаты | ||
личностные | метапредметные | Предметные | ||
1 | Как устроен наш язык –32 Фонетика -10 | -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении проблем); | -владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); - планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; | -умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; |
2 | Слово и предложение -6 | -сформированность мотивации к обучению; -способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения; -заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; | -создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; -понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; -адекватное оценивание результатов своей деятельности; | -понимать информацию, представленную в виде схем; -устанавливать различия между схемами; по результатам наблюдения -обобщать информацию о слове (единство звучания и значения) |
3 | Состав слова -8 | -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; -способность к самоорганизованности; | -активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач; | -устанавливать слово на основе приведённых форм -наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова -знакомиться с окончанием как частью слова -учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения |
4 | Лексика – 8 | -заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; -умение использовать получаемую подготовку как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни; | -готовность слушать собеседника, вести диалог; -умение работать в информационной среде. | -умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; |
5 | Правописание -63 | -готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении). | -планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; -выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); -создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; | -умение работать в информационном поле, представлять, анализировать и интерпретировать данные. |
6 | Развитие речи – 5 | -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; | -умение работать в информационной среде. | -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и разговорной речи; |
Итого: 132 |
В конце года предусмотрена комплексная работа, включающая систему заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся (УДД) | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | ||||||
Как устроен наш язык | |||||||
Фонетика 7 ч. | |||||||
1 | Звуки речи и буквы | 1 | Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами[1]. Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание о звуковом и графическом облике слова | |||
2 | Гласные и согласные звуки и их буквы | 1 | Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Использовать значок транскрипции для решения практических задач. Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | ||||
3 | Обозначение звуков речи на письме | 1 | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова. Использовать транскрипцию для повторения различных способов обозначения мягкости согласного. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (запись слов с помощью транскрипции) | ||||
4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове | 1 | Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию (рубрика «Давай подумаем»). Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Выделять общий признак группы элементов, не соответствующих заданию (слова с ударением на четвёртом и пятом слогах) | ||||
5 | Согласные звуки | 1 | Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт (рубрика «Давай подумаем»). Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, составлять слова из предложенного набора букв. Осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь, контролировать действия партнёра (работа в паре). Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Определять способ обозначения звука [й’] в приведённых словах, находить объект по заданным основаниям (слова, в которых буква е обозначает один звук). Устанавливать позиции в слове, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука | ||||
6 | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие | 1 | Соотносить собственный ответ с предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию. Наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции, и устанавливать способы обозначения мягких согласных звуков. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком | ||||
7 | Звонкие согласные звуки в конце слова | 1 | Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в подборе слов, различающихся одним звуком. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Понимать и преобразовывать информацию, представленную в виде рисунка, записывать слова с помощью транскрипции. Обобщать результаты наблюдений, доказывать необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагать способ её выполнения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при доказательстве написания согласного на конце слова | ||||
Правописание 4 ч. | |||||||
8 | Учимся писать сочетания жи — ши | 1 | Повторение: применение правил правописания сочетаний жи — ши,ча — ща, чу — щу | Использовать правило написания сочетаний жи — ши, осуществлять самоконтроль использования правила. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при использовании правила написания сочетаний жи — ши | |||
9 | Учимся писать сочетания ча — ща | 1 | Объяснять различие в звуко-буквенном составе записанного слова. Осуществлять самоконтроль при использовании правила написания сочетаний ча — ща, чу — щу. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при отработке правописания ча — ща | ||||
10 | Учимся писать сочетаниячу — щу | 1 | Преобразовывать информацию, представленную в виде схемы, рисунка: составлять слова с использованием схемы. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при составлении и правильной записи слов с буквосочетаниями чу — щу. Контролировать последовательность действий при списывании предложений и слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить слова по заданным основаниям | ||||
11 | Контрольное списывание по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 1 | Осуществлять самоконтроль | ||||
Как устроен наш язык | |||||||
Фонетика 2 ч. | |||||||
12 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь) | 1 | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги | Характеризовать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Использовать транскрипцию при решении практических задач. Использоватьалгоритм порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Объяснять совпадения в звуко-буквенном составе слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль при написании разделительного ь | |||
13 | Слог. | 1 | Формулировать ответ на проблемный вопрос. Выбирать слова по заданным признакам. Сравнивать и анализировать пары слов по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога | ||||
Правописание 1 ч. | |||||||
14 | Учимся переносить слова | 1 | Ознакомление с правилом переноса слов | Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос, связанный с правилом переноса слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; контролировать действия партнёра. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания. Объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Фонетика 1 ч. | |||||||
15 | Слоги ударные и безударные. Роль ударения | 1 | Деление слов на слоги | Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать различие между словами, различающимися местом ударения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять пары слов, различающихся только местом ударения | |||
Правописание 1 ч. | |||||||
16 | Диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча–ща, чу – щу; перенос слов» | 1 | Правописание сочетаний жи-ши, ча–ща, чу – щу; перенос слов | Осуществлять самоконтроль | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Слово и предложение 6 ч. | |||||||
17 | Работа на ошибками. Слово. | 1 | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Наблюдение за словами в предложении | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Сравнивать слова и «не слова», формулировать на основе сравнения признаки слова (единство звучания, написания и значения). Контролировать правильность и аккуратность записи. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре) при объяснении значений имён героев. Понимать информацию, представленную в виде схем, устанавливать различия между схемами; по результатам наблюдения обобщать информацию о слове (единство звучания и значения) | |||
18 | Слова, называющие предметы. | 1 | Задавать вопросы к словам (что? какой? и т. п.). Находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, называющие явления при,роды). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить слова, отвечающие на вопросы что? кто? Формулировать цель урока после обсуждения правила. Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Группировать слова по заданным основаниям | ||||
19 | Слова, называющие признаки и действия предметов. | 1 | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Находить слова по заданному основанию. Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы какой? какая? и т. п. Задавать вопросы какой? какая? и т. п. к приведённым словам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить слова, отвечающие на вопросы какой? какая? что делать? что сделать? | ||||
20 | Слово и предложение. | 1 | Наблюдать различие между звуком, словом и предложением. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Различать предложение и «не предложение». Сопоставлять интонационное оформление предложений. Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений. Выбирать из текста предложения по заданным признакам | ||||
21 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. Опознавать тип предложения по цели высказывания (в соответствии с предложенным образцом) и по интонации. Выбирать знак препинания в конце предложения. Осуществлять самоконтроль при постановке знаков препинания в конце предложения | ||||
22 | Слова в предложении. | 1 | Различать предложения и «не предложения». Определять тип предложения (по цели высказывания и по интонации). Наблюдать за изменением формы слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре); контролировать действия партнёра. Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Соотносить знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам, и при списывании | ||||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 2 ч. | |||||||
23 | Окончание как часть слова | 1 | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт). Формулировать вывод на основе наблюдения. Устанавливать слово на основе приведённых форм. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |||
24 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | Изменять формы слов, находить и выделять в них окончания. Наблюдать за изменением слова в составе предложения. Называть изменяемую часть слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (ра-бота в паре); контролировать действия партнёра. Наблюдать за связью слов в предложении. Анализировать предложенные группы слов и формулировать на основе анализа выводы. Ис-пользовать алгоритм выделения нулевых окончаний. Наблюдать за изменением форм глагола | ||||
Правописание 5 ч. | |||||||
25 | Контрольный диктант по теме: «Фонетика; слово и предложение; окончание». | 1 | Фонетика; слово и предложение; окончание | Осуществлять самоконтроль | |||
26 | Работа над ошибками допущенными в контрольной работе. | 1 | |||||
27 | Неизменяемые слова. | 1 | Фонетика; слово и предложение; окончание | Формулировать собственное мнение и аргументировать его при обсуждении проблемных вопросов. Наблюдать за неизменяемыми словами. Находить в тексте слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Использовать алгоритм нахождения окончаний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Восстанавливать предложения, выбирая правильные формы слов. Осуществлять самоконтроль с опорой на рубрику «Проверь себя» | |||
28-29 | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | 2 | Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных | Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Классифицировать слова по заданным группам | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 1 ч. | |||||||
30 | Корень как часть слова. | 1 | Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |||
Правописание 2 ч | |||||||
31-32 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 2 | Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова и его применение | Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Знакомиться с понятием «орфограмма». Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Понимать транскрипцию и преобразовывать её в буквенную запись. Отрабатывать применение изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 1 ч. | |||||||
33 | Корень как общая часть слова. | 1 | Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Различать родственные слова и синонимы (без введения терминов). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить однокоренные слова | |||
Правописание 9 ч. | |||||||
34-35 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 2 | Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова и его применение | Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов. Объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова | |||
36 | Однокоренные слова. | 1 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям (по сходству звучания и значения); находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем | |||
37 | Диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова» | 1 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова | Осуществлять самоконтроль | |||
38 | Работа над ошибками допущенными в диктанте.Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова». | 1 | |||||
39 | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 1 | Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова и в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный в учебнике алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Подбирать проверочные слова | ||||
40 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | Подбирать проверочные слова, учитывая тип орфограммы («Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»). Наблюдать за словами с омонимичными корнями; учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы | ||||
41 | Контрольное списывание по теме: «Правописание согласных в корне слова». | 1 | Осуществлять самоконтроль | ||||
42 | Работа над ошибками. Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | Подбирать проверочные слова, учитывая тип орфограммы («Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»). Наблюдать за словами с омонимичными корнями; учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы | ||||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 2 ч. | |||||||
43 | Суффикс как часть слова | 1 | Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Сопоставлять однокоренные слова и выявлять различия между ними. Знакомиться с суффиксом как частью слова. Дополнять ряды слов по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов. Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |||
44 | Суффикс как часть слова | 1 | Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе) | ||||
Правописание 5 ч. | |||||||
45 | Значение суффиксов | 1 | Сопоставлять однокоренные слова и выявлять различия между ними. Дополнять ряды слов по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов. Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения | ||||
46 | Значение суффиксов | 1 | Сопоставлять однокоренные слова и выявлять различия между ними. Знакомиться с суффиксом как частью слова. Дополнять ряды слов по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов. Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | ||||
47 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Ознакомление с правилом правописания непроизносимых согласных в корне слова и его применение | Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки) | |||
48-49 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 2 | Ознакомление с правилом правописания непроизносимых согласных в корне слова и его применение | Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки) | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 1 ч. | |||||||
50 | Значение суффиксов | 1 | Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. Проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибки в разборе слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Группировать слова по частям речи (на основании значения и вопроса) | |||
Правописание 5 ч. | |||||||
51 | Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок- | 1 | Ознакомление с правилами правописания суффиксов имён существительных-онок-, -ёнок-; -ик-, -ек-и их применение | Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов -онок-/-ёнок-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -онок-/-ёнок-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать звуковую запись в буквенную. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |||
52 | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- | 1 | Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в предложенных словах, выбирать способ проверки в зависимости от орфограммы. Преобразовывать текст в таблицу | ||||
53 | Учимся писать суффикс -ость-. | 1 | Наблюдать за словами с суффиксом -ость- и устанавливать его значение. Выявлять место и тип орфограммы, доказывать правильность написания буквы в слове. Находить слова по заданному основанию и осуществлять самоконтроль в ходе выполнения упражнения | ||||
54 | Контрольный диктант по теме: «Корень слова, суффикс». | 1 | Повторение изученных правил правописания | Осуществлять самоконтроль | |||
55 | Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы | 1 | Осознавать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить суффикс в заданном слове и подбирать примеры слов с таким же суффиксом. Сопоставлять буквенную запись слов с транскрипцией | ||||
Как устроен наш язык | |||||||
Состав слова 1 ч. | |||||||
56 | Приставка как часть слова | 1 | Приставка как часть слова; значения приставок | Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Преобразовывать информацию, представленную в виде толкования слова: устанавливать производное слово, выделять и отмечать в нём приставку. Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | |||
Правописание 12ч. | |||||||
57-58 | Учимся писать приставки | 2 | Ознакомление с правилами правописания приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над- и их применение | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква о. Группировать слова по предложенному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать место орфограммы в слове и выбирать способ её проверки | |||
59 | Различаем приставки с буквами о, а | 1 | Различать приставки с буквами о, а. Самостоятельно устанавливать критерии объединения слов, группировать слова по заданному основанию. Объяснять причины допущенных ошибок, доказывать правильное написание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Находить приставку в слове, подбирать слова с такой же приставкой | ||||
60 | Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ) | 1 | Ознакомление с правилом правописания разделительных твёрдого и мягкого знаков и его применение | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, и сопоставлять её с текстами. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись слов; высказывать предположение об условиях написания ъ. Знакомиться с алгоритмом написания слов с ъ; контролировать свои действия при использовании алгоритма. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать транскрипцию и преобразовывать её в буквенную запись. Группировать слова по заданному основанию (наличие/отсутствие твёрдого знака). Осуществлять самоконтроль | |||
61-62 | Различаем разделительные ь и ъ | 2 | Определять место орфограммы в слове и различать ъ и ь. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Контролировать свои действия при использовании алгоритма написания слов с ъ и ь. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданному основанию | ||||
63 | Учимся различать предлоги и приставки | 1 | Ознакомление с правилом раздельного написания предлогов с другими словами | Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма | |||
64 | Контрольный диктант по теме: «Приставки; состав слова; образование слов». | 1 | Применение изученных правил правописания | Осуществлять самоконтроль | |||
65 | Работа над ошибками. Учимся различать предлоги и приставки. | 1 | Ознакомление с правилом раздельного написания предлогов с другими словами | Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма | |||
66 | Повторяем состав слова | 1 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса | Определять способ образования слов. Подбирать слова к заданным моделям. Выбирать из текста слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |||
67-68 | Повторяем правописание частей слова | 2 | Повторение изученных правил правописания | Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова и выбирать соответствующий способ проверки. Составлять пары слов по заданному основанию. Подбирать слова, соответствующие заданным условиям (родственные, но отличающиеся приставками) | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 2 ч. | |||||||
69 | Слово и его значение | 1 | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения | Понимать информацию, представленную в виде схемы. Высказывать предположение о причинах ошибок в толковании значения слова. Формулировать значение слова, опираясь на рисунок и систему вопросов. Опознавать слова по их лексическим значениям | |||
70 | Значение слова | 1 | Объяснять значение слова с опорой на рисунок. Группировать слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Находить заданную группу слов и аргументировать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за однокоренными словами и устанавливать слова с другим корнем. Определять значения слов и составлять предложения с этими словами | ||||
Развитие речи 2 ч. | |||||||
71 | Текст. | 1 | Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам | Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения | |||
72 | Заголовок текста. | 1 | Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к текстам | ||||
Правописание 1ч. | |||||||
73 | Повторяем правописание частей слова. | 1 | Повторение изученных правил правописания | Подбирать приставки и суффиксы по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Находить слова с заданной орфограммой. Применять алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании. Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова. Обосновывать применение разных способов работы над ошибками | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
74 | Слово в толковом словаре и тексте | 1 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова | Устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника | |||
Правописание 4ч. | |||||||
75 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 1 | Повторение изученных правил правописания | Находить в слове орфограммы и определять часть слова, в которую они входят. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в словах. Объяснять написание суффиксов. Различать случаи написания ъ и ь, аргументировать свой выбор. Подбирать необходимые приставки и объяснять их написание | |||
76 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова; слово и его значение». | 1 | Применение изученных правил правописания | Осуществлять самоконтроль | |||
77 | Работа над ошибками допущенными в контрольной работе | 1 | |||||
78 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове | 1 | Повторение изученных правил правописания | Находить в слове орфограммы и определять часть слова, в которую они входят. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в словах. Объяснять написание суффиксов. Различать случаи написания ъ и ь, аргументировать свой выбор. Подбирать необходимые приставки и объяснять их написание | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
79 | Слова-синонимы | 1 | Наблюдение за использованием в речи синонимов | Сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. Знакомиться с синонимами. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст. Наблюдать за сходством и различием значений синонимов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Аргументировать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Сравнивать слова в синонимическом ряду и выявлять различия между словами. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение | |||
Правописание 3 ч. | |||||||
80-81 | Учимся применять орфографические правила | 2 | Повторение изученных правил правописания | Устанавливать тип орфограммы. Аргументировать правильность выбранного способа проверки. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись одного и того же слова, объяснять расхождение в записях. Контролировать свои действия при использовании алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок | |||
82 | Учимся применять орфографические правила | 1 | Повторение изученных правил правописания | Устанавливать тип орфограммы. Аргументировать правильность выбранного способа проверки. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись одного и того же слова, объяснять расхождение в записях. Контролировать свои действия при использовании алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
83 | Слова-антонимы | 1 | Наблюдение за использованием в речи антонимов | Понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Знакомиться с антонимами. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Исправлять текст, подбирая антонимы к выделенным словам | |||
Правописание 2 ч. | |||||||
84 | Тест по теме: «Правописание изученных орфограмм». | 1 | Правописание изученных орфограмм. | Осуществлять самоконтроль | |||
85 | Учимся применять орфографические правила | 1 | Повторение изученных правил правописания | Различать написание разделительных ь и ъ, объяснять выбор ь и ъ. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове. Соотносить слова и схемы состава слова. Группировать слова по заданному основанию. Подбирать проверочные слова к словам с изученными орфограммами. | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
86 | Слова-омонимы. | 1 | Наблюдение за использованием в речи омонимов. Слова исконные и заимствованные | Интерпретировать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о словах, называющих изображённые на рисунке предметы. Знакомиться с омонимами. Наблюдать за использованием омонимов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе). Находить омонимы. Дополнять таблицу. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Выявлять особенности омонимов, найденных в тексте | |||
Правописание 3ч. | |||||||
87 | Учимся применять орфографические правила. | 1 | Повторение изученных правил правописания | Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять и объяснять различия в записи. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок. | |||
88 | Диктант по теме: «Правописание изученных орфограмм». | 1 | Правописание изученных орфограмм | Осуществлять самоконтроль | |||
89 | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | 1 | Повторение изученных правил правописания | Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять и объяснять различия в записи. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
90 | Устаревшие слова. | 1 | Устаревшие слова | Высказывать предположения о причинах, по которым слова выходят из употребления. Знакомиться с устаревшими словами. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Самостоятельно объяснять значения слов и проверять себя по толковому словарику учебника. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить в тексте устаревшие слова и устанавливать их значение | |||
Правописание 2ч. | |||||||
91-92 | Учимся применять орфографические правила. | 2 | Повторение изученных правил правописания | Находить ошибки в выполненной работе, исправлять их и объяснять правильное написание слов. Обосновывать правильность подбора проверочных слов. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. | |||
Как устроен наш язык | |||||||
Лексика 1 ч. | |||||||
93 | Фразеологизмы | 1 | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов | Обсуждать текст, высказывать предположение о значении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт. Знакомиться с фразеологизмами. Сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Устанавливать значение фразеологизмов. Наблюдать за словами в составе фразеологизмов. Знакомиться с фразеологическим словарём. Соотносить фразеологизмы с их значением. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать фразеологизмы к заданным словосочетаниям. Находить, объяснять и исправлять ошибки при использовании фразеологизмов | |||
Правописание 4ч. | |||||||
94-95 | Учимся применять орфографические правила | 2 | Повторение изученных правил правописания | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Обосновывать правильность написания слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы | |||
96 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 | Правописание изученных орфограмм | Осуществлять самоконтроль | |||
97 | Работа над ошибками допущенными в итоговой промежуточной аттестации. | 1 | |||||
Развитие речи 1 ч. | |||||||
98 | Текст-описание | 1 | Выражение в тексте законченной мысли. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текста: описание | Понимать текст. Высказывать предположение о целях создания текста. Знакомиться с описанием как типом текста. Наблюдать за текстом-описанием и устанавливать его особенности. Находить в тексте средства создания описания | |||
Правописание 2ч. | |||||||
99-100 | Учимся применять орфографические правила | 2 | Повторение изученных правил правописания | Находить ошибки в подборе проверочных слов к словам с орфограммами «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», «Безударные гласные в корне слова». Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Находить и исправлять ошибки в словарном диктанте | |||
Развитие речи 2 ч. | |||||||
101 | Текст-повествование. | 1 | Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Выражение в тексте законченной мысли. Типы текста: описание, повествование. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев | Составлять тексты по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Сравнивать тексты. Знакомиться с текстом-повествованием | |||
102 | Текст-рассуждение | 1 | Понимать текст. Знакомиться с текстом-рассуждением. Наблюдать за текстом-рассуждением. Различать описание, повествование и рассуждение. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст-рассуждение. Отвечать на предложенные вопросы. Соотносить вопросы с текстом-рассуждением |
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения во 2 классе ученик научится:
- различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
Предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
- выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
- решать учебные и практические и задачи:
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой;
- разделительные твёрдые и мягкие знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
К концу обучения во 2 классе ученик может научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный и приставочно- суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдение за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-;
- правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в современной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Описание материально-технического обеспечения
- УМК: Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Перечень литературы и средств обучения
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ. Рабочая тетрадь. Класс: 2.
- Иванов С.В. Русский язык. 2 класс: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. Кузнецова М.И. Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. Чтение. Учебное пособие. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
- Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Электронное учебное издание (CD). Класс: 2.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык. Программа, планирование, контроль. Класс: 1-4
Материально-техническое оснащение:
- Фишки.
- Касса букв.
- Пособие «окошки», лента с гласными буквами, лента с согласными буквами.
- Слоговые диски.
- Плакат с алфавитом, написанным курсивным шрифтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа XXI века
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века" 1-2классы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012..)....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века
В программе предоставлены: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, литература...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс, Школа 21 века.
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК "Школа 21 века"....
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс "Школа 21 века"
Рабочая программа составлена к учебнику 1 класса "Русский язык" - Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. , "Пропись" - М.М.Безруких, М.И.Кузнецова...