открытый урок по письму Правописание словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. в коррекционной школе
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Форма проведения: урок – сказка.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Задачи:
Образовательные
· Обобщить и закрепить знания, умения и навыки , применять на практике правила правописания гласных после шипящих.
· Формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
· Продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.
Коррекционно – развивающие:
· Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе
· Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение сопоставлять, сравнивать.
· Развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание, прививать усидчивость.
Воспитательные:
· Воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость.
· Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
· Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
Карточки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу;
карточки со слогами и словами;
пословицы и поговорки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Картинки с изображением солнышка, тучек, Колобка, Зайки, Серого Волка, Ежика, Медведя, Мышки, Лисички;
Письмо от Толи Ошыбкина;
плакат «Лесная школа».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Новомосковская специальная ( коррекционная )
общеобразовательная школа VIII вида».
Урок по письму и развитию речи. Тема: «Правописание буквосочетаний
жи – ши, ча – ща, чу – щу».
Учитель. Т.Ф. Фатьянова
2014 г.
Форма проведения: урок – сказка.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Задачи:
Образовательные
- Обобщить и закрепить знания, умения и навыки , применять на практике правила правописания гласных после шипящих.
- Формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе
- Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение сопоставлять, сравнивать.
- Развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание, прививать усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
Карточки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу;
карточки со слогами и словами;
пословицы и поговорки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Картинки с изображением солнышка, тучек, Колобка, Зайки, Серого Волка, Ежика, Медведя, Мышки, Лисички;
Письмо от Толи Ошыбкина;
плакат «Лесная школа».
Ход урока.
1. Организационный момент (эмоциональный настрой).
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Придумано кем – то Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Поздороваемся с нашими гостями: Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
– Я желаю вам успеха, в добрый путь.
2. Сообщение темы и целей урока:
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: «Правописание сочетаний ЖИ _ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ».
Сегодня у нас заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим все, о чем говорили и закрепим наши знания.
Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – сказка!
Бабка с дедом постарались, И сегодня на урок, Прикатился к нам румяный Очень вкусный Колобок! Путешествовать с ним будем, И заданья выполнять, Чтобы целым, невредимым, Он вернулся к нам опять.
3. Чистописание.
Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить. Сядьте прямо, не кривитесь, За работу все возьмитесь. Запишите все число, Классная работа.
ЛЫЖИ, МЫШИ И УЖИ, ШИНЫ, ЕЖИКИ, СТРИЖИ РОЩА, ЧАЩА И СВЕЧА, ПИЩА, ТУЧА, САРАНЧА ЧУЛОК И ЧУДО И ЧУГУН, ЧУДАК И ЩУКА И ВОРЧУН.
Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на мой вопрос: «Какие звуки в этих словах встречаются чаще других?» - Шипящие. - А какие шипящие согласные звуки вы знаете?
(Щ Ч Ж Ш).
Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я, друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.
Запишем их в тетради.
4. Тема урока.
Вы сегодня самые умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов. К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучи закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть вопросы о правописании сочетаний. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний.
1 тучка – расскажите о написании сочетаний ЖИ – ШИ.
Чижи, ежи, ужи, стрижи Жирафы, мыши и моржи, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. Все сочетания ЖИ – ШИ Ты только с буквой И пиши. (Вывесить правило).
2 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧА – ЩА.
Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, гуща и свеча - Все слова на ЧА и ЩА. Чаща, дача и печать Нужно с буквой А писать . (Вывесить правило).
3 тучка – расскажите о написании сочетаний ЧУ – ЩУ.
Я грамотно писать хочу Чумазый, чучело, чурбан Чудесный чувство и чулан. Кричу, ворчу, ищу, тащу. Я с буквой У всегда пишу. (Вывесить правило)
Молодцы, ребята! Солнышко засияло улыбкой и оно дарит вам свои лучики. Пусть они помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день.
С какими гласными дружат шипящие согласные звуки? - с гласными И, А. У.
Ребята, наш Колобок спешит на урок в лесную школу. Давайте заглянем туда на минутку. Кто там сидит за партами? Это все наши знакомые звери из разных сказок.
Посмотрите, сколько у них написано пословиц и поговорок с шипящими сочетаниями .
На вкус и цвет товарища нет.
Делу время - потехе час.
Грибы ищут по лесу рыщут.
Хороший человек не забывается.
Чужим умом жить – своего не нажить.
Умей дружбой дорожить.
Разъясните смысл этой пословицы.
Дружба –это прекрасное чувство. Не оставляйте друга в беде. Относитесь к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
Руки - на месте, Ноги - на месте, Локти - у края, Спинка - прямая.
Запишите пословицу правильно и красиво.
- Физкультминутка.
- Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
- Закрепление.
А наш Колобок спешит к своим друзьям в лесную школу.
Вспомним, кого в сказке встретил Колобок первым? Правильно, Зайчика. И вот какое задание дал Зайчик нашему Колобку.
Найди и исправь ошибки.
Поможем Колобку? Тем более, что мы с вами сейчас вспомнили все правила.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок).
7. Проверка домашнего задания.
А теперь посмотрим, как вы выполнили домашнюю работу.
Вы списывали текст с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Читаем предложения и проверяем слова с этими орфограммами.
- Оценить выполнение домашней работы.
А наш Колобок спешит к своим друзьям в лесную школу.
После того, как Колобок задание Зайчика выполнил, он продолжил свой путь. Но тут из-за угла выскочил Серый Волк – зубами щелк. - Ага, Колобок, вот ты - то мне и нужен. Слышал я как ты Зайке помог, помоги пожалуйста и мне. Задал мне наш учитель Михайло Иванович отгадать загадки, а ответы в тетрадь записать. 8.Работа в тетрадях.
Подскажи словечко:
Руки - на месте, Ноги - на месте, Локти - у края, Спинка - прямая
- Не поедет без бензина
Наша быстрая …………(машина). - Стали звездочки кружится,
Стали землю ложится,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а ……..(снежинки) - Захотели малыши
Поточить………(карандаши). - Наша Мурка спит и слышит
Как в углу скребутся ………(мыши). - Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась ………(щука). - Удивляется наш Саша:
- Блюдце есть, а где же …….(каша). - Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая ……….(туча). - Ты к обеду положи
Ложки, вилку и ……….(ножи). - Собирают ребятишки
В парке желуди и ………(шишки). - Я от досады чуть не плачу –
Не решается ……….(задача). - Я откликаться не хочу
Меня зовут, а я ……….(молчу). - Белокрылые хозяйки,
Над волной летают ……..(чайки). - Я только нитки отыщу
И змея в небо ………(запущу). - Слоник хоботом, как душем
Моет спину, моет……..(уши).
Когда мы много читаем или пишем, устают глазки. Дадим им отдых.
Разогрейте ладошки и приложите их к глазкам, почувствуете тепло.
9. Игра в слова. (Мышка)
А теперь, ребята, немножко поиграем .
Колобок будет вам говорить слова в единственном числе, а вы их скажите во множественном.
Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему идет грустный Ежик.
-Ежик, что случилось? Что не весел, низко голову повесил?
- Ох, Колобок, Колобок, я так спешил в школу, что упал и все слова у меня рассыпались и перепутались.
-Давай, Ежик мы поможем тебе их собрать.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ…
Но когда с умом ,толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Составить слова из слогов.
Лыжи, часы, роща, свеча, чайник, ежи, щука, жираф, туча, машина, животные, волчата.
- Спасибо, тебе Колобок и вам ребята, спасибо!
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса-всему лесу краса!
Колобок, Колобок давай с тобой поиграем.
10.Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Ароматный чай - д_____________ чай,
просторные улицы - ш_____________ улицы,
толстый кот - ж____________ кот,
мохнатые ели - п_____________ ели?
огромные лужи -б ___________ лужи,
красивые цветы - ч___________цветы,
прекрасный малыш - заме____ый малыш,
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
узкий - ш____________,
маленькие - б____________,
свои - ч__________________,
провожает - в_____________,
мёртвый - ж_____________,
редко - ч____________,
постная (пища) - ж__________,
говорить - м__________,
чистый - ч_м_________,
болтун - м__________,
радость - пе__________,
пряч_т - ищ________,
конец - н_______.
Скажи действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Коровы - м________, птенцы - п__________, змея ш__________,
кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.
Письмо от Незнайки.
- В нашу лесную школу пришло письмо от Незнайки. Давайте прочитаем его.
Летом я со своей сабакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и лещя.
Незнайка в своем письме допустил ошибки. Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы не допускал ошибок.
Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните.
Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным? Зачем знать правила правописания?
11.Подведение итогов и формулирование выводов. - А сейчас мы подведём итоги урока.
- Понравился ли вам урок?
- Слова, с какой орфограммой мы повторяли?
- Какие задания вам больше всего понравились? Почему?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием,
А какие задания с трудом?
Вы сегодня постарались.
Прозвенит сейчас звонок.
И домой к себе вернется
Наш ученый Колобок.
Скоро весна и на деревьях распустятся почки и появятся первые молодые листочки. Давайте и мы оденем наше дерево в листву.. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите зелёный листочек. А если испытывали затруднения возьмите желтый листочек.
(Дети подходят и прикрепляют к дереву листики)
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.
Задачи:
Образовательные
- Обобщить и закрепить знания, умения и навыки , применять на практике правила правописания гласных после шипящих.
- Формировать умения осознанного восприятия составленных и прочитанных слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки при работе
- Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение сопоставлять, сравнивать.
- Развивать зрительную память, мышление, устойчивое внимание, прививать усидчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
Карточки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу;
карточки со слогами и словами;
пословицы и поговорки с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу; Картинки с изображением солнышка, тучек, Колобка, Зайки, Серого Волка, Ежика, Медведя, Мышки, Лисички; письмо от Толи Ошыбкина; плакат «Лесная школа»
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Форма проведения урока побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде. Все вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности.
Рационально старалась распределить отведённое время на каждый этап урока. Выстраивала "связки" между этапами урока. Отбирала дидактический материал для фронтальных и групповых форм работы - демонстрационные и раздаточные карточки.
На этапах был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их активность оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку школьников я делала по ходу урока.
Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, и не боится высказываться.
Результат урока: я считаю, урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание словосочетаний с типом связи согласование"
На данном уроке обучающиеся учатся осознавать практическую значимость сочетаний с типом связи согласование...
План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....
Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.
Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....
Открытый урок по письму в 1 классе "Звуки[ф ] ,[ф* ].Письмо строчной ф.
Урок соответствует всем требованиям ФГОС.Урок очень интересный и насыщенный, содержит в себе разнообразные формы и методы.Также урок сопровождается красочной и увлекательной презентацией....
Урок русского языка " Упражениния в правописании слов со слогами - ЖИ, - ШИ " 3 класс в коррекционной школе 8 вида
Цели, задачи, ход урока....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МОСКВОВЕДЕНИЮ В 4 КЛАССЕ УИТЕЛЯ МОИСЕЕНОКО Т.С. В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
В данном материале содержиться подробный конспект урока по Москвоведению для 4 класса, также этот материал можно использовать для проведение работы по краеведению и классных часов....
Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.
В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....