КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МОСКВОВЕДЕНИЮ В 4 КЛАССЕ УИТЕЛЯ МОИСЕЕНОКО Т.С. В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
план-конспект урока (4 класс) по теме
В данном материале содержиться подробный конспект урока по Москвоведению для 4 класса, также этот материал можно использовать для проведение работы по краеведению и классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskvovedenie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МОСКВОВЕДЕНИЮ В 4 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ МОИСЕЕНКО Т.С.
Тема урока: «Игры и игрушки московских детей»
Цель: Познакомить учащихся с играми и игрушками московских детей в старину.
Задачи: 1.Закрепить знания об обучении в древности, познакомить с игрушками детей в древней Москве, из каких материалов они изготавливались, какое имели предназначение, в какие игры играли дети, продолжать учить работе с текстом, отвечать на вопросы по тексту. Познакомить и разучить старинную русскую игру «Горелки», изготовить самостоятельно игрушку лешего.
2. Развивать произвольную память, путем воспроизведения материала; увеличивать объем памяти, посредством изучения нового материала, разучивания правил игры, запоминания считалок; произвольное внимание при восприятии материала, выполнения дополнительных заданий; развивать связную речь (требования полных ответов на поставленные вопросы); мелкую моторику рук при выполнение графических заданий, ориентировку на листе бумаги. Расширять словарный запас путем ввода новых слов (ярмарка, бирюльки, трещотки, горелки).
3. Воспитывать интерес к истории своего народа, желание изучать и познавать прошлое.
Оборудование: учебники, тетради, тексты, карточки с дополнительными заданиями, натуральные игрушки (тряпичные куклы, деревянные игрушки, матрешки), иллюстрации, простые и цветные карандаши, шишки еловые, цветная бумага, клей, ножницы, клеенки, пластилин.
План урока.
I Организационный момент.
II Основная часть.
- проверка домашнего задания.
а) фронтальный опрос;
б) работа с карточками.
2. Сообщение темы урока.
3. Беседа по теме урока.
4. Рассматривание выставки игрушек.
5. Физкультурная пауза.
6. Работа в тетради
7. Работа с текстом.
8. Изготовление игрушки лесовика.
9. Домашние задание.
III Итог урока.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. II Основная часть.
а) фронтальный опрос. Учитель задает учащимся вопросы по пройденной теме: - Какую тему мы проходили на прошлом уроке? - Где организовывались школы в древней Москве? - Когда начинался учебный год московских школьников? Почему? - Что изучали школьники? Какие предметы? - Как проходил день московского школьника? - Какие поощрения и наказания могли понести школьники за примерную или плохую учебу? б) работа с карточками. Учитель выдает учащимся карточки с заданиями (см. приложении № 1).
2. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами продолжим изучение жизни московских детей в древности. Мы узнаем, как и чем играли московские дети 3. Беседа по теме урока. - Скажите, ребята, какими игрушками вы сейчас играете? - Из чего изготовлены ваши игрушки? - В какие игры вы любите играть? Рассказ учителя: - Конечно, в древности у школьников не было такого разнообразия игрушек. И никто тогда не играл в компьютеры. Но во все времена дети любят играть. И взрослые старались сделать для своих детей игрушки яркие и нарядные. Конечно, игрушки отображали предметы быта детей, животных, которых наблюдали дети. - Как вы думаете, какие игрушки делали для детей в древности? - Правильно, игрушки детей того времени отображали те предметы и животных, которых дети могли непосредственно видеть вокруг себя. Давайте сейчас рассмотрим игрушки, которыми играли в древности и определим материал, из которого они были сделаны. 4. Рассматривание выставки игрушек. Учитель предлагает детям подойти к выставке игрушек и рассмотреть их. На выставке представлены: матрешки, неваляшки, тряпичные и фарфоровые куклы, деревянная посуда маленького размера (бирюльки), деревянные и глиняные изображения животных, соломенные куклы и посудка, музыкальные игрушки (дудочки, трещотки, ксилофоны). - Назовите игрушки, которые вы видите. - Из чего сделаны игрушки? - Особое внимание учитель обращает на мелкие игрушки. - Рассмотрите эти игрушки. Это посудка. Какие предметы мы видим? Такие мелкие игрушки называли в ревности «бирюльки». 5. Физкультурная пауза. Сегодня мы разучим древнюю русскую игру, в которую до сих пор любят играть дети. Называется она «Горелки». Учитель объясняет правила игры: - Дети становятся парами. Водящий становятся на расстоянии к ним спиной. Все дружно говорят: - Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!! Колокольчики звенят – тебе ловить велят!!! По окончании слов первая пара бежит вперед, перед водящим расцепляют руки и пробежав его, снова соединяют руки. Задача водящего – осалить пробегающих игроков. Тот игрок, которого осалили становиться водящим. - Давайте выберем водящего: Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу. Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел. После выбора водящего, учащиеся несколько аз играют в игру. 6. Работа в тетради. Учитель предлагает открыть тетрадь и записать число и тему урока. 7. Работа с текстом. Учитель раздает учащимся тексты для закрепления материала. Разбирает с ними непонятные слова. 8. Изготовление игрушки лесовика. - Сегодня мы с вами сами превратимся в древних мастеров и сделаем игрушку лесовика. Учитель предлагает пройти в мастерскую, на столах приготовлены шишки, цветная бумага, клей, пластилин, подкладки. Сначала учащиеся рассматривают, из каких деталей состоит лесовичок, затем показывает способ изготовления игрушки. Учащиеся выполняют игрушку самостоятельно. 9. Домашние задание. Учитель дает задание прочесть текст, ответить на вопросы по тексту. III Итог урока. - Что нового из жизни московских детей в древности мы узнали? - Какими игрушками играли дети в древности? - Из чего изготавливались игрушки в древности? - Что называли «бирюльками»? - В какие игры любили играть москвичи? - Какую игру мы с вами разучили? Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке. | Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей. Доклад дежурного о присутствующих на уроке. -На прошлом уроке мы изучали, что и как обучали школьников в древности. - Школы в древней Москве организовывались в основном при церквях или монастырях, иногда в богатых домах. - Учебный год начинался 1 декабря, так дети помогали своим родителям в поле, на охоте. - Школьники изучали азбуку, учились писать, считать. В основном изучались церковные книги. - День московского школьника начинался в 7 часов, в полдень дети обедали, а потом опять занимались до вечера. - За хорошую учебу детям давали сладости, а за невыученные уроки секли розгами, ставили на колени на горох и заставляли читать молитвы. Учащиеся выполняют задание и собирают слово «АЗБУКА». Учащееся собирают слово «ПСАЛТЫРЬ». Учащиеся записывают слово «ЧАСОСЛОВ». Перечисляют игрушки, которыми они играют. Игрушки изготавливают из пластмассы, дерева, метала, резины, железа, стекла, искусственного меха. В салки, догонялки, выжигалы, футбол и т.д. Для них делали посуду, лошадок, коровок, собак и других животных, кукол, телеги, кареты и т.д. Учащиеся рассматривают игрушки, берут их в руки, определяют из чего сделаны данные игрушки. Перечисляют игрушки. Игрушки сделаны из дерева, глины, фарфора, железа, ткани и меха, соломы. Мы видим: крынки, кувшины, тарелки, кружки, ковшики, плошки, чугунки. Учащиеся выбирают водящего, становятся парами, произносят слова, и стараются пробежать мимо водящего. Записывают число и тему урока. Учащиеся читают текст по абзацам, отвечают на вопросы по-прочитанному, пересказывают текст. Учащиеся подрезают шишку, затем из круга изготавливают шляпку, нарезают волосики, прикрепляют волосы и шляпку, прикрепляют глаза, руки, ноги из пластилина. Оформляют игрушку дополнительными, декоративными деталями. Мы узнали, с какими игрушками и в какие игры играли москвичи. - Дети в древности играли с матрешками, куклами, лошадками, мишками, посудкой? - Бирюльками называли маленькие игрушки, в основном это была посудка. Москвичи играли в салки, жмурки, лапту, горелки, прятки, казаки-разбойники и т.д. |
Текст к уроку.
Старинные игры и игрушки.
Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Сейчас купить игрушку просто. Их делают на специальных заводах, а продают в специальных магазинах.
Игрушки делают из дерева, резины, пластмассы, стекла, ткани, искусственного меха. Чудеса техники позволяют игрушкам двигаться: прыгать, летать, плавать и даже говорить.
Московские ребятишки в старину не могли даже и мечтать о таких чудесах. Игрушки их были просты и неприхотливы. Игрушки покупали у мастера-игрушечника на ярмарке, но чаще всего их мастерили сами родители. Они были сделаны из дерева, глины, соломы. Куклы были в основном тряпичные.
Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, «бирюльки» (набор маленьких хозяйственных принадлежностей), даже металлические топорики; были и музыкальные – балалайки, трещотки, свистульки, деревянные и глиняные дудочки.
Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности, передавались от старшего поколения к младшему.
В старые времена на Руси было много игр, которые дошли и до наших дней: жмурки, прятки, кошки мышки, казаки-разбойники, третий лишний, каравай. А самая любимая игра во все времена была – горелки.
Народные развивали детей физически, воспитывали чувство дружбы и взаимовыручки.
Игры начинались со считалки. Считалки нужны, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре.
Считалки.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
все кричали:
Ку-ку –мак!
Отжимай один кулак!
Черной ночью,
Черный кот,
Прыгнул в черный дымоход!
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться...
Конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Урок математики на тему: "Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц ". Урок направлен на решение не только коррекционно-обучающих и воспитател...
Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок показан на профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Различение парных согласных в начале слова.
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....
конспект урока для 1 класса Специальная коррекционная школа VIII вида "Число и цифра 5"
Аннотация Тема: Число и цифра 5 Аудитория: 1 класс специальная коррекционная школа VIII вида Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ...
Конспект урока математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.
Тема урока: Деление по содержанию. Решение задач.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: познакомить с новым видом деления: по содержанию, закрепить умения выполнять арифме...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....