Игра-викторина по русскому языку между 3-ми классами.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Викторина содержит занимательный разносторонний материал по программе русского языка. Проводится между тремя классами одной параллели, что внесит в игру соревновательный дух. В каждой команде по 6 человек, которы выполнялит командные задания. Остальные дети класса выполняли общие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект424.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина по русскому языку между 3-ми классами.

Цель мероприятия:

  • углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;
  • в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.;
  • дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях;
  • воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;
  • воспитывать у детей дисциплину, внимательность и сосредоточенность;
  • способствовать развитию логического мышления учащихся.

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация с заданиями для конкурсов;
  • карточки с заданиями для команд.

(Задания для детей представлены на экране, для лучшего восприятия заданий). См. презентацию.

Слайд № 1.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Впереди у нас праздник чудес и подарков – Новый год. Сегодня  мы с вами собрались не просто так, а  для того, чтобы узнать какие чудеса есть в русском языке, обобщить знания, подвести итоги по родному языку за 2 с половиной года обучения и, может быть, немножко поиграть… в слова. Ведь даже великие и знаменитые писатели говорили о русском слове так… Слайд № 2, 3, 4.

Каждый класс – это одна команда,  которая разделена на 2 группы :

  • Знатоки русского языка
  • Помощники знатоков русского языка

Знатоки  получают задание и выполняют его, а у помощников будут свои задания , внимательно их слушайте, т.к. за каждый правильный ответ вся команда получает фишки.

Послушайте правила нашей викторины: Слайд № 5.

К нам пришёл не хмурь лица

Будь весёлым до конца

Ты не зритель и не гость

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся.

Ведущий:

Внимательно послушайте  стихотворение:

Плим

 Ложка- это ложка,

 Ложкой суп едят.

 Кошка – это кошка.

 У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

 Тряпкой вытру стол.

 Шапка – это шапка,

 Оделся и пошел.

А я придумал слово,

 Смешное слово – плим.

 Я повторяю снова:

 Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

 Плим, плим, плим!

 И ничего не значит

 Плим, плим, плим!

Ведущий: Как вы поняли, что такое «плим»? ( «плим» - это набор звуков).

И вот первое задание как раз на определение звуков, а именно, их количества.

Итак, разминка! Общий конкурс для всех.

Каждому классу будут предложены слова, команда  считает, сколько звуков и сколько букв.

Конкурс 1. "Ответь на пять!». Общий для всех. Слайд № 6, 7, 8,  9.

  1. – А. Деньки.(5зв,6б)    Юла. (4зв, 3б)         Касса (4зв, 5б)       Солнце.. (5зв, 6б).        
  2. – Б.  Пеньки.                 Яма.                         Грамм                     Сердце.

      3.   – В.  Полька                   Юля                        Тонна                       Поздно

Ведущий:

 Мальчик  в стихотворении придумал слово – «плим»,  но оказалось, что «плим» не слово, а набор звуков.

Чтобы слово было понятным, необходимо, чтобы все звуки и слоги стояли на своих местах.

Вспомнили звуки и буквы, давайте вспомним, чтобы звуки и  буквы стали словом, что для этого надо?

Конкурс 2. Игра со слогами. Командный. 

Ведущий:

Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый, не искажая правил правописания. Буквы в слогах переставлять нельзя.

1) актёр  2) тополь  3) марка  

4) банка  5) парта

Конкурс 2. Игра со слогами. Общий для всех. Слайд № 10.

Каждому классу мы предлагаем набор букв , переставив которые, у вас получатся слова.

  1. Тикси. Тарпа. Ганик.         (Кисти, парта, книга).
  2. Ланпе. Кадос. Вонзок.       (Пенал, доска, звонок).
  3. Чукар. Кисарк. Тиксал.      (Ручка, краски, ластик).

Проверка конкурса № 2. Слайд № 11.

Ведущий:

Между прочим, некоторые слова способны поставить в тупик кого угодно! Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – существительное женского рода - это она, а как же тогда будет звучать он в мужском роде? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!

  • Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы. Но будьте внимательны. Найдите «хитрые» слова, которые нельзя употреблять во множественном числе. Слайд № 13.

Кот – (коты)

 Плот – (плоты)

 Крот – (кроты)

 Шило – (---)

 Рука – (руки)

 День – (дни)

 

Село – (сёла)

Дом – (дома)

Радио – (---)

Нога – (ноги)

Дуга – (дуги)

Еда – (---)

Тень – (тени)

Слива – (сливы)

Грива – (гривы)

Метро – (---)

Пень – (пни)

Ведро – (вёдра)

Ведущий:

Давайте вспомним, в какой части слова заключён основной смысл родственных слов?

Конкурс 3.  Слова – «родственники». Общий для всех.   Слайд № 12.

Каждому класс у предлагаются ряд слов, в котором нужно найти лишнее слово.

  • Где слова родные, однокоренные?

  1. Белка, беленький, белить

       Лист, лиса, лисёнок

     

  1. Холод, холмик, холодок

                        Носик, носит и носок

.

  1. Горный, горка, городок

                        Пёс, песочный и песок.         

Проверка конкурса № 2. Слайд № 13.

Ведущий:

Хитрыми бывают даже не сами слова, но их части.

Конкурс 4. "Где приставка, где предлог?" Командный. 

  • "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

(С) кресла шарф                                  С  кресла шарф  стащил щенок.

(С) тащил щенок…                             Поволок за  уголок.                          

(По) волок

(За) уголок...

(По) трепал                                           Потрепал со  всех сторон

(Со) всех сторон…                               И помчался на  балкон.

И (по) мчался

(На) балкон.

Ведущий:

Слова могут прятаться и в загадках.

Конкурс 4. Шарада. Общий для всех  Слайд № 14.

Шарада – это вид загадки, прочитайте внимательно шараду и запишите свой ответ на маркерной доске.

Корень мой находится в "цене".

В "очерке" найди приставку мне.

Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.    (Оценка).

Проверка конкурса № 2. Слайд № 15, 16.

Ведущий:

Хитрыми могут быть не только отдельные слова, но и целые фразы. Например. Устойчивые речевые обороты. Такие как фразеологизмы.

Конкурс 5. Фразеологизмы. Командный. 

  • "Замени одним глаголом".

«А»

Совать нос –

Надуть губы –  

Выходить из себя -

     «Б»

Зарубить на носу –

Ломать голову –         

Чесать языки –

      «В»

 Водить за нос -

 Унести ноги -

 Клевать носом -

 

Конкурс 5. «Угадайте слово». Общий для всех.   Слайд № 17, 18, 19.

Каждой команде, необходимо прочитать фразы и догадаться, о чём идёт речь.

Внимание на экран.

«А»

- Его вешают, приходя в уныние;

- его задирают, зазнаваясь;

- его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

«Б»

- Не цветы, а вянут;

- не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

- не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

«В»

- Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;

- он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;

- за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться;

 -его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Проверка конкурса № 2. Слайд № 20.

Ведущий:

Ещё одна хитрость содержится в других устойчивых речевых оборотах. Их называют пословицы и поговорки. В них заключена вековая народная мудрость.

Конкурс 6. “Отгадай пословицу”. Командный. 

  • По опорным словам узнайте пословицы и поговорки. Объясните их значение.

“труд”, “лень”.

“погибай”, “выручай”.

“встречаются”, “провожают”.

“свет”, “тьма”.

Ведущий:

А мы продолжим работу с ещё одними хитрыми выражениями, так называемыми крылатыми выражениями.  

Конкурс 6. «Устойчивые выражения». Общий для всех.   Слайд № 21, 22, 23.

  • Внимательно прочитайте строки стихотворения и дополни крылатым выражением.( в этом конкурсе можно попросить помощь родителей)

      «А»

 Товарищ твой просит украдкой

 Ответы списать из тетрадки.

 Не надо! Ведь этим ты другу

 Окажешь...

      «Б»

 Фальшивят, путают слова,

 Поют кто в лес, кто ...

      «В»

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

Проверка конкурса № 2. Слайд № 24.

Ведущий:

Часто слова скрывают своё значение под хитрым речевым оборотом или похожим написанием. Попробуем разгадать значение слова.

Конкурс 7. Энтомологический. Командный. 

  • Рассмотрите слова. Выбери единственно правильный ответ.

1. Седьмая вода на киселе – это:

      1) компот

      2) сказочный родник

      3) зелье  

      4) какой-то дальний родственник (+)

2. Какой из них означает «знаменитый, прославленный»

      1) легендарный (+)

      2) мифический

      3) мифологический

Ведущий:

Некоторые слова прячутся в картинках. Это ребусы. Чтобы их разгадать, надо некоторые правила. Например, запятых, букв и цифр.

Конкурс 7. Ребусы. Общий для всех (дети и родители). Слайд № 25, 26, 27.

  • “Отгадай скорее ребус”.

«А»

курорт

«Б»

              каникулы    

«В»

Королева.

Проверка конкурса № 2. Слайд № 28, 29.

Ведущий:

Чтобы нас всегда понимали, необходимо, чтобы наша речь была грамотная не только при разговоре, но и при написании.

Конкурс 16.  Грамматический.  Командный.  Слайд № 30, 31.

К нам пришло письмо из страны невыученных уроков от Виктора Перестукина

 «Ушол, скора вирнус »

Ведущий:

Ребята, а как раньше называлась наука.  Которую мы с вами сейчас изучаем на уроках русского языка?

  • Дети читают стихи.

             «А»

Грамматика, грамматика -

 Наука очень строгая.

 Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

 Она трудна, но без нее

 Плохое было бы житье.

            «Б»

Сколько правил, сколько правил!

 С непривычки бросит в дрожь!

 Будь внимательным - и только!

 Все запомнишь, все поймешь.

            «В»

Люблю тебя, грамматика!

 Ты умная и строгая.

 Тебя, моя грамматика,

 Осилю понемногу я!

  • Подведение итогов КВН.

Мы сегодня учились, играя. Говорили и о звуках, и о буквах, значении слов, повторяли грамматические правила правописания. Как называется наука, которая учит нас быть грамотными? 

Слайд № 32, 33.

Жюри называет победителей. Слайд № 35, 36.

Неиспользованные конкурсы.

Конкурс 5. Слова – «родственники». Командный.  Слайд № 10.

  • Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
  • Какое слово не является родственным со всеми остальными?

1) речь;  

2) нарекание;

3) прорицатель;  (к 1)

4) речка; (ко 2)

5) изречение;

Конкурс 7. Шарада. Общий для всех (дети и родители) Слайд № 12.

1) Корнем – с дорогой роднится,

 В сборе приставка таится.

 Суффикс как в слове дневник

 Целым же в космос проник.        (Спутник).

Конкурс  9.  Слова – омофоны. Предмет или действие?.  Общий для всех Слайд № 15.

  • Найди слова. Которые пишутся и звучат одинаково. Определите часть речи.

«А»

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.

2) Медведь в лесу, не зная правил,  Однажды мотоциклом правил.

     «Б»

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.

 2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

 

     «В»

1) Была Катюша запевала. Она все песни запевала.

2) Кто без кисти и белил,  Крыши города белил?

Конкурс 7. Энтомологический. Командный.  Слайд № 23, 24, 25.

  1. Рассмотрите слова. Выбери единственно правильный ответ.

3. Сегодня мы говорили…  

    Как нужно продолжить, чтобы её можно было понять только одним способом:

       1) о математике

       2) о физике

       3) о технике  

       4) о химике (+)

       5) о механике

Конкурс 17. Пирамида. Общий для всех Слайд № 30 – 36.

  • «Постройте пирамиду»

 Она проста довольно с виду.

 Но как же строить пирамиду?

 Не каждый, может быть, построит,

 Но попытаться все же стоит.

 В основании пирамиды лежит слово из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех. Буквы можно менять местами:

Рак

Кара

Карта

Кварта

Квартал

 

  • Задание для команд.

Я нужен меткому стрелку. (Карабин)

А я нужна грузовику. (Кабина)

Во мне всегда хранят варенье. (Банка)

Я - не простое учреждение. (Банк)

Я - для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)

Бак

Банк

Банка

Кабина

Карабин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку между 4-ми классами

Обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу. Продолжить работу над грамотностью учащихся, развивать речь, мышление, внимание, смекалку. Воспитывать аккуратность, прилежание, при...

Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной

Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....

Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

Сценарий игры - викторины по сказкам русских и зарубежных писателей "Средь шумного бала" для 1 класса

Игру можно использовать как в группе продленного дня, так и на уроках по литературному чтению....

КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЕЖДУ КОМАНДАМИ 3 И 4 КЛАССА

КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУМЕЖДУ КОМАНДАМИ 3 И 4 КЛАССА...

Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой

Проблема преемственности между начальной и средней школой в изучении русского языка...

Игра- викторина «В мире родного языка»

Занимательные и увлекательные задания на слайдах к урокам родного языка...