Игра-викторина по русскому языку между 3-ми классами.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Викторина содержит занимательный разносторонний материал по программе русского языка. Проводится между тремя классами одной параллели, что внесит в игру соревновательный дух. В каждой команде по 6 человек, которы выполнялит командные задания. Остальные дети класса выполняли общие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 424.5 КБ |
Презентация | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина по русскому языку между 3-ми классами.
Цель мероприятия:
- углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;
- в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.;
- дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях;
- воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;
- воспитывать у детей дисциплину, внимательность и сосредоточенность;
- способствовать развитию логического мышления учащихся.
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация с заданиями для конкурсов;
- карточки с заданиями для команд.
(Задания для детей представлены на экране, для лучшего восприятия заданий). См. презентацию.
Слайд № 1.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Впереди у нас праздник чудес и подарков – Новый год. Сегодня мы с вами собрались не просто так, а для того, чтобы узнать какие чудеса есть в русском языке, обобщить знания, подвести итоги по родному языку за 2 с половиной года обучения и, может быть, немножко поиграть… в слова. Ведь даже великие и знаменитые писатели говорили о русском слове так… Слайд № 2, 3, 4.
Каждый класс – это одна команда, которая разделена на 2 группы :
- Знатоки русского языка
- Помощники знатоков русского языка
Знатоки получают задание и выполняют его, а у помощников будут свои задания , внимательно их слушайте, т.к. за каждый правильный ответ вся команда получает фишки.
Послушайте правила нашей викторины: Слайд № 5.
К нам пришёл не хмурь лица
Будь весёлым до конца
Ты не зритель и не гость
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся.
Ведущий:
Внимательно послушайте стихотворение:
Плим
Ложка- это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Ведущий: Как вы поняли, что такое «плим»? ( «плим» - это набор звуков).
И вот первое задание как раз на определение звуков, а именно, их количества.
Итак, разминка! Общий конкурс для всех.
Каждому классу будут предложены слова, команда считает, сколько звуков и сколько букв.
Конкурс 1. "Ответь на пять!». Общий для всех. Слайд № 6, 7, 8, 9.
- – А. Деньки.(5зв,6б) Юла. (4зв, 3б) Касса (4зв, 5б) Солнце.. (5зв, 6б).
- – Б. Пеньки. Яма. Грамм Сердце.
3. – В. Полька Юля Тонна Поздно
Ведущий:
Мальчик в стихотворении придумал слово – «плим», но оказалось, что «плим» не слово, а набор звуков.
Чтобы слово было понятным, необходимо, чтобы все звуки и слоги стояли на своих местах.
Вспомнили звуки и буквы, давайте вспомним, чтобы звуки и буквы стали словом, что для этого надо?
Конкурс 2. Игра со слогами. Командный.
Ведущий:
Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый, не искажая правил правописания. Буквы в слогах переставлять нельзя.
1) актёр 2) тополь 3) марка
4) банка 5) парта
Конкурс 2. Игра со слогами. Общий для всех. Слайд № 10.
Каждому классу мы предлагаем набор букв , переставив которые, у вас получатся слова.
- Тикси. Тарпа. Ганик. (Кисти, парта, книга).
- Ланпе. Кадос. Вонзок. (Пенал, доска, звонок).
- Чукар. Кисарк. Тиксал. (Ручка, краски, ластик).
Проверка конкурса № 2. Слайд № 11.
Ведущий:
Между прочим, некоторые слова способны поставить в тупик кого угодно! Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – существительное женского рода - это она, а как же тогда будет звучать он в мужском роде? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!
- Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы. Но будьте внимательны. Найдите «хитрые» слова, которые нельзя употреблять во множественном числе. Слайд № 13.
Кот – (коты) Плот – (плоты) Крот – (кроты) Шило – (---) Рука – (руки) День – (дни)
| Село – (сёла) Дом – (дома) Радио – (---) Нога – (ноги) Дуга – (дуги) Еда – (---) | Тень – (тени) Слива – (сливы) Грива – (гривы) Метро – (---) Пень – (пни) Ведро – (вёдра) |
Ведущий:
Давайте вспомним, в какой части слова заключён основной смысл родственных слов?
Конкурс 3. Слова – «родственники». Общий для всех. Слайд № 12.
Каждому класс у предлагаются ряд слов, в котором нужно найти лишнее слово.
- Где слова родные, однокоренные?
- Белка, беленький, белить
Лист, лиса, лисёнок
- Холод, холмик, холодок
Носик, носит и носок
.
- Горный, горка, городок
Пёс, песочный и песок.
Проверка конкурса № 2. Слайд № 13.
Ведущий:
Хитрыми бывают даже не сами слова, но их части.
Конкурс 4. "Где приставка, где предлог?" Командный.
- "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"
(С) кресла шарф С кресла шарф стащил щенок.
(С) тащил щенок… Поволок за уголок.
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал Потрепал со всех сторон
(Со) всех сторон… И помчался на балкон.
И (по) мчался
(На) балкон.
Ведущий:
Слова могут прятаться и в загадках.
Конкурс 4. Шарада. Общий для всех Слайд № 14.
Шарада – это вид загадки, прочитайте внимательно шараду и запишите свой ответ на маркерной доске.
Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Проверка конкурса № 2. Слайд № 15, 16.
Ведущий:
Хитрыми могут быть не только отдельные слова, но и целые фразы. Например. Устойчивые речевые обороты. Такие как фразеологизмы.
Конкурс 5. Фразеологизмы. Командный.
- "Замени одним глаголом".
«А»
Совать нос –
Надуть губы –
Выходить из себя -
«Б»
Зарубить на носу –
Ломать голову –
Чесать языки –
«В»
Водить за нос -
Унести ноги -
Клевать носом -
Конкурс 5. «Угадайте слово». Общий для всех. Слайд № 17, 18, 19.
Каждой команде, необходимо прочитать фразы и догадаться, о чём идёт речь.
Внимание на экран.
«А»
- Его вешают, приходя в уныние;
- его задирают, зазнаваясь;
- его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
«Б»
- Не цветы, а вянут;
- не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
- не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
«В»
- Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
- он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
- за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться;
-его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Проверка конкурса № 2. Слайд № 20.
Ведущий:
Ещё одна хитрость содержится в других устойчивых речевых оборотах. Их называют пословицы и поговорки. В них заключена вековая народная мудрость.
Конкурс 6. “Отгадай пословицу”. Командный.
- По опорным словам узнайте пословицы и поговорки. Объясните их значение.
“труд”, “лень”.
“погибай”, “выручай”.
“встречаются”, “провожают”.
“свет”, “тьма”.
Ведущий:
А мы продолжим работу с ещё одними хитрыми выражениями, так называемыми крылатыми выражениями.
Конкурс 6. «Устойчивые выражения». Общий для всех. Слайд № 21, 22, 23.
- Внимательно прочитайте строки стихотворения и дополни крылатым выражением.( в этом конкурсе можно попросить помощь родителей)
«А»
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...
«Б»
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто ...
«В»
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...
Проверка конкурса № 2. Слайд № 24.
Ведущий:
Часто слова скрывают своё значение под хитрым речевым оборотом или похожим написанием. Попробуем разгадать значение слова.
Конкурс 7. Энтомологический. Командный.
- Рассмотрите слова. Выбери единственно правильный ответ.
1. Седьмая вода на киселе – это:
1) компот
2) сказочный родник
3) зелье
4) какой-то дальний родственник (+)
2. Какой из них означает «знаменитый, прославленный»
1) легендарный (+)
2) мифический
3) мифологический
Ведущий:
Некоторые слова прячутся в картинках. Это ребусы. Чтобы их разгадать, надо некоторые правила. Например, запятых, букв и цифр.
Конкурс 7. Ребусы. Общий для всех (дети и родители). Слайд № 25, 26, 27.
- “Отгадай скорее ребус”.
«А»
курорт
«Б»
каникулы
«В»
Королева.
Проверка конкурса № 2. Слайд № 28, 29.
Ведущий:
Чтобы нас всегда понимали, необходимо, чтобы наша речь была грамотная не только при разговоре, но и при написании.
Конкурс 16. Грамматический. Командный. Слайд № 30, 31.
К нам пришло письмо из страны невыученных уроков от Виктора Перестукина
«Ушол, скора вирнус »
Ведущий:
Ребята, а как раньше называлась наука. Которую мы с вами сейчас изучаем на уроках русского языка?
- Дети читают стихи.
«А»
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
«Б»
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
«В»
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
- Подведение итогов КВН.
Мы сегодня учились, играя. Говорили и о звуках, и о буквах, значении слов, повторяли грамматические правила правописания. Как называется наука, которая учит нас быть грамотными?
Слайд № 32, 33.
Жюри называет победителей. Слайд № 35, 36.
Неиспользованные конкурсы.
Конкурс 5. Слова – «родственники». Командный. Слайд № 10.
- Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
- Какое слово не является родственным со всеми остальными?
1) речь;
2) нарекание;
3) прорицатель; (к 1)
4) речка; (ко 2)
5) изречение;
Конкурс 7. Шарада. Общий для всех (дети и родители) Слайд № 12.
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник. (Спутник).
Конкурс 9. Слова – омофоны. Предмет или действие?. Общий для всех Слайд № 15.
- Найди слова. Которые пишутся и звучат одинаково. Определите часть речи.
«А»
1) Затопили печь, чтобы пироги печь.
2) Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.
«Б»
1) Снежное покрывало всё поле покрывало.
2) Ведро дало течь, и вода стала течь.
«В»
1) Была Катюша запевала. Она все песни запевала.
2) Кто без кисти и белил, Крыши города белил?
Конкурс 7. Энтомологический. Командный. Слайд № 23, 24, 25.
- Рассмотрите слова. Выбери единственно правильный ответ.
3. Сегодня мы говорили…
Как нужно продолжить, чтобы её можно было понять только одним способом:
1) о математике
2) о физике
3) о технике
4) о химике (+)
5) о механике
Конкурс 17. Пирамида. Общий для всех Слайд № 30 – 36.
- «Постройте пирамиду»
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.
В основании пирамиды лежит слово из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех. Буквы можно менять местами:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
- Задание для команд.
Я нужен меткому стрелку. (Карабин)
А я нужна грузовику. (Кабина)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
Я - не простое учреждение. (Банк)
Я - для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Бак
Банк
Банка
Кабина
Карабин
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку между 4-ми классами
Обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу. Продолжить работу над грамотностью учащихся, развивать речь, мышление, внимание, смекалку. Воспитывать аккуратность, прилежание, при...
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной
Приемственность в изучении русского языка между начальной школой и основной на примере темы "Слово"....
Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»
Конспект урока русского языка УМК «Гармония» Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...
Сценарий игры - викторины по сказкам русских и зарубежных писателей "Средь шумного бала" для 1 класса
Игру можно использовать как в группе продленного дня, так и на уроках по литературному чтению....
КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЕЖДУ КОМАНДАМИ 3 И 4 КЛАССА
КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУМЕЖДУ КОМАНДАМИ 3 И 4 КЛАССА...
Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой
Проблема преемственности между начальной и средней школой в изучении русского языка...
Игра- викторина «В мире родного языка»
Занимательные и увлекательные задания на слайдах к урокам родного языка...