Технологическая карта по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Технологическая карта по русскому языку 3 класс.Авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова , УМК « Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Род имён существительных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока  по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХ1 века»

Учитель: Ичитовкина Т.В.

1.Дидактическое обоснование

Русский язык 3 класс (1 часть), авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. УМК « Начальная школа XX1 века»

Тема урока: «Род имён существительных»

Дата проведения:        

Дидактическая цель: создать условия для  обобщения знаний по теме «Род имён существительных»

Тип урока: «Урок систематизации и обобщения знаний и умений»

Задачи урока:
    - воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда;

    - развивать у учащихся умения исследовать и анализировать при определении рода неизменяемых имён существительных;

    -  развитие речевых умений,  внимания, мышления; формирование навыков грамотного письма.

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-  фронтальная, парная.

Средства обучения:

ПК, мультипроектор

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Настрой на работу в стих.форме

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

 И урок сейчас начнём.

Подготовка класса к работе

Правила посадки, положение тетради

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Физминутка для глаз.

Сидя за партой: движение глазами влево-вправо, вверх-вниз, над доской-на  нос (по 5 раз каждое движение), закрыть глаза- открыть.

Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро! – сказало.

-Доброе утро! – кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься -

 -А дождик в окно

Стучит, да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро, друзья, все равно…

Придумано мудро:
-Доброе утро!

Желаю вам доброго дня и солнечного настроения.

А как ещё мы приветствуем друг друга?

Узнайте род имён существительных день, вечер, ночи, утро.

Как узнать род имени существительного?

Выполняют минутку чистописания;

Тренировка  написания буквы Д,д;

Запись словосочетаний:

 Добрый день, доброе утро, доброй ночи, добрый вечер.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют род сущ.: день (м.р.,), утро (ср.р.), ночи – ставим в  н.ф. ночь (ж.р.), вечер (м.р.)

Называют слова-помощники для определения рода имён существительных: ж.р. – она, м.р. – он, ср.р. – оно.

Чтобы узнать род имени существительного, надо заменить существительное одним из слов – он, она, оно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию.

Слайд  № 2.

Распределите имена существительные в столбики по родам:

Марка, окно, воробей, игрушка, луч, яблоко, книга, солнце, машина, дождь, кенгуру.

Всё ли получилось?

Что не получилось? (разошлись мнения: кенгуру – ср.р. и  м.р.) Кто прав?

Алгоритм определения рода подходит для всех имён существительных?

Что же сегодня надо обсудить?

Проверьте себя.

 Слайд № 3.

Ставят цели урока,  уточняют тему урока.

Марка, игрушка, книга, машина – ж.р.

Воробей, луч, дождь – м.р.

Окно, яблоко, солнце  - ср.р.

Запомним: кенгуру – м.р.

Обсудим, как узнать род неизменяемых имён существительных, тренируемся в определении рода имён существительных.

Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Логические – формулирование проблемы 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обратите внимание, что написано в учебнике о роде  неизменяемых имен существительных. (Стр.137)

Слайд № 4.

Определите род следующих имён существительных:

Кафе, шимпанзе, кино, шаль, кофе, шасси.

Значение всех ли слов вам понятно?

Слайды № 5, №6 ,№7.

Составьте словосочетание прил.+ сущ. со словами шаль и шасси, запишите словосочетания.

Слайд № 8.

Кафе (ср.р.), шимпанзе(м.р.), кино(ср.р.), шаль (ж.р.), кофе (м.р.), шасси (ср.р.)

Шасси – ср.р. -  1) основная часть автомобиля, трактора и др.транспортного средства, рама, на которой укрепляется кузов, двигатель, все механизмы и детали;

2) взлётно-посадочное устройство самолета.

Шаль – ж.р. – 1)большой вязаный или тканый платок;

2)отложной воротник с цельными отворотами, обычно закруглёнными.

Запись: тёплая шаль – ж.р.

огромное шасси – ср.р.

Регулятивные: планирование работы, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 

 Физминутка

Карусели, карусели,

Мы с тобой  в машину сели  и поехали (повороты туловища влево-вправо).

Карусели, карусели,

Мы с тобою в лодку сели и поплыли (имитируют движения   гребцов)

Карусели, карусели,

Мы с тобой в ракету сели и полетели (руки в стороны),

И полетали и приземлились (присели-встали).

 

5. Первичное закрепление.

Упр.2 (стр. 137) – устно.

Прочитайте предложения.

Какие слова  могут помочь определить род существительных?

Что вы можете сказать об имени прилагательном, которое зависит от имени существительного?

Имена прилагательные помогут определить род существительных: метро (какое?)  московское.

Московское метро – ср.р.

Забавный кенгуру – м.р.

Крепкий кофе – м.р.

Делаем вывод: имя прилагательное согласуется с именем сущ. в роде, ставится в той же форме, что и имя сущ.

Выполнение упр.4 (стр. 138).

Фронтальная проверка.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в парах.

Упр.3 (стр.137 - 138)

Задание:  поставьте слова в нужную форму и запишите сочетания слов.

Упр.5 (стр. 138) – устно.

Ответьте на вопрос:

 Может ли слово не иметь рода?  

Слайд № 9.

Самостоятельная работа в парах.

 

Осуществляют самопроверку, при необходимости пользуются словарем.

Читают диалог и отвечают на вопрос: «Существительное  не может не иметь рода. Род неизменяемых существительных

надо запомнить»

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня  усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке:

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое самым трудным?

Домашнее задание:

Выписать из словаря 5 неизменяемых имён существительных, определить род. С любым словом придумать и записать предложение.

Высказывания учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...