"Сложные слова". Урок русского языка в 3 классе. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Основные цели:
1.сформировать представление о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней.
2.Развивать познавательный интерес учащихся, речь, умение анализировать, сравнивать.
3.Воспитывать интерес к языку, к слову.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Урок построен по технологии деятельностного метода .
Структура урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода:
1. Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия деятельности( итог урока).
Формирование УУД.
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-проводить сравнение и классификацию;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные:
-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._3_klass.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Сложные слова».
Основные цели:
1.сформировать представление о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней.
2.Развивать познавательный интерес учащихся, речь, умение анализировать, сравнивать.
3.Воспитывать интерес к языку, к слову.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Урок построен по технологии деятельностного метода .
Структура урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода:
- Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности( итог урока).
Формирование УУД.
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-проводить сравнение и классификацию;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные:
-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.
Материал к занятию:
- электронное приложение к учебнику;
- карточки ( образцы для самопроверки, эталоны);
- иллюстрации;
- этимологические словари;
- карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в группах.
Ход урока.
1.Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
Прозвенел для нас звонок-
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.
-Мы пришли учиться, узнавать новое.
-Хотите узнавать новое?( Да)
-Для чего это нужно? ( Чтобы расширять свой кругозор, чтобы быть умнее, грамотнее…)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
-Прежде, чем узнавать новое, повторим то, что изучили на прошлых уроках.
-Как называется главная часть слова?
-Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
-При помощи каких частей образуются новые слова?
-Восстановите на доске алгоритм разбора слова по составу:
1.Измени слово и найди окончание.
2.Подбери родственные слова, выдели корень.
3. Найди приставку в слове.
4.Найди суффикс.
5.Составь схему слова, используя условные обозначения.
-Какие способы образования слов мы знаем? ( Приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный)
-Возьмите карточку №1 и разберите слова по составу. Объясните способ их образования.
Карточка №1. |
Садик , подбородок , лётчик , кормушка , привкус , подарок , снегопад. |
Дети разбирают слова. Объясняют. Возникает затруднение.
Слово снегопад состоит из двух корней. Оно вызвало затруднение в разборе слова по составу.
3.Выявление места и причины затруднения.
Дети определяют место и причину затруднения.
Д.-Мы не знаем, есть ли в русском языке слова с двумя корнями.
Д.-Мы не знаем, каким способом образовано слово. Наверное, в русском языке есть ещё один способ образования новых слов.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель перед собой поставим? (Узнать новый способ словообразования).
-Чтобы легче было достичь цели, предлагаю поработать в группах.
Дети объединяются в группы. Им выдаётся пакет с карточками, план , клей-карандаш, лист бумаги.
Каждая группа работает по выданному плану.
План |
1.Составьте из частей слова. |
2.Наклейте слова на лист. |
3.Сделайте вывод. Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова? |
План. |
|
Рыба, ловить. |
Каша, варить. |
2.Составьте из корней новые слова. |
3. Сделайте вывод. Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова? |
5.Реализация построенного проекта.
Дети работают в группах. Затем представляют свою работу. Размещают на доске составленные слова:
Пешеход, камнепад, пешеход, птицелов, сеновал, волнорез, пчеловод, книголюб, свинопас, пароход, звездопад, полевод, сталевар, мореход, землекоп, саморез.
-Сколько корней в каждом из этих слов?( Два)
-Каким способом образованы слова?( Путём соединения двух корней)
-Какие буквы соединяют корни?(о,е)
Вывешивается схема нового способа образования.
-Если буквы о и е соединяют корни, как вы думаете, как они называются?
( Соединительные гласные)
-Итак, цели мы достигли, узнали о новом способе образования.
-А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Включается электронное приложение к учебнику)
-Что ещё нового узнали из сообщения Ивана Ивановича?( Слова, образованные путём соединения двух корней, называются сложными.)
Вывешивается табличка:
Сложные слова. |
-Обратимся к учебнику и там прочитаем о сложных словах.
Узелки на память.
-У меня остался ещё один вопрос, который хотелось бы задать Вам.
-Посмотрите, я разделила слова на 2 группы. По какому принципу я это сделала? ( Слова с соединительной гласной о и соединительной гласной е)
-В каких случаях нужно писать е, а в каких о?
-Точный ответ на этот вопрос дадим, когда прочитаем стихотворение.
После мягких, шипящих и ц
В сложных словах пусть будет е.
А после твёрдых пусть будет о-
Не перепутает их никто.
-Вернёмся к карточке №1. Сможем ли мы теперь разобрать слово снегопад по составу? (Да).
Разбираем слово по составу. Называем способ образования.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Пришло время закрепить полученные знания.
-Перед уроком профессор И.И. Самоваров прислал нам письмо с загадками, а отгадки не простые, а сложные слова.
1.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
2.У меня два колеса,
Руль посередине.
Лишь ногами оттолкнусь,
По дорожке прокачусь.
3.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
4.Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
5.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?
Дети отгадывают загадки. Слова записывают на доске и в тетради. Выделяют корни, подчёркивают соединительные гласные. ( Мухомор, самокат, самовар, пылесос,самолёт)
-Я приготовила для Вас загадки в картинках.
-Угадайте, что за животные на них изображены. ( Носорог, утконос, козодой)
-Докажите, что слово носорог сложное.( Дети маркером у доски выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную)
-Поработайте в парах, запишите слова: утконос, козодой. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
-Откуда у этих животных такие интересные названия?
Работа с этимологическим словарём.
Физкультминутка.
Дети выполняют упражнения.
Затем учитель называет слова, если слово сложное, они хлопают, если нет-топают.
Малина, сказка, пулемёт, садовод, дымоход, хоровод, сосна.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка №2.
- Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.
Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход.
Проверяем по образцу. ( Карточки со сложными словами вывешиваются на доску)
Если задание выполнено верно, дети ставят на полях тетради +, если допустили ошибки-?
8. Включение в систему знаний и повторение.
А)Карточка № 3.
Дополните предложения сложными словами. Запишите их в тетрадь.
Выделите корни в сложных словах. Соединительные гласные подчеркните.
В саду начался ___________________.
Морковь-вкусный ________________.
___________покорили вершину горы.
___________следят за посадками молодых деревьев.
Слова для справок: скалолазы, корнеплод, лесоводы, листопад.
Б) Работа с интерактивной доской.
Дети помогают совёнку распределить слова на группы по способу их образования.
9.Рефлексия деятельности( итог урока).
Пришло время подводить итоги.
-С какими словами познакомились сегодня на уроке? ( Со сложными словами)
Игра «Данетка»
-Сложные слова-это все длинные слова? ( Нет)
-Сложные слова образуются путём соединения двух корней?( Да)
Соединяют корни соединительные гласные а и е?( Нет)
-Соединяют корни соединительные гласные о и е?( Да)
Дети в тетрадях цветными карандашами оценивают свою познавательную деятельность на уроке. ( Зелёным цветом-если всё удалось, жёлтым-если недостаточно хорошо поняли тему, синим цветом- если много непонятного)
Записывается домашнее задание: с.119 упр. 213.
По желанию предлагается выполнить творческое задание: составить кроссворд на тему «Сложные слова», сочинить сказку, придумать несуществующее животное, название которого сложное слово, нарисовать рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс
Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...
Обозначение парных согласных звуков на конце слова. Урок русского языка 2 класс
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Обозначение парных согласных звуков на конце слова.Цели и задачи урока: уточнить представления учащихся о проверочном слове и о способе п...
СЛОЖНЫЕ СЛОВА . урок русского языка 2 класс
file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...
Методическая разработка к уроку "СЛОЖНЫЕ СЛОВА" . Урок русского языка 2 класс.
file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...
Простое и сложное предложения. Урок русского языка. 3 класс
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". "Простое и сложное предложения"...
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)
В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....