Урок русского языка во 2 классе. Части речи. Закреплние.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
На уроке обучающиеся закрепляют умения определять грамматические признаки частей речи. Для этого идет работа по русской народной сказке «Лиса и Заяц»; с пословицами и поговорками; жизненными ситуациями, связанными с добрыми, совестливыми поступками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Учитель | М.А. Воробьева | |
Тема урока | Части речи | |
Тип урока | Закрепление новых знаний | |
Цель | Научить школьников определять грамматические признаки частей речи | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Основные понятия | Орфограмма, безударные гласные не проверяемые ударением, предложение, текст. | |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Части речи». Карточки «Графики», «Текст», «Рефлексия урока» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 1 )
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
Чистописание (запись на доске):
П Т пт пе по от
петух, петушиный, пел
-Какие вопросы Вы можете задать к словам 2-й строчки чистописания?
(-Что объединяет эти слова? П, П,
-Какое слово лишнее и почему? (Пел – 1.- односложное слово, 2.- не является однокоренным к двум другим словам.
-По каким признакам можно разделить слова на группы? (1. Части речи. 2.Однокоренные и не однокоренные слова.)
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
-Назовите, что такое сущ, прил, гл. – как части речи. (Дети называют правила о данных частях речи.)
- А когда слова называются однокоренными? (Слова, в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Определение грамматических признаков частей речи)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщение знаний о частях речи.)
Словарная работа | Организует деятельность учащихся в парах, по вариантам. | Определяют задание каждого варианта. Совместно составляют два графика. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
(Слайд 2 )
- Посмотрите на иллюстрацию к рнс «Лиса и Заяц». Назовите словарные слова, которые Вы здесь видите.
(Заяц, медведь, лисица, петух, деревня, дорога, одежда, горизонт, платок, огород, багаж, герой, впереди, готов, картина, рисунок, слышать, расстояние, победа, улица, здесь, растение, сегодня).
- Верно, некоторые из этих слов включены в Вашу работу «Графики».
(см. приложение «Рисунки»)
-Проверка.
(Слайд 3 –для всех вариантов)
(Слайд 4 – для 1 варианта), (Слайд 5 – для 2 варианта), (Слайд 6 – для 3 варианта)
1 вариант. – Число сущ. Постоянный признак? (Нет, сущ. изменяются по числам.)
2 вариант. – Как Вы определяли род им. прилагательных? (По роду имени существительному, связанному с прилагательным).
- Род им. прилагательных постоянный признак? (Нет, прил. изменяются по родам.)
3 вариант. – Что является показателем прошедшего времени глагола? (Суффикс Л.)
Развитие умений – применение знаний. | Устанавливает осознанность восприятия. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
(Слайды 7,8 )
- Посмотрите на иллюстрацию сказки, постарайтесь выбрать пословицу, которая подходит к этой ситуации. Для этого составьте пословицы, определив, какой частью речи являются выбранные Вами слова.
(Слайд 9 )
Проверка.
- Какое из выбранных Вами слов, можно назвать лишним, почему? (Сердечные – прил,, остальные – им. сущ.)
Физкультминутка для глаз (Слайд 10 )
Самостоятельная проверка с самопроверкой | Организует деятельность по применению изученного ранее материала. | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, сравнивая с работой у доски. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
(Слайд 11 )
- Как Вы можете соотнести эти пословицы с данными ситуациями? (Человек без стыда – там, где дети не видят нуждающихся в помощи. По делам человека судят о его совести – там, где дети приходят на помощь.)
Работа у доски. прил. сущ. гл. сущ.
- Синтаксический разбор предложения: Сердечные дела трогают сердце. (Повеств., не воскл., распр.)
- Укажите морфологические признаки слова: сердце. (сердце – сущ., нариц., неодуш., в ед.ч., ср.р., в В.п.)
Включение в систему знаний | Организует выполнение творческого задания | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Работа с текстом по карточке.
Ребята, творите добрые дела! Больным и немощным подайте руку. Совестливые люди, время не теряйте и добрых дел не оставляйте!
- Какая пословица, по Вашему мнению, может послужить заголовком данного текста? Запишите. («По делам человека судят о его совести», или «Человек без стыда, что конфета без сахара»)
Работа в группах.
Задание к тексту:
1 группа. Красным цветом выделите в тексте глаголы.
2 группа. Желтым цветом выделите в тексте существительные.
3 группа. Зеленым цветом выделите в тексте прилагательные.
(Слайд 12 )
Проверка.
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Ребята, у вас на столе лежат сердечки разного цвета. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. Красное сердечко – урок понравился, хорошо усвоил(а) пройденный материал.
Желтое сердечко – у меня осталось несколько непонятных моментов.
Зеленое сердечко – я плохо усвоил(а) пройденный материал.
Обсуждение результатов рефлексии.
- Спасибо за работу на уроке!
Литература:
- Наталия Нечаева: Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". ФГОС
- Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.
- Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русский язык 3 класс "Части речи"
Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")
Урок русского языка с разными видами работ...
Урок русского языка 3 класс "Части речи"
Урок по программе "Школа России"3 класс проведён в технологии деятельностного метода, тип урока: открытие новых знаний....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....