Урок русского языка во 2 классе. Части речи. Закреплние.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Воробьева Марина Александровна

На уроке обучающиеся закрепляют умения определять грамматические признаки частей речи. Для этого идет работа по русской народной сказке «Лиса и Заяц»; с пословицами и поговорками; жизненными ситуациями, связанными с добрыми, совестливыми поступками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Учитель

М.А. Воробьева            

Тема урока

Части речи

Тип урока

Закрепление новых знаний

      Цель

Научить школьников определять грамматические признаки частей речи

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Работать над  умением определять части речи: сущ., прил., гл.;
  • указывать их морфологические признаки;
  • расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения определять изученные части речи;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, безударные гласные не проверяемые ударением, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Части речи».

Карточки «Графики», «Текст», «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Чистописание (запись на доске):

П  Т  пт  пе  по  от

петух,  петушиный,  пел

-Какие вопросы Вы можете задать к словам 2-й строчки чистописания?

(-Что объединяет эти слова?    П, П,      

-Какое слово лишнее и почему?  (Пел – 1.- односложное слово,  2.- не является однокоренным к двум другим словам.

-По каким признакам можно разделить слова на группы? (1. Части речи. 2.Однокоренные и не однокоренные слова.)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

-Назовите, что такое сущ, прил, гл. – как части речи. (Дети называют правила о данных частях речи.)

- А когда слова называются однокоренными? (Слова, в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Определение грамматических признаков частей речи)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Обобщение знаний о частях речи.)

Словарная работа

Организует деятельность учащихся в парах, по вариантам.

Определяют задание каждого варианта. Совместно  составляют два графика.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

(Слайд 2 )

- Посмотрите на иллюстрацию к рнс «Лиса и Заяц». Назовите словарные слова, которые Вы здесь видите.

(Заяц, медведь, лисица, петух,  деревня, дорога, одежда, горизонт, платок, огород, багаж, герой, впереди, готов, картина, рисунок, слышать, расстояние, победа, улица, здесь, растение, сегодня).

- Верно, некоторые из этих слов включены в Вашу работу «Графики».

(см. приложение «Рисунки»)

-Проверка.

(Слайд 3 –для всех вариантов)

(Слайд 4 – для 1 варианта),  (Слайд 5 – для 2 варианта),  (Слайд 6 – для 3 варианта)

1 вариант. – Число сущ. Постоянный признак? (Нет, сущ. изменяются по числам.)

2 вариант. – Как Вы определяли род им. прилагательных? (По роду имени существительному, связанному с прилагательным).

                    - Род им. прилагательных постоянный признак? (Нет, прил. изменяются по родам.)  

3 вариант.  – Что является показателем прошедшего времени глагола? (Суффикс Л.)

Развитие умений – применение знаний.

Устанавливает осознанность восприятия.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

(Слайды 7,8 )

- Посмотрите на иллюстрацию сказки, постарайтесь выбрать пословицу, которая подходит к этой ситуации. Для этого составьте пословицы, определив, какой частью речи являются выбранные Вами слова.

(Слайд 9 )

Проверка.

- Какое из выбранных Вами слов, можно назвать лишним, почему? (Сердечные – прил,, остальные – им. сущ.)

Физкультминутка для глаз (Слайд 10 )

Самостоятельная проверка  с самопроверкой

Организует деятельность по применению  изученного ранее материала.

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, сравнивая с работой у доски.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

(Слайд 11 )

- Как Вы можете соотнести эти пословицы с данными ситуациями? (Человек без стыда – там, где дети не видят нуждающихся в помощи. По делам человека судят о его совести – там, где дети приходят на помощь.)

Работа у доски.                                                прил.       сущ.    гл.           сущ.

- Синтаксический разбор предложения: Сердечные  дела трогают  сердце. (Повеств., не воскл., распр.)

- Укажите морфологические признаки слова: сердце. (сердце – сущ., нариц., неодуш., в ед.ч., ср.р., в В.п.)

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа с текстом по карточке.

          Ребята,  творите  добрые  дела!  Больным  и  немощным  подайте  руку.  Совестливые  люди,  время  не  теряйте  и  добрых  дел  не  оставляйте!  

- Какая пословица, по Вашему мнению, может послужить заголовком данного текста? Запишите. По делам  человека судят о его совести», или «Человек без стыда, что конфета без сахара»)

Работа в группах.

Задание к тексту:

1 группа. Красным цветом выделите в тексте глаголы.

2 группа. Желтым цветом выделите в тексте существительные.

3 группа. Зеленым цветом выделите в тексте прилагательные.

  (Слайд 12 )

Проверка.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Ребята, у вас на столе лежат сердечки разного цвета. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.  Красное сердечко – урок понравился, хорошо усвоил(а) пройденный материал.

Желтое сердечко – у меня осталось несколько непонятных моментов.

Зеленое сердечко – я плохо усвоил(а) пройденный материал.

Обсуждение результатов рефлексии.

- Спасибо за работу на уроке!

Литература:

  1. Наталия Нечаева: Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". ФГОС
  2. Шипачева Л.А.  Нестандартные задания на уроках русского языка.
  3. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русский язык 3 класс "Части речи"

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...

Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка с разными видами работ...

Урок русского языка 3 класс "Части речи"

Урок по программе "Школа России"3 класс проведён в технологии деятельностного метода, тип урока: открытие новых знаний....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....