Тема | Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных. |
Цель | Познакомить обучающихся с именами собственными, с правилом написания заглавной буквы в именах собственных. |
Задачи | - Образовательные:
-получение знаний об именах собственных, -совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных, 2. Развивающие: -развитие познавательного интереса к правописанию имен собственных, их значению. - продолжать развивать на уроках мышление, память, монологическую речь, формировать орфографический навык, - расширение кругозора обучающихся, -развитие творческих способностей, исследовательских умений. 3. Воспитательные: -
|
Формируемые УУД | Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
Основные понятия | имя собственное и нарицательное, омонимы, отчество. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
- презентация,
- раздаточный материал,
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Самоопределение к деятельности
Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Организует проговаривание правил поведения на уроке.
| Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.
| Начинается урок Он пойдет ребят впрок. На уроке не зевай, На вопросы отвечай, И пятерки получай.
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
|
II. Актуализация знаний
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради. Даёт задание обучающимся, организует проверку. | Следят за осанкой, за положением тетради при письме. Записывают число. Делают вывод. Вспоминают правило. Записывают буквы в алфавитном порядке.
|
- Проверка д/з.
- Минутка чистописания. (слайд)
Открой тетрадь, запиши число, классная работа. В тетради запиши следующие соединения.
Шш,ши, Ии, ии, мыши, ширина, машина. Какое правило написания этих слов вы примените? (ши – пиши с буквой и) На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? мыши; Что? Ширина, машина). Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные) Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)
|
| Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
III. Выявление и причины затруднения (постановка учебной задачи)
Цель. Организует формулирование темы урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока. Вводит понятие «Омонимы». |
| На доске рисунки. Учитель предлагает распределить надписи под рисунки. (Роза, роза, Земля, земля, Шарик, шарик). Скажите пожалуйста, что вы заметили? (есть слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся) Такие слова в русском языке называются ОМОНИМАМИ. (слайд) А почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие с заглавной? О чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных). Открой учебник на стр.12 Прочитай тему урока. Чему мы должны научиться на уроке? (Писать ФИО людей и клички животных с большой буквы). Ребята, а вы знаете как меня зовут? Напишите мое имя на листочке. (Проверка) А теперь напишите свое имя, отчество и фамилию.
|
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).
|
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель. Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.
| Организует работу по плану урока над составлением кластера «Имя собственное». Даёт понятие имя собственное и нарицательное, Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных. | Работают по плану урока над правописанием имен собственных и нарицательных. Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных. | Все мы знаем, что ФИО есть у всех людей. Но каждый человек имеет свое собственное имя, фамилию и отчество, которое принадлежит только ему. Поэтому ФИО людей, клички животных, название рек, морей, океанов, название городов, улиц – это все имена собственные, (слайд) которые пишутся с большой буквы. Все остальные слова – нарицательные. (слайд)
| Знать, какие группы слов относятся к именам собственным. Знать правило о написании имён собственных. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
ФИЗМИНУТКА | Организует проведение физминутки. | Участвуют в физминутке. | Сейчас я прочитаю стихотворение: если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, надо хлопнуть в ладоши, если с большой – присесть. Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка! Как напишешь клички.
| Уметь отличать имена собственные от других слов. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
V Реализация построенного проекта( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)
Цель. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. | Организует работу над проблемным вопросом, работу над предложениями, словарный диктант.
| Работают с предложением. вспоминают изученное правило, записывают одно из предложений в тетрадь, словарный диктант. Разбор предложений. | Работа над предложением : (слайд) Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните главные члены. Найди имена собственные. Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят. (Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина. Словарный диктант. (слайд) Я буду читать загадки, а вы записываете в тетрадь только отгадки: Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода кора. (Заяц). Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (воробей)
Он в мундире ярком Шпоры для красы. Днём он- забияка, Поутру –часы. (петух)
Поставь ударение в словах. От этих слов составь и запиши фамилии. (Медведев, Зайцев, Воробьев, Петухов)
Давай сформулируем с тобой правило: ФИО людей пиши с большой буквы. Эти имена существительные называются собственными. Слайд Посмотри на картинки. Кто здесь изображен? (Животные) Придумай им клички. (слайд)
| Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать, образовывать от нарицательных имен собственные и правильно их записывать. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
| Организует индивидуальную работу, используя алгоритм. | Работают самостоятельно. |
Исправь ошибки. Прочитай текст. Исправь в нем ошибки. (карточки, слайд) В деревне Простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя Фёдор. Его друг кот Матроскин пьет молоко. Добрый пёс Шарик готовит пирог.
Сколько предложений в тексте. Назови имена собственные. Откройте учебник на стр.13 и прочитайте правило.
| Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. | Уметь работать самостоятельно (Коммуникативные УУД). Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь выполнять самопроверку. (Регулятивные УУД).
|
VII.Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать навыки написания заглавной буквы в именах собственных, повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. | Списать текст, заменяя картинки словами. | Списывают текст, заменяя картинки словами, придумывают людям имена, а животным клички. | Спиши текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички. Летом Катя и Вова жили в деревне Ольшанка. По утрам Катя кормила кота Ваську, а Вова собаку – Дружка. Во дворе у дедушки Лени жили корова Буренка, коза Дереза и петух Крикун.
| Уметь составлять текс и заменять картинки словами. | Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). |
VIII. Рефлексия Цель. Фиксация нового содержания урока.
Осознание обучащюимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
| Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
| Чем мы сегодня занимались на уроке? Чему вы научились? Что на уроке понравилось больше всего? Если на уроке тебе было комфортно, подними солнышко, если нет – тучку. Домашнее задание: Подготовить сообщение о происхождении имен и фамилий.
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |