Приставки и предлоги
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Майорова Ольга Викторовна

Урок по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_i_predlogi.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе      03.10.13 г.                                          

Тема урока: Приставки и предлоги.

Цели урока: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; развивать орфографическую зоркость, развивать речь;  воспитать аккуратность при письме,

1. Оргмомент.

            Ребята, начинаем наш урок.

            А теперь проверь, дружок,

            Ты готов начать урок?

            Всё ль на месте?

            Всё в порядке?

            Ручка, книжка и тетрадка?

            Все ли правильно сидят?

            Все ль внимательно глядят?

            -Сегодня мы с вами отправимся в необычайное путешествие со станции «Рябичёвская школа».

            Ребята, запишите число, классная работа.                

               2. Актуализация знаний.

1.  Чистописание

             -Дети, как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. И попадаем на    

              Станцию « Отгадай-ка».

Здесь вы должны отгадать загадку и записать красиво первую букву отгадки.

               Загадка

                Дел у меня немало-

                Я белым одеялом

                Всю землю укрываю,

                В лёд реки убираю.

                Белю поля, дома,

                Зовут меня (зима)

           -Посмотрите на образец написания и красиво пропишите буквы в тетради.

                з

                З

             3. Повторение пройденного

                Запись предложения:

               Здравствуй, зимушка-зима!

              -Найдите в этом предложении однокоренные слова. (зима, зимушка)

              -Назовите корень в этих словах. (-зим-)

              -Подберите ещё однокоренные слова. (зимний, зимует, зимовать, перезимовать)

              -Какая орфограмма в слове зима?

              -Назовите проверочные слова для этого слова. (зимний, зимушка)

             -Среди однокоренных слов найдите имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

             -Разберите по составу слово зимушка.

            3.  Постановка темы урока.

           -Мы продолжаем отгадывать загадки.

           Загадка.

             Перед корнем подставляем

             Эту часть как называем?        (Приставка)

           -Слушаем дальше.

             Загадка.

             В предложении на службе

             С падежом всегда он в дружбе.

             На него показывает

             И слова все связывает.                (Предлог)

       - Ребята, какая же тема урока у нас сегодня будет? (Ответы детей) .

        - Правильно,  сегодня на уроке мы будем говорить о приставке и предлоге.

        -Давайте вспомним, что же такое предлог и что такое приставка?

         -Научимся приставку писать слитно, а предлоги раздельно, а для этого мы должны уметь их

          различать.      

         -В конце урока нам надо ответить на вопрос: почему же приставки пишутся слитно, а предлоги  

           раздельно?

         -Как видите, немало трудностей у нас впереди, но у меня нет никаких сомнений в том, что нас

          ждёт  незабываемое путешествие в страну приставок и предлогов.

        4. Работа над новой темой.

        -А сейчас вспомним, что же мы знаем о приставках и о предлогах.

         -За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание вы будете получать значок  

         «У»  умница или умник.

        -Что такое приставка? (ответы детей)

        -Что такое предлог?

        -Как отличить приставку от предлога?

        -Перед какой частью речи предлог не пишется?

        -Как пишутся приставки и предлоги со словами? Почему?

    (На доске таблица).

Приставка

Предлог

Часть слова

Часть речи

Образует слово

Самостоятельное слово

Слитно

Раздельно

       -Отправляемся дальше в путешествие.

        Станция «Поиграй-ка».

        В игре «Не подведи», которая будет проводиться по вариантам, мы применим наши знания о  

        приставке и  предлоге.

       -Запишите правильно слова, раскрыв скобки, выделите приставки, подчеркните предлоги.

      (На слайде слова)

         1 Вариант                        2 Вариант

          (Под)рисовал                (За)брал

          (под)рисунком              (за)брата

          (от)носа                        (в)лес

          (от)нёс                          (в)лез

         (с)резать                       (у)лётчика

         (с)резьбой                      (у)летел

     -А теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание?

   (На слайде правильно написание, дети сравнивают.  Объясняют по 2 слова из написанных слов). У      

     кого  всё правильно, получают «У».

     - Следующая станция «Найди-ка».

     -С помощью полученных знаний мы должны найти слова с приставками, и узнать, где слова с  

       предлогами.

     Работа в парах, у каждого карточка со словами.

      За(горой)                               На(мело)

      На(льду)                                Во(дворе)

      По(бежать)                            Под(снежник)

      За(мерзнуть)                         При(горок)

      У(дороги)                              Под(сосной)

    -В карточках со словами девочек попрошу подчеркнуть слова с предлогами, а мальчиков- с

      приставками.

    - А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если слово подчеркнуто правильно, то поставьте

       знак  «+», а если неправильно, то знак «-».

        (Правильные ответы на слайде)

     - А теперь объясните, почему вы написали, так, а не иначе. (Дети объясняют по несколько слов)

     - За правильно выполненные задание получают «У».

Физкультминутка.

     - Продолжаем наше путешествие.

      Станция «Отдыхай-ка».

    -Если в слове есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если слово с предлогом- сидим прямо. Мы    

      немного отдохнем и узнаем, какие вы, дети, внимательные.

      Заметать, на санки,  заморозил, у вьюги, у снежинки,  прогулка, к снеговику, поспешила,  

      Заметает,  на ветру, замерз, на катке, с горы, подснежник.

     5. Закрепление пройденного материала.

     Станция «Подумай-ка».

    -А теперь, ребята, выполните самостоятельную работу на карточках.

   - Перед вами карточки желтого, розового и зеленого цвета. На них помещены задания разного

     уровня сложности.

    Желтая карточка.

     … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой

   камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

   Задание: вставьте необходимые предлоги вместо точек.

   Розовая карточка.

    … кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. …елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

    Задание: вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек.

     Слова для справок : к, за, в, на, при, над, под, около.  

    Зеленая карточка.

    В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой

    камыш. Качнулась  еловая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

    Задание: в тексте подчеркните предлоги.

   - А теперь проверим выполненное задание с помощью желтых карточек.

    Ученик, выполнивший задание на жёлтой карточке, читает предложения со вставленными

    предлогами, дети с заданиями на розовой карточке отмечают нужные ли они вставили

    предлоги, а на зелёной- правильно ли подчеркнули.

   (За правильно выполненные задания дети получают «У»)

   -А теперь мы с вами на станции «Комментируй-ка».

   -Прежде чем запишем предложение, еще раз вспомним: как пишутся предлоги и приставки со

    словами и почему?

   -Давайте покажем, как мы научились применять данные правила при письме.

   - Все пишут, а один ученик прокомментирует написание приставок и предлогов в предложении.

     Школьники сбежали с пригорка и свернули с дороги в зимний лес.

     - Разберите это предложение по членам.

    6.Подведение итогов урока.

    -Ребята, чему же мы научились сегодня на уроке?

   ( -Научились правильно писать приставки и предлоги со словами.)

     -Какая же разница в написании приставок и предлогов? Почему?

     -Приставка со словами пишется слитно, так как это часть слова. Предлог со словами пишется

       раздельно,так как это служебная часть речи.

      -А теперь выполним несколько тестов и проверим, как вы усвоили материал урока.

      Тесты на слайдах.

  1. Приставка – это

    А… что-то общее по смыслу.

    Б.  … одинаковый корень.

    В.  … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. В какой из строчек все слова имею приставку по-?

    А.  Подумать, побежать, поезд.

    Б.  Потереть, поверх, пол.

  1. В слове «доброта» до- является…

    А…приставкой

    Б.  …частью корня

    В.  …основой.

  1. В какой из строчек все слова состоят из  приставки+корень+суффикс+окончание.

   А. Пригородный, подарки, корзинка.

   Б. Дошкольник, переходный, настенный.

(Ответы показывают на карточках, неправильные ответы комментируются).

-Ребята, вы молодцы, хорошо справились с выполнением итогового теста и достигли поставленных целей – научились различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

-Чем мы закончим своё урок, отгадайте.

        Корень мой находится в цене,

        В очерке найдёшь приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.

        Вся же в дневнике я и в журнале.

                                        (Оценка)

-А оценку на уроке вы уже получили. Все вы умники и умницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о правописании приставки и предлога

Презентация к уроку помогает обобщить и закрепить знания учащихся о правописании предлогов и приставок....

Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".

Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....

Урок русского языка.Тема урока "Приставки и предлоги"

Урок русского языка для 3 класса.Тема урока "Приставки и предлоги".Тип урока :урок получения новых знаний....

Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Программа "Школа 2100".  Тип урока - урок открытия нового знания.  На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...

Тест по теме "Приставка и предлог". (3 класс)

Тест из 10 заданий. Можно провести в конце изучения темы....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...