Приставки и предлоги
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе 03.10.13 г.
Тема урока: Приставки и предлоги.
Цели урока: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; развивать орфографическую зоркость, развивать речь; воспитать аккуратность при письме,
1. Оргмомент.
Ребята, начинаем наш урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Сегодня мы с вами отправимся в необычайное путешествие со станции «Рябичёвская школа».
Ребята, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
1. Чистописание
-Дети, как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. И попадаем на
Станцию « Отгадай-ка».
Здесь вы должны отгадать загадку и записать красиво первую букву отгадки.
Загадка
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима)
-Посмотрите на образец написания и красиво пропишите буквы в тетради.
з
З
3. Повторение пройденного
Запись предложения:
Здравствуй, зимушка-зима!
-Найдите в этом предложении однокоренные слова. (зима, зимушка)
-Назовите корень в этих словах. (-зим-)
-Подберите ещё однокоренные слова. (зимний, зимует, зимовать, перезимовать)
-Какая орфограмма в слове зима?
-Назовите проверочные слова для этого слова. (зимний, зимушка)
-Среди однокоренных слов найдите имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
-Разберите по составу слово зимушка.
3. Постановка темы урока.
-Мы продолжаем отгадывать загадки.
Загадка.
Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)
-Слушаем дальше.
Загадка.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
- Ребята, какая же тема урока у нас сегодня будет? (Ответы детей) .
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о приставке и предлоге.
-Давайте вспомним, что же такое предлог и что такое приставка?
-Научимся приставку писать слитно, а предлоги раздельно, а для этого мы должны уметь их
различать.
-В конце урока нам надо ответить на вопрос: почему же приставки пишутся слитно, а предлоги
раздельно?
-Как видите, немало трудностей у нас впереди, но у меня нет никаких сомнений в том, что нас
ждёт незабываемое путешествие в страну приставок и предлогов.
4. Работа над новой темой.
-А сейчас вспомним, что же мы знаем о приставках и о предлогах.
-За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание вы будете получать значок
«У» умница или умник.
-Что такое приставка? (ответы детей)
-Что такое предлог?
-Как отличить приставку от предлога?
-Перед какой частью речи предлог не пишется?
-Как пишутся приставки и предлоги со словами? Почему?
(На доске таблица).
Предлог | |
Часть слова | Часть речи |
Образует слово | Самостоятельное слово |
Слитно | Раздельно |
-Отправляемся дальше в путешествие.
Станция «Поиграй-ка».
В игре «Не подведи», которая будет проводиться по вариантам, мы применим наши знания о
приставке и предлоге.
-Запишите правильно слова, раскрыв скобки, выделите приставки, подчеркните предлоги.
(На слайде слова)
1 Вариант 2 Вариант
(Под)рисовал (За)брал
(под)рисунком (за)брата
(от)носа (в)лес
(от)нёс (в)лез
(с)резать (у)лётчика
(с)резьбой (у)летел
-А теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание?
(На слайде правильно написание, дети сравнивают. Объясняют по 2 слова из написанных слов). У
кого всё правильно, получают «У».
- Следующая станция «Найди-ка».
-С помощью полученных знаний мы должны найти слова с приставками, и узнать, где слова с
предлогами.
Работа в парах, у каждого карточка со словами.
За(горой) На(мело)
На(льду) Во(дворе)
По(бежать) Под(снежник)
За(мерзнуть) При(горок)
У(дороги) Под(сосной)
-В карточках со словами девочек попрошу подчеркнуть слова с предлогами, а мальчиков- с
приставками.
- А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если слово подчеркнуто правильно, то поставьте
знак «+», а если неправильно, то знак «-».
(Правильные ответы на слайде)
- А теперь объясните, почему вы написали, так, а не иначе. (Дети объясняют по несколько слов)
- За правильно выполненные задание получают «У».
Физкультминутка.
- Продолжаем наше путешествие.
Станция «Отдыхай-ка».
-Если в слове есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если слово с предлогом- сидим прямо. Мы
немного отдохнем и узнаем, какие вы, дети, внимательные.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила,
Заметает, на ветру, замерз, на катке, с горы, подснежник.
5. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка».
-А теперь, ребята, выполните самостоятельную работу на карточках.
- Перед вами карточки желтого, розового и зеленого цвета. На них помещены задания разного
уровня сложности.
Желтая карточка.
… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой
камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
Задание: вставьте необходимые предлоги вместо точек.
Розовая карточка.
… кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. …елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
Задание: вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек.
Слова для справок : к, за, в, на, при, над, под, около.
Зеленая карточка.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой
камыш. Качнулась еловая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
Задание: в тексте подчеркните предлоги.
- А теперь проверим выполненное задание с помощью желтых карточек.
Ученик, выполнивший задание на жёлтой карточке, читает предложения со вставленными
предлогами, дети с заданиями на розовой карточке отмечают нужные ли они вставили
предлоги, а на зелёной- правильно ли подчеркнули.
(За правильно выполненные задания дети получают «У»)
-А теперь мы с вами на станции «Комментируй-ка».
-Прежде чем запишем предложение, еще раз вспомним: как пишутся предлоги и приставки со
словами и почему?
-Давайте покажем, как мы научились применять данные правила при письме.
- Все пишут, а один ученик прокомментирует написание приставок и предлогов в предложении.
Школьники сбежали с пригорка и свернули с дороги в зимний лес.
- Разберите это предложение по членам.
6.Подведение итогов урока.
-Ребята, чему же мы научились сегодня на уроке?
( -Научились правильно писать приставки и предлоги со словами.)
-Какая же разница в написании приставок и предлогов? Почему?
-Приставка со словами пишется слитно, так как это часть слова. Предлог со словами пишется
раздельно,так как это служебная часть речи.
-А теперь выполним несколько тестов и проверим, как вы усвоили материал урока.
Тесты на слайдах.
- Приставка – это
А… что-то общее по смыслу.
Б. … одинаковый корень.
В. … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- В какой из строчек все слова имею приставку по-?
А. Подумать, побежать, поезд.
Б. Потереть, поверх, пол.
- В слове «доброта» до- является…
А…приставкой
Б. …частью корня
В. …основой.
- В какой из строчек все слова состоят из приставки+корень+суффикс+окончание.
А. Пригородный, подарки, корзинка.
Б. Дошкольник, переходный, настенный.
(Ответы показывают на карточках, неправильные ответы комментируются).
-Ребята, вы молодцы, хорошо справились с выполнением итогового теста и достигли поставленных целей – научились различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.
-Чем мы закончим своё урок, отгадайте.
Корень мой находится в цене,
В очерке найдёшь приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.
Вся же в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
-А оценку на уроке вы уже получили. Все вы умники и умницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний о правописании приставки и предлога
Презентация к уроку помогает обобщить и закрепить знания учащихся о правописании предлогов и приставок....
Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".
Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....
Урок русского языка.Тема урока "Приставки и предлоги"
Урок русского языка для 3 класса.Тема урока "Приставки и предлоги".Тип урока :урок получения новых знаний....
Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"
Программа "Школа 2100". Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...
Тест по теме "Приставка и предлог". (3 класс)
Тест из 10 заданий. Можно провести в конце изучения темы....
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...