Рабочая программа по русскому языку, 1-4 классы. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.
рабочая программа по русскому языку на тему
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте 1 класс Л. И. Журовой "Обучение грамоте", Москва,"Вентана-Граф", 2012 год; по русскому языку 1-4 классы С. В. Иванова, М. И. Кузнецовой, А. О. Евдокимовой "Русский язык", Москва, "Вентана-Граф", 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1-4.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. В. Толкуновой
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2013 года протокол № 13
Председатель педсовета
_____________ Назаров С.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 – 4 классы
Количество часов 675
Учитель Щербакова И. В.
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте 1 класс Л.И. Журовой «Обучение грамоте». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год; по русскому языку 1-4 классы С.В. Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой «Русский язык». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год.
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Л.И. Журовой «Обучение грамоте» и авторской программы по русскому языку 1-4 классы С.В. Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой «Русский язык». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характерис- тика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс ты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык -часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной
язык русского народа».
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2кл. | З кл. | 4 кл. | ||||
1. | Обучение грамоте | 85 | 97 | 97 | |||
Систематический курс | |||||||
2. | Раздел I. Как устроен наш язык | 173 | 231 | 31 | 61 | 74 | 65 |
2.1 | 1.1. Лексика | 22 | 23 | 23 | |||
2.2 | 1.2.Фонетика и графика | 14 | 53 | 31 | 12 | 4 | 6 |
1.3 | 1.3. Состав слов (морфемика) | 24 | 30 | 19 | 5 | 6 | |
1.4 | 1.4.Морфология | 73 | 80 | 44 | 36 | ||
1.5 | 1.5.Синтаксис | 40 | 45 | 7 | 21 | 17 | |
3. | Раздел II. Правописание | 163 | 212 | 25 | 67 | 68 | 52 |
4. | Раздел III. Развитие речи | 93 | 106 | 12 | 36 | 28 | 30 |
5. | Раздел IV. Повторение | 5 | 29 | 6 | 23 | ||
6. | Раздел V. Резервные уроки | 76 | |||||
Общее количество часов: | 595 | 675 | 165 | 170 | 170 | 170 |
- Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
• овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
• усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
• формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
• обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
• эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в первом классе начинается с курса «Обучение грамоте» и является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи.
Поскольку все стороны языка - фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая - взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов. Под блоками понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Важной отличительной стороной данной программы учебного курса «Русский язык» является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на
ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор учащихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
- Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В 1 классе - 33 учебных недели по 5 часов в неделю (165 часов в год). С 2 по 4 класс - по 5 часов в неделю, на 34 учебных недели (170 часов в год).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В сфере личностных универсальных учебных действий:
- овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма);
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией, а также другими технологическими компонентами письма;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- систематизация языковых, прежде всего грамматических, знаний;
- раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка;
- формирование у учащихся языкового чутья.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Содержание учебного предмета
1 класс (165 ч.)
Обучение грамоте (97 ч.)
Фонетика и графика (31 ч.).
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
- показатель мягкости предшествующего согласного;
- разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Правописание (25 ч.)
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- сочетания чк, чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи (12 ч.).
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс (170 ч.)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний (61 ч.)
Фонетика и графика (12 ч.)
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка (изучается во всех разделах курса).
Синтаксис (7 ч.)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные: по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Состав слова (морфемика) (19 ч.)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова, значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика (23 ч.)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (67 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);
- разделительные твёрдый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
- правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-;
- правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (36 ч.)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
3 класс (170 ч.)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (74 ч.)
Фонетика и графика (4 ч.)
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (изучается во всех разделах курса).
Состав слова (морфемика) (5 ч.)
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис (21 ч.)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология (44 ч.)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (68ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слов. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (28 ч.)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4 класс (170 ч.)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч.)
Фонетика и графика (6 ч.)
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (изучается во всех разделах курса).
Состав слова (морфемика) (6 ч.)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (36 ч.)
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора (6 ч.)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч.)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч.)
Имя числительное: общее значение. (3 ч.)
Синтаксис (17 ч.)
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч.)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч.)
Различение простых и сложных предложений. (6 ч.)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч.)
Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слов (словарные слова, определённые программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (30 ч.)
Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям: корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Повторение (23 ч.)
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Содержание учебного предмета | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||||
Обучение грамоте - 97 ч | 97 | ||||||
Фонетика | |||||||
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак— рак), Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение | Слово как единство значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак— рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твердости-мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости-глухости звуков Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые—мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие за данной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнивать модели звукового состава: находить сходство и различие. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | |||||
Графика | |||||||
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по ею буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Русский алфавит. Гигиенические требования при письме. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жн—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три— пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, /о, я (йотированные). Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение способом чтения прямого слога. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с—з, ш— ж, с—ш, з—ж, р—л, и—ч и т. д.). Дифференциация букв. имеющих оптическое и кинетическое сходство (о— а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.). Разные способы обозначения буквами звука [й"\. Функция букв ь и ь. Русский алфавит. Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Пространственная ориентация на листе тетради. Анализ начертаний письменных за образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Гласные после шипящих (жй—ши, ча— ща, чу—щу) | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слове: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Анализировать разные способы обозначения буквами звука [й]. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать поэлементный состав букв. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом. Записывать под диктовку слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами. Анализировать текст на наличие в нём слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы | |||||
Слово и предложение | |||||||
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление) | Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Наблюдение над значением слов. Активизация и расширение словарного запаса. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Слово и предложение. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных. | Различать слово и обозначаемый им предмет. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Объяснять значение слов (в том числе из контекста). Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. | |||||
Развитие речи | |||||||
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, | Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок с правильной последовательностью, составлять рассказы с опорой на картинки. Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок с нарушенной последовательностью: реконструировать события и объяснять ошибки художника, | |||||
извинение, благодарность, обращение с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. | составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Составлять рассказ по опорным словам. Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||||||
Систематический курс - 578 ч | |||||||
Фонетика и графика - 53 ч | 31 | 12 | 4 | 6 | |||
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова | Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Гласные и согласные звуки и их буквы. Отсутствие при произнесении звука преграды в ротовой полости как отличительный признак гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Дифференциация сходных звуков и обозначающих их букв. Пропедевтика замен букв. Слог. Деление слов на слоги. Роль ударения. Устный фонетический анализ слова. Частичный письменный фонетический анализ слова | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (например, в ходе заполнения пропусков в таблице «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие). Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Группировать звуки по заданному основанию. Приводить примеры гласных звуков, твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков = количеству букв, количество звуков ). | |||||
Объяснять принцип деления слов на слоги. Выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. | |||||||
Состав слова (морфемика) - 30 ч | 19 | 5 | 6 | ||||
Форма слова. Окончание. Основа слова. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Приставка. Значение суффиксов и приставок. | Окончание как часть слова. Изменение формы слова. Практическое усвоение способов изменения формы слова. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные слова). Наблюдение над корнями слов с чередованием согласных. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Разбор слова по составу (морфемный анализ). | Объяснять способы изменения формы слова, действия изменения формы слова. Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова - давать развернутое толкование значения слова. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов/приставок. Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове ..., приставка, как в слове ..., окончание, как в слове ...») | |||||
Лексика – 23 ч | 23 | ||||||
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы
| Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные. Наблюдение за многозначными словами в предложениях. Слова-синонимы. Наблюдение за синонимами в тексте. Слова-антонимы
| Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. В процессе практической деятельности осваивать принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, выбирая наиболее точный синоним. Составлять (в процессе коллективной деятельности и самостоятельно) словарь устаревших слов по материалам работы со сказками. Объяснять значение фразеологизмов. Соотносить соответствующие им рисунки. Создавать шуточные рисунки, основанные на значения слов, фразеологизма. Анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/переносном значении. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | |||||
Морфология - 80 ч | 44 | 36 | |||||
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение. Род и число имен существительных. Падеж. Падеж; и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имён существительных. Нахождение собственных имён существительных. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Словообразование имён прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение лычных местоимений. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи | Части речи, их значение и признаки. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Род имён существительных: мужской, женский, средний. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы имен существительных. Склонение имён существительных: 1, 2 и 3-е склонение. Определение склонения имён существительных по форме им. п. ед. ч. Нахождение собственных имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение, его значение, признаки, использование в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Морфологический разбор глаголов. | Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания для распределения слов на группы (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Находить основание для классификации слов (в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки. Например, по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Определять грамматические признаки имен существительных. Группировать имена существительные по разным основаниям. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, находить в тексте (например, поэтическом) имя существительное с заданными грамматическими характеристиками. Характеризовать имена существительные как часть речи. Находить в ряду имен существительных лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Находить грамматические признаки имен прилагательных. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного; составлять словосочетания имя существительное + имя прилагательное. Осуществлять контроль за выполняемыми действиями: проверять правильность согласования имен существительных и имен прилагательных, находить ошибки, исправлять их. Оценивать роль местоимений в тексте, выполнять замену повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимениями. Определять (анализировать) уместность употребления местоимений в тексте, обнаруживать речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением местоимений. Определять грамматические признаки глаголов. Соотносить глагол и его грамматические характеристики. Группировать глаголы по разным основаниям (наклонение, время, спряжение). Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, следовать данному алгоритму при определении спряжения глагола. Анализировать текст на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Обобщать результаты наблюдения над грамматическими характеристиками глаголов в таблицах. В процессе наблюдения устанавливать значение и употребление наречий в речи. Различать предлоги и приставки. Контролировать правильность проведения разбора слова как части речи. Оценивать свои возможности при выборе степени сложности предлагаемых упражнений. | |||||
Синтаксис - 45 ч | 7 | 21 | 17 | ||||
Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Различение простых и сложных предложений | Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое). Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания). Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации). Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или). Простое и сложное предложения. Синтаксический анализ простого предложения: характеристика по цели высказывания и интонации, нахождение главных членов | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тесте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. | |||||
Правописание - 212 ч | 25 | 67 | 68 | 52 | |||
Правописание жи—ши, ча—ща, чу—щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов и, а, но) | Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про, за-, на-, над-. Правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце {рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин) с использованием правила, таблицы, опорного слова. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Правописание частицы не с глаголами. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов и, а, но) | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными пра вилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. Составлять собственные тексты диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. | |||||
Развитие речи - 106 ч | 12 | 36 | 28 | 30 | |||
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение _с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. План текста. | Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте, Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану | Определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. На основе наблюдений в повседневной жизни анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру во время общения. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нем другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. Составлять план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, осознавать особенности каждого типа. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной работе; рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) | |||||
Повторение - 29 | 6 | 23 |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | 1. Иванов С.В. Русский язык: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений -М.: Вентана-Граф. 2011г. 2. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 -М.: Вентана-Граф. 2012г. 3. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 -М.: Вентана-Граф. 2012г. 4. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 -М.: Вентана-Граф. 2013г. 5. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 -М.: Вентана-Граф. 2013г. | |
2. | Словари по русскому языку | |
3. | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ. | |
2.Печатные пособия | ||
4. | 1. Иванов С.В. Программа четырёхлетней начальной школы по русскому языку.-М.: Вентана-Граф. 2012г. 2. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 3. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 4. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 5. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 6. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 7. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 8. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г. 9. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2010г. | |
3.Технические средства обучения | ||
5. | Магнитная доска | 1 |
6. | Мультимедийный проектор | 1 |
7. | Компьютер | 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
5.Оборудование класса | ||
14. | Таблицы по русскому языку | |
15. | Лента букв | 1 |
СОГЛАСОВАНО: протокол заседания МО учителей начальных классов от 30 августа 2013 года № 1 __________Е.А.Полубояринова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМР ___________ Е.Г.Громова 30 августа 2013 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса . "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по русскому языку для второго класса. Планирование расчитано на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI" века....
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Начальная школа XXI века"
К рабочей программе добавлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс "Начальная школа 21 века"
Данная программа составлена на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой и в соответствии с ФГОС. Пргорамма рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы:...
Рабочая программа по русскому языку. 1 - 4 класс. "Начальная школа XXI века"
Программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Рома...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класс УМК «Школа 21 века»
Рабочая программа по русскому языку для 3 класс УМК «Школа 21 века»...
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа составленна в соответствии с ФГОС НОО, содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты...