путешествие по страницам русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по страницам русского языка. Путешествовать мы будем на паровозике. Паровозиком буду я, а вы будете вагончиками. (Давайте построимся в паровозик). Мы должны проехать с вами необычные станции, на каждой из них нас ждет интересное задание. Станций много, а условия такие: Мы не сможем проехать на следующую, не выполнив задание предыдущей. В конце нашего путешествия на последней станции нас с вами ждет сюрприз.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Путешествие по страницам русского языка»
Учитель:
Кутбаева Ляй Амбияновна
2015 г.
«Путешествие по страницам русского языка»
Цели:
- Развитие эмоционально – волевой сферы.
- Коррекция словесно – логического мышления.
- Вовлечение детей в игровую деятельность.
- Воспитание добросовестного отношения к учебе.
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по страницам русского языка. Путешествовать мы будем на паровозике. Паровозиком буду я, а вы будете вагончиками. (Давайте построимся в паровозик). Мы должны проехать с вами необычные станции, на каждой из них нас ждет интересное задание. Станций много, а условия такие: Мы не сможем проехать на следующую, не выполнив задание предыдущей. В конце нашего путешествия на последней станции нас с вами ждет сюрприз.
(Вед.: дает свисток, звучит музыка из м/ф.)
- Ау, в путь, (под музыку) доезжает до первой станции.
Останавливаемся. Ребята, выходим из вагончиков на полустанок.
- Кто из вас прочитает, как называется станция?
1 – станция «Разминочная».
(читает кто – либо из детей).
Перед дальней дорогой разомнем наши язычки, губки.
- Кто знает чистоговорки?
(На плакате написаны чистоговорки)
Дети по одному читают, а затем все хором проговаривают вслух.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
Су – су- су – было холодно в лесу.
За – за – за – уходи домой коза.
Зу – зу – зу моем Катю мы в тазу.
- Ну вот, язык, губки размяли, а теперь разомнем наш ум, поиграем в игру. Вкусные слова. Давайте угощать друг друга вкусными словами.
Условия игры такие: стали в круг, ведущий бросает детям по очереди мяч, ребенок называет вкусные слова (пр.: сок, мороженное и т.д.)
Последний, назвавший слово, - победитель, ему прикалывается ромашка (кто больше наберет таких ромашек за наше путешествие, получит в конце игры приз).
- Ну, вот, нам пора дальше в путь. (Свисток). Дети строятся в паровозик и под музыку продолжают путь.
Подъезжаем ко 2 станции.
Поезд останавливается.
- Ребята, выходим из вагончиков,
- На какую станцию прибыли?
- Прочитай, Настя, как она называется.
2 – станция «Яблочная»
На этой станции выросла не обычная, а волшебная яблоня. И яблоки на ней выросли не только обыкновенные, какие растут на любой яблоне, но и большие – пребольшие яблоки с буквами А, О, Е, Я, И.
- Как называются эти буквы?
- Гласные.
- А почему они так называются? (п. ч. Они состоят из голоса, их можно петь).
Давайте пропоём эти буквы.
Задание: составить эти яблоки сможет тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово.
(ученик, «срывает» с яблоками яблочко с буквой и находит слово, в которое можно вставить эту букву).
Ребята, мороз, заяц, метель.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.
(Отмечаю самых активных, прикалываю им ромашки)
- Ребята в путь! Под музыку приближаемся к 3 станции.
3 – станция «Полубуковки»
- (Кто – нибудь из детей читает название станции)
Задание: Ребята, посмотрите внимательно на знаки, написанные на этой станции, какие буквы они вам напоминают?
Сейчас я вам раздам листочки с этим заданием и авторучки, вы попробуйте, дописав буквы узнать слова.
Кто первый справится с заданием, получит ромашку.
(Прочитайте, какие получились слова: дом, книга, мама)
И с этим заданием справились.
Отправляемся в путь.
4 - станция «Ребусов»
На этой станции мы должны разгадать ребус. Внимательно посмотрите, какие слова можно получить. Объясните значение слов.
М мель
Щ щель
Ц цель
Тр трель
Др дрель
Апр апрель
Тонн тоннель
Шин шинель
Вермиш вермишель
- Молодцы ребята! Хорошо потрудились на станции «Ребусов».
Продолжим путь.
5 – станция «Загадочная»
На этой станции растут красивые цветы, необычные. В чем их необычность? На серединках цветов что – то написано. Ребята, да это загадки. Будем рвать эти цветы или оставим. Я предлагаю, пусть цветы радуют людей, а загадки я вам сама прочитаю.
Сейчас превратимся в пчелок и соберем пыльцу (загадки) с цветов.
(Дети отгадывают загадки, поясняя свой ответ).
Самые активные получают ромашки.
Займем место в вагончиках и отправимся в путь
Вот и последняя станция. Как она называется?
6 – станция «Заколдованных слов»
Ребята, мы с вами попали на волшебную станцию, если мы разгадаем эти слова, то узнаем, где нас ждет сюрприз.
Посмотрим сюда, эти слова заколдованные, наверное, их заколдовала злая волшебница. Чтобы прочитать слова, нужно одинаковые буквы убрать, а оставшиеся прочитать.
Лчлалйл,
Мкмомнмфмемтмым,
Осоемоеойокоа.
- Что же у нас получилось?
Ребята, мы с вами так долго путешествовали, а приз то нас ждет в семейке.
(чай, конфеты, семейка).
И прежде, чем отправимся в семейку, давайте вспомним, на каких станциях мы побывали, какие задания выполняли;
Понравилось вам путешествовать?
Под музыку уходят
Предварительный просмотр:
Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное"
Автор:Кутбаева Ляй Амбияновна учитель начальных классов МКОУ "Кош-Агачская СОШ" Образование - высшее педагогическое Стаж работы - 32 года Категория - I |
КОНСПЕКТ УРОКА
Номер урока в курсе | 112 |
Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное" | 2 |
Тема урока | Имя прилагательное |
Цель урока | Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием "склонение имени прилагательного". |
Задачи урока |
|
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Демонстрация | Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, ("Начальная школа XXI века") Презентация " Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ", карточки для исследования, для оценки групповой работы, для рефлексии, таблица для теста, опорная схема, маркеры. |
Личностные УУД | мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия |
Регулятивные УУД | принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль |
Познавательные УУД | формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать |
Коммуникативные УУД | уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию |
Самоанализ урока
Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
В классе 24человек, из них 6 хорошистов, слабоуспевающих трое.
С первого урока по данной теме дети знают определение имени прилагательного, что оно зависит от существительного, имеет общую с ним грамматическую форму, связь этих частей речи называется согласованием и знакомы с грамматическими признаками имён прилагательных и с начальной формой прилагательного.
Это урок исследование, поэтому большой письменной работы не предполагалось в принципе.
С самого начала урока создаётся атмосфера поддержки и сотрудничества, дети включаются в деловой ритм урока. Чтобы спланировать деятельность учитель и учащиеся договариваются о формах и видах деятельности, в частности договорились, что проведут исследование в группах. Таким образом, учащиеся осознанно вошли в пространство учебной деятельности.
Во время актуализации знаний учащиеся определяют тему урока и учебную задачу самостоятельно. Фиксируется проблема. Открывают новые знания учащиеся самостоятельно, выполняя исследовательские задания по карточкам. Происходит первичное закрепление во внешней речи с проговариванием и фиксацией с помощью табличек на доске. Затем новые знания включаются в систему знаний и повторения. Принцип дифференциации был применён на этапах включения нового знания в систему знаний и повторение при выполнении упражнения и в домашнем задании, которое побуждает учащихся к самообучению, предложив учащимся побыть ещё в роли исследователей.
Виды деятельности обучающихся на уроке: слушание, чтение, письмо, исследование, анализ и синтез, обобщение, сравнение, тестирование.
Формировались и закреплялись все виды универсальных учебных действий.
Оценочная деятельность на уроке - самооценка, оценка учителя, рефлексия урока.
Считаю, что содержание урока соответствовало поставленным целям и задачам.
Групповая форма позволяет создать ситуацию развития, саморазвития, взаимообучения учащихся. В ходе работы в группе более активно формируется система нравственных отношений, развиваются ответственность, самостоятельность и взаимопомощь. Цели урока достигнуты полностью. Ученикам удалось решить проблему и учебную задачу урока. Я считаю, что на данном этапе познания технологии выбраны верно, поэтому урок удался.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кош-Агачская СОШ» имени В.И.Чаптынова
Тема: «Гласные о и е в окончаниях имён
существительных после шипящих и ц»
УМК «Начальная школа 21века»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
первой категории
Кутбаева Ляй Амбияновна
2015 год
Тема: Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Задачи:
Образовательная: формировать навык написания новой орфограммы,
закреплять знания о типах склонения, рода и падежах имён существительных;
совершенствовать умение разбирать слова по составу, синтаксический разбор предложений.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать умение работать в парах, в коллективе,
способствовать развитию интереса к русскому языку, развитию интеллекта младших школьников.
Развивающая: развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации;
развивать распределение внимания при выполнении заданий;
развивать орфографическую зоркость, воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.
. Планируемые результаты.
Метапредметные:
Личностные УУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал.
Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: Уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
7.Методы обучения: беседа.
8.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения:
-мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
-раздаточный материал – карточки с заданиями, карточки с буквами.
- демонстрационные пособия;
-словари (орфографический, толковый)
Этапы урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Приветствие «Ладошка к ладошке»: - Учитель: Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи: «Желаю тебе удачи!». -Тихо сели. Эпиграфом нашего урока будут такие слова: Слайд 1: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». - Ребята, как вы понимаете эти слова? (Дети высказывают каждый своё мнение). Учитель обобщает: - Большой успех складывается из маленьких удач . Надеюсь, что наши маленькие удачи на уроке приведут нас к новым знаниям и большому успеху. 2. Домашнее задание (слайд ). Учитель комментирует дом. задание. Определение формы проведения урока -Сегодня у нас необычный урок . Соедините слоги в правильном порядке, и вы узнаете, что вас ожидает: те –пу-шест-е-ви (слайд ). -Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам русского языка. Нас ожидает много интересных заданий. Если вы будете внимательными, будете слушать учителя и друг друга, то у вас всё получится. 3. Работа по развитию каллиграфии (слайд___ ). -1-ая страница – Минутка чистописания. а)Гимнастика для кистей рук б)Запись: Гг -Сегодня будем писать Гг заглавную в соединении с маленькой, а также списывать слова (3- 4 слова) на букву г из орфографического словарика. -Дайте характеристику этой букве. -Начинаем писать. ( Дети пишут 1 строчку буквы и списывают слова из словарика) -Определите род, число, склонение у существительных (для тех, кто работает вперёд). -Оцените свою работу. -Кто написал на «5»? на «4»? на «3»? 4. Актуализация опорных знаний. -2-ая страница – Повтори пройденное: А)Повторение написания словарных слов (презентация с использованием технологического приёма «Волшебная труба»). Б)Разбор слов по составу. В)Синтаксический разбор предложения. Дети делятся на 2 группы. Группы работают параллельно друг другу. Первая группа работает самостоятельно. Сначала в рабочей тетради №2 выполняют упражнение 4 на с.16, то есть вставляют пропущенные гласные в словарные слова. Затем 2 человека выходят к доске и выполняют задания с индивидуальных карточек . В это время вторая группа работает под руководством учителя. С помощью карточек , на которых напечатаны гласные, демонстрируют написание пропущенных букв в словарных словах презентации. При этом дети «по цепочке» объясняют написание каждого слова.(К…стрюля, м…тро, …птека, в…гон, б…лото, ч…л…век, в…сток, зап…д, сев…р. Проверка самостоятельной работы учащихся 1 группы. Дети указывают на ошибки и исправляют их. 5. Знакомство с новым словарным словом: 3-ая страница «Пиши правильно новое словарное слово» -Отгадайте загадку: В поле росла, Слово пшеница – новое словарное слово. Его написание надо запомнить. . (слайд___ ). -Вот колосья пшеницы. Вот так выглядит пшеничное поле летом. (слайд___ ). Что означает слово пшеница? (Дети отвечают, затем учитель даёт правильный ответ.) - В словаре Ожегова объясняется: «Пшеница – хлебный злак, а также его зёрна, из которых приготовляют белую муку». -Составьте предложение с этим словом.(В поле колосится золотая пшеница.) -Из белой муки пшеницы пекут белый хлеб. Как мы должны относиться к хлебу? . (слайд___ ). (Беречь, не играть с хлебом, не бросать,) -Почему? -Отношение к хлебу должно быть святым и трепетным. То, как человек относится к хлебу – один из показателей его внутренней культуры. 6. Изучение новой темы: 4-ая страница – Тайны языка. (слайд___ ). -Сейчас мы с помощью волшебного ключика откроем новую тайну русского языка . Наша задача: сформулировать вначале тему и цель урока. - Для этого прочитайте слова. Найдите лишнее слово. (слайд___ ). Плащ, душ, пейзаж, луч, огурец, конец, школьный. -Я разделила эти слова на 2 группы. Что объединяет эти слова ? (слайд___ ). 1)Плащ, душ, пейзаж, луч. 2)Огурец, конец. -Поставьте эти слова в форму творительного падежа. -В какой части слова пропущена буква? Учитель демонстрирует слова на слайде. (слайд___ ). (1)Плащ ?м, душ?м, пейзаж?м, луч?м. 2)Огурц?м, конц?м. Сформулируйте цель урока: (слайд___ ). 5-ая страница –Физкультурная 1)На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем ручки мы по команде раз. А над нами весело шелестит листва. Опускаем ручки мы по команде два. 2)1,2, -выше голова,3,4 – руки шире. 5,6 – тихо сесть, 7,8 – лень отбросим. -На улице холодно и пасмурно. А так хочется полюбоваться на солнышко. Давайте порадуемся и проследим глазами за движением солнышка. 3)Электронная физминутка для глаз. Понаблюдай. Сделай вывод. (слайд___ ). Свечо́й – ту́чей, карандашо́м – ду́шем, ужо́м – пейза́жем. Дети делают вывод: Это же правило работает и для существительных с Ц. Концо́м – за́йцем, борцо́м – па́льцем. Вывод: (формулируют дети)
-Прочитаем правило в учебнике. С.69 и сравним эти два правила 5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: 1)Работа в учебнике с.70,упр.1(два ученика работают у доски на оценку, остальные в тетради) Проверка самостоятельной работы. Дети оценивают работу тех, кто работал у доски. 2) 6-ая страница: Работа в паре по вариантам : с.70,упр.3. (слайд___ ). Проверка самостоятельной работы. Дети выходят к доске и объясняют написание окончаний существительных в Т.п. 3) 7-ая страница «Интересный материал из истории языка». (слайд___ ). (в учебнике дети читают о слове «сердце»). 4)Самостоятельная работа ( рабочая тетрадь№2, с.17, №1) Дети соединяют основу слова с нужным окончанием. VI. Итог урока(слайд_______).
-Продолжи предложение. Я учился … Я узнал, что … Мне удалось … Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за … Я могу похвалить себя за… Учитель выставляет оценки за работу на уроке, комментирует их. -Спасибо за работу! | Ученики касаются ладошками друг друга Ученики все вместе произносят: «Желаю тебе удачи!». Дети под руководством учителя в начале урока не торопясь записывают домашнее задание в дневниках. У. с. 69, прав.,упр.2.,Т.с.18,№4. Дети составляют слово : Пу-те-шест-ви-е. Выполняют чистописание. Двое учащихся пишут на доске, остальные в тетрадях Буква Г обозначает 2 звука: 1) Г - он согласный, твёрдый парный, звонкий парный. 2)Г*- он согласный, мягкий парный, звонкий парный. Газета – сущ., ж.рода, ед. ч., 1-го скл., Дети выставляют себе оценку на полях:5,4,3. Дети поднимают руки. .(К…стрюля, м…тро, …птека, в…гон, б…лото, ч…л…век, в…сток, зап…д, сев…р.) 1 ученик – разбирает слова по составу: подберёзовик, заводской, голубок, заговор, тропинка, заварила. 2 ученик – разбирает предложение по членам: Скоро отшумят снежные метели. Дети читают в презентации: Одно зёрнышко пшеницы даёт примерно 20 миллиграммов муки. Для одного батона хлеба понадобится около десяти тысяч зёрен. -Лишнее слово «школьный», так как это прилагательное, а остальные слова – существительные. 1)Плащ, душ, пейзаж, луч. (с шипящим на конце) 2)Огурец, конец. ( с буквой ц на конце слова) (Дети устно проговаривают правильный ответ: плащом, душем, пейзажем, лучом, огурцом, концом) В окончаниях существительных) Будем учиться писать… окончания имён существительных после шипящих и ц. Под ударением пишется буква О, а без ударения пишется буква Е. (После ответа детей, делается общий вывод.
(-Правила совпадают. Значит, вывод был сделан верно). | Личностные УУД (развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе) Познавательные УД: Общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной форме) ПознавательныеУУД: (формируем умение характеризовать букву, звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости) (формируем умение Определять род, число, склонение сущ.) Регулятивные УУД: (формируем умение контролировать и оценивать правильность своих действий) ПознавательныеУУД: (формируем умение грамотного написания словарных слов). Общеучебные УУД: Знаково-символические -моделирование состава слова путём составления схемы, а также моделирование состава предложения. Регулятивные УУД: (формируем умение контролировать и оценивать правильность действий одноклассников) ПознавательныеУУД: (формируем умение грамотного написания нового словарного слова. Личностные УУД (воспитание бережного отношения к хлебу. Формируем умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами). Логические УУД: анализ слов с целью выделения существенных признаков. Логические УУД: выбор оснований для классификации слов. Познавательные УУД: -формирование умения устанавливать место орфограммы в слове. Регулятивные УУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно. Логические УУД: Построение логической цепи рассуждения, формулирование доказательства, вывода. Регулятивные УУД: (формируем умение контролировать и оценивать правильность действий одноклассников) Коммуникативные УУД: формируем -умение интегрироваться в пару, строить продуктивное взаимодействие; -умение слушать и вступать в диалог; -умение осуществлять контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания; -умение советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать. Регулятивные УУД: (формируем умение контролировать и оценивать правильность своих действий) |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак после шипящих
на конце имён существительных женского рода
3 класс
Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действие по намеченному плану;
– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
– оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
– чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
– нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
– нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;
– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участтие в совместной деятельности;
– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание воз-можности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты
– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
– выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
– определение морфологических признаков слова;
– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, по возможности документ-камера.
Дидактические материалы: карточки со схемами для каждой пары учеников, звездочки.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания, расширить свой кругозор, и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь!
(Запись числа и словосочетания «классная работа» выполняется с комментированием)
- Проверка домашнего задания( упр.430)
Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.
- Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
У. Объясните написание орфограмм.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами.
Ученики самостоятельно работают в парах.
(Слайд )
У. По каким признакам распределили слова?
Д.- в один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.
У. Зачитайте слова первого столбика.
(Дети зачитывают слова) (Слайд)
У. Зачитайте слова второго столбика.
(Дети зачитывают слова) (Слайд)
У. О чем задумались во время работы?
Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». (Слайд)
У. На какой звук оканчивается слово?
Д. Мягкий, шипящий.
У. Давайте закроет мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?
Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком.
У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?
Д. Нет.
Д. Я понял, мягкий знак выполняет какую-то новую работу.
Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
Определение темы урока: «Мягкий знак в именах существительных после шипящих».
- Возникновение проблемной ситуации.
(Слайд)
Замени словосочетания одним словом:
Она бывает звёздной, тихой, летней – (ночь)
Растение, из зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)
Плохое настроение вместе с капризами – (плач)
Место, где люди купаются и загорают– (пляж)
У. Что заметили в словах?
У. Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.
У. Какая проблема встает перед нами?
Д. Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.
- Открытие детьми нового знания.
У.Дайте характеристику этих слов по алгоритму.
(Слайд)
Алгоритм исследования:
- Спиши слово.
- Определи часть речи.
- Определи род имен существительных.
- Определи число имени существительного.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
У. Какой можно сделать вывод?
Д. Он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
Д. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч
Как это показать схемой?
(Работа парами: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ)
У. Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 41.
У. Правы ли были мы с вами?
Д. Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.
- Физкультминутка.
- Закрепление полученных знаний.
У. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?
Д. Надо определить сначала часть речи, ведь вдруг нам встретился глагол.
Д. Тогда наше правило для него не подходит.
Д. Да. Ведь мы определяем написание мягкого знака после шипящих у имен существительных.
У. Хорошо. Какой сделаем второй шаг?
Д. Затем надо определить род имени существительного. Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.
а). У. Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 451 на стр 41 (по вариантам- 1в-1,2 предложение; 2в-3,4,5 предложение)
(ПРОВЕРКА: Комментированное проверка с подробным объяснением.)
У. Какой вывод по этой работе мы можем сделать?
Какую работу может ещё выполнять мягкий знак?
б) Практическая работа.
Отработка умений и навыков
Исправь ошибки.
Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч.
(Работа на интерактивной доске. Слайд)
- Обобщение знаний по теме.
У. Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?
- Домашнее задание.
Правило на странице 41, упражнение 453 на странице 41.
- Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую звёздочку (самую яркую).
2.Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую звёздочку.
3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую звёздочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
По страницам русского языка
Ресурс для начальной школы....
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в королевство русского языка"
Занятие поможет обобщить знания по русскому языку, полученные на уроках письма и обучению грамоте (повторить, что мы уже знаем о звуках, какие существуют в русском языке показатели мягкости согласных,...
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....
КВН по русскому языку "Путешествие по стране Русского Языка" 3-4 класс
КВН по русскому языку среди 3-4 классов "Путешествие по стране Русского Языка" проводился в рамках недели русского языка.КВН содержит несколько интересных заданий на знание русского языка в ...
Игра-викторина ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа....