Игра-викторина ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ
классный час (3, 4 класс)
Закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - викторина для начальных классов
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.
Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).
Оборудование:
1. Репродукции картин:
2. Карточки с именами богатырей
3. Наборы предметов для археологической странички.
4. Наборы карточек с датами.
5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.
Ход занятия.
Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.
Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.
Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.
СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА
Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.
Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(град)
В брюхе - баня, в носу решет,
На голове – пупок.
Одна рука, и та на спине.
( чайник)
По дороге я шёл,
две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(штаны)
Два - ста ухаста,
Два - ста рогаста,
Четыре - ста ходаста,
Один пыхтун,
Один вертун.
(корова)
Сижу верхом ,
не знаю на ком,
Знакомого встречу –
Соскочу - привечу.
( шапка)
Два брюшка,
Четыре ушка.
(подушка)
СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ
Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.
Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.
1. Когда на Руси праздновали Святки? (7-19 января)
2. В какой день недели встречали Масленицу? ( понедельник - встреча )
3. Сколько времени длится Великий пост? ( 7 недель)
4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)
5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)
6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).
Выбрать правильный вариант ответа.
1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и ,конечно, же........
а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.
2.Вербная неделя является........
а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.
3. Песни - колядки поют во время праздника..........
а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.
СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.
Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».
Задания на карточках.
1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).
2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)
СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.
Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».
Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).
1. Самая распространённая женская одежда. ( сарафан).
2. Что одевали женщины под сарафан, платье? ( сорочка, рубашка)
3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)
4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана ( передник)
5. Как называлась народная юбка (понёва)
6. Русская обувь, у князей была красного цвета ( сапоги)
7. Головной убор замужней женщины ( кичка, кика, сорока)
8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. ( лапти )
9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха ( кокошник).
Знаете ли вы, что:
• украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,
драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ
• нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень
длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК
• нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,
застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.
называлась ФЕРЕЗЕЯ
• бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое
почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.
• МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами
• в 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.
СТРАНИЧКА ПЯТАЯ-ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ
Хронографией называли в Европе запись исторических событий.
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:
Как это называлось на Руси? (летопись)! балл
Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла
Кто автор этой летописи (Нестор - монах Киево Печерской Лавры) 3 балла
Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.
1. Крещение Руси 988
2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237
3. Куликовская битва 1380
4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480
5. Основание Москвы 1147
6. Основание Санкт - Петербурга 1703
7. Поход Ермака Тимофеевича 1581
8. Первая русская печатная книга 1564
9. Начало династии Романовых ( Михаил Романов) 1613
10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721
11. Начало Великой Отечественной войны 1941
12. Окончание Великой Отечественной войны 1945
СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.
ЗАДАНИЕ командам:
Каждая команда получает набор предметов (монетка .бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)
Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических
исследований древнерусского города.
Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.
СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ
Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне
Пока команды работают,
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страницы русской истории
Материал к Дню народного единства и согласия...
путешествие по страницам русского языка
конспект урока Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по страницам русского языка. Путешествовать мы будем на паровозике. Паровозиком буду я, а вы будете вагончиками. (Давай...
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра - викторина "Путешествие по страницам любимых сказок А. С. Пушкина"
Данное мероприятие было проведено для учащихся вторых классов с целью: развивать речь младших школьников, внимание, память; воспитывать любовь к художественному слову....
Игра - викторина "Путешествие в историю вещей". Презентация.
Эта викторина будт не только интересна, но и познавательна для учащихся любого возраста. Презентацию можно использовать на любом внеклассном мероприятии....
Сценарий воспитательного мероприятия. Беседа к Дню народного единства "Путешествие по страницам истории нашей страны"
В разработанном занятии показана связующая нить между знаменательными событиями 400 - летней давности в истории Русского государства и праздником "День народного единства". Любовь к Родине, ...
Игра – викторина «Космическое путешествие».
Игра – викторина«Космическое путешествие».Цель: познакомить детей с днем космонавтики.Задачи:1.Расширить представления детей о космонавти...
Игра - викторина "Космическое путешествие"
Игра – викторина«Космическое путешествие».Цель: познакомить детей с днем космонавтики.Задачи:1.Расширить представления детей о космонавти...