Урок – конкурс по теме «Родственные слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
На данном уроке ведется работа над формированием умения подбирать родственные слова, развивать кругозор, устную и письменную речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konkurs.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Урок – конкурс по теме «Родственные слова».
Цели: сформировать умение подбирать родственные слова, развивать кругозор, устную и письменную речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в группе.
I. Орг. момент
– Ребята! Сегодня мы с вами проведём урок-конкурс, который завершит изучение темы «Родственные слова». И как во время проведения любого конкурса. На нашем уроке ваши знания, умение красиво и доказательно говорить, вашу смекалку будет оценивать компетентное жюри. (Учитель представляет членов жюри).
В нашем конкурсе будут участвовать 3 команды. 1 ряд – 1-я команда, 2ряд – 2-я команда и 3 ряд – 3 команда.
II. Актуализация знаний.
– Начнем с разминки и повторим основные правила, которые необходимо знать для выполнения заданий по теме «Родственные слова». Команды отвечают на вопросы по очереди.
Вопросы:
1. Какие слова называют однокоренными? (ответы первой команды)
2. Что такое корень слова? (ответы второй команды)
3. Все ли однокоренные слова являются родственными? (ответы третьей команды).
- А могут ли корни в однокоренных словах писаться по-разному? (Да, в русских словах встречается чередование гласных и согласных звуков в корнях слов).
- Так какие же слова называются родственными или однокоренными?
– Послушайте стихотворение о родственных словах:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!...
…У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!-
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро. (С. Островой)
III. Работа над темой урока.
- Упражнение в подборе родственных слов.
1 ряд – трава, …, …, … .
2 ряд – моря, …, …, … .
3 ряд – леса, …, …, … .
Учитель. - Молодцы, ребята! Вы вспомнили всё, что необходимо будет вам сегодня, чтобы прослыть знатоками. Ну, а теперь вперёд!
Первый конкурс называется «Зри в корень!» К доске приглашаются капитаны команд. Для каждого капитана заготовлены «свои» корень и листья. Капитаны должны посадить свой сад: соединить корни и листья своего дерева. Но небольшое предупреждение: будьте внимательны!
Задание для капитана I команды: Составить дерево, корень которого «дом». Листья: домашний, домашняя, домино, домовой, домики.
Задание для капитана II команды: Составить дерево, корень которого «бас». Листья: басня, басовитый, басок, басовый.
III капитану: Корень – слон. Листья: слониха, слоновый, слонёнок, прислониться, слоник.
(капитаны выполняют задания, а учитель предлагает остальным участникам конкурса выполнить следующие задания: вставить пропущенные буквы в словарные слова, которые даны на карточках, а затем найти их родственников в словаре, приведённом в конце учебника.
Слова на карточках:
I команда – су_ отник, ра_ казать, п_тушок. (Суббота, рассказ, петух)
II команда – яг_дка, сах_рница, б_резняк. (Ягода, сахар, берёза)
III команда – г_рошек, м_двежонок, т_порик. (Горох, медведь, топор)
Жюри оценивает:
- работу капитанов – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были ошибки, то – 0 баллов.
- работу команды – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были допущены ошибки (в правописании или в подборе родственных слов), то 0 баллов.
Учитель: каждая команда получит еще по одному очку, если объяснит, почему капитанам не надо было брать слова домино, басня, прислониться?
Учитель: Второй конкурс называется «Свой – чужой». Команды сейчас получат карточки с рифмовками. Задача найти в рифмовках родственные слова, выделить в них корень и объяснить какие слова вы не подчеркнули и почему.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства
Однокоренные выбери слова.
Тексты рифмовок для команд:
I – Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок.
II – Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок,
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья.
III – Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок.
Жюри оценивает:
- Правильность нахождения слов – 1 балл;
- Правильность выделения корней – 1 балл;
- Правильное обоснование «лишнего» слова – 1 балл.
- Упражнение в словесном моделировании.
Учитель: Продолжаем наш урок. Следующий конкурс покажет, как вы владеете словесным моделированием. Каждая команда выделяет своего представителя для участия в конкурсе «Альпинист». Эти участники будут выполнять задания у доски, а остальные ребята в это время будут участвовать в конкурсе «Пропал корень» на своих рабочих местах.
( команды определяют, кто будет работать у доски, а кто на местах)
Учитель: Задание для работающих у доски: «одолеть гору», т.е. догадаться, какой корень пропущен в «горке родственных слов» и записать его вместо звездочек.
I капитан:
***но *****кА
***ить *****еть
***иться *****учий
(мир) (скрип)
II капитан:
***ик ****лю
***овой ****ить
***овалый ****ушка
(год) (корм)
III капитан:
***ый ***ик
***ить ***ёнок
***енький ***ёночек
(бел) (кот)
Учитель: Задание командам: подобрать как можно больше корней в модель записанного на карточке слова так, чтобы получились новые слова.
ПЕРЕ _ _ _ КА
(Возможные варианты: перебежка, переборка, перевозка, перевязка, перегонка, переделка, перекатка, перекидка, перекопка, переменка, перестрелка, перебранка, переписка, перемотка, переноска, пересылка и.т.д.)
Жюри оценивает капитанов:
- Правильно найден корень в горке – 1 балл.
Жюри оценивает команды:
- команда, правильно записавшая наибольшее количество слов, получат 3 балла.
- средний результат -2 балла; меньший результат – 1 балл.
- Физкульминутка.
Учитель: А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Кто у кого?». Выйдите все из-за парт и приготовьтесь слушать внимательно. Я буду каждой команде по порядку называть слово, обозначающее какое-нибудь животное. Игроки должны вспомнить, как называется его детёныш, определить, являются ли полученные слова однокоренными, и пытаться изобразить детёныша движениями.
I – у лягушки – … (лягушонок – родственные)
II – у свинья – … (поросёнок – нет)
III – у медведя – … (медвежонок – родственные)
I – у коровы – … (телёнок – нет)
II – у кошки – … (котёнок – родственные)
III – у зайца – … (зайчонок – родственные)
I – у совы – … (совёнок – родственные)
II – у лисы – … (лисёнок – родственные)
III – у овцы – … (ягнёнок – нет)
4. Упражнение в словообразовании.
Учитель: А теперь мы продолжим учиться подбирать родственные слова.
В 4-ом конкурсе, который называется «Кто самый ласковый?». У доски будут соревноваться по одному представителю от команды. Для каждого из них записаны слова, к которым надо подобрать и записать родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
КОТ МОСТ РОТ
А команды в это время получают карточки со следующим заданием: заменить выражение одним словом:
I. Сделать подарок – … (подарить)
Пригодный для еды – … (съедобный)
II. С давних пор – … (издавна)
Испытывать жалость – … (жалеть)
III. Говорить дерзости – … (дерзить)
Служащий, разносящий почту – …(почтальон).
Жюри оценивает:
- Ученика у доски – 1 балл, если выполнено правильно;
0 баллов, если были допущены ошибки.
- Команды за каждое правильно записанное слово получают 1 балл.
- Работа над лексическим значением слов.
а) работа со словарями.
Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу в области лексики русского языка. Мы с вами не раз говорили на уроках о том, как красив, поэтичен, богат, могуч и сложен русский язык. В нём до сих пор таится много загадок. Но внимательный, наблюдательный и любящий свой язык человек всегда сможет найти разгадки, которые часто прячутся в самих словах. Поэтому в следующих конкурсах вам предстоит стать настоящими учёными-лингвистами и сделать собственные открытия в области русского языка. Ну что, попробуем?
К доске вызываются по два представителя от команды. Один из них сейчас отправиться в Древнюю Грецию, а другой в Киевскую Русь. Там, в глубине веков, найдут они старинные корни и «принесут» нам по два современных слова, образовавшихся от этих корней. Запишут их на доске в столбик и выделят в них древний корень. Ребята могут пользоваться словарём иностранных слов и этимологическим словарём.
В Древней Греции:
I участник: «Теле» по-гречески означает «далеко». Подберите 2 слова, произошедшие от этого корня. (Варианты слов: телескоп, телеграф, телефон).
II участник: «авиа» по-гречески означает «воздух». Подберите 2 слова, которые произошли от этого слова. (Варианты слов: авиация, авиапочта, авианосец).
III участник: «био» по-гречески означает «жизнь». Подберите два слова, которые произошли от этого корня. (Варианты слов: биология, биосфера, биография).
В Древней Руси:
IV участник: В старину слово «ведать» означало «знать». Назовите два современных слова, которые произошли от этого слова.
(Варианты слов: медведь, природоведение).
V участник: В старину слово «коло» значило «колесо, круг». Подберите два слова, которые произошли от этого корня.
(Варианты слов: колодец, колобок)
VI участник: Древнее слово «лоп» означало «широкий плоский лист». Какие слова произошли от этого слова?
(Варианты слов: лопух, лопата, лопасть)
Учитель: А команды в это время отправляются в путешествие вокруг света. Им надо узнать, как называют жителей указанных стран и городов, и записать их в карточке. В случае затруднения команды могут обращаться к словарю названия жителей.
I – Франция, Япония, Россия; Тамбов, Саратов, Тула.
II – Испания, Англия, Польша; Москва, Омск, Смоленск.
III – Дания, Норвегия, Индия; Саратов, Орёл, Воронеж.
Жюри оценивает:
- Учеников у доски – по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово.
- Команды на местах – 1 балл за правильное название жителей стран и 1 балл за правильное название жителей городов.
б) Анализ происхождения слов.
Учитель: Что ж, мои дорогие учёные, теперь попробуйте без помощи словарей провести ещё одно исследование. Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Почему их так зовут?». Каждая команда получает карточку с названием предметов. Вам следует хорошо подумать и объяснить, почему эти предметы так называются.
I команда: Подберёзовик - …
Одуванчик - …
Черника - …
Малиновка - …
Вторник - …
II команда: Земляника - …
Опёнок - …
Вьюнок - …
Снегирь - …
Четверг - …
III команда: Кукушка - …
Пятница - …
Подснежник - …
Подосиновик - …
Костяника - …
Жюри оценивает правильность и полноту обоснования каждого слова – 1 балл.
6. Коллективный диктант.
Учитель: И в заключении мы с вами должны определить самую грамотную команду. Последний конкурс называется «Коллективный диктант». Сейчас каждая команда получит чистый лист в линейку, на котором вы будете записывать диктант. Но работа будет проходить по-особому. Первый член команды записывает первое слово и передаёт лист второму, второй игрок записывает второе слово и вновь передаёт лист следующему и.т.д. В конце мы увидим, чья же команда самая грамотная. Но чтобы предупредить возможные ошибки, давайте вспомним, какие правила корня вы знаете? (Дети вспоминают правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных, непроизносимых и удвоенных согласных в родственных словах).
Жюри оценивает:
- Слаженность работы команды – 1 балл;
- Диктант по пятибалльной системе.
7.Подведение итогов урока:
Учитель: Вот и подошёл к концу наш конкурс. Настало время подвести итоги. Пока уважаемые члены жюри посчитают окончательные результаты, давайте с вами вспомним, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие же слова называются однокоренными или родственными?
- Почему не все слова, имеющие одинаковый корень, являются однокоренными?
- Какой конкурс вам понравился больше всех?
- Какой конкурс был самым сложным? Почему?
- А теперь давайте послушаем наше жюри.
(Жюри подводит итоги. Проходит награждение победителей и активных участников команд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".
Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Корень слова.
Конспект урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"
Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")...
конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».
Урок русского языка 2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...
презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....