Рабочая программа по предмету "Русский язык. 4 класс." Школа России. ФГОС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа включает четыре раздела:
· пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
· тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
· календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
· контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа 4 класса | 646.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС
для УМК образовательной системы «Школа России»
г.Лесной
2014-2015гг
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования ( 2009 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
- контрольно-измерительные материалы.
1. Роль и место дисциплины | Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. |
2. Адресат | Программа адресована учащимся 4-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России». |
3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту | Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
4. Программное обеспечение | Образовательная система «Школа России» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:
|
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 4 класса (предметные результаты) | Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: Речевые умения:
Учебно-языковые умения
Правописные умения
безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
|
6. Универсальные учебные действия. | Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. |
7. Целевая установка | Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
|
8. Принципы, лежащие в основе построения программы |
|
9. Специфика программы | Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. |
10. Основные содержательные линии курса | Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования. В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятся часы на развитие речи обучающихся. |
11. Виды и формы организации учебного процесса | Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы речевых понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – речевых понятий, алгоритмов и др. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных речевых понятий и алгоритмов. Урок развития речи. |
12. Виды контроля | В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 4 класс». / Сост. В.А. Синякова. М.ВАКО, 2013 Знания обучающихся оцениваются по итогам каждого триместра и учебного года. |
13. Объем и сроки изучения | Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов в год, по 5ч. в неделю. Изучается в течение 34-х учебных недель. |
14. Материально-техническое обеспечение |
Электронные пособия:
Электронное приложение содержит более 500 ресурсов. Печатные пособия:
Информационно-коммуникативные средства:
Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Комплект инструментов классных: линейка |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( по разделам курса русского языка)
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (40 ч) | ||
Язык и речь ( 2 ч) | ||
| 2ч | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различать виды речи, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Высказывать собственное мнение. Выполнять алгоритм правила списывания и оценивать себя. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определять роль вежливых слов в речи. Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. |
Текст. Предложение. Словосочетание (18ч ) | ||
| 18 ч |
Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; Озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста; Распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.
Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.
Производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; Пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.
Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. |
Слово и его лексическое значение (4 ч). | ||
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. | 4 ч | Объяснять значение слов через подбор синонимов и антонимов, через контекст, с помощью толкового словаря, словаря иностранных слов; Употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы; Использовать слова в прямом и переносном значении для составления текстов-повествований, описаний; сочинение сказок. Употреблять в собственных высказываниях, самостоятельно составленных текстах устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица) и фразеологизмы (спустя рукава, со всех ног и т. д.); |
Части речи (6 ч). | ||
| 6 ч. | Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); Изменять имена существительные по числам; Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; Изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; Изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; |
Состав слова (8 ч). | ||
| 8 ч | Производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; Подбирать однокоренные слова разных частей речи; |
Части речи (120 ч) | ||
Имя существительное (43 ч) | ||
| 43ч | Характеризовать имена существительные по их лексико-грамматическим признакам; Находить имена существительные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; Определять число и род существительных; Различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, тень) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на ж, ч, ш, щ; Разбирать имена существительные по составу. Изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные); Склонять имена существительные в единственном и во множественном числе; определять падеж имени существительного; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных; Правильно употреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах; Производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении. Определять падеж имени существительного по падежным вопросам; Производить морфологический разбор имени существительного. |
Имя прилагательное (32 ч) | ||
| 32ч | Характеризовать имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; Находить имена прилагательные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; Определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти прилагательные составляют сочетание, и по родовым окончаниям прилагательных; Объяснять, почему окончания прилагательных называются родовыми; изменять имена прилагательные по числам; Устанавливать, признаки какого существительного называют имена прилагательные; разбирать имена прилагательные по составу. Изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные); Склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе; Безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания; Производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении. Проверять правописание падежных окончаний прилагательных по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
Местоимение (7 ч) | ||
| 7 ч | Различать местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Использовать личные местоимения при редактировании текстов. определение местоимения и его признаки; Находить местоимения в предложениях; Склонять местоимения в единственном и во множественном числе; Определять падеж местоимения; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями; Правильно употреблять в речи местоимения в разных падежах; Использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. |
Глагол (38 ч) | ||
| 38ч | Характеризовать глаголы по лексико-грамматическим признакам; Находить глаголы среди других частей речи в предложении, в тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; Различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать? Характеризовать глаголы по лексико-грамматическим признакам; Устанавливать (называть) начальную форму глагола; Разбирать глаголы по составу в неопределённой форме (гулять) и глаголы в прошедшем времени (осветило); Определять форму числа, лица и времени глагола; Изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слово); Узнавать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени. Спрягать глаголы; Безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении. |
Связная речь | ||
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. | Пользоваться словарем для уточнения и разъяснения лексического значения слов. Анализировать и строить предложения, словосочетания. Активно употреблять в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых и нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных); Преобразовывать эмоциональную окрашенность слов, используя приставки и суффиксы (кот – котище, хороший – прехороший и т. д.); Подготавливать ключевые слова (лексический состав) для составления текста на определённую тему; Строить монологические высказывания на основе наблюдений за фактами языка; составлять текст-описание, текст-повествование; Редактировать текст; Озаглавливать текст, делить его на части, определять последовательность частей текста, составлять план данного текста; Писать подробное или выборочное изложение по коллективно составленному или данному плану. | |
Развитие речи (осуществляется ежеурочно, а также на отдельных уроках русского языка при изучении программного материала) | ||
Повторение изученного (12ч) | ||
Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов. | 12ч. | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам курса «Русский язык». Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы |
Каллиграфия (ежеурочно) | Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствовать навык письма в одну линейку. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) К – урок контроля, оценки и коррекции знаний Р/р – урок развития речи П – проектная деятельность | И- итоговый контроль Т- тестовая работа ТК- текущий контроль ПР- практическая работа УО- устный опрос ФО- фронтальный опрос СР- самостоятельная работа |
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольный диктант, контрольное списывание, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, контроль результатов выполнения заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.
Знания обучающихся оцениваются по итогам каждого триместра и учебного года.
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | |||
Диктанты | Изложение | Сочинение | Списывание | |||
1. | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 38 | 3 | 4 | 1 | 1 |
2. | Имя существительное | 43 | 2 | 2 | 1 | 1 |
3. | Имя прилагательное | 32 | 2 | 2 | 1 | 1 |
4. | Местоимение | 7 | - | 1 | - | - |
5. | Глагол | 36 | 2 | 4 | 3 | 1 |
6. | Повторение изученного | 11 | - | 1 | - | - |
Итого | 170 | 9 | 14 | 6 | 4 |
Контрольные материалы
Изложения
- Подробное изложение упр. 8 стр. 10
- Подробное изложение упр. 56, стр. 39
- Подробное изложение упр. 110, стр. 66
- Творческое изложение упр. 180, стр. 101
- Подробное изложение упр. 212, стр. 116
- Подробное изложение упр. 273, стр. 141
- Выборочное изложение упр. 57, стр. 27
- Подробное изложение упр.99, стр 46
- Подробное изложение упр. 138, стр. 65
- Изложение повествовательного текста упр. 162, стр. 79
- Подробное изложение деформированного текста упр. 253, стр. 119
- Краткое изложение упр. 298, стр. 136
- Подробное изложение упр. 310, стр.140
- Краткое изложение повествовательного текста упр. 325, стр. 145
Контрольное списывание
1. Контрольное списывание упр.29, стр. 19
2. Родничок
Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)
3. Контрольное списывание упр. 15 стр. 9
4. Коростель и крот
Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.
Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.
Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.
Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)
Сочинения
- Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» - упр. 48, стр. 34
- Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» - упр. 161, стр. 92
- Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» - упр. 107, стр. 49
- Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» - упр. 179, стр. 87
- Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь» - упр. 278, стр. 129
6. Составление текста по сюжетным рисункам – упр. 325, стр. 144
Диктанты
1. Диктант «Заботливая мама» .
У крыльца Алёша увидел ежика. Мальчик взял его в руки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежиха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.
Слова для справок: устремилась, увидел. принюхивалась, ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).
Задания:
- Найти предложения с однородными второстепенными членами;
- Подчеркнуть в нём главные члены и обвести в кружок однородные второстепенные члены предложения.
2. Свободный диктант – упр. 128, стр. 73. первая часть.
3. Диктант.
Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой. До свидания, журавли!
Слова для справок: нелёгкий.
Задания:
- Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
- Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
- Разобрать любое из выделенных слов по составу;
- Сделать звуковую запись слова путь или ружьё (на выбор ученика);
- Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
4. Диктант «Редкая гостья» .)
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнула на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябины. (84 слова.)
5. Свободный диктант.
Мы шли через лес к озёрам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчёлы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жёлтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.
Задания:
- В последнем предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены;
- Обозначить падеж имён существительных во втором предложении.
6. Свободный диктант «Церковь Покрова» – учебник упр. 84, стр. 40. вторая часть
7. Диктант «Праздник света».
Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов.)
Задания:
- Указать падежи существительных и прилагательных в третьем и седьмом предложениях;
- Найти сложное предложение и подчеркнуть в нём главные члены предложения;
- Выписать имя прилагательное и разобрать его по составу;
- Разобрать как часть речи имя прилагательное в первом предложении.
8. Диктант «Весна в апреле».
Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет лёгкий ветерок. Гибкие ветки берёз трепещут на солнце. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Её весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Посмотришь вокруг – и станет тебе легко и радостно.
Задания:
- В последнем предложении над глаголами указать спряжение;
- Разобрать по составу глагол посмотришь;
- Подчеркнуть глаголы II спряжения, входящие в число исключений;
- В первом предложении подчеркнуть главные члены;
- Выписать любой глагол, определить его время, лицо, число, спряжение.
Критерии и нормы оценки
ДИКТАНТ
Объем диктанта:
4-й класс - 1-2 четверть - 58-77 слов.
3-4 четверть - 76-93 слова.
Оценки.
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо
«д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних
букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не
считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
4-й класс - 12-15 слов.
Оценки:
«5» -без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» -3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае
первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века...
Рабочие программы и КТП 1 класс Школа России по ФГОС
В папке содержится КТП за 1 класс по ФГОС с УУД и рабочие программы...
Рабочая программа Литературное чтение 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 2 класс Школа 21 века по ФГОС...
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс Школа 21 века ФГОС...
Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...
Рабочая программа по русскому языку УМК \'Школа России\' (ФГОС) 3 класс с нормативными документами
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...