Разделительные Ь и Ъ знаки.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_yanvarya_rus_yaz.docx | 23.45 КБ |
prilozhenie_1.docx | 12.6 КБ |
prezent_po_rus_yaz_21_yanvarya.pptx | 96.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительные Ь и Ъ знаки.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. (Стоя)
Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
-- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:
* не выкрикивать, быть терпеливым;
* дать возможность высказываться своим товарищам;
* уважать друг друга.
-- А теперь тихонечко сели.
2. Повторение.
-- Отгадайте загадки.
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё: … (Алфавит)
-- Правильно, ребята:
Каждая буква в алфавите имеет своё место.
-- А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно? (Звук)
-- Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-- На какие две группы делятся звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные)
-- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
(Гласные звуки мы произносим с помощью голоса.)
-- Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-- Что мы встречаем при произношении этих звуков?
(При произношении этих звуков мы встречаем преграды: зубы, губы, язык)
-- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звук.
3. Сообщение темы и целей урока.
-- Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам Ь и Ъ?
(Ь и Ъ звуки не обозначают)
-- Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.
(Ь и Ъ знаки)
-- Какие цели мы поставим перед собой? ( Научиться читать и писать слова с Ь и Ъ знаками.)
-- Мы уже сказали, что Ь и Ъ знаки звуков не обозначают, но для чего же тогда они нужны? Вот сегодня мы это и исследуем.
4. Работа над новым материалом.
-- Откройте тетради и запишите число: 21 января.
-- Посмотрите, как нужно писать Ь знак.
Ь – ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии, закругляю вправо- пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.
(соединение нижнее и верхнее)
Ъ-- ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем «качалочку», коснувшись верхней линеечки опускаемся по прямой наклонной линии вниз, закругляю вправо – пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.
-- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Похожи эти буквы? (Да)
-- А в чём различие?
(У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)
Был мягкий знак высоковат …
Сказали буквы строго:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твёрдый знак.
-- Значит, знаки не только похожи, но и различаются.
А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово.
5. Пальчиковая гимнастика.
-- Незнайка, прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: (НА ДОСКЕ)
« Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».
-- Почему вам смешно?
-- Каких помощников потерял Незнайка? (разделительные Ь и Ъ знаки)
-- Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.
(Съел, пью, съёмку, колья, объявил.)
-- Спишите письмо Незнайки в тетрадь.
-- Внимательно посмотрите и скажите , что общего в написании разделительных Ь и Ъ знаков? ( ВЫВОД:
Разделительный Ь пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.-- На доске записаны слова. Прочитайте. Спишите слова в тетрадь в столбик.
Вставьте разделительные Ь и Ъ знаки так, чтобы изменилось значение слова.
Сел -- съел
Семя –семья
Коля -- колья
Обедал -- объедал
-- Вот видите, как важно слышать разделительные Ь и Ъ знаки в словах.
-- Прочитайте.
С..ёжился, под..езда, вз..ерошенный, у, воробей.
-- Можно ли эту запись назвать предложением?
-- Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.
(Съёжился взъерошенный воробей у подъезда.)
-- Какие надо знать правила записи предложения?
-- Запишите.
-- Как называется всё то, что мы сейчас произносили? (Речь)
-- Какая бывает речь? (Устная и письменная)
-- Какой речью мы пользовались, когда записывали предложение? (Письменной)
-- Возьмите простой карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
6. Физкультминутка.
-- Я называю вам слова. Если вы слышите слово с разделительным Ь знаком – хлопаете в ладоши, если с разделительным твёрдым - топаете.
Листья, съезд, подъём, пьёт, деревья, въехал, друзья, обезьяна.
-- Молодцы! А теперь тихо сели.
7. Рефлексия.
Задание на цветных листочках.
-- Чтобы приступить к следующему заданию, давайте вспомним правила работы в паре.
-- У вас на столах лежат листочки.
-- Читаем задание.
Разделите слова на 2 группы и запишите их в тетрадь в 2 столбика.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья.
-- Проверим:
Ручьи съезд
Вьюга въезд
Деревья
***Запишите ещё раз слово вьюга. Разделите на слоги, поставьте ударение.
Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.
*** Запишите на следующей строке слово въезд. Разделите на слоги, поставьте ударение. Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.
-- Проверка. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
-- Запишите слова в тетрадь.
8. Итог урока.
-- Какая была тема нашего урока? (Разделительные Ь и Ъ знаки)
-- Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.
--Какие?
(Твёрдый знак употребляется только в качестве разделительного: пишется после твёрдого согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.)
-- Закончите предложения:
На уроке я узнал ……………………
Сегодня на уроке я научился ……………………..
-- Оцените свою работу на уроке:
Красный -- понял
Зелёный – немного понимаю
Жёлтый – не понял.
Предварительный просмотр:
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Разделите слова на 2 группы. Запишите их в тетрадь в 2 столбика.
С..езд, руч..и, в..юга, в..езд, дерев..я.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделите слова на 2 группы и запишите их в 2 столбика. С.. е зд , руч ..и, в..юга, в.. езд , дерев..я.
Проверка: руч ь и с ъ езд в ь юга в ъ езд дерев ь я
НА УРОКЕ Я УЗНАЛ ……….. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ………………………
п онял немного не понял понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Презентация в уроку русского языка в 3 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки". Закрепление.
В презентации представлен учебный материал урока-закрепления знаний по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки". Рекомендации по использованию презентации даны в заметках к слайдам....
урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."
Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...
Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Перспектива» Тема урока: Разделительный мягкий и твердый знаки (ь, ъ). Закрепление изученного.
Урок русского языка....
Разделительный ъ и ь знаки.
Маршрутный лист к уроку "Разделительный ъ и ь знаки". Карточки для работы в группах....
Состав слова и разделительные ъ и ь знаки. Перенос слов с разделит, ъ и ь знаком.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.метапредметные:коммуникативные: - развивать умени...