Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку. календарно-тематическое планирование с учётом УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass.doc | 457 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык 1 класс
УМК «Школа России»
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования (2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по русскому рассчитана на 165 часов в год.
Количество часов в неделю – 5 ч (33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся ;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенции учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Результаты изучения русского языка:
Личностными результатами изучения русского языка в
начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского
языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в
начальной школе являются:
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Краткое описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык» (обучение грамоте + русский язык)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||||
Обучение грамоте (115 ч.) | ||||||
Фонетика | ||||||
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение | Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыспоразличительные качества звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием, фиксацией фишкой каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н—м, р—л, с—ш и др.). Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях - игра «Живые звуки»). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной спогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы | ||||
Графика | ||||||
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю. Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука {и*] в разных позициях. Русский алфавит. Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три-пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я (йотированные). Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение способом чтения прямого слога. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Разные способы обозначения буквами звука [и1]. Функция букв ь и ь. Русский алфавит. Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу) | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши. ча—ща, чу—щу. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы" | ||||
Слово и предложение | ||||||
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление) | Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки. Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных | Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. Моделировать предложение (игра «Живые слова»). Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой | ||||
Развитие речи | ||||||
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера | Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением
| ||||
Русский язык (50 ч.) | ||||||
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||||
Фонетика, орфоэпия и графика | ||||||
Звуки и буквы. Алфавит. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова. | Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие согласные звуки в конце слова. Слог. Слоги ударные и безударные. Роль ударения. Фонетический анализ (разбор) слова. | Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх). | ||||
Лексика | ||||||
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. | Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. | Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его. Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). Составлять собственные толковые словарики. | ||||
Орфография и пунктуация | ||||||
Правописание жи—ши, ча—ща, чу-щу, чк – чн – чт. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный. Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ. | Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный. Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ. | Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведённой работы над ошибками. Выполнять проверку с использованием словаря. | ||||
Морфология | ||||||
Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление). Предлог. Наиболее распространённые предлоги русского языка и их раздельное написание. | Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление). Предлог. Наиболее распространённые предлоги русского языка и их раздельное написание. | Различать слова по их значению. Анализировать связь вопроса и обобщённого значения слова. Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились слова в группы»). Подбирать максимальное количество слов - названий предметов, признаков предметов, действий предметов. Наблюдать за синтаксической функцией предлогов; слов в речи. | ||||
Синтаксис | ||||||
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | Слово и предложение. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (по цели высказывания). Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать от слова к слову смысловой вопрос | ||||
Развитие речи | ||||||
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. | Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. | Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и не- знакомыми, с людьми разного возраста. Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета. Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков. |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения русского языка в 1 классе дети научатся использовать приобретенные знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдения орфоэпических норм;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса;
- определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк - чн
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (15—17 слов) с известными орфограммами;
- устного составления текста из 3—5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте 115 ч. | |||
№ | Наименование раздела | К-во часов | Краткое содержание раздела |
1. | Добукварный период. | 19 | Познакомить с правилами посадки при письме, научиться обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв. Учиться безотрывному письму элементов букв. |
2. | Букварный период. | 75 | Учиться писать буквы, слоги, слова, предложения Формировать навык письма. |
3. | Послебукварный | 21 | Вырабатывать навыки грамотного письма. Учиться писать имена собственные с заглавной буквы. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ша, чу-щу, чк, чн. Повторить основные правила правописания, изученные в 1 классе |
Итого | 115 |
Русский язык 50ч. | |||
№ | Наименование раздела | К-во часов | Краткое содержание раздела |
1. | Наша речь.
| 2 ч. | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Русский язык — родной язык русского народа. |
2. | Текст, предложение, диалог. | 3 ч | Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) |
3. | Слова, слова, слова… | 4 ч. | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. |
4. | Слово и слог. Ударение. | 6 ч. | Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). |
5. | Звуки и буквы. | 34 ч. | Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки . Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Заглавная буква в словах. |
6. | Повторение изученного. | 1 ч. | |
Итого | 50 ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия
1.Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.: Просвещение, 2012г.
2.Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи к «Русской азбуке» в 4-х частях. – М.: Просвещение, 2012г.
3. «Русский язык» 1 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г., М.: Просвещение, 2011г.
4.Книга для учителя «Русский язык в начальной школе» (Канакина В.П. Горецкий В.Г.
Электронно-образовательные ресурсы
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
Материально-технические средства Экспозиционный экран, ноутбук, проектор
Циклограмма тематического контроля
№ урока | Дата | Вид работы | Тема |
27 | Проверочный диктант | «Безударная проверяемая и непроверяемая гласная». | |
41 | Проверочный диктант | «Правописание парных согласных звуков на конце слова». | |
47 | Итоговая диагностическая с грамматическим заданием. | Итоговый контроль. | |
Общее количество | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте) -115ч.
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД) |
Подготовительный период Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма. | 1 | Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной осанке | Правильное держание карандаша и ручки при письме и рисовании. Знакомство с гигиеническими правилами письма | Сравнивать и находить схожие элементы в рисунке | |
Рабочая строка. Наклонные прямые. | 1 | Знакомство с рабочей строкой | Гигиенические правила письма, знакомство с рабочей строкой. | Сравнивать элементы букв по высоте | |
Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии. | 1 | Подготовительные упражнения для развития глазомера, мелких мышц пальцев и свободы движения руки | Правильное держание карандаша и ручки при письме и рисовании. Закрепление знания гигиеничеких правил письма | Уметь воспроизводить заданный узор | |
Полуовал. Линия с четвертным овалом. | 1 | Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев | Письмо по образцу элементов букв | Уметь сравнивать элементы букв | |
Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. Полуовал. | 1 | Знакомство с междустрочным пространством, верхней и нижней линиями строки | Письмо по образцу элементов букв Нахождение межстрочного пространства, верхней и нижней линии строки | Уметь сравнивать элементы букв | |
Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу. | 1 | Письмо наклонных и плавных наклонных линий с закруглением внизу. Звукобуквенный анализ слова «муха» | Письмо по образцу элементов букв. Гигиенические правила письма | Уметь находить аналогичные элементы в начертании букв | |
Полуовал. Овал. | 1 | Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Звукобуквенный анализ слов «кран», «мяч», «курица» | Гигиенические правила письма Деление слов на слоги. | Уметь сравнивать элементы букв, выделять эти элементы в буквах | |
Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия | 1 | Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Развитие фонематического слуха | Гигиенические правила письма. Письмо по образцу элементов букв: к, н, п, т, ю, А, Т, р | Уметь писать по образцу элементы букв | |
Большая и маленькая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Письмо большой и маленькой наклонной линии с закруглением вверху и внизу | Деление слов на слоги. Письмо по образцу элементов букв: л, м, т, п, г | Уметь писать по образцу элементы букв | |
Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | 1 | Письмо по образцам | Деление слов на слоги. Письмо по образцу элементов букв: в ,з, у, д, Н | Уметь сравнивать элементы по размеру, расположению | |
Написание строчной буквы а. Письмо овалов и полуовалов. | 1 | Знакомство с начертанием строчной и заглавной буквы а А. Ударение в слове | Письмо и распознавание изучаемой буквы. Постановка ударения в слове | Анализировать поэлементный состав букв. | |
Написание строчной и заглавной буквы а, А. | Знакомство с начертанием строчной и заглавной буквы а А. Ударение в слове | Письмо и распознавание изучаемой буквы. Постановка ударения в слове | Анализировать поэлементный состав букв. | ||
Написание строчной и заглавной букв о, О. | 1 | Знакомство с начертанием букв о, О | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Анализировать поэлементный состав букв. | |
Написание строчной и заглавной букв о, О. | 1 | Знакомство с начертанием букв о, О | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Анализировать поэлементный состав букв. | |
Написание изученных букв. | 1 | Отработка навыка написания изученных букв. | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Анализировать поэлементный состав букв. | |
Написание строчной и заглавной буквы и, И. | 1 | Знакомство с начертанием букв и, И. Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Написание заглавной буквы И. | 1 | Знакомство с начертанием буквы И. Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Написание строчной буквы ы. | 1 | Знакомство с начертанием буквы ы. Слоговой и звуковой анализ слов «мишка», «мышка» | Письмо и распознавание изучаемой буквы. Анализ слов. | Анализировать поэлементный состав букв | |
Написание строчной и заглавной буквы у, У. | 1 | Знакомство с начертанием буквы у | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Написание строчной и заглавной буквы у, У. | 1 | Отработка навыка начертания буквы у | Письмо и распознавание изучаемой буквы. | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Букварный (основной) период) Написание строчной буквы н. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы н, основными типами её соединений | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Н. | 1 | Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Письмо слогов, слов и предложений с буквой н | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученной буквы. | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. | |
Написание строчной буквы с. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с изученными буквами | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | |
Написание заглавной буквы С. | 1 | Написание слогов и слов с изученными буквами | Выделение звуков из слова, их характеристика. Узнавание изученных букв | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Запись слов и предложений после их предварительного звуко - слогового анализа | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | |
Написание строчной буквы к. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений. Постановка ударения в ловах | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы К. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание строчной буквы т. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы т, основными типами её соединений. | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Т. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Запись слов и предложений после их предварительного звуко -слогового анализа | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | |
Написание строчной буквы л. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы л, основными типами её соединений | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Л. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание строчной буквы р. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений. | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов | |
Написание заглавной буквы Р. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами | Письмо и распознавание изучаемых букв. Письмо под диктовку изученных письменных букв. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание строчной буквы в. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы в, основными типами её соединений | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | |
Написание заглавной буквы В. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Написание строчной буквы е. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы е, основными типами её соединений | Отличие позиций буквы е в начале слова и после гласной буквы. | Выкладывать слова из разрезной азбуки | |
Написание заглавной буквы Е. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ел», «сел» | Отличие позиций буквы е в начале слова и после гласной буквы. | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Списывание с печатного шрифта | Списывание с печатного шрифта | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | |
Написание строчной буквы п. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы п, основными типами её соединений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела» | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание заглавной буквы П. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слова «повар». Звуки и буквы: гласные и согласные | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Списывание с печатного шрифта | Списывание с печатного шрифта, письмо под диктовку. | Подбирать слова, которые начинаются с данной буквы. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Списывание с печатного шрифта | Списывание с печатного шрифта, письмо под диктовку. | Подбирать слова, которые начинаются с данной буквы. | |
Написание строчной буквы м. | 1 | Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы | Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученных буквы. | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание заглавной буквы М. | 1 | Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами. Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Деление слов на слоги. написание слогов, слов предложений с изученными буквами. | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | |
Написание строчной буквы з. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы з, основными типами её соединений. Парные звонкие и глухие согласные. | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание заглавной буквы З. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слов | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | |
Написание слов и предложений с буквами з, З. | 1 | Мягкие и твёрдые согласные. Письмо под диктовку отдельных слов (со звуками в сильной позиции) | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Выкладывать слова из разрезной азбуки | |
Написание строчной буквы б | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы б, основными типами её соединений. Парные согласные по звонкости и глухости | Письмо слова и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Моделироват буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Б. | 1 | Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Дополнение предложений словами | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Сравнивать начертания заглавных и строчных букв | |
Написание строчной буквы д. | 1 | Деление слов на слоги. Словесное ударение | Письмо слова и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Д. | 1 | Название рек, городов. Парные звонкие и глухие согласные. Дополнение предложения словами, соответствующими схеме | Дифференциация парных звонких и глухих согласных Употребление заглавной буквы. | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | |
Написание слов с изученными буквами | 1 | Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Постановка ударения, деление слов на слоги. Единственное и множественное число (без терминов) | Дифференциация парных звонких и глухих согласных Употребление заглавной буквы. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Объяснять принцип деления слов на слоги. | |
Написание строчной буквы я. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы я, основными типами её соединений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яма», «яблоки» | Отличие позиций буквы я в начале слова и после гласной буквы. | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Выкладывать слова из разрезной азбуки. | |
Написание заглавной буквы Я. | 1 | Запись предложений с проговариванием. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «мал», «мял» | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Объяснять принцип деления слов на слоги. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание слов с изученными буквами | 1 | Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Постановка ударения, деление слов на слоги | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Объяснять принцип деления слов на слоги. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание строчной буквы г | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы г, основными типами её соединений | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Г. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Парные согласные по звонкости и глухости | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Объяснять принцип деления слов на слоги. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
Написание строчной буквы ч. Сочетания ча, чу. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ч, основными типами её соединений. Знакомство с написанием ча, чу. | Соотношение печатной и письменной букв. Знакомство с правописанием ча, чу | Списывать с печатного и письменного текста.Анализировать текст:находить слова с сочетаниями ча - чу | |
Написание заглавной буквы Ч. Сочетания ча, чу. | 1 | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Выработка умения писать большую букву в кличках животных, написание слов с ча, чу. | Правильное оформление предложения. Правописание ча, чу | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву, с заданными сочетаниями. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание слов с изученными буквами | 1 | Выработка умения писать большую букву в кличках животных, написание слов с ча, чу. | Правильное оформление предложения. Правописание ча, чу | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву, с заданными сочетаниями. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание буквы ь. | 1 | ь – показатель мягкости согласных | Отличие буквы ь, как не обозначающей звука, обозначающей мягкость согласного | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание буквы ь в конце и в середине слова. | 1 | Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых не совпадает | Отличие буквы ь, как не обозначающей звука, обозначающей мягкость согласного | Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | Списывать с печатного и письменного текста. | |
Написание строчной буквы ш. Сочетание ши | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ш, основными типами её соединений. Сочетание ши. | Дифференциация парных звонких и глухих согласных Знакомство с написанием ши | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,ши. | |
Написание заглавной буквы Ш. Сочетание ши. | 1 | Привлечение внимания к словам, написание которых расходится с произношением. Сочетание ши. Анализ слов «уши», «мыши» | Дифференциация парных звонких и глухих согласных Письмо слов с ши | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | |
Написание строчной буквы ж. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ж, основными типами её соединений | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание заглавной буквы Ж. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Оформлять начало и конец предложения | |
Написание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | Знакомство с написанием сочетания жи. Анализ слов «ужи», «чижи» | Письмо слов с жи-ши | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | |
Написание строчной буквы ё. | 1 | Написание буквы ё. Анализ слов «ёж», «ёрш». Подбор слова к вопросу | Отличие позиций буквы ё в начале слова и после гласной буквы. Знать, что буква ё всегда ударная. | Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв | |
Написание заглавной буквы Ё. | 1 | Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием | Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы. | Оформлять начало и конец предложения. | |
Написание строчной буквы й. | 1 | Сравнительный анализ слов «мои», «мой». | Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы. | Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. | |
Написание слов и предложений с буквой й. | 1 | Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса | Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]. | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса | Вычленение слов из предложения | Выкладывать слова из разрезной азбуки, списывать их, используя письменные буквы. | |
Написание строчной буквы х. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги. Анализ слов «хорь», «хомяк». | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание заглавной буквы Х. | 1 | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы. | Оформлять начало и конец предложений. | |
Написание строчной буквы ю. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ю, основными типами её соединений | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Моделировать буквы из набора различных элементов | |
Написание заглавной буквы Ю. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Выкладывать слова из разрезной азбуки, записывать их с помощью прописных букв | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | |
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Списывать с печатного и письменного текста. | |
2 полугодие
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм | Списывать с печатного и письменного текста. | |||
Написание строчной буквы ц. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ц, основными типами её соединений | Деление предложений на слова. Письмо слов, где буквы и, ы стоят после ц. | Выкладывать слова из разрезной азбуки. | ||
Написание заглавной буквы Ц. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. Слова-исключения | Написание слов с непарными твёрдыми и непарными мягкими согласными. Письмо слов, где буквы и, ы стоят после ц. | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||
Написание строчной буквы э. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы э, основными типами её соединений | Письмо слов с изученной буквой. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку | ||
Написание заглавной буквы Э. | 1 | Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием | Деление предложений на слова. | Выкладывать слова из разрезной азбуки. Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||
Написание слов с изученными буквами. | 1 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | Списывать с печатного и письменного текста. | ||
Написание строчной буквы щ. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы щ, основными типами её соединений | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Выкладывать слова из разрезной азбуки | ||
Написание заглавной буквы Щ. | 1 | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. | ||
Сочетания ща, щу. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Письмо слов с ща-щу | Оформлять начало и конец предложения. Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши | ||
Написание строчной буквы ф. | 1 | Знакомство с начертанием строчной буквы ф, основными типами её соединений | Письмо слов со слабой позицией написания парных согласных | Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). | ||
Написание заглавной буквы Ф. | 1 | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Письмо слов со слабой позицией написания парных согласных | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||
Письмо букв Ь и Ъ. | 1 | Знакомство с начертанием строчной букв Ь и Ъ, основными типами её соединений | Письмо слов с ъ и ь | Объяснять функцию букв ь и ъ. | ||
Письмо слов с изученными буквами. | 1 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||
Послебукварный период Правописание сочетаний чк, чн, щн. | 1 | Знакомство с правилами правописания и их применениями. Речевая этика. Слова, используемые при приветствии и прощании. | Составление предложений из слов. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||
Правописание сочетаний чк, чн, щн. | 1 | Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: город. | Нахождение в тексте слов, обозначающих предмет | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||
Заглавная буква в именах собственных и в начале предложения. | 1 | Составление предложений о детях по картинке. | Нахождение в тексте слов, обозначающих действие предмета | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. | ||
Заглавная буква в именах собственных. | 1 | Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: Москва | Нахождение в тексте слов, обозначающих признак предмета | Классифицировать слова в соответствии с их значением. | ||
Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 | Речь и её значение в жизни человека. | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы | ||
Сопоставление текста и отдельных предложений. | 1 | Особенности устной речи. Текст и его значение | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | ||
101 -102. | Сильные и слабые позиции гласных звуков. | 2 | Составление предложений о школе по картинке. | Подбор проверочных слов | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Составлять предложения с заданным словом, распространять предложения. | |
103 - 104 | Написание слов и предложений с изученными буквами | 2 | Упражнения в звуко - слоговом и звукобуквенном анализе слов. Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | Подбор проверочных слов | Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
105 - 106 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 | Составление устных небольших рассказов по сюжетным картинкам. | Проверка написания парных согласных на конце слова | Составлять текст по серии сюжетных картинок. | |
107 -108 | Правописание сочетаний жи-ши. | 2 | Запись текста по вопросам. Гласные после шипящих в ударных слогах, жи-ши. | Письмо слов с жи-ши | Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши. | |
109 -110 | Правописание сочетаний ча-ща. | 2 | Запись и анализ предложений. Гласные после шипящих в ударных слогах ча-ща. | Письмо слов с ча-ща | Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. | |
111 - 112 | Правописание сочетаний чу-щу. | 2 | Запись и анализ предложений. Гласные после шипящих в ударных слогах чу-щу. | Письмо слов с чу-щу | Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши | |
Алфавит и его значение. | 1 | Составление устных небольших рассказов по личным наблюдениям. | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. | Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. | ||
113 - 114 | Алфавит. | 2 | Упражнения в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание). Словарь: корова. | Письмо предложений, слов, без искажений, пропусков, замен. Деление слова на слоги | Оформлять начало и конец предложения. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного слога. | |
115 | Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста. | 1 | Составление устных небольших рассказов по пословице. Словарь: собака. | Составление предложений из слов | Оформлять начало и конец предложения. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
(русский язык -50ч.)
№ | Тема урока | К-во часов | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Наша речь 2ч. Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык | Выделение предложений в устной и письменной речи. Распознавание устной и письменной речи. | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. |
2. | Русский язык — родной язык русского народа. | 1 | |||
3. | Текст, предложение, диалог 3ч. Текст (общее представление). | 1 | Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | Отличие текста от предложения, выделение предложения из речи. Составление текста из деформированных предложений. | Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание |
4. | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | 1 | Предложение - группа слов, выражающая законченную мысль. Оформление предложения на письме. | Распознавание текста и предложения; Отличие предложения от группы слов. Письмо слов в предложениях раздельно. Оформление предложения на письме. | Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. |
5. | Диалог. | 1 | Знакомство с понятием «диалог». | Нахождение диалога. Наблдение над постановкой тире (—) в диалогической речи. Выразительное чтение текста по ролям. | Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику |
6. | Слова, слова, слова … (4 ч) Роль слов в речи. | 1 | Слово. Роль слов в речи. | Определение количества слов в предложении, вычленение слова из предложения. | Определять количество слов в предложении. Вычленять слова из предложения. Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. |
7. | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | 1 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. | Различие слов-названий, слов-признаков предметов, слов-названий действий предметов. | Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. |
8. | «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные. | 1 | Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам | Составление рассказа по сюжетной картинке. Практика употребления вежливых слов. наблюдение за односложными и многосложными словами. | Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. |
9. | Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | Наблюдение за словами противоположными по значению. Знакомство со словарём. | Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. |
10. | Слово и слог. Ударение 6ч Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Определение количества в слове слогов. Различие слова и слога. Работа с моделями слов. | Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. |
11. | Деление слов на слоги. | 1 | Деление слов на слоги. | ||
12- 13. | Перенос слов. | 2 | Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов. | Упражнение в переносе слов Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове |
14. | Ударение (общее представление). | 1 | Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. | Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Упражнение в постановке ударения в словах. Работа со словарём. | Объяснять принцип деления слов на слоги. Подбирать слова с заданным количеством слогов. |
15. | Ударные и безударные слоги. | 1 | Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | Упражнение в постановке ударения в словах. Коллективное составление содержания основной части сказки. | Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. |
16- 17. | Звуки и буквы (34 ч) Звуки и буквы. | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Упражнение в различие звука и буквы. Запись слов без пропусков и искажений букв. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Оценивать результаты выполненного задания. | |
18- 19. | Русский алфавит, или Азбука. | 2 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. | Правильное называние букв в алфавитном порядке. Работа с памяткой «Алфавит» в учебнике. Использование алфавита при работе со словар | Высказываться о значимости изучения алфавита. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Работа со страничкой для любознательных. |
20. | Гласные звуки и буквы. | 1 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). | Упражнение в выделении гласных звуков и букв в словах. Различие гласных согласных звуков, их характеристика. | Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. |
21. | Буквы е, ё, ю, я и их функция в словах. | 1 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я. | Письмо слов с е, ё, ю, я . Звуковой анализ букв е, ё, ю, я. Различие мягких и твёрдых согласных звуков в слове. | Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику |
22. | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. | 1 | Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос . | Письмо слов и предложений с буквой э. Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка». Нахождение незнакомых слов и определение их значения по толковому словарю. | Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
23. | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | Определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный. Знакомство с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки» Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. | Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. |
24. | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. | Нахождение в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различие проверочного и проверяемого слов. | Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны — слóн, трáва -трáвы). |
25- 26. | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 2 | Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём. | Письмо двусложных слов с безударным гласным и объяснение их правописания. Письмо слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. | Использовать в работе алгоритм. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания. Находить исправлять ошибки. |
27. | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант.-15 мин. | 1 | Контроля и коррекция знаний. Слова с непроверяемой гласной в корне. | Самостоятельная работа. Работа с орфографическим словарём. | Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания |
28. | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). | Различие парных звонких и глухие согласные, наблюдение, различие произношения и написания слов. | Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). |
29. | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными. | Наблюдение над словами с удвоенной согласной. Письмо слов с удвоенной согласной. Определение способа переноса слов с удвоенной согласной. | |
30. | Слова с буквами И и Й. | Буквы Й и И Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | Письмо слов с буквой Й. Составление слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Перенос слов с буквой Й. | Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на). | |
31. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | Различие в слове и вне слова мягких и твёрдых, парных и непарных согласных звуков. Определение «работы» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснение, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. | Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. |
32- 33. | Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки. | 2 | Различение парных и непарных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков. | Различение парных и непарных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков. Различие произношения и написания слов. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Соотносить звук и его качественную характеристику. |
34. | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. | Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь. Письмо слов с Ь. | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
35. | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Способы переноса слов с Ь | Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь. Письмо слов с Ь. Упражнение в переносе слов с Ь. | |
36. | Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. . | 1 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | Работа с дефформировнным текстом. Восстанавливание текста с нарушенным порядком предложений, определение последовательность повествования с опорой на рисунок, составление текста из предложений. | Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. Оценивать результаты выполненного задания |
37- | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | Различение парных звонких и глухих согласных Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | Различение парных звонких и глухих согласных. Работа с моделями слов. | Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие. Приводить примеры звонких/ глухих согласных |
38- 39- 40. | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. Правописание парных согласных звуков на конце слова. | 3 | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | Различие парных звонких и глухих согласных, различие произношения и написания слов. Изменение формы слова с целью проверки парной согласной на письме. Работа с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. | Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Различать проверочное и проверяемое слова. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. |
41. | Проверочный диктант.-20 мин. «Правописание парных согласных звуков на конце слова». Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. | 1 | Контроль и коррекция знаний. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | Письмо под диктовку Выполнение текстовых заданий. (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. |
42. | Шипящие согласные звуки. Наши проекты. Скороговорки. | 1 | Буквы шипящих согласных звуков:непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | Письмо слов с шипящими согласными, их характеристика. Составление сборника «Весёлые скороговорки». | Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. |
43. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт. Произношение в соответствии с литературными нормами. Наблюдение над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. | Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. |
44. | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | 1 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Упражнение в написании слов с изучаемыми сочетаниями. . | Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. |
45- 46. | Заглавная буква в словах. | 2 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | Употребление прописной буквы в именах собственных. Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку. | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. |
47. | Итоговая диагностическая с грамматическим заданием. | 1 | Контроль знаний. | Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания. | Применять полученные знания на практике. |
48. | Анализ диагностической работы. Работа над ошибками. Работа над ошибками. Восстановление деформированного предложения. | 1 | Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с деформированными предложениями. | Работа над ошибками. Составление предложений. | Уметь находить и исправлять ошибки, графически обозначать изученные орфограммы |
49. | Наши проекты. Сказочная страничка. | 1 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | Создание иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке. | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации. |
50. | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Повторение изученного за курс обучения в 1 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. УМК "Школа России" 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" (1-4 классы) ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века
В работе содержатся: пояснительная записка, содержание, оценка знаний, тематическое планирование, планируемые результаты ....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС).
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
рабочая программа разработана на основе авторской программы "Русский язык"Канакиной В. П....