Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Хохлова Инна Валентиновна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку. календарно-тематическое планирование с учётом УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc457 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский язык 1 класс

УМК «Школа России»

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования (2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).

 

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по русскому  рассчитана на 165 часов в год.

Количество часов в неделю – 5 ч (33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте  и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная  цель  предполагает  формирование  у  учащихся ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и  формирование  на  этой  основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся ;

Социокультурная  цель  изучения  русского  языка  включает формирование  коммуникативных  компетенции  учащихся    как показателя  общей  культуры  человека, развитие  устной  и письменной речи.

 Достижение   этой   цели   предполагает решение следующих  задач:  

- развитие  речи,  мышления,  воображения  школьников, умения  выбирать  средства языка  в  соответствии  с особенностями и условиями общения;

-  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  

- овладение  умениями  правильно  писать  и  читать, участвовать  в  диалоге,  составлять несложные монологические  высказывания  и  письменные  тексты-описания и тексты повествования небольшого объема;

- воспитание  позитивного  эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного  интереса  к  языку,  стремления совершенствовать свою речь.

Результаты  изучения  русского языка:

Личностными  результатами  изучения  русского  языка  в

начальной школе являются:

-  осознание  языка  как  основного  средства человеческого общения;

-   восприятие  русского  языка  как  явления национальной культуры;  

-  понимание  того,  что  правильная  устная  и письменная  речь  есть  показатели  индивидуальной культуры человека;

-   способность  к  самооценке  на  основе  наблюдения за собственной речью.

Метапредметными  результатами  изучения  русского

языка в начальной школе являются:

-  умение  использовать  язык  с  целью  поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;  

-  способность  ориентироваться  в  целях,  задачах, средствах и условиях общения;

-   умение  выбирать  адекватные  языковые  средства для  успешного  решения  коммуникативных  задач (диалог,  устные  монологические  высказывания,

письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;  

-  стремление  к  более  точному  выражению собственного мнения и позиции;  

-  умение задавать вопросы.

 Предметными  результатами  изучения  русского  языка  в

начальной школе  являются:  

-  начальные  представления  о  нормах  русского литературного  языка   (орфоэпических,  лексических, грамматических)  и правилах речевого этикета;

-   умение  применять  орфографические  правила  и  правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);

-   умение  (в  объеме  изученного)  находить,  сравнивать, классифицировать,  характеризовать  такие  языковые единицы,  как  звук,  буква,  часть  слова,  часть  речи,  член предложения, простое  предложение;  

-  способность  контролировать  свои  действия,  проверять сказанное и написанное.

Краткое описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык» (обучение грамоте + русский язык)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Обучение грамоте (115 ч.)

Фонетика

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная  функция твердых  и  мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение

Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыспоразличительные качества звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием, фиксацией фишкой каждого звука в слове. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков.    Моделирование    звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные). Слог как минимальная произносительная  единица.  Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н—м, р—л, с—ш и др.).

Находить в стихотворении слова с заданным звуком.

 Моделировать   звуковой    состав слова (в том числе в игровых ситуациях - игра «Живые звуки»).

Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами.

Подбирать слова к заданной спогоударной схеме. Контролировать этапы   своей   работы,   оценивать процесс и  результат выполнения задания.

Объяснять (характеризовать, пояснять,     формулировать)     работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить    прочитанные    слова с картинками,  на  которых изображены   соответствующие   предметы

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами.  Воспроизведение звуковой формы слова  по его   буквенной   записи   (чтение). Гласные   буквы    как    показатель твердости-мягкости  согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю. Я, я  (йотированные),   их   функции.

Обозначение буквами звука {и*] в разных позициях. Русский алфавит.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три-пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости  или мягкости предшествующего согласного.  Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание  на  твердость  или  мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я (йотированные). Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение способом чтения прямого слога. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Разные способы обозначения буквами звука [и1]. Функция букв ь и ь. Русский алфавит. Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу)

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки,  пластилина и других  материалов).

Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом.

Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Контролировать           собственные

действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции.

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши. ча—ща, чу—щу.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы"

Слово и предложение

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление)

Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии).

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки. Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в именах собственных

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Моделировать предложение (игра «Живые слова»). Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой

Развитие речи

Составление  рассказов  по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших   рассказов   повествовательного характера  (по материалам   собственных   игр,   занятий, наблюдений).  Восстановление деформированного текста  повествовательного характера

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать  в  учебном  диалоге, оценивать процесс и результат решения  коммуникативной  задачи. Включаться   в   групповую  работу, связанную с общением

        

Русский язык  (50 ч.)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки и буквы. Алфавит. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). Звонкие согласные звуки в конце слова. Слог. Слоги ударные и безударные. Роль ударения. Фонетический анализ (разбор) слова.

Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков.

Определять звук по его характеристике.

Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику

Характеризовать (устно) звук.

Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки.

Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх).

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника.

Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте.

Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его.

Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы).

Составлять собственные толковые словарики.

Орфография и пунктуация

Правописание   жи—ши,   ча—ща, чу-щу, чк – чн – чт.   Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный.

Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ.

Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Перенос слов.

Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный.

Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ.

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написания слов.

Соотносить звучание и  написание слова.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведённой работы над ошибками.

Выполнять проверку с использованием словаря.

Морфология

Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление).

Предлог. Наиболее распространённые предлоги русского языка и их раздельное написание.

Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление).

Предлог. Наиболее распространённые предлоги русского языка и их раздельное написание.

Различать слова по их значению.

Анализировать связь вопроса и обобщённого значения слова.

Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились слова в группы»).

Подбирать максимальное количество слов - названий предметов, признаков предметов, действий предметов.

Наблюдать за синтаксической функцией предлогов; слов в речи.

Синтаксис

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Слово и предложение. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (по цели высказывания). Главные члены предложения (грамматическая  основа): подлежащее и сказуемое

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным вопросам.

Задавать от слова к слову смысловой вопрос

Развитие речи

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,  обращение  с  просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и не-

знакомыми, с людьми разного возраста.

Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета.

Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге.

Соотносить   тексты   и   заголовки, выбирать   наиболее   подходящий заголовок из ряда предложенных.

Воспроизводить текст в  соответствии с заданием:  подробно,  выборочно.

Анализировать  и  корректировать тексты   с   нарушенным   порядком предложений,  находить  в тексте смысловые пропуски.

Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

В результате изучения русского языка в 1 классе дети научатся использовать приобретенные знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
  • деления слов на слоги и для переноса;
  • определения ударного слога в слове;
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • написания слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк - чн
  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
  • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
  • письма под диктовку текстов (15—17 слов) с известными орфограммами;
  • устного составления текста из 3—5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

Содержание учебного предмета

Обучение грамоте 115 ч.

Наименование раздела

К-во

часов

Краткое содержание раздела

1.

Добукварный период.

19

Познакомить с правилами посадки при письме, научиться обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв.

Учиться безотрывному письму элементов букв.

2.

Букварный период.

75

Учиться писать буквы, слоги, слова, предложения

Формировать навык письма.

3.

Послебукварный

21

Вырабатывать навыки грамотного письма.

Учиться писать имена собственные с заглавной буквы.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ша, чу-щу, чк, чн.

Повторить основные правила правописания, изученные в 1 классе

Итого

115

                                   Русский язык 50ч.

Наименование раздела

К-во

часов

Краткое содержание раздела

1.

Наша речь.

 

2 ч.

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

2.

Текст, предложение, диалог.

3 ч

Текст (общее представление).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

3.

Слова, слова, слова…

4 ч.

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

4.

Слово и слог. Ударение.

6 ч.

Слово и слог.

Перенос слов.

Ударение (общее представление).

5.

Звуки и буквы.

34 ч.

Звуки и буквы.

Русский алфавит, или Азбука.

Гласные звуки.

Ударные и безударные гласные звуки.

Согласные звуки .

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Согласные звонкие и глухие.

Шипящие согласные звуки.

Проект «Скороговорки».

Заглавная буква в словах.

6.

Повторение изученного.

1 ч.

                                                                                               Итого

50 ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия

1.Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.: Просвещение, 2012г.

2.Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи к «Русской азбуке» в 4-х частях. – М.: Просвещение, 2012г.

3. «Русский язык» 1 класс Канакина В.П. Горецкий  В.Г.,  М.: Просвещение, 2011г.

4.Книга для учителя «Русский язык в начальной школе» (Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Электронно-образовательные ресурсы 

   Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Материально-технические средства                                                                                                                                                                                               Экспозиционный экран, ноутбук, проектор                                                                                                                                                                              

Циклограмма тематического контроля

№ урока

Дата

Вид работы

Тема

27

Проверочный диктант

«Безударная проверяемая и непроверяемая гласная».

41

Проверочный диктант

«Правописание парных согласных звуков на конце слова».

47

Итоговая диагностическая с грамматическим заданием.

Итоговый контроль.

Общее количество

3


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте) -115ч.

Тема урока

К-во

часов

Элементы содержания

Основные виды учебной

деятельности

Универсальные учебные

действия (УУД)

Подготовительный период

Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма.

1

Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной осанке

Правильное держание карандаша и ручки при письме и рисовании.

Знакомство с гигиеническими правилами письма

Сравнивать и находить схожие элементы в рисунке

Рабочая строка. Наклонные прямые.

1

Знакомство с рабочей строкой

 Гигиенические правила письма, знакомство с рабочей строкой.

Сравнивать элементы букв по высоте

Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии.

1

Подготовительные упражнения для развития глазомера,  мелких мышц пальцев и свободы движения руки

Правильное держание карандаша и ручки при письме и рисовании.

Закрепление знания гигиеничеких правил письма

Уметь  воспроизводить заданный узор

Полуовал. Линия с четвертным овалом.

1

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев

 Письмо по образцу элементов букв

Уметь сравнивать элементы букв

Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. Полуовал.

1

Знакомство с междустрочным пространством, верхней и нижней линиями строки

Письмо по образцу элементов букв

 Нахождение межстрочного пространства, верхней и нижней линии строки

Уметь сравнивать элементы букв

Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу.

1

Письмо наклонных и плавных наклонных линий с закруглением внизу. Звукобуквенный анализ слова «муха»

 Письмо по образцу элементов букв. Гигиенические правила письма

Уметь находить аналогичные элементы в начертании букв

Полуовал. Овал.

1

Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка.

Звукобуквенный анализ слов «кран», «мяч», «курица»

Гигиенические правила письма

Деление слов на слоги.

Уметь сравнивать элементы букв, выделять эти элементы в буквах

Письмо элементов букв.

Маленькая и большая наклонная линия

1

Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Развитие фонематического слуха

 Гигиенические правила письма.

 Письмо по образцу элементов букв: к, н, п, т, ю, А, Т, р

Уметь писать по образцу элементы букв

Большая и маленькая  наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

Звукобуквенный анализ слов.

Письмо большой и маленькой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

Деление слов на слоги.

Письмо по образцу элементов букв: л, м, т, п, г

Уметь писать по образцу элементы букв

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

1

Письмо по образцам

Деление слов на слоги.

Письмо по образцу элементов букв: в ,з, у, д, Н

Уметь сравнивать элементы по размеру, расположению

Написание строчной  буквы а. Письмо овалов и полуовалов.

1

Знакомство с начертанием строчной и заглавной буквы а А.

Ударение в слове

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Постановка ударения в слове

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание строчной и заглавной буквы а, А.

Знакомство с начертанием строчной и заглавной буквы а А.

Ударение в слове

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Постановка ударения в слове

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание строчной и заглавной букв о, О.

1

Знакомство с начертанием букв о, О

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание строчной и заглавной букв о, О.

1

Знакомство с начертанием букв о, О

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание изученных букв.

1

Отработка навыка написания изученных букв.

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализировать поэлементный состав букв.

Написание строчной и заглавной буквы и, И.

1

Знакомство с начертанием букв и, И.

Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание заглавной буквы И.

1

Знакомство с начертанием буквы  И.

Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание строчной буквы ы.

1

Знакомство с начертанием буквы ы.

Слоговой и звуковой анализ слов «мишка», «мышка»

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Анализ слов.

Анализировать поэлементный состав букв

Написание строчной и заглавной буквы у, У.

1

Знакомство с начертанием буквы у

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание строчной и заглавной буквы у, У.

1

 Отработка навыка  начертания буквы у

Письмо и распознавание изучаемой буквы.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Букварный (основной) период)

Написание строчной буквы  н.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы н, основными типами её соединений

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Н.

1

Обозначение звуков соответствующими

буквами рукописного шрифта.

Письмо слогов, слов и предложений с буквой н

Выделение звуков из слов, их характеристика. Узнавание изученной буквы.

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Написание строчной буквы  с.

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание  заглавной буквы С.

1

Написание слогов и слов с изученными буквами

Выделение звуков из слова, их характеристика. Узнавание изученных букв

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Написание слов с изученными буквами.

1

Запись слов и предложений после их предварительного звуко - слогового анализа

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание строчной буквы  к.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений. Постановка ударения в ловах

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы К.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы т.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы т, основными типами её соединений.

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Т.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание слов с изученными буквами.

1

Запись слов и предложений после их предварительного звуко -слогового анализа

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание строчной буквы л.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы л, основными типами её соединений

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Л.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы р.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений.

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов

Написание заглавной буквы Р.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Письмо и распознавание изучаемых букв.

Письмо под диктовку изученных письменных букв.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов

Написание слов с изученными буквами.

1

Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание строчной буквы  в.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы в, основными типами её соединений

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание заглавной буквы В.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание строчной буквы  е.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы е, основными типами её соединений

Отличие позиций  буквы е  в начале слова и после гласной буквы.

Выкладывать слова из разрезной азбуки

Написание заглавной буквы Е.

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ел», «сел»

Отличие позиций  буквы е  в начале слова и после гласной буквы.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Написание слов с изученными буквами.

1

Списывание с печатного шрифта

Списывание с печатного шрифта

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание строчной буквы  п.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы п, основными типами её соединений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела»

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы П. 

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слова «повар».

Звуки и буквы: гласные и согласные

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Написание слов с изученными буквами.

1

Списывание с печатного шрифта

Списывание с печатного шрифта,

 письмо под диктовку.

Подбирать слова, которые начинаются  с данной буквы.

Написание слов с изученными буквами.

1

Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание слов с изученными буквами.

1

Списывание с печатного шрифта

Списывание с печатного шрифта,

 письмо под диктовку.

Подбирать слова, которые начинаются  с данной буквы.

Написание строчной буквы  м.

1

Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Выделение звуков из слов,  их характеристика. Узнавание изученных буквы.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы М.

1

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами. Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Деление слов на слоги. написание слогов, слов предложений с изученными буквами.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание строчной буквы  з.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы з, основными типами её соединений.

Парные звонкие и глухие согласные.

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы З.

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание слов и предложений с буквами з, З.

1

Мягкие и твёрдые согласные. Письмо под диктовку отдельных слов (со звуками в сильной позиции)

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Выкладывать слова из разрезной азбуки

Написание строчной буквы  б

1

Знакомство с начертанием строчной буквы б, основными типами её соединений.

Парные согласные по звонкости и глухости

 Письмо слова и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Моделироват буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Б.

1

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Дополнение предложений словами

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв

Написание строчной буквы  д.

1

Деление слов на слоги. Словесное ударение

Письмо слова и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Д.

1

Название рек, городов.

Парные звонкие и глухие согласные. Дополнение предложения словами, соответствующими схеме

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

 Употребление заглавной буквы.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание слов с изученными буквами

1

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Постановка ударения, деление слов на слоги.

Единственное и множественное число (без терминов)

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

 Употребление заглавной буквы.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Написание строчной буквы  я.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы я, основными типами её соединений.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яма», «яблоки»

Отличие позиций  буквы я  в начале слова и после гласной буквы.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Я.

1

Запись предложений с проговариванием. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «мал», «мял»

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание слов с изученными буквами

1

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Постановка ударения, деление слов на слоги

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание строчной буквы г

1

Знакомство с начертанием строчной буквы г, основными типами её соединений

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Г.

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов.

Парные согласные по звонкости и глухости

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Написание строчной буквы  ч. Сочетания ча, чу.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ч, основными типами её соединений.

Знакомство с написанием ча, чу.

 Соотношение печатной и письменной букв. Знакомство с правописанием ча, чу

Списывать с печатного и письменного текста.Анализировать текст:находить слова с сочетаниями ча -  чу

Написание заглавной буквы Ч. Сочетания ча, чу.

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов.

Выработка умения писать большую букву в кличках животных, написание слов с ча, чу.

Правильное оформление предложения. Правописание ча, чу

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву, с заданными сочетаниями. Оформлять начало и конец предложения.

Написание слов с изученными буквами

1

Выработка умения писать большую букву в кличках животных, написание слов с ча, чу.

Правильное оформление предложения.

Правописание ча, чу

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву, с заданными сочетаниями. Оформлять начало и конец предложения.

Написание буквы ь.

1

ь – показатель мягкости согласных

Отличие буквы ь, как  не обозначающей  звука, обозначающей мягкость  согласного

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание буквы ь в конце и в середине слова.

1

Письмо под диктовку  слов, звуковой и буквенный состав которых не совпадает

Отличие буквы ь, как  не обозначающей  звука, обозначающей мягкость  согласного

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Списывать с печатного и письменного текста.

Написание строчной буквы  ш.

Сочетание ши

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ш, основными типами её соединений. Сочетание ши.

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Знакомство с написанием ши

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,ши.

Написание заглавной буквы Ш. Сочетание ши.

1

Привлечение внимания к словам, написание которых расходится с произношением. Сочетание ши. Анализ слов «уши», «мыши»

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Письмо слов с ши

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание строчной буквы  ж.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ж, основными типами её соединений

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание заглавной буквы Ж.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Оформлять начало и конец предложения

Написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

Знакомство с написанием сочетания жи.

Анализ слов «ужи», «чижи»

 Письмо слов с жи-ши

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Написание строчной буквы  ё.

1

Написание буквы ё.

Анализ слов «ёж», «ёрш».

Подбор слова к вопросу

Отличие позиций  буквы ё  в начале слова и после гласной буквы.

Знать, что буква  ё  всегда ударная.

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв

Написание заглавной буквы Ё.

1

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием

Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Написание строчной буквы  й.

1

Сравнительный анализ слов «мои», «мой».

Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Написание слов и предложений с буквой й.

1

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

 Вычленение слов из предложения

Выкладывать слова из разрезной азбуки, списывать их, используя письменные буквы.

Написание строчной буквы  х.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги.

Анализ слов «хорь», «хомяк».

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Х.

1

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Дифференциация и распознавание изучаемого звука, письмо буквы.

Оформлять начало и конец предложений.

Написание строчной буквы  ю.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ю, основными типами её соединений

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Моделировать буквы из набора различных элементов

Написание заглавной буквы Ю.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Выкладывать слова из разрезной азбуки, записывать их с помощью прописных букв

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Письмо  слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Списывать с печатного и письменного текста.

2 полугодие    

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Списывать с печатного и письменного текста.

Написание строчной буквы ц.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ц, основными типами её соединений

Деление предложений на слова.

Письмо слов, где буквы и, ы стоят после ц.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Написание заглавной буквы Ц.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Слова-исключения

 Написание слов с непарными твёрдыми и непарными мягкими согласными.

Письмо слов, где буквы и, ы стоят после ц.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Написание строчной  буквы э.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы э, основными типами её соединений

Письмо  слов с  изученной  буквой.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

Написание заглавной буквы Э.

1

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием

Деление предложений на слова.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Моделировать  буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание слов с изученными буквами.

1

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Списывать с печатного и письменного текста.

Написание строчной буквы  щ.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы щ, основными типами её соединений

 Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Выкладывать слова из разрезной азбуки

Написание заглавной буквы Щ.

1

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать  имена собственные на заданную букву.

Сочетания ща, щу.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами

 Письмо слов с ща-щу

Оформлять начало и конец предложения.

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши

Написание строчной буквы  ф.

1

Знакомство с начертанием строчной буквы ф, основными типами её соединений

Письмо  слов со слабой позицией написания парных согласных

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Написание заглавной буквы Ф.

1

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Письмо  слов со слабой позицией написания парных согласных

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Письмо букв Ь и Ъ.

1

Знакомство с начертанием строчной букв  Ь и Ъ, основными типами её соединений

Письмо  слов с ъ и ь

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Письмо слов с изученными буквами.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Послебукварный

период

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

Знакомство с правилами правописания и их применениями.

Речевая этика. Слова, используемые при приветствии и прощании.

Составление предложений из слов.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: город.

 Нахождение в тексте слов, обозначающих предмет

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Заглавная буква в именах собственных и  в начале предложения.

1

Составление предложений о детях по картинке.

Нахождение в тексте слов, обозначающих  действие предмета

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Заглавная буква в именах собственных.

1

Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: Москва

Нахождение в тексте слов, обозначающих признак предмета

Классифицировать слова в соответствии с их значением.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Речь и её значение в жизни человека.

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы

Сопоставление текста и отдельных предложений.

1

Особенности устной речи.

Текст и его значение

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

101 -102.

Сильные и слабые позиции гласных звуков.

2

Составление предложений о школе по картинке.

 Подбор проверочных слов

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Составлять  предложения с заданным словом, распространять предложения. 

103 - 104

Написание слов и предложений с изученными буквами

2

Упражнения  в звуко - слоговом и звукобуквенном анализе слов.

Заглавная буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Подбор проверочных слов

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

105 - 106

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2

Составление устных небольших рассказов по сюжетным картинкам.

 Проверка написания парных согласных на конце слова

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

107 -108

Правописание сочетаний  жи-ши.

2

Запись текста по вопросам.

Гласные после шипящих в ударных слогах, жи-ши.

Письмо слов  с жи-ши

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща,  чу-щу,  жи-ши.

109 -110

Правописание сочетаний  ча-ща.

2

Запись и анализ предложений.

Гласные после шипящих в ударных слогах ча-ща.

Письмо слов  с ча-ща

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

111 - 112

Правописание сочетаний  чу-щу.

2

Запись и анализ предложений. Гласные после шипящих в ударных слогах чу-щу.

Письмо слов  с чу-щу

Анализировать текст: находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши

Алфавит и его значение.

1

Составление устных небольших рассказов по личным наблюдениям.

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

113 - 114

Алфавит.

2

Упражнения в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание). Словарь: корова.

Письмо  предложений, слов, без искажений, пропусков, замен.

 Деление слова на слоги

Оформлять начало и конец предложения.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного слога.

115

Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста.

1

Составление устных небольших рассказов по пословице. Словарь: собака.

 Составление предложений из слов

Оформлять начало и конец предложения.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 1 классе

 (русский  язык -50ч.)

Тема урока

К-во

часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные

действия (УУД)

1.

Наша речь  2ч.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

 Выделение предложений в устной и письменной речи.

Распознавание устной  и письменной речи.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие.

2.

Русский язык — родной язык русского народа.

1

3.

Текст, предложение, диалог

3ч.

Текст (общее представление).

1

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

Отличие текста от предложения, выделение предложения из речи.

Составление текста из деформированных предложений.

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание

4.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

Предложение - группа слов, выражающая законченную мысль. Оформление предложения на письме.

Распознавание текста и предложения;

Отличие предложения от группы слов. Письмо слов в предложениях  раздельно. Оформление предложения на письме.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

5.

Диалог.

1

Знакомство с  понятием «диалог».

Нахождение диалога. Наблдение над постановкой тире (—) в диалогической речи. Выразительное чтение текста по ролям.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику

6.

Слова, слова, слова …  (4 ч)

Роль слов в речи.

1

 Слово. Роль слов в речи.

Определение количества слов в предложении, вычленение слова из предложения.

Определять количество слов в предложении.

Вычленять слова из предложения.

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

7.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

1

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Различие слов-названий, слов-признаков предметов, слов-названий действий предметов.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

8.

«Вежливые слова».

Слова однозначные и многозначные.

1

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

Составление рассказа по сюжетной картинке. Практика употребления вежливых слов. наблюдение за односложными и многосложными словами.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

9.

Слова, близкие и противоположные по значению.

1

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Наблюдение за словами противоположными по значению. Знакомство  со словарём.

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

10.

Слово и слог. Ударение

Слог как минимальная произносительная единица.

1

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Наблюдение над слоговой структурой различных слов.

Определение количества в слове слогов.

Различие слова и слога.

Работа с моделями слов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

11.

Деление слов на слоги.

1

Деление слов на слоги.

12-

13.

Перенос слов.

2

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Упражнение в переносе слов

 Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Анализировать, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

14.

Ударение (общее представление).

1

Ударение (общее представление).

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

 Графическое обозначение ударения.

Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Упражнение в постановке ударения в словах.

Работа со словарём.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Подбирать слова с заданным количеством слогов.

15.

Ударные и безударные слоги.

1

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Упражнение в постановке ударения в словах.

 Коллективное составление содержания основной части сказки.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

16-

17.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Упражнение в различие звука и буквы. Запись слов без пропусков и искажений букв.

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Оценивать результаты выполненного задания.

18-

19.

Русский алфавит, или Азбука.

2

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Правильное называние букв в алфавитном порядке. Работа с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Использование алфавита при работе со словар

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работа со страничкой для любознательных.

20.

Гласные звуки и буквы.

1

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).

Упражнение в выделении гласных звуков и букв в словах.

 Различие гласных согласных звуков, их характеристика.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

21.

Буквы е, ё, ю, я и их функция в словах.

1

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е, ё, ю, я.

Письмо слов с е, ё, ю, я . Звуковой анализ букв е, ё, ю, я.

 Различие мягких и твёрдых согласных звуков в слове.

Выбирать необходимый звук из ряда предложенных и давать его качественную характеристику

22.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

1

Слова с буквой э.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос

.

Письмо  слов и предложений с буквой э.

Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка».

Нахождение незнакомых

 слов и определение их значения по толковому словарю.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

23.

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

 Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомство с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки»

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

24.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Нахождение в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различие проверочного и проверяемого слов.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны — слóн, трáва -трáвы).

25-

26.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

2

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

Письмо двусложных слов с безударным гласным и объяснение их правописания.

Письмо слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Использовать в работе алгоритм.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания.

Находить исправлять ошибки.

27.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Проверочный диктант.-15 мин.

1

Контроля и коррекция знаний.

Слова с непроверяемой гласной в корне.

Самостоятельная работа.

Работа с орфографическим словарём.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания

28.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Различие парных  звонких и глухие согласные,  наблюдение, различие произношения и написания слов.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

29.

Слова с удвоенными согласными.

1

Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными.

Наблюдение над  словами  с удвоенной согласной.

Письмо  слов с удвоенной  согласной.

Определение способа переноса слов с удвоенной согласной.

30.

 Слова с буквами И и Й.

Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Письмо слов с буквой Й.

Составление слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Перенос  слов с буквой Й.

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

31.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Различие в слове и вне слова мягких и твёрдых, парных и непарных согласных звуков.

Определение «работы» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Объяснение, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

32-

33.

Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки.

2

Различение парных и непарных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков.

Различение парных и непарных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков. Различие произношения и написания слов.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Соотносить звук и его качественную характеристику.

34.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь.

 Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь.

Письмо  слов с Ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

35.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Способы переноса слов с Ь

Обозначение на письме мягкости согласных буквой Ь.

Письмо  слов с Ь.

Упражнение в переносе слов с Ь.

36.

Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

.

1

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Работа с дефформировнным текстом.

Восстанавливание текста с нарушенным порядком предложений, определение последовательность повествования с опорой на рисунок, составление текста из предложений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика.

Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Оценивать результаты выполненного задания

37-

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

Различение парных звонких и глухих согласных

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

Различение парных звонких и глухих согласных. Работа с моделями слов.

Характеризовать звуки согласные звонкие/глухие. Приводить примеры звонких/ глухих согласных

38-

39-

40.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.

Правописание парных согласных звуков на конце слова.

3

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

 Различие парных звонких и глухих согласных,  различие произношения и написания слов.

 Изменение формы слова с целью проверки  парной согласной на письме.

Работа с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

41.

Проверочный диктант.-20 мин.

«Правописание парных согласных звуков на конце слова».

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий.

1

Контроль и коррекция знаний.

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Письмо под диктовку

Выполнение текстовых заданий. (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

42.

Шипящие согласные звуки.

Наши проекты. Скороговорки.

1

Буквы шипящих согласных звуков:непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Письмо  слов с шипящими согласными, их  характеристика.

Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.

43.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

 

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Письмо  слов с  сочетаниями чк, чн, чт. Произношение в соответствии с литературными нормами.

Наблюдение над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

44.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

1

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Упражнение в написании слов с изучаемыми сочетаниями.

.

Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

45-

46.

Заглавная буква в словах.

2

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.

Употребление прописной буквы в именах собственных.

Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку.

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

47.

Итоговая диагностическая   с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний.

Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания.

Применять полученные знания на практике.

48.

Анализ диагностической работы. Работа над  ошибками. Работа над ошибками. Восстановление деформированного предложения.

1

Работа над ошибками.

Развитие речи. Работа с деформированными предложениями.

Работа над ошибками. Составление предложений.

Уметь находить и исправлять ошибки, графически обозначать изученные орфограммы

49.

Наши проекты. Сказочная страничка.

1

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Создание иллюстративной и текстовой информации о  любимой сказке.

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.

50.

Повторение и обобщение изученного материала.

1

Повторение изученного за курс обучения в 1 классе

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе. ФГОС

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. УМК "Школа России" 2 класс....

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина

В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  (1-4 классы)  ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века

В работе содержатся: пояснительная записка, содержание, оценка знаний, тематическое планирование, планируемые результаты ....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС).

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"

рабочая программа разработана на основе авторской программы "Русский язык"Канакиной В. П....