Использование эффективной технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_effektivnoy_tehnologii_na_urokah_russvkogo_yazyka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
эффективных
технологий на
уроках русского
языка
Использование информационно-коммуникационных технологий обучения
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.
Ключевые направления применения интерактивных досок в образовании:
- Презентации, демонстрация и моделирование.
- Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
- Повышение активности учеников на уроке.
- Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
- Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
- Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, "волшебных" палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приёмы обучения;
- особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
- главная цель каждой игры - помочь понять и закрепить материал урока.
Важную роль в реализации этих задач играет грамотное включение информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в образовательный процесс.
Эффективное использование интерактивной доски делает урок насыщенным, интерактивным; повышает активность учащихся, развивает внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся ярким, память,
Использование современных учебных методов и ИКТ создает возможности в становлении взаимных связей между преподавателем и учеником, между самими учениками и между школой и семьей. В настоящее время широко применяются интерактивные методы преподавания и ИКТ как современные методы обучения.
Каждый учитель, умно и внимательно сможет подготовить и внедрить программы преподавания используя методы, исходящие из этих теорий, для инициативности учителей во время уроков.
Использование современных учебных методов и ИКТ укажет дорогу учителям в создании классов, составленных из учеников, которые готовятся стать достойными гражданами общества, активны и интересуются всем. И это означает никогда не исчерпывающие себя поиски учителей по всему миру, которые придают значение мышлению.
Предлагаются разные методы для более творческой сути процесса обучения, освоения и восприятия разными методами любой информации со стороны учеников.
Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:
1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) - 5-10 мин.
2. Исследовательская работа (групповая работа) - 10-12 мин.
3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) 7-8 мин.
4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) – 5 мин.
5. Обобщение и результат - 5 мин.
6. Оценка - 3 мин.
7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.
Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.
Только не каждый материал, особенно те, которые имеются в учебниках, даст возможность использовать выше названные категории. Поэтому если мы вместо текста в учебнике будем применять газетный материал, или вместо того, чтобы читать текст будем рассказать им какую-то историю, представим фото или произведение искусства, сделаем презентацию с помощью компьютера и проектора, одним словом если сделаем урок разноцветным, он станет тем лучше.
Мы разделяем процесс планировки урока на три этапа:
1. До урока;
2. Сам урок - ведется с применением ИКТ (с использованием электронного учебника);
3. После урока.
До перехода к содержанию урока ставим вопросы перед учениками о важности этой или другой темы, а также о целях и задачах, которые ставит перед учениками данная тема. Вопросы задаются в форме теста-игры подготовленной с помощью компьютерной программы (например, ток-шоу "Кто хочет стать миллионером").
Во время ведения беседы с учениками по поводу уровня и типов вопросов необходимо обратить внимание на следующее:
- Знание: способность довести информацию в услышанном виде.
- Восприятие: воспроизведение любой мысли своими словами или каким-то другим способом
- Применение: выполнение задачи только что освоенным методом.
- Анализ: умение найти причины, результаты и другие компоненты какой-то сложной идеи.
- Синтез: воссоединение воедино несколько разных идей, воспроизведение нового варианта старой идеи.
- Оценка: способность оценки конкретной идеи, или источника по поводу полного соответствия для объяснения какого-то тезиса..
В этапе мышления урока ученики должны сделать для себя некоторые выводы. На этом этапе ученикам раздаются заранее подготовленные вопросы. Все участвуют в этих обсуждениях активно.
Знания учеников укомплектовываются после обсуждений этих вопросов, получением новых информаций в конце урока.
Результаты, полученные интерактивными методами обучения и использования ИКТ в уроке:
После проведения уроков методами, перечисленными выше, у учеников повышается способность мыслить и развиваются следующие направления:
1. От индивидуальности к общественному
2. От зависимости к независимости
3. к навыкам использования ИКТ
4. От интуиции к логике
5. От единомыслия к альтернативности
6. К творчеству и визуальным эффектам
7. Эволюция навыков ведения независимых исследовательских работ
8. Повышаются способности анализировать, исследовать, освоить и обобщать
9. Формируется способность охарактеризировать любой объект, окружающий нас
11. Ученики знакомятся с компьютерными про граммами
12. Формируется способность представить в форме презентации личные исследования
13. Создается способность свободно выступать перед аудиторией
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.
Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.
Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.
"Методика интерактивного обучения" - произошло от англ. "interact" - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.
Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.
Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода "взаимодействие" состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.
Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:
- учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
- учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, Т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
- учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
- учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.
Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу "что вы думаете?" вместо традиционного "знаете ли вы?" Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
1) Всегда благодарите их за высказанные мнения.
2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.
3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
Сходства/различия
Ранжирование
Поиск соответствий
Рейтинг
Классификация
Обобщение
Верно/неверно
Правильно или требует изменений
Преимущества и недостатки
Выявление последствий
Как вы думаете?
Исследование и отчет
Ролевая игра
Мозговой штурм
Дебаты
Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.
Как нам известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонними знаниями, формировать в них умения и навыки, вырасти личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением.
Исходя из этого для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления.
Чувство самоуверенности учеников возникают тогда, когда им позволяется участвовать в организации класса и урока, предоставляется свобода в изучении и их мысли причиняют общественные обсуждения.
Возможности использования интерактивной доски в начальной школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска - это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не требуется, дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе - наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, Т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше - в центре внимания.
Наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность моего учительского труда.
В процессе обучения ИД используется:
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент - работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Использование разлиновки в линейку
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу "Прописей" или "Азбуки" у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом Повышается концентрация внимания.
Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
Использование интерактивной доски
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы
Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию, для создания электронных заготовок текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким "коэффициентом полезного действия".
Использование интерактивной доски. Разбор предложения
Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам можно использовать на уроках русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.
При проведении математических диктантов "Проверь себя" используется таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Используя ИД, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Возможности интерактивной доски уместны в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Таким образом, используя возможности применения интерактивной достигается цель, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда совершенно не хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка
Обобщение опыта использования информационно-коммунмкационных технологий на уроках русского языка...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.
Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые ...
Выступление "Использование инновационных технологий.на уроках русского языка и чтения"
Использование инновационных технологий в обучении способствует формированию социально значимых качеств личности учащихся, таких как: самостоятельность, работоспособность, целеустремлённость, способнос...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...