«Приём списывания как средство формирования орфографического навыка».
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Елена Евгеньевна Крылова

В докладе рсскрывается приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisyvanie.docx31.04 КБ
Office presentation icon spisyvanie.ppt189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.П.Монахова»

Доклад  на тему:

«Приём списывания как средство формирования орфографического навыка».

                                                                                                     Подготовила:

учитель начальных классов

                                                                              Крылова Е.Е.

 

2014-2015 учебный год.

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка

     Формирование орфографического навыка - система учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил списывания. Формируемое в процессе обучения орфографическое действие состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться видеть орфограммы, научиться решать орфографическую задачу. Это, несомненно, самый удобный и быстрый в применении способ, ибо написать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово, или справиться о его написании в словаре.

     

     Для того, чтобы «образы слов» у ребёнка стали действительно «прочными» и чтобы запас этих слов был как можно богаче, «необходимо больше упражнений в правильном письме», и первым и важнейшим из таких упражнений является списывание. В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике,— как правило, с дополнительными заданиями» (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2101.— М., 1988.— С. 196).

 

Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний. Многие лингвисты их насчитывают около 60% и лишь систематические упражнения в списывании, организованные особым способом, помогут младшему школьнику самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем.

Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Выготский писал: «Мы очень часто сначала скажем про себя, а потом пишем: здесь на лицо мысленный черновик». Действительно, любой грамотный человек знает по собственному опыту, что главное - создать этот «мысленный черновик», проговорив его про себя, записать же сформулированную, отточенную, и чётко звучащую в голове мысль уже не предоставляет трудности. Особое место здесь занимает способ «проговаривания».  Если слово повторять многократно, то движение органов речи останутся в памяти. А чтобы накопить в памяти запас нужных речевых движений, чтобы речевой аппарат приобрёл навыки этих движений, необходимо выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причём обучать этому надо детей с 1 класса.

     Из этого можно сделать вывод, орфографическое проговаривание слов - непременное условие списывания текста. Причём важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст,  как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную.   Это наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию.

     Однако не секрет, что особым успехом у учителей начальных классов списывание сегодня не пользуется. Учителя не видят никакой ценности в чётком выполнении каждого этапа этой работы, они уделяют этому очень мало внимания. Очень часто просто дают указание списать текст, не объясняя как,  а несоблюдение некоторых методических требований ведёт к отсутствию определённого результата, что и вызывает недоверие к списыванию.

   Проработав много лет в школе, я постоянно слышала от учителей, работающих в среднем звене, что дети, пришедшие из начальной школы, даже не умеют  списать текст без ошибок. И это действительно так. Поэтому, я решила заняться исследованием  вопроса списывания текста.

       Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе.  Для того чтобы списывать текст без ошибок, нужно:

•        быть очень внимательным;

•        уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;

•        не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;

•        иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.

   Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

      Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.  А этому надо учить.  

   Нам кажется,  что списать текст – это очень просто? Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались.

      А наш ребенок только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

     

 Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

     В зависимости от того, требуется  ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание простое и осложненное.

Списывание

  1. Простое

 В этом случае перед ребёнком одна задача — воспроизвести без ошибок готовый текст. Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов:

- списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв);

- простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)

      Обычно списывание начинается с маленьких слов.

 

 Алгоритм «Списываем слово»

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

      Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не надо спешить исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

  Если  научить ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать он будет быстрее и легче.

 

 Побуквенное чтение

       Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так  получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите ребёнку  забавное упражнение - cписывать инопланетное послание. Его можно создать на компьютере или написать  от руки печатными буквами.

Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»

Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим. Кроме того, списывать такие послания весело и немного смешно. Можно еще придумать, чтобы это значило, и развить идею, превращая в игру.

Если ребенок читает побуквенно  и все равно допускает ошибки

  1. Проверьте, возможно, школьник пытается прочитать и запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
  2. Бывает, что у ребенка плохая зрительная память и, читая про себя, ему сложно запомнить слова. Посоветуйте ему читать и проговаривать вслух, пусть и тихонько.
  3. Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры.
  4. Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово  целиком,  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются.

Впервые предложения дети списывают в прописи: Нина и Анна у сосны. 

Алгоритм «Списываем предложение»

1. Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6.  Проверяем,  сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.

Алгоритм «Списываем текст».

1. Прочитай весь текст, как говоришь.

2. Прочитай первое предложение, чтобы понять и запомнить его.

3. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.

4. Найди опасные места (орфограммы) в списываемом предложении.

5. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).

6. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

7. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

8. Проверь написанное:

– читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

– подчеркни орфограммы в написанном;

– сверь каждую орфограмму в своей работе с исходным текстом.

9. Продолжай работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.

10. Когда весь текст будет списан, прочитай его по тетради выразительно.

       Все,  кажется,  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

    Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенным алгоритмам,  происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

В классе эти алгоритмы  висит на видном месте, имеются они и у каждого ученика в виде памятки.

  1. Осложненное списывание.

 Во втором случае  — списывание либо предшествует выполнению грамматического или орфографического задания, которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).

   В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание,  которое все большее распространение получает  со второго полугодия 1 класса.

Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д.

Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические.

Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.

Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д.

Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу.

Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

•        Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста.  Восклицательное  предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное.  Предложение, соответствующее схеме и т.д.

•        Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

•        Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

•        Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

•        Спиши слова определённой части речи.

•        Выпиши словосочетания.

 

 В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.

  При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.

    Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного,  орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.. Совершенно очевидно, что дети будут  выполнять какое-либо учебное действие с желанием лишь тогда, когда они видят в этом для себя какой-либо жизненный смысл. Можно надеяться, что такой вид списывания войдёт в школьную практику и учителя будут успешно его внедрять.

       

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.

Учитесь вместе с ребенком, соревнуйтесь с ним, хвалите за успехи и не ругайте за неудачи. Списывание – это база, без нее достичь хороших результатов в будущем будет сложно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приём списывания как средство формирования орфографического навыка». Подготовила: учитель начальных классов Крылова Е.Е.

Слайд 2

Формирование орфографического навыка - система учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил списывания . Формируемое в процессе обучения орфографическое действие состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться видеть орфограммы, научиться решать орфографическую задачу. « Списывание — один из наиболее употребительных видов письмен­ных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обуче­нии орфографии и грамматике,— как пра­вило, с дополнительными заданиями » ( Львов М. Р. Словарь-справочник по ме­тодике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2101.— М., 1988.— С. 196).

Слайд 3

В зависимости от того, требуется ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание простое и осложненное

Слайд 4

1. Простое списывание В этом случае перед ребёнком одна задача — воспро­извести без ошибок готовый текст. Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов: списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв); простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)

Слайд 5

Алгоритм «Списываем слово» 1. Прочитай слово. 2. Повтори его. 3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом. 4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!. 5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради. 6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. 7. Сверь свою запись с учебником.

Слайд 6

Побуквенное чтение Упражнение «Инопланетное послание». Например: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»

Слайд 7

Алгоритм «Списываем предложение» 1. Прочитай предложение. 2. О чем говорится в предложении? 3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово? 4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе. Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца. 5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно? 6. Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.

Слайд 8

Алгоритм «Списываем текст» 1. Прочитай весь текст, как говоришь. 2. Прочитай первое предложение, чтобы понять и запомнить его. 3. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли. 4. Найди опасные места (орфограммы) в списываемом предложении. 5. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма). 6. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. 7. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. 8. Проверь написанное: – читай то, что написал, отмечая дужками слоги; – подчеркни орфограммы в написанном; – сверь каждую орфограмму в своей работе с исходным текстом. 9. Продолжай работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2. 10. Когда весь текст будет списан, прочитай его по тетради выразительно.

Слайд 9

2. Осложненное списывание. Во вто­ром случае — списывание либо предшествует выпол­нению грамматического или орфографического задания, которое проводится на материале списан­ного текста, либо включает в себя дополни­тельные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.). Графические задания. Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические. Орфографические задания .

Слайд 10

Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д. 1. Спиши текст письменными буквами (не забудь про красную строку). 2. Под гласными буквами поставь точки красным карандашом. Мы были в парке. Там интересно. Там сосны, ели и липы. С ветки на ветку скакала белка. Спиши предложения, подчеркни мягкие согласные. Алёнка шла через полянку. Лесная трава стояла по пояс. Закачалась еловая ветка. Алёнка посмотрела вверх. Там сидела чудесная птичка. Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение. У тропинки с листика смотрит улитка. Кукла Мила смотрит на улитку. Улитка испугала Милу.

Слайд 11

Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д. Спиши текст. В 3 предложении подчеркни Имена существительные. В лесу. Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Слайд 12

Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д. Списать тексты, расставить знаки препинания. Над словами указать части речи. Про зайца. Ветер срывал последние листья и кружил над лесом вода в лужах замёрзла зайка питался тонкими веточками спал он под густой елью там враг не найдёт зверька. Составить из слов каждой строчки предложения, записать их. в, журчат, лесу, ручейки, звонкие у, есть, Ромы, Мурка, кошка клёна, у, листочки, красивые белка, на, зиму, орехи, запасла

Слайд 13

Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу. Найди в тексте 4 орфографические ошибки . Спиши текст правильно. В зоопарке. Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На сонце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. Спиши текст правильно. Пришла в_сна – красна. (Рас)пушилась (над) р_кой верба. Днем с крыш капают капельки. Тают на со_нце дли_ые сосульки. Пот_ мнели д_роги. Лё_ на озре п_синел. Около дерев_в ог_лилась з_мля. Прил_тели бел_носые грачи. Они важно (рас)хаживают (по) ч_рным влажным пашням и достают из ком_ев з_мли первых ч_рвяков.

Слайд 14

Выборочное списывание, является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: • Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста. Восклицательное предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное. Предложение, соответствующее схеме и т.д. • Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. • Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. • Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. • Спиши слова определённой части речи. • Выпиши словосочетания. При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.

Слайд 15

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше. Учитесь вместе с ребенком, соревнуйтесь с ним, хвалите за успехи и не ругайте за неудачи. Списывание – это база, без нее достичь хороших результатов в будущем будет сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

Как научить детей правильно и с удовольствием списывать текст...

Мастер-класс: "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».

Мастер-класс "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка" пзволяет почувствовать себя и педагогом, и родителем, и учеником, научиться работать с памяткой "Работа над ошибк...

Статья .Приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка Формирование орфографического навыка- система учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил списывания. ...

Прием списывания, как средство формирования орфографического навыка

Прием списывания как средство формирования орфографического навыка             Говоря о формировании орфографического навы­ка, мы, как прави...

Приём списывания как средство формирования грамотности в 1 классе

Списывать - это база, без неё достичь хороших результатов в будущем будет сложно....

Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников

В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....