Местоимение как часть речи. Методическая разработка.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
___________________________________________________________________________
197136, Санкт-Петербург, ул. Плуталова, д.24; тел./факс 498-17-59, тел./факс 232-85-81
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОК – Русский язык
3 класс
Образовательные технологии: технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, проблемный диалог, здоровьесберегающие технологии
Тема: «Местоимение как часть речи».
Составила: учитель начальных классов
Кулакова Анастасия Дмитриевна
ГБОУ № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт - Петербург
2014/15 учебный год
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Цель урока: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.
Результаты:
Личностные результаты – осознавать роль языка и речи в жизни людей; высказывать свое отношение; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- познавательные УУД: ориентироваться в учебном материале; выявлять сущность, особенности объектов; обобщать и классифицировать по признакам; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
Предметные результаты – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; знать признаки местоимения как части речи; уметь находить местоимения в тексте.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность детей |
Ι. Орг. момент | Подготовка учеников к работе | |
II. Формулирование проблемы. | Проблемный диалог (проблемная ситуация) - Я бы хотела начать урок не совсем обычно. Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним человеком. «Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка он за мной увязался. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, им вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?» «Не знаю, – ответил я, – больше грустно...» После чтения текста выполняют задания «по шагам». - О ком или о чем рассказывал герой рассказа? - Можно ли ответить однозначно? - Почему? - Какими словами называет автор своего преследователя? - Давайте запишем эти слова. | Запись слов в тетрадь. |
III. Постановка темы и цели урока
| – Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?) - Откройте учебник на стр.61 и прочитайте тему урока. Исходя из темы – озвучим цель (чего мы должны достичь в конце урока). | Продуктивное чтение темы текста. |
IV. Открытие новых знаний. | - Упр. 290. Работа по колонкам: каждая колонка получает по два предложения для работы. – Почему вам легко было справиться с этим заданием? – Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.) – А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.) – Вспомните текст, который мы прочитали в начале урока. – Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? (Они заменяли эти существительные.) - А может быть не надо заменять имена существительные, может можно использовать только имена существительные? - Я вам дам подсказку. Молодой журналист издательства написал статью. Редактор дает задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей? (слайд №1) - Как исправить текст, чтобы избежать повтора? (Слайд №2) - Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова», словами другой части речи. Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд №3) - Т.е. необходимо использовать местоимения для того, чтобы избежать повторения слов в тексте. Местоимения делают речь богаче, ярче. - Какая замечательная часть речи, и заменяет имя существительное и речь делает ярче. Так может мы все имена существительные заменим? - А давайте попробуем. Проведем эксперимент. Я вам прочитаю несколько отрывков из стихотворений. И вот он начал Свой рассказ: — Они ползут, А он им — раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно... Сказали мне, что с нею вы При них на берегу его ловили. Но, увы, я плавать не могу. Мы вам ее, она нам их, Вы им, обратно нам. Он с нею, к нам опять А мы с ним – к ней от вас. И мне известно, что оно, Любить и вас и нас должно. - Все понятно? - Т.е. много местоимений не очень хорошо? -Необходимо грамотно подходить к выбору каждого слова. ( Текст о местоимении) Мир местоимений широк и разнообразен. Без них нет языков. В своей речи мы постоянно пользуемся ими, поэтому не случайно, что местоимения занимают 3 место по частоте употребления после существительных и глаголов. Хотя количество местоимений мало, но высока частота их употребления в нашей устной и письменной речи. С первых дней появления речи у детей на 30 слов приходится 14 местоимений. - Мы много уже узнали о местоимении. - Сформулируйте вывод. - Давайте сравним с авторским выводом. (стр.62,63) – Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? – В чём особенность этой части речи? – Какие части речи заменяют местоимения? – Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.) – Назовите ещё раз личные местоимения. – Сколько их? (8.) -Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. (Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он. Работа со схемой (с. 64). – Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники диалога.) – Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. – Сделайте вывод. (слайд №4) – Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными? (Они указывают на лицо или лица.) – Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3.) – Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.) – Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (-а.) – А какое окончание у местоимений оно, он? (-о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке? (В предложениях местоимения изменяются.) – Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.) – Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?) – Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.) Ответы на вопросы после вывода. | Ученики читают предложения в упражнении, подставляют необходимые местоимения и записывают в тетрадь. Учащиеся записывают подобранные слова в тетради. (Продуктивное чтение) 1. Чтение определения про себя. 2. Беседа на выявление понимания. Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога. Запись таблицы в тетрадь |
V. Развитие умений. | -Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные, которые могут заменять личные местоимения 3-го л. ед.ч. -Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других слов, а также местоимения единственного и множественного числа. | Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная. Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число. Запись: 1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.). 2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.). 3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.). 4) Ока, окно, око. |
VI. Проверка | Тестовая работа | |
VII. Итог урока. | Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка — название синквейна, 2-я строка — два прилагательных, 3-я строка — три глагола, 4-я строка — фраза на тему синквейна, 5-я строка — существительное. – Что нового вы узнали на уроке? – Проговорите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения, 1-е, 2-е, 3-е лицо.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год
На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Разработка по русскому языку в 4 классе "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал мож...
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...
Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи
Роль личных местоимений в речи...
Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»
Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....