"Уроки школьного грамотея"
картотека по русскому языку (4 класс) на тему

Программа по рус.яз для платных услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_shkoly_gramoteya._4_kl.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Продолжительность курса.

Программа рассчитана на детей 8-10 лет.

Объем программы - 60 часов.

Занятия проводятся с периодичностью 2 часа в неделю.

Форма обучения – групповая.

Срок реализации – 1 год.

Актуальность и целесообразность курса.

      Программа составлена для дополнительных занятий по русскому языку. К  особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

    Программа  рассчитана на два часа в неделю, на 60 часов за учебный год.

      Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию на олимпиадах и  в интеллектуальных играх.

Цели:

создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся, развития личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

Задачи  программы:  

  • способствовать расширению и углублению знаний по учебному курсу «Русский язык»
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации

   Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов:   вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о русском языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи. Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Основные направления работы по развитию речи:

  • Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  • Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  • Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
  • Обогащение речи и познание пословиц и поговорок, различение фразеологизмов, изучение их истоков: просторечий и диалектизмов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся. 

В результате дополнительных занятий по русскому языку, через использование активных языковых средств у обучающихся  воспитывается уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению. В процессе наблюдения за словом и предложением у обучающихся формируется стремление к грамотному использованию языка в письменной и устной речи, что является основой их интеллектуального развития. Обучая  анализу, умениям делать выводы и высказыванию своей точки зрения решаются коммуникативные задачи: при составлении несложных высказываний, при обсуждении в группе, при конструировании  письменных текстов, приобретается нравственно-этический опыт взаимодействия друг с другом в обществе. Посредством использования информационных средств обучающиеся получают возможность в творческом самовыражении, использовании языка с целью поиска необходимой информации в разных источниках.  

Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций:

  •  чтение, говорение, слушание, наблюдение;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  •  характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;
  •  поиск необходимой информации из различных источников;
  •  осуществление диалога;
  •  осуществление общего решения учебной задачи, с учётом различных мнений и позиций;
  •  сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь

РАЗДЕЛ 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Дорога к письменности (1час) 

История возникновения письменности на Руси. Изобретение славянской азбуки.

Путешествие в мир фонетики (6 часов) 

Как рождаются слова. Почему их так называют? Озорные буквы. Невидимки буквы. Удивительные звуки. Транскрипция. Звуковой анализ слов.

Орфоэпические нормы языка (5 часов)

 Ударение меняет значение слов. Правильное произношение слов «пришельцев». Как определить род у «пришельцев»? Космические загадки с «сюрпризом»

Словари (6 часов)

Зачем нужны словари? Какие бывают словари? Как работать со справочной литературой? Орфографический словарь. Толковый словарь. Словообразовательный словарь

Морфемика. Игры со словами (15 часов)

 Состав слова.  Слова-родственники. Трудные случаи написания корней. Приставки, суффиксы, окончания. Игры со словами.

Морфология. Части страны «РЕЧИ» (8 часов) 

 Части речи. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. Назначение местоимений. Глагол – часть страны Речь. Царство наречий. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Синтаксис. Пунктуация. Слово о предложениях  (11часов)

 Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения сложные и простые. Однородные члены предложения. Пунктуация.

Лексика. «Жемчужины русского языка» (8часов) 

О многозначных словах. Омонимы, Синонимы, Антонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.

РАЗДЕЛ 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование разделов

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Дорога к письменности (1час)

История возникновения письменности на Руси. Изобретение славянской азбуки.

1

1

2

3

Путешествие в мир фонетики (6 часов)

Как рождаются слова. Почему их так называют?

1

1

4

Озорные буквы.

1

1

5

Невидимки буквы.

1

1

6

Удивительные звуки.

1

1

7

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

1

8

Шуточная мини-викторина для смекалистых «Догадайся!»

1

1

9

Орфоэпические нормы языка (5 часов)

Почему мы так говорим?

1

1

10

Ударение меняет значение слов.

1

1

11

Правильное произношение слов «пришельцев»

1

1

12

Как определить род у «пришельцев»?

1

1

13

Космические загадки с «сюрпризом»

1

1

14

Словари (6 часов)

Зачем нужны словари?

 Какие бывают словари?

1

1

15

Как работать со справочной литературой?

1

1

16

Орфографический словарь.

1

1

17

Толковый словарь.

1

1

18

Словообразовательный словарь

1

1

19

Проверь себя. Как я умею работать со словарём?

1

1

20

Морфемика. Игры со словами (15 часов)

Из чего «строятся» слова?

1

1

21

Состав слова

1

1

22

Слова-родственники

1

1

23

Трудные случаи написания корней.

7

1

6

24

Приставки, суффиксы, окончания.

2

2

25

Хитрые превращения

1

1

26

Игра со словами

1

1

27

Интеллектуальный марафон.

1

1

28

Морфология. Части страны «РЕЧИ». (8 часов)

Как морфология порядок навела. ( О частях речи).

1

1

29

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1

1

30

Очень занимательное – имя прилагательное.

1

1

31

Универсальные заменители. Назначение местоимений.

1

1

32

Глагол - часть страны Речь.

1

1

33

В царстве наречий.

1

1

34

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

1

1

35

Викторина «Путешествие по стране «РЕЧИ»

1

1

40

Синтаксис. Пунктуация. Слово о предложениях. (11 часов)

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

1

1

36

Грамматическая основа предложения.

2

2

37

Главные и второстепенные члены предложения.

4

1

38

Предложения простые и сложные.

1

1

39

Однородные члены предложения.

2

2

40

Пунктуация.

1

1

41

Лексика. «Жемчужины русского языка». (8часов)

Слово одно, а значений – несколько. ( О многозначных словах).

1

1

42

Слова – тезки (омонимы)

1

1

43

Одно и то же, но по- разному.

 (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1

1

44

Слова с противоположным значением (антонимы)

1

1

45

Новые слова (неологизмы).

1

1

46

Крылатые слова

1

1

47

Фразеологические термины. Многозначность фразеологизмов.

1

1

48

Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

1

1

Итого

60

4

56

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ 4 КЛАССА.

№ п/п

Наименование разделов

Наименование тем

Содержание

Всего часов

       Дата

план

факт

1

Дорога к письменности (1час)

История возникновения письменности на Руси. Изобретение славянской азбуки.

История возникновения письменности на Руси. Изобретение славянской азбуки.

1

2

Путешествие в мир фонетики (6 часов)

Как рождаются слова. Почему их так называют?

Как рождаются слова. Почему их так называют? Озорные буквы. Невидимки буквы. Удивительные звуки. Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

3

Озорные буквы.

1

4

Невидимки буквы.

1

5

Удивительные звуки.

1

6

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

7

Шуточная мини-викторина для смекалистых «Догадайся!»

1

8

Орфоэпические нормы языка (5 часов)

Почему мы так говорим?

Ударение меняет значение слов. Правильное произношение слов «пришельцев». Как определить род у «пришельцев»? Космические загадки с «сюрпризом»

1

9

Ударение меняет значение слов.

1

10

Правильное произношение слов «пришельцев»

1

11

Как определить род у «пришельцев»?

1

12

Космические загадки с «сюрпризом»

1

13

Словари (6 часов)

Зачем нужны словари?

 Какие бывают словари?

Зачем нужны словари? Какие бывают словари? Как работать со справочной литературой? Орфографический словарь. Толковый словарь. Словообразовательный словарь

1

14

Как работать со справочной литературой?

1

15

Орфографический словарь.

1

16

Толковый словарь.

1

17

Словообразовательный словарь

1

18

Проверь себя. Как я умею работать со словарём?

1

19

Морфемика. Игры со словами (15 часов)

Из чего «строятся» слова?

Состав слова.  Слова-родственники. Трудные случаи написания корней. Приставки, суффиксы, окончания. Игры со словами.

1

20

Состав слова

1

21

Слова-родственники

1

22

Трудные случаи написания корней.

1

23

Правописание парных согласных

1

24

Правописание парных согласных

1

25

Безударные гласные в корне слов.

1

26

Безударные гласные в корне слов.

1

27

Непроизносимые согласные

1

28

Трудные случаи написания слов.

1

29

Приставки, суффиксы, окончания.

30

Приставки, суффиксы, окончания.

1

31

Хитрые превращения

1

32

Игра со словами

1

33

Интеллектуальный марафон.

1

34

Морфология. Части страны «РЕЧИ».(8 часов)

Как морфология порядок навела. ( О частях речи).

Части речи. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. Назначение местоимений. Глагол – часть страны Речь. Царство наречий. Служебные части речи: предлог, союз, частица

1

35

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1

36

Очень занимательное – имя прилагательное.

1

37

Универсальные заменители. Назначение местоимений.

1

38

Глагол - часть страны Речь.

1

39

В царстве наречий.

1

40

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

1

41

Викторина «Путешествие по стране «РЕЧИ»

1

42

Синтаксис. Пунктуация. Слово о предложениях. (11 часов)

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения сложные и простые. Однородные члены предложения. Пунктуация

1

43

Грамматическая основа предложения.

1

44

Грамматическая основа предложения.

1

45

Главные и второстепенные члены предложения.

1

46

Главные и второстепенные члены предложения.

1

47

Второстепенные члены предложения.

1

48

Второстепенные члены предложения.

1

49

Предложения простые и сложные.

1

50

Однородные члены предложения.

1

51

Однородные члены предложения.

52

Знаки препинания при однородных членах.

1

53

Лексика. «Жемчужины русского языка». (8часов)

Слово одно, а значений – несколько.( О многозначных словах).

О многозначных словах. Омонимы, Синонимы, Антонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.

1

54

Слова – тезки (омонимы)

1

1

55

Одно и то же, но по- разному.

 (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

1

1

56

Слова с противоположным значением (антонимы)

1

1

57

Новые слова (неологизмы).

1

1

58

Крылатые слова

1

1

59

Фразеологические термины. Многозначность фразеологизмов.

1

1

60

Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

1

1

Итого

60

                                                               

                                                                   

   РАЗДЕЛ  4

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

-  развитие коммуникативной компетентности детей;  

-  применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

 - участие в городских  олимпиадах.

Личностные:

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- готовность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Предметные:

- подбирать  к словам синонимы, антонимы;

- выполнять фонетический разбор слов;

- разбирать слова по составу;

- разбирать слово как часть речи;

- выполнять разбор простого и сложного предложений;

- видеть в словах изученные орфограммы;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

 - графически объяснять выбор написания;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Метапредметные:

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

РАЗДЕЛ  5

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

      Для  учителя:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1991.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 2005.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 2005.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2009.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 2010.

9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2006.

10. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

11. Дик Н.Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. – ООО «Феникс», 2010.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района г. Волгограда

РАССМОТРЕНА:                    СОГЛАСОВАНА:                            УТВЕРЖДЕНА:

на заседании МО                  зам. директора по УВР              решением экспертного совета

начальных классов              ________Т. П. Болотина           протокол «___»____ 2014г. №__

Протокол №__                      «__»_______2014г.                    приказом директора школы

От «__»____2014г.                                                                    от «__»____2014г. №____

Руководитель МО                                                                      Директор школы

_________С. Н. Глезер                                                               __________А. И. Рекунова

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 ДЛЯ 4 КЛАССА

(ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ)

Учитель: Протасова Н.И.

Волгоград 2014

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района г. Волгограда

РАССМОТРЕНА:                    СОГЛАСОВАНА:                            УТВЕРЖДЕНА:

на заседании МО                  зам. директора по УВР              решением экспертного совета

начальных классов              ________Т. П. Болотина           протокол «___»____ 2014г. №__

Протокол №__                      «__»_______2014г.                    приказом директора школы

От «__»____2014г.                                                                    от «__»____2014г. №____

Руководитель МО                                                                      Директор школы

_________С. Н. Глезер                                                               __________А. И. Рекунова

ПРОГРАММА

КУРСА

«УРОКИ ШКОЛЫ ГРАМОТЕЯ»

                                                    Авторы – составители:

                                                                                    Протасова Н. И. учитель начальных классов,

                                                                      первая квалификационная категория.

                                                                            Глезер С. Н. учитель начальных классов,

                                                                     первая квалификационная категория.

2014 год.

Пояснительная записка к рабочей программе

Предмет-русский язык

Класс - 4 «А»

Уровень - базовый

Всего часов на изучение программы - 60

Количество часов в неделю – 2 час

Программа – «Уроки школы грамотея»

составлена Протасовой Н.И. и Глезер С.Н., 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые уроки школьной отметки

 Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.                                 Марк Аврелий  ...

Первые уроки школьной оценки

Родительское собрание в 3 (или 2) классе....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;  формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Уроки школы грамотея» для 2 - 4 класса

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихс...