Первые уроки школьной оценки
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Первые уроки школьной отметки
«Измени своё мнение о вещах,
которые тебя огорчают,
и ты будешь в полной
безопасности от них».
Марк Аврелий
Хорошими люди становятся больше
от упражнения, чем от природы.
Цицерон
1.Вступительное слово учителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Целенаправленно наблюдая последние годы за общением школьников, слушая их разговоры между собой в школах, в общественном транспорте, вспоминая собственные школьные и университетские годы, я пришела к выводу, что почти 99,8 процента разговоров учащихся между собой касается либо отметок - какую поставили, на какую есть надежда, либо учителей и - кто "злой", а кто "добрый" (в смысле оценок). К большому сожалению, дети и молодые люди почти не обсуждают проблемы и неразгаданные тайны природы, не строят смелые гипотезы относительно будущего - только оценка занимает их ум, она нависла страшным дамокловым мечом над детскими душами. Вокруг оценок в основном крутятся также и разговоры родителей с детьми.
2. Анализ анкет и финал картины «Опять двойка» Ф.Решетникова с позиции сегодняшнего дня.
Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности»
Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!".
- А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли? - возмутятся некоторые родители.
Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите.
А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир!
3.Опрос родителей «Азбука учебного труда».
- Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
- Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
- Если ребенок ходит в группу продленного дня, то все ли уроки он должен делать там?
- Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении домашнего задания?
- Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил домашнее задание небрежно?
- Чем занимаетесь вы , когда ребенок учит уроки?
- Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения домашнего задания?
3.Есть проблема - есть решение
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №1.
Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным и интересным? Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашние задания?
РЕШЕНИЕ:
- Старайтесь приучать ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.
- Постоянно требуйте порядка на рабочем столе.
- Если ребёнок делает уроки в вашем присутствии, пусть комментирует всё, что делает.
- Если он делает что-то не так, не спешите его ругать: для него простое задание может быть трудным – объясните ему его.
- Учите ребёнка не отвлекаться при выполнении заданий, напоминайте о времени.
- Постоянно напоминайте, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
- Не заставляйте ребёнка переписывать много раз – это подорвёт ваш авторитет и ребёнок потеряет интерес к школе и к учению.
- Учите ребёнка выполнять любое дело без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ №2.
Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается, делом не занимается.
РЕШЕНИЕ
Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению.
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.
- 1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
- 2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.
- Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Сообщение классного руководителя об организации учебной работы детей дома.
У ребенка должно быть свое постоянное рабочее место. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном (под углом 45 градусов) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Все должно находиться на своих местах. Перед глазами - календарь и расписание уроков.
При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в
8 – 9 раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
Следует запомнить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашнее задание.
Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут работы второкласснику следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно сделать несколько физических упражнений.
Приступать к выполнению домашнего задания ребенку лучше всего через один или полтора часа после возвращения его из школы. Чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- во втором классе – до полутора часов;
- в третьем и четвертом классах – до двух часов;
Анкета для учащихся №1
Если я получаю хорошую отметку, то________________________________
Если я получаю плохую отметку, то__________________________________
Мои родители говорят, что я могу учиться____________________________
Мои родители говорят, что я не могу учиться__________________________
Если я получаю «пять», то родители мне______________________________
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят
_________________________________________________________________
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они_______________
_________________________________________________________________
Родители хотят, чтобы я____________________________________________
_________________________________________________________________
Анализ учащимися картины И. Репина «Опять двойка».
- Понравилась тебе картина или нет?_________________________________
- Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
________________________________________________________________
- Как ему живется в родном доме?
________________________________________________________________
- Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
________________________________________________________________
- Хотелось бы тебе ему помочь? ____________________________________
- Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?
_________________________________________________________________
- Как, по твоему мнению, закончится эта история?______________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________
Ф.и.о. 1 из родителей________________________________
Анкета для родителей №1
Я знаю, что школьная отметка - это________________________________
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это________________
______________________________________________________________
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его_____________________
_______________________________________________________________
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него_________________
_______________________________________________________________
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_____________________
_______________________________________________________________
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я___________________
_______________________________________________________________
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я___________________
_______________________________________________________________
Анкета для родителей № 2
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
-Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
- Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
- Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится
- Сколько можно тебе это объяснять!
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно?
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
- Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
- Посмотри, как я учился, а ты?
5. Страничка “Аккуратная тетрадь”. Приложение №1, слайд № 31
Когда откроешь новую тетрадь.
Как снег, белеет первая страница,
Тетрадь с волнением торопится узнать –
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придется ей краснеть?
Учитель называет фамилии детей, которые аккуратно работают в тетрадях. В классе оформлена выставка лучших тетрадей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые уроки школьной отметки
Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них. Марк Аврелий ...
Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"
Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...
Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"
Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....
Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"
Презентация для родительского собрания...
Родительское собрание. Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки.
Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки. Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,и ты будешь в полной безопасности от них. Цели:Объединить усилия...
Первые уроки школьной оценки. 2 класс
Цель: объяснить родителям значение школьной оценки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка....
Родительское собрание "Первые уроки школьной оценки"
Задачи родительского собрания:-показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка второго года обучения-формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенкаФорма прове...
Комментарии
Первые уроки школьной оценки.
Первые уроки школьной оценки
Первые уроки школьной оценки
Первые уроки школьной оценки