Обучение грамоте
Тема: Слова, называющие признак предмета (урок по обучению грамоте). Цель: формировать представление о признаках предметов, учить учащихся подбирать к словам предметам их признаки, согласовывать слова по смыслу, закреплять навыки чтения слов и предложений с изученными буквами, развивать речь учащихся Оборудование. Опорные таблицы, обобщающие пройденный материал ("запоминалки");
карточки, задающие формы работы (коллективную, парную и т. д.); картинка девочка, картинки шарики (большой из красной бумаги, маленькие – красный и еще один маленький – синий); набор предметных и сюжетных картинок. ХОД УРОКА I. Организационный момент Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Он полон открытий И полон тревог. Ты учителя внимательно слушай, Чтоб задания выполнить смог.
II. Повторение Учитель. Посмотрите на наши "запоминалки". Вот сколько мы уже знаем! Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? Дети. Мы изучаем слова. У. Зачем нужны слова? Какую работу они выполняют? Д. Слова называют предметы, действия. У. На какой вопрос отвечают слова, называющие предмет? Д. Слова, называющие предмет, отвечают на вопросы: кто? что? У. Что называют слова, отвечающие на вопрос: что делает? Д. Эти слова называют действия предмета. III. Работа в группах. Дидактическая игра "Вопрос, предмет, действие" У. Давайте поиграем в игру, в которой надо называть предмет и его действие! Все вместе! Учитель ставит табличку "Вместе".
– Первый ряд ставит вопрос к предмету, второй – называет предмет, первый ряд – ставит вопрос к действию, третий – называет это действие. Д. Кто? – Дерево. – Что делает? – Растёт. | Д. Кто? – Лягушка. – Что делает? – Прыгает. | Д. Что? – Телефон. – Что делает? – Звонит. | Д. Кто? – кот. – Что делает? – Спит. | Д. Что? - Шарик – Что делает? – Летит. | Д. Кто? – Дедушка. – Что делает? – Читает. | Д. Кто? – Цыпленок. – Что делает? – Клюет. | Д. Кто? – Бабушка. – Что делает? – Вяжет. | Д. Что? – Ручей. – Что делает? – Журчит. |
IV. Новый материал У. Молодцы! A теперь работает каждый сам. Учитель ставит табличку "Индивидуальная работа".
– Слушайте задание, выполняйте его только в том случае, если оно задано четко и точно, не попадитесь в ловушку". На доске – девочка и разноцветные шарики. – Назовите предмет. Д. К то? Девочка. У. Назовите действие предмета. Д. Что делает? Бежит. Улыбается. У. Назовите этот предмет. Д. Что? Шарик. У. Назовите этот предмет (показывает на другой шарик). Д. Что? Шарик. У. Выйдите к доске и возьмите шарик. Д. "Ловушка"! "Ловушка"! К доске выходит Арина. Арина. Я не могу выполнить задание. Оно задано неточно. У. Уточни задание. Арина. Надо спросить, какой шарик. Вопрос выносится на доску. У. Я отвечу одним словом – красный. Повторите это слово хором. Что называет это слово? Предмет? Д. Нет. У. Действие предмета? Д. Нет. У. Что же называет слово, которое отвечает на вопрос: какой? Вспомните уроки математики. Там вы сравнивали предметы по цвету, форме, по другим... Д. Признакам! Слово выносится на доску. У. Продолжим игру. Уточняйте задание для Арины хором. Арина, подари девочке шарик. Д. Какой? У. Арина, возьми красный шарик. Д. Какой? У. Арина, возьми красный, большой шарик. Арина выполняет задание. – Какие признаки шарика я назвала? Д. Большой, красный. У. Назовите словом еще какие-либо признаки этого предмета. Д. Шарик какой? – Воздушный. – Лёгкий.
У. На какой вопрос они отвечают? Д. Какой? У. Что они называют? Д. Признак предмета. У. У нас получилась новая "запоминалка".
– Но как нам обозначить слова-признаки на модели? Дети предлагают свои варианты:
– Как удобнее? А как в учебнике? Дети заглядывают в учебник и договариваются об обозначении слов, называющих признаки, значком .
V. Физкультминутка У. Пока будем отдыхать, будем называть и показывать признаки предметов. Гора какая? Высокая. (Руки вверх.) А этокакая? Низкая. (Руки вниз, присесть.) Море какое? Широкое. (Руки в стороны.) Река какая? Узкая. (Руки свести.) VI. Работа по учебнику У. Посмотрите на картинку на с. 12. Назовите предмет слева. Д. Мяч. У. Назовите предмет справа. Д. Мяч. У. Как их различить? Д. Один большой, а другой маленький. У. Что называют слова "большой", "маленький"? Д. Они называют признаки предмета. У. Посмотрите на схему. Как вы думаете, о чем догадался дядюшка Ага? Д. О том, что у одного предмета может быть несколько признаков.
VII. Дидактическая игра «Мои друзья»
– Слушайте задание, перед вами копилка. Соберите слова вместе по какому-то признаку. Задай вопросы для игры «Мои друзья». парта, холодный, бумажный, шарик, большой, качает, веселый, девочка, маленький, портфель, прыгает, красный, играет, квадратный, кричит, сладкий, волшебный, мячик, кислый, твёрдый, кукла,
- МОИ ДРУЗЬЯ –
- МОИ ДРУЗЬЯ –
__________________________________________________
- МОИ ДРУЗЬЯ –___________________________________
__________________________________________________
VIII. Работа в парах. Дидактическая игра (Составляем загадки об объектах)
У. А сейчас я загадаю загадку. Я назову признаки одного предмета, а вы догадайтесь, какой предмет
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? | овальный | А не | зеркало | жёлтый | А не | яблоко | сочный | А не | апельсин | кислый | А не | сыр |
Д. Лимон
Модель загадки
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? |
У. А теперь вы поработайте парами и придумайте такие загадки. Учитель ставит табличку.
Дети составляют загадки. Пары задают загадки друг другу.
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? | маленький | А не | орех | усатый | А не | сом | пушистый | А не | козёл | полосатый | А не | тигр |
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? | холодная | А не | лёд | длинная | А не | ремень | ядовитая | А не | лягушка | чёрная | А не | земля |
И т. д.
IX. Итог урока У. Узнали ли вы что-нибудь новое о словах? Д. Да. Слова могут называть предметы, действия предметов и признаки предметов. У. На какой вопрос отвечают слова, называющие признаки предметов? Д. Какой? какая? какое? какие? У. Как будем обозначать эти слова на модели? Дети показывают новые карточки.
У. А теперь ответьте на вопросы: урок какой? Д. Интересный. У. Ученики какие? Д. Внимательные У. Учитель какой? Д. Строгий.
|