Рабочая программа по развитию речи 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Программа факультативного курса
«Развитие речи»
Разработала. Тунгусова Светлана Викторовна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения».
Курган 2015 год
Пояснительная записка.Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс
Актуальность.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цель программы – формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи 1) формирование умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
2) развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;
3) формирование умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Условия реализации программы.
При организации[1] занятий по развитию речи необходимо применять:
- Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
- Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
- Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
- Написание сочинений по готовому плану.
Курс «Развитие речи» ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.
При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.
Распределение учебного материала
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Изложение | Сочинение | ||
1 | Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания | 2ч | 3ч |
2 | Переход от одной части текста к другой должен быть плавным | 4ч | 4ч |
3 | Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом | 4ч | 2ч |
4 | В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений | 3ч | 7ч |
Содержание учебного материала
- Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.
Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.
- Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.
Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.
- Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.
Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.
- В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.
Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование.
Методические рекомендации по работе над сочинением.
На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку «2» за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.
Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.
[1] Для проведения занятий необходимо использовать пособие С.А. Есениной «Как научить Вашего ребенка писать сочинения» и «Как научить вашего ребенка писать изложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...