Рабочая программа по развитию речи 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Тунгусова Светлана Викторовна

Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Программа факультативного курса

«Развитие речи»

Разработала. Тунгусова Светлана Викторовна  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения».

 

Курган 2015 год


Пояснительная записка.

Программы факультативного курса «Развития речи» 2 класс

Актуальность.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а  у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель программы – формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи          1) формирование умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

        2) развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;

        3) формирование умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.

Условия реализации программы.

При организации[1] занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
  • Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • Написание сочинений по готовому плану.

Курс «Развитие речи» ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.

Прогнозируемый результат.

Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.


Распределение учебного материала

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Изложение

Сочинение

1

Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания

2

Переход от одной части текста к другой должен быть плавным

3

Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом

4

В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений

 

Содержание учебного материала

  1. Порядок слов в  предложении не должен нарушать их смысла и звучания.

Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.

     

  1. Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.

Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.

  1. Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не            должны употребляться рядом.

     Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.

Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.

  1. В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.

Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими  смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование. 


Методические рекомендации по работе над сочинением.

На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку «2» за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.

Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.


[1] Для проведения занятий необходимо использовать пособие С.А. Есениной «Как научить Вашего ребенка писать сочинения» и «Как научить вашего ребенка писать изложения»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...