Памятки
консультация по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Памятки по русскому языку и математике для учеников и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.89 КБ |
![]() | 20.96 КБ |
![]() | 16.68 КБ |
![]() | 15.12 КБ |
![]() | 18.35 КБ |
![]() | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Орфография
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
- Пропуск буквы, замена букв.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- звонок
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси-на, паль-то, чай-ник, кас-са
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и обозначь мягкость согласной перед ним зелёной точкой, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель, тень, пень.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
ОРФОГРАФИЯ СЛОВА ЗАВИСИТ ОТ МЕСТА ОРФОГРАММЫ В СЛОВЕ
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна - волны.
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Ягода, ягода, ягода.
Хоккей, хоккей, хоккей.
- Парные звонкие и глухие согласные в корне.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, выдели корень, подбери проверочное однокоренное слово, где после согласной стоит гласная.
Мороз – морозы;
Ягодка – ягода.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Илья, Соловьев, Омск
- Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, выдели корень, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Вьюга, листья, соловьи
Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова или между корнем и окончанием.
- Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звездный – звезда;
Честный – честь
13. Гласные и согласные в приставках, суффиксах
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой или суффиксом.
Полетели, побежали, потянули.
Расписался.
Разбежался.
Замочек – замочка, ключик – ключика (выделить суфф.)
14. Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега
15. Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Съест, объявления, объем.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед корнем начинающимся с букв Е,Ё,Ю,Я.
16.Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
17.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще два слова с этой орфограммой.
Водовоз, самолет, рыболов.
18.НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
гл. гл.
Не_пришел, не_выучил.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
19.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж.
Проверь словом-помощником. Выдели окончание.
На опушке (на лисе,1 скл., П.п.), у речки (у земли 1 скл., Р.п.), нет ночи (нет степи,3 скл., Р.п.)
падежи | 1 склонение лиса, земля | 2 склонение слон, конь | 3 склонение степь |
Родительный падеж | –и (–ы) | –и | |
Дательный падеж | –е | –и | |
Предложный падеж | –е | –е | –и |
20.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
21.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Определи лицо и число. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
22.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения – И
Спряжение глаголов
I спряжение | II спряжение |
Все глаголы НЕ на – ИТЬ + исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ | Все глаголы на – ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. |
Личные окончания глаголов
I спряжение | II спряжение |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ | –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ |
Пишет – писать (I спряжение); ставит – ставить (II спряжение)
23.Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?),
беречь, стеречь.(н.ф.)
Пунктуация
24. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине !(восклиц.) Слава труду !
25. Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О | О и О |
О, а О | О да (=и) О |
О, но О | |
О, да (= но) О | |
О и О,и О,и О |
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
26. Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
27.Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Ребята, берегите учебники! О,
28.Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .
29.Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка.
“ П ?” - а.
Предварительный просмотр:
Синтаксический разбор предложения
- По цели высказывания:
повествовательное - сообщает
побудительное – содержит совет, просьбу, приказ
вопросительное- содержит вопрос
- По интонации ( воскл., невоскл.)
- Распространенное или нераспространенное.
- Грамматическая основа:
подлежащее (кто? что? ) ___________ выражено (сущ., мест. или сочетанием слов)
сказуемое ( что делает? каков?) _____________
выражено( глагол, сущ., прил. краткой формы)
- Второстепенные члены:
- Задаю вопрос от подлежащего:
какой? чей? - определение выражено
(прилагательным, притяжательным местоимением)
- Задаю вопрос то сказуемого :
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?- обстоятельство _ . _ . _ . _ . _ выражено
кого?чего? кому?чему? кого?что? кем?чем? о ком? о чём? – дополнение _ _ _ _ выражено ( сущ.)
кто? что? что делает? каков?
подлежащее сказуемое
какой где? кого? чего?
какая куда? кому? чему?
какое? когда? кого? что?
какие? откуда? кем? чем?
чей? чья? почему? о ком? о чём?
чьё? чьи? зачем? дополнение
определение как? _ _ _ _ _
обстоятельство
_ . _ . _ . _
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Разбор слова по составу 1.Определить часть речи. 2 Найти окончание и основу слова. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова: Существительные изменяются по числам и падежам ( один –много, есть, нет, вижу, доволен, думаю) Прилагательные – по числам и родам ( какой? какая? какое? какие?) Глаголы наст. и буд. времени – по лицам и числам(я, мы, он, они) прош. времени – по числам и родам Основа – часть слова без окончания. 3. Найти корень. Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова –слова связанные по смыслу и имеющие такой же корень. 4. Найти приставку – часть слова перед корнем. Приставку можно убрать или заменить. Нужно доказать, что такая приставка по написанию и значению есть и в других словах. 5. Найти суффикс - часть слова между корнем и окончанием. Нужно доказать, что такой же суффикс по написанию и значению есть в других словах. Например: Подлокотник (сущ.) приморский(прил.) Подлокотники приморская Локоть, локоток море, моряк Подставка придорожный Подстаканник детский, городской | Разбор слова по составу 1.Определить часть речи. 2 Найти окончание и основу слова. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова: Существительные изменяются по числам и падежам ( один –много, есть, нет, вижу, доволен, думаю) Прилагательные – по числам и родам ( какой? какая? какое? какие?) Глаголы наст. и буд. времени – по лицам и числам(я, мы, он, они) прош. времени – по числам и родам Основа – часть слова без окончания. 3. Найти корень. Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова –слова связанные по смыслу и имеющие такой же корень. 4. Найти приставку – часть слова перед корнем. Приставку можно убрать или заменить. Нужно доказать, что такая приставка по написанию и значению есть и в других словах. 5. Найти суффикс - часть слова между корнем и окончанием. Нужно доказать, что такой же суффикс по написанию и значению есть в других словах. Например: Подлокотник (сущ.) приморский(прил.) Подлокотники приморская Локоть, локоток море, моряк Подставка придорожный Подстаканник детский, городской |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лексическое значение : обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы:
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Морфологические признаки:
- Качественное, относительное или притяжательное
Качественное
признак можно усилить или ослабить
сильный - сильнее – самый сильный, сильнейший;
можно подобрать антоним злой-добрый
можно образовать краткую форму: красив, красива, красивы;
можно образовать прилагательное
с приставкой не: невкусный;
с суффиксом –оват\еват- или -оньк\еньк-
сладковатый, сладенький
Относительное
Признак материала, времени, места, назначения
Деревянный, осенний, комнатный, детский
Образовано от существительных или глаголов,
Образовано с помощью суффиксов: -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -ан\ян-
Притяжательное
Признак принадлежности человеку или животному
Лисий, волчий, мамин, Светин
Образовано с помощью суффиксов -ий-, -ин\ын-, ов
Коровий, заячий, папин, куницын, дедов, отцов
- Согласуется с существительным по роду, числу, падежу.
Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного.
Правописание окончаний имен прилагательных проверяется вопросом.
Стол (какой ?) большой, деревянный, синий
Парта ( какая ?) большая , синяя
Озеро ( какое ?) большое синее
Цветы ( какие ?) красные синие
У прилагательных мужского и среднего рода в Р п пишется окончание -ого- \ -его-
После шипящей написание окончаний прилагательного, как и существительного, зависит от ударения:
под ударением - гласная о, без ударения – гласная е
Чужой свечой \ дремучей чащей
Роль в предложении
Определение :
Выплыло на (какое?) голубое небо (какое?)красное солнце.
Сказуемое:
Весна ранняя. ( была ранняя\ будет ранняя)
Воздух сегодня (каков?) чист и свеж .(краткая форма )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.
В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Памятки по чтению для младших школьников
Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...
Работа над предложениями. Памятки для учащихся.
Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
памятка по правописанию орфограмм
В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...