Технологическая карта урока русского языка в 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цветкова Маргарита Александровна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему: "Перенос слов с разделительным мягким знаком".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе

учителя начальных классов ГБОУ ООШ №460 Цветковой М.А.

на тему: «Перенос слов с разделительным мягким знаком».

Тема

«Перенос слов с разделительным мягким знаком».

Цель темы

         

 - закреплять знания учащихся о мягком знаке как о показатели

              мягкости согласного; познакомить учащихся со способом                      

                  переноса слов с Ь знаком в середине слова;

            - развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать  

              слова, анализировать, классифицировать

- воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку,          внимание к слову учителя и одноклассников.

Основное содержание темы, термины и понятия

Научить писать слова с мягким знаком-показателем мягкости; находить в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуковая запись твёрдого и мягкого согласного: [н]ос, [н′]ёс.

Научить переносить слова с разделительным мягким знаком.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Умение правильно писать слова с мягким знаком – показателем мягкости. Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками. Регулятивные: развитие умения написания слов с мягким знаком – показателем мягкости. Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

Организация пространства

Межпредметные зоны

Формы работы

Ресурсы

Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Фронтальная, в парах, индивидуальная, дифференцированная

Климанова. Русский язык. 2 класс. Наглядный и раздаточный материал.

Цель

1.Организационный этап

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Прозвенел звонок для нас все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

        Тихо сели, спинки прямо.

        Все с улыбкою вздохнём, наш урок начнём!

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (3), «понимание» (П), «умение»(У)

Диагностические задания

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы с вами научимся писать слова с мягким знаком-показателем мягкости; находить в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, вспомним твёрдые и мягкие согласные звуки; повторим звуковую запись твёрдого и мягкого согласного: [н]ос, [н′]ёс.

Научимся переносить слова с разделительным мягким знаком.

3. Актуализация знаний.

Цель

 Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

УДД:  

  • регулятивные (целеполагание; планирование);
  • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).

Задание 1 (З) упр.61.

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснуться и вставать!  (С. Михалков)

Задание 2 (П)

Какие звуки произносятся мягко?

Задание 3 (У)

Чистописание.

Алфавит продолжит наш.

Буква Л – лесной шалаш.

Найдите закономерность и продолжите: Л /лл/ЛЛ/ллл/ЛЛЛ

Задание 4.(З)

      Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп.       Спишите. На мели мы налима нашли.

        Задание 5. (У)

        Игра «Закончи фразу».

        В зоопарке разные звери: рыжая …(лиса), сильный …(лев), красивый …(лось), белокрылый …(лебедь).

Прочитай.

Произнеси звуки, обозначенные выделенными буквами.

Какое различие в звуковой записи твёрдого и мягкого согласного?

(после буквы, обозначающей этот мягкий согласный звук, сверху ставим запятую).

Написать букву Л, дать характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

4. Первичное усвоение новых знаний

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

           2)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

    3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

    4)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • регулятивные (целеполагание, планирование);
  • логические  (анализ, обобщение);
  • познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

Задание 1.(З - П)

Наблюдение над ролью мягкого знака.

У меня знакомых - тьма. Не могу их счесть сама,

Потому что, кто пройдёт, тот и руку мне пожмёт. (Дверь).

 - Итак, тема нашего урока… (обозначение мягким знаком мягкости согласного  звука в конце слова)

Задание 2.(З)

Прочитайте сведения о языке.

 

Произнесите последнее слово.

 Какой звук слышится в конце слова? (р)

Дайте характеристику этому звуку.

(Он согласный, звонкий, непарный, мягкий)

- Как на письме обозначена мягкость согласного на конце этого слова? (Буквой ь)

Запишите транскрипцию этого слова:

[дв′эр′] – учитель записывает на доске.

Чтобы обозначить мягкость согласного звука в звуковой записи после буквы, обозначающей этот мягкий согласный звук, сверху ставим запятую.

5.  Первичная проверка понимания

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

Задание 1

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Принимайтесь труд любить.  (С. Михалков)

Задание 2

            Спиши последнее предложение. Подчеркни буквы, которые          обозначают мягкость согласных звуков.

Задание 3 (У)

Взаимопроверка. Работа в парах.

Поменяйтесь тетрадями, прочитайте у товарища. Назовите друг другу буквы, которые вы подчеркнули.

Задание 4 (П-У)

Работа с правилом

Прочитайте.

Найдите слова с выделенными буквами.

Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами.

Сравните звуки. Что общего?

(Все звуки произносятся мягко)

А какая буква стоит после выделенных букв? (Буква ь).

Прочитайте правило.

Какую работу выполняет мягкий знак?(Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко)

5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

  • познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

– Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Птиц и зверей)

- Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму:

       Любит рыбу, любит мед,

       Из деревьев дуги гнет.  (Медведь)

-А знаете ли вы, что у медведей плоскостопие: подошва и пятка ступни одинаково касаются поверхности земли. На каждой лапе у них по пять длинных кривых когтя, которыми медведь одинаково хорошо копает землю (или лед) и справляется с добычей. Питается медведь не только мёдом, но и рыбой, кореньями, муравьями. У медведей 42 зуба. У белых медведей черная кожа, что позволяет им быстро сохнуть.

       Лесники её котят

       Взять домой не захотят.

       Ей не скажешь: «Кошка – брысь!»,-

       Потому что это …  (рысь)

           Пусть я птичка – невеличка.

            У меня, друзья, привычка,

            Как начнутся холода,

            Прямо с севера – сюда.

            Каждый год я к вам лечу

            Зимовать у вас хочу.

            И еще красней зимой

            Ярко – красный галстук мой.  (Снегирь)

Физкультминутка.

Хомка , Хомка, хомячок полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать.

Вывод:

 - Какую букву написали на конце слов?

- Что она обозначает?

- В какой части слова?

6. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; провести  закрепление дифференцировано.

УДД:

  • регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
  • познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Дифференцированная работа.

1 уровень. Задание для тех, кто может работать с моделями слов и не боится трудностей.

Игра «Животные, птицы, рыбы».

2 уровень. Задание для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.

Составить слова и придумать с ними предложение. Запомнить их написание. ТОЧ ЛАС КА КА ГУШ ЛЯ ШАДЬ ДО

(Ласточка, лягушка, лошадь)

3 уровень. Задание для тех, кто тему понял не очень хорошо.

Выписать из словарика слова, в которых мягкий знак служит показателем мягкости согласного звука.

Игра: распредели в три столбика слова – названия животных, птиц и рыб:

, у л, э н,],  [г о л у п,],  [а л, э н,], [к а р а с,], [л о ш а т,],  [г у с,],

[с н ,и г, и р,], [о к у н,],[с, э л, т,].

животные

птицы

рыбы

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

УДД:

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Игра «Занимательные квадраты»

Репродуктивное задание

Составить из предложенных слогов слова. КИ, ДЕНЬ, КИ, МАЛЬ

Импровизационное задание.  

Самоорганизация в деятельности

Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание деятельности.

Упражнение.

Как превратить уголки в маленькие угли, а из галки сделать мелкие камешки?(угол-уголь, галка-галька)

Заполни пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.

Ь  

М  

О

Ь

Т    

О

Ь

Ц

О

Ь  

М

А

Ь

К

И

Ь

К

И

(Письмо, пальто, кольцо, пальма, коньки, пеньки)

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего

Цель: Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

УДД:

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Итог урока.

 Какая буква не обозначает звука?

Как обозначается мягкость согласного на конце слова, в середине?

Найдите слова, в которых мягкий знак служит показателём мягкости согласного звука.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак:

Без него не написать

Тридцать, двадцать,

Десять, пять.

Вместо «шесть» - получим «шест»,

Вместо «есть» - получим «ест».

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? О чём интересном вы расскажете дома родителям? (Медведь почти всеяден. У медведей 42 зуба. Они все плоскостопы. У белых медведей чёрная кожа».)

В результате деятельности реализованы планируемые результаты ФГОС второго поколения.

Системно сформированы у учащихся УУД.

На практике реализованы межпредметные связи.

Работа уч-ся проходила в сотрудничестве с учителем.                                             Уч-ся ощущали себя соавторами урока. 

В ходе урока эффективно использовалась групповая, дифференцированная и индивидуальная формы работы. Содержание работ  носило творческий характер.

Уровень требований к уч-ся  высокий. Контроль осуществляется не только в ходе фронтальной работы, но и в течение самостоятельной работы. На уроке применялся и самоконтроль уч-ся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...