Цель | 1.Организационный этап |
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
| Прозвенел звонок для нас все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбкою вздохнём, наш урок начнём! |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. |
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (3), «понимание» (П), «умение»(У) | Диагностические задания |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке мы с вами научимся писать слова с мягким знаком-показателем мягкости; находить в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, вспомним твёрдые и мягкие согласные звуки; повторим звуковую запись твёрдого и мягкого согласного: [н]ос, [н′]ёс. Научимся переносить слова с разделительным мягким знаком.
3. Актуализация знаний. |
Цель Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УДД: - регулятивные (целеполагание; планирование);
- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
| Задание 1 (З) упр.61. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень! Утром надо не зевать, А проснуться и вставать! (С. Михалков) Задание 2 (П) Какие звуки произносятся мягко? Задание 3 (У) Чистописание. Алфавит продолжит наш. Буква Л – лесной шалаш. Найдите закономерность и продолжите: Л /лл/ЛЛ/ллл/ЛЛЛ Задание 4.(З) Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Спишите. На мели мы налима нашли. Задание 5. (У) Игра «Закончи фразу». В зоопарке разные звери: рыжая …(лиса), сильный …(лев), красивый …(лось), белокрылый …(лебедь). | Прочитай. Произнеси звуки, обозначенные выделенными буквами.
Какое различие в звуковой записи твёрдого и мягкого согласного? (после буквы, обозначающей этот мягкий согласный звук, сверху ставим запятую).
Написать букву Л, дать характеристику звуку, который обозначен этой буквой. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- регулятивные (целеполагание, планирование);
- логические (анализ, обобщение);
- познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
| Задание 1.(З - П) Наблюдение над ролью мягкого знака.
У меня знакомых - тьма. Не могу их счесть сама, Потому что, кто пройдёт, тот и руку мне пожмёт. (Дверь).
- Итак, тема нашего урока… (обозначение мягким знаком мягкости согласного звука в конце слова) Задание 2.(З) Прочитайте сведения о языке.
| Произнесите последнее слово. Какой звук слышится в конце слова? (р) Дайте характеристику этому звуку. (Он согласный, звонкий, непарный, мягкий) - Как на письме обозначена мягкость согласного на конце этого слова? (Буквой ь) Запишите транскрипцию этого слова: [дв′эр′] – учитель записывает на доске. Чтобы обозначить мягкость согласного звука в звуковой записи после буквы, обозначающей этот мягкий согласный звук, сверху ставим запятую. |
5. Первичная проверка понимания
|
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально. УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
| Задание 1 Нитки есть и есть лопата – Можно шить и можно рыть! Уважайте труд, ребята! Принимайтесь труд любить. (С. Михалков) Задание 2 Спиши последнее предложение. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. Задание 3 (У) Взаимопроверка. Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями, прочитайте у товарища. Назовите друг другу буквы, которые вы подчеркнули. Задание 4 (П-У) Работа с правилом
| Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами. Сравните звуки. Что общего? (Все звуки произносятся мягко) А какая буква стоит после выделенных букв? (Буква ь).
Прочитайте правило. Какую работу выполняет мягкий знак?(Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко) |
5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Цель Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
| – Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Птиц и зверей) - Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму: Любит рыбу, любит мед, Из деревьев дуги гнет. (Медведь) -А знаете ли вы, что у медведей плоскостопие: подошва и пятка ступни одинаково касаются поверхности земли. На каждой лапе у них по пять длинных кривых когтя, которыми медведь одинаково хорошо копает землю (или лед) и справляется с добычей. Питается медведь не только мёдом, но и рыбой, кореньями, муравьями. У медведей 42 зуба. У белых медведей черная кожа, что позволяет им быстро сохнуть. Лесники её котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка – брысь!»,- Потому что это … (рысь)
Пусть я птичка – невеличка. У меня, друзья, привычка, Как начнутся холода, Прямо с севера – сюда. Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко – красный галстук мой. (Снегирь) Физкультминутка. Хомка , Хомка, хомячок полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать. | Вывод: - Какую букву написали на конце слов? - Что она обозначает? - В какой части слова?
|
6. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности |
Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; провести закрепление дифференцировано. УДД: - регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
- познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
| Включение нового знания в систему знаний и повторение Дифференцированная работа. 1 уровень. Задание для тех, кто может работать с моделями слов и не боится трудностей. Игра «Животные, птицы, рыбы». 2 уровень. Задание для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может. Составить слова и придумать с ними предложение. Запомнить их написание. ТОЧ ЛАС КА КА ГУШ ЛЯ ШАДЬ ДО (Ласточка, лягушка, лошадь) 3 уровень. Задание для тех, кто тему понял не очень хорошо. Выписать из словарика слова, в которых мягкий знак служит показателем мягкости согласного звука. | Игра: распредели в три столбика слова – названия животных, птиц и рыб: [т, у л, э н,], [г о л у п,], [а л, э н,], [к а р а с,], [л о ш а т,], [г у с,], [с н ,и г, и р,], [о к у н,],[с, э л, т,].
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
| Игра «Занимательные квадраты» Репродуктивное задание Составить из предложенных слогов слова. КИ, ДЕНЬ, КИ, МАЛЬ Импровизационное задание. Самоорганизация в деятельности Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание деятельности. Упражнение. Как превратить уголки в маленькие угли, а из галки сделать мелкие камешки?(угол-уголь, галка-галька) | Заполни пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.
|
|
| Ь | М | О |
|
|
| Ь | Т | О |
|
|
| Ь | Ц | О |
|
|
| Ь | М | А |
|
|
| Ь | К | И |
|
|
| Ь | К | И |
(Письмо, пальто, кольцо, пальма, коньки, пеньки) |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности |
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности |
Самооценка учителя | Оценка присутствующего |
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Итог урока. Какая буква не обозначает звука? Как обозначается мягкость согласного на конце слова, в середине? Найдите слова, в которых мягкий знак служит показателём мягкости согласного звука.
Мягкий знак, мягкий знак Без него нельзя никак: Без него не написать Тридцать, двадцать, Десять, пять. Вместо «шесть» - получим «шест», Вместо «есть» - получим «ест». Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. Рефлексия. Что вам понравилось на уроке? О чём интересном вы расскажете дома родителям? (Медведь почти всеяден. У медведей 42 зуба. Они все плоскостопы. У белых медведей чёрная кожа».)
| В результате деятельности реализованы планируемые результаты ФГОС второго поколения. Системно сформированы у учащихся УУД. На практике реализованы межпредметные связи. Работа уч-ся проходила в сотрудничестве с учителем. Уч-ся ощущали себя соавторами урока. В ходе урока эффективно использовалась групповая, дифференцированная и индивидуальная формы работы. Содержание работ носило творческий характер. Уровень требований к уч-ся высокий. Контроль осуществляется не только в ходе фронтальной работы, но и в течение самостоятельной работы. На уроке применялся и самоконтроль уч-ся. |
|