Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коптева Наталья Викторовна

Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи" (Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Местоимение как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебная цель: освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять  имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по освоению понятия « местоимение», организовать работу по формированию у учащихся умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Цель считается достигнутой, если : ученик дает определение понятия «местоимение»,может найти местоимение в тексте, умеет заменить имя существительное местоимением, умеет отличить местоимение от других частей речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения,  карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.

 

 

 

Ход урока

1.      Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.

 

2.      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

3.      Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1.Чистописание

     ____________________________________

     ____________________________________

     На мёрзл-- землю л-гла з-ма.

-Объясните пропущенные орфограммы.

-Дайте характеристику предложения.

2.Индивидуальная работа у доски.

1)Ёжик

2)На землю.

3.Словарный диктант.

Ворона, воробей, сорока, снегирь, рябина.

-Назовите лишнее слово. Почему?

-Какое самое тяжелое время года для птиц? Почему вы так считаете?

-Какую помощь вы оказывали зимой птицам?

4.Прочитайте  текст и скажите, какая  ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.

- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

 Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

-Запишите этот текст в тетрадь.

 

- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? (  вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на  этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

4. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

 - Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух  греческих слов анти ( вместо) и онима ( имя)

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Как  бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

Все названные местоимения выставляются на доску

Чтение сведений о языке в учебнике на стр.52

         Ребята, послушайте текст.

 

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, сил ы , душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой високий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий!Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит!Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

         Кто же это « он»? (….)

         Почему вы отвечаете по-разному? ( слово он не называет предмета.)

         Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

« Какой замечательный лен!»

 

         В чем же различие существительного и местоимения?

 ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

             

         Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

         С какой целью  мы употребляем  местоимения в  нашей речи?(Чтобы  сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)

 

5.Физминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

6. Первичное закрепление.

1) Упр.110.

-Прочитайте первое предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено? (он-сом)

-Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено? (она – ящерица)

-С какой целью в загадках используют местоимения?

-Выполните письменные задания к упражнению.

2) Звуко-буквенный разбор слов  глазки, змейка (по вариантам, два ученика у доски)

3)  Работа в парах

Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

-Где варят лепестки роз? Для чего?

-Что варят в Китае?

-Где используют цветки банана?

 

 

4) Самостоятельная работа  с самопроверкой.

Прочитайте текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.  

- Проверим  правильность выполнения задания.

 

Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

ТЕСТ

1.       Местоимение-это…

А) часть речи, которая называет предмет

Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

     2. Укажите местоимение

         А) ель              Б) край                В) ты                Г) ем

     3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

         А) Из леса доносилось пение птиц.

         Б)  Ранним утром мы отправились на рыбалку.

      4.  Найди слова, которые не являются местоимением

          А) ты, мы                   Б) она, он                 В) о,в

 

 

 

9. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки  со знаками препинания. Оцените свою работу. Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот поднимет  восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот поднимет  вопросительный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой  « Местоимение».

 

10. Домашнее задание.  УПР.111, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....