Урок обучения грамоте "Буква Х и её звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.26 КБ |
![]() | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Петренькова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Камень –на - Оби
Предмет: Литературное чтение. Обучение грамоте.
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения
УМК: «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буквы Х, х »
Тема | Звуки [х], [х,], буквы Х,х |
Цель | Знакомство с новой буквой и звуками, которые эта буква обозначает. |
Задачи урока |
|
Планируемый результат, формирование УУД | Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; воспитание интереса к чтению. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов; формирование умения работать по условным обозначениям (согласный твердый глухой звук, конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования); поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звуко-буквенные схемы). Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах); вести устный диалог при ответах на вопросы. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана 0 Граф, 2011. – 160 с.: ил. – (Начальная школа 21 века). - презентация, мультимедийный проектор: - дидактический раздаточный материал (цветные кружки, квадраты для сгибания) - алгоритм самооценки (буква Х) |
Методы и приёмы | подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа; |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Планируемые результаты Предметные УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организует эмоциональный настрой обучающихся. Слайд 1 | Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Проверь, дружок, - У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий. - Красный – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, синий – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | Настраиваются на работу. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | |
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, развитие фонематического слуха). Цель: - проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки. | Организует диалог с обучающимися. Слайд 2 Слайды 3,4 | С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Щ) Что вы можете рассказать об этой букве? Какой у неё звук? (Всегда мягкий, глухой). Кто дома читал слоги и слова с буквой Щ? Кто готов сейчас прочитать это? | Отвечают на вопросы на учителя, поддерживают диалог, читают слова и слоги из презентации | Повторение изученной ранее буквы, её характеристики. | Развитие фонематического слуха(предметный результат) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
3. Постановка темы и определение целей урока. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Игра-загадка Слайд 5 Подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме уроков. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку. Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернем, На четыре – развернем. Буква спряталась внутри, Кто догадлив – назови! - Посмотрите на согласные буквы и назовите тему урока. (Новая буква – Х.) - Откройте учебники по закладке. Проверьте стр. 135. - Правильно ли мы определили тему урока? - Чему будем учиться? Зачем? - Скажите, какие задания мы выполняем, изучая новую букву. | Выполняют складывание листа бумаги. Получают образ буквы Х. Называют тему урока. Помогают тем, кто затрудняется. Да. Узнаём, какие звуки обозначает, конструируем букву, работаем со схемами, читаем слоги, слова. | Повторение изученных ранее букв. | Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
4.Изучение нового Работа с новыми буквами и звуками. Цели: -учить определять новый звук в словах, отличать его от других, обозначать звуки буквами, учить читать слова с изученной буквой | Организует работу по формированию умений делать выводы. Слайд 6 Учебник – с. 135 работа по звуковым моделям слов хобот и хвост. Слайд 7 Видео-стихотворение 3).Конструирование новых букв. | 1) Характеристика новых звуков. - Какие предметы у звуковых моделей вверху страницы? - Выделяем новые звуки. - Даём характеристику звукам. 2). Знакомство с буквой Х, нахождение её в Алфавите. - Прослушайте стихотворения, которые вам прочитает Мудрая Сова и запомните слова с новыми звуками. Какие слова с буквой Х вы запомнили? Попробуйте изобразить букву Х. | Вступают в диалог с учителем. Выделять новые звуки, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, определять место новой буквы на «ленте букв»; называть слова, где встречаются звуки [х], [х']. Выполняют самопроверку [х], [х,], [х] – согл, глух, твёрд., [х,] – согл, глух, мягк., Работа с алфавитом. Слушают, запоминают и называют слова с новыми звуками. Конструируют новую букву. | Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Х; развитие речи, внимания(предметные результаты) | Умение добывать новые знания (Познавательные УУД). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: (познавательные УУД) |
5. Физкультминутка | Шел король по лесу Физкультминутка «Буквы» В старом дереве дупло, это домик буквы О. Рядом с нею на суку примастилась буква У. В гости к нам издалека прибежала буква А. Прилетела буква Я на спине у воробья. Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться, То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки, То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут. Какие буквы веселились? Дети: Я, У, О, А. Как эти буквы назвать одним словом? Дети: Гласные. | ||||
6. Продолжение работы по теме урока. Цели: организовать работу учащихся с учебником. | 1) Организует работу по учебнику. Ведет диалог. (Чтение слов). 2.)Чтение слов по заданию. (Подбор слов из одного столбика к словам другого столбика) Слайд 8 3) Игра «Найди слово в слове» стр.136. Слайд 9 - 14 4)Работа с ребусом. Слайд 15 5) Разгадывание кроссворда. Слайд 16 | Работа над второй задачей урока. Чтение столбиков слов на с.135. Прочитайте столбики слов и соедините карандашом те, которые по смыслу подходят друг другу – с. 135. - Что нужно сделать? (смех – мех лопух – пух хлопушка – хлоп, пушка храбрость – раб, рос, рост) Работа над третьей задачей урока. Разгадывание ребуса. - Как разгадать ребус? - Как разгадать кроссворд? | Фронтальная работа с классом. Сначала каждый читает себе сам, потом проверяют свою работу в парах. Читают по очереди в паре. Затем фронтальная проверка. Чтение слов и нахождение в этих словах других слов. Проверка своей работы – в группах. Фронтальная проверка. Работа с таблицей (ребус). Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой. Чтение загадок, отгадывание их и вписывание нужных слов в кроссворд | Работа по учебнику, чтение слов, разгадывание ребуса и кроссворда. Развитие интереса к изучаемому предмету, воспитание чувства взаимопомощи. | Умение слушать собеседника (коммуниктивные УУД) Поиск нужных слов: (познавательныеУУД) Самоконтроль результата учебной деятельности (регулятивные УУД) Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Метапредметные: связь с окружающим миром. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать самооценку учеников собственной учебной деятельности | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Быстро пролетел урок, Подведём быстрей итог! Чем сегодня занимались, В чём с охотой упражнялись? Что узнали и познали, Почему умней вы стали!? - Наш урок подошёл к концу. - Что нового узнали на уроке? - Что было интересно? - Когда было трудно? Графическая рефлексия. Закончен урок и выполнен план. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, чему учились. Высказывают свои впечатления об уроке, оценивают свою работу. | Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Использовала интернет ресурсы:
http://razukraska.ru/obuchenie/raskraska-bukva-x.htm
http://www.razvitierebenka.com/2010/12/blog-post_22.html#.VMYPPIcnc2Q
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЩА – ЩУ – ЩИ – ЩЁ - ЩЕ
щенок щёки щётка овощи роща пища чаща гуща щука щучка плащ щуплый лёщ подлещик
Щ Ж Ш Ч В Ф Х
О
Х х
сладкая вкусная ворчливая ароматный противная лохматый уха халва хлеб хвост муха старуха
1 2 5 4 3 в ы х о д
е е е п п р ч а х а т у
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки (б), (б\'), буквы Б, б"
Урок-путешествие. Обучение грамоте. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/04/picture-13229.jpg)
Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."
На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/17/picture-10197.jpg)
Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"
Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/11/picture-18520.jpg)
Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...
Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"
На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....
Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"
Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1453458-1674825415.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...