русский язык 2 класс Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи
Задачи:
- обучающие: уметь определять имя прилагательное; уметь распознавать имя прилагательное среди других частей речи и в тексте по обобщенному лексическому значению и вопросу, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.
-развивающие: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами); формировать умения анализировать, сравнивать; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
-воспитательные: расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к родному слову.
Тип урока :урок формирования знаний
Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста, комментированное письмо, самостоятельная работа.
УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке
2.Личностные: мотивация к учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
3.Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой форме, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения
4.Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей;
5.Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.
Техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, документ камера, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс.
Ход урока.
1.Организация класса.
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
-Выступление ученика:
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник , и тетрадки.
Я настроился, готов
Заниматься весь урок.
-Давайте поприветствует друг друга, соприкасаясь ладошками соседа по парте, передавая теплоту рук и хорошее настроение.
- Представьте себе, что вы ученые. Чем занимаются ученые? (высказывания детей)
- Уважаемый ученый, прочитай в толковом словаре Ожегова, кто такие ученые.
- Чем ученые занимаются?
-Все ученые ведут свои записи в тетрадях и ставят дату. Запишите дату.
Чистописание.
У меня на доске записаны пословицы . О чем они?
- Без муки нет и науки.
- Век живи — век учись.
● Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
-Как вы думаете , почему я выбрала именно эти пословицы? Как мы должны трудиться на уроке?
-Выберете пословицу, которая вам больше понравилась. Запишите ее себе в тетрадь и эта пословица станет вашим девизом на нашем уроке.
2.Изучение нового материала.
-Раз вы ученые, то мы должны сделать свое открытие. Послушайте мелодию Чайковского из цикла «Времена года» «Март».
На доске напечатано и прикреплено обратной стороной часть предложения
Эта мелодия..
-Дайте характеристику этой мелодии.
Выслушиваются ответы. Часть предложения переворачиваю.
По классу развешены слова: солнце, нежная, сиять, мелодичная, подснежник, птицы, лиричная, журчать, светлая., грустная, спокойная, звон, светить, кричать.
--Как ученые, вы должны быть очень внимательны. Посмотрите вокруг. По классу развешаны карточки-слова. Выберите те слова, которые точно подходят к данной мелодии и запишите к себе в тетрадь.
-Какое слово …. нашел? Прикрепите к нашему предложению.
-А какое слово ты… нашел? (проделывают, пока не подберут все слова)
Выслушиваю ответы и дети крепят выбранные слова.
-На какой вопрос отвечают слова? Задайте вопрос к словам.
-Вспомните, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос какая? (прилагательное) (карточка с этим словом)
- Предположите, какой части речи будет посвящен урок. Какова цель нашего урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим роль прилагательных в русском языке)
-Давайте послушаем и сравним наши предположения.
(электронное приложение к учебнику "Тема №34. Имя прилагательное. Анимация".)
Итог:- Что вы для себя открыли, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (карточки)
-Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное. Сравним: правы вы или нет.
(электронное приложение к учебнику " Тема№34. Имя прилагательное. Анимация")
-Правильно вы дали определение имени прилагательному?
- Дорогие ученые, проведем опыт. Возьмите воздушные шары и надуйте их. Я считаю 1- вдох, 2-выдох, 3-вдох,4- выдох. Покажите результат опыта. Внимательно посмотрите на шарики своих коллег. Что между ними общего? (предмет-шар). Чем отличаются?(различаются по цвету, величине, то есть указывают признак)
-Какую часть речи употребили?
Итог: Что может обозначать имя прилагательное? (признак предмета)
-Сверим наши предположения..
(электронное приложение к учебнику "Тема №34. Имя прилагательное. Анимация")
-Как вы считаете, нужны имена прилагательные в речи? Почему? Проведем эксперимент, объединитесь в группы.
У вас на столе лежат карточки (одна на 2 парты) , прочитайте текст и ответьте на вопрос: о каком звере идет речь. Время выполнения 1 минута.
Под кустом притаился __________ зверь. У него_________ уши, _________хвост. Тело покрыто __________шерстью. Есть__________ зубы.
Слова для справок: маленький, рыжий, хищный, короткие, длинные, серые, длинный, красивый, коротенький, белой, серой, рыжей, маленькие, острые, крепкие.
-О каком звере идет речь? Как вы думаете? (О зайце, о лисе, волке. )
-Подберите прилагательные к тексту, которые
1 ряд характеризуют зайчика, 2 ряд- лисица,3 ряд-волка . На выполнение задания 3 минуты.
Групповая работа. ( по рядам- мини-группы)
Все тексты выслушиваются.
--Какая часть речи нам помогла описать животное?
Вывод: Нужны нам имена прилагательные? Для чего? (Они обогащают русский язык, делая нашу речь красивой, образной и богатой.)
3.Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради №90 самостоятельно.
- Мы продолжаем заниматься исследовательской работой. Откройте рабочие тетради с.38 №90 и выполните задание. Работаем самостоятельно. (один ученик работает за компьютером). Время выполнения 4 минуты.
(электронное приложение к учебнику " Тема№34. Имя прилагательное. Упражнение из рабочей тетради. Часть 2.")
- Оцените работу юного ученого.
-Сверив с эталоном, оцените работу друг друга, выполнив взаимопроверку. Поставьте отметку.
Итог: - Какая часть речи помогла вам справиться с заданием.
-Каждому первооткрывателю нужен отдых, для свершения новых открытий. Я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Жаворонок, вырастил, зеленый, март, светлый, ручей, звенеть, весенний, капель, весёлые, солнечный. (Если называю имя существительное – поднимают руки вверх; имя прилагательное – приседают; глагол – прыгают на месте.)
Работа по учебнику:
-Молодцы, продолжим наши открытия. Откройте учебник с.86 № 149.
Работа над упражнением 149, с.86 ( по заданию учебника)
Прочитать высказывание А.Толстого. Ответить на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка.
- Но нам нужно сделать как можно больше открытий. У некоторых ребят лежат желтые карточки. Положите их перед собой. Прочитайте внимательно задание и выполните его. Время выполнения 5 минут.
Прочитай. Спиши в тетрадь, найди и подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. Н. Толстой
Работа с классом.
- Что нужно сделать? (списать и подчеркнуть прилагательные)
Проверка: №149 и работа по карточкам- проверка с использованием документ камеры.
- Правильно ли нашел ваш ученый- коллега имена прилагательные? Какая часть речи украшает нашу речь?
Итог урока
Окончен урок, вы старались и усердно трудились.
-Я вам благодарна. Сегодня вы сделали много открытий, исследований. Вам пора подвести итоги над проделанной работой.
Продолжите предложения
Я узнал на уроке:
Я хотел бы себя похвалить за:
Я затруднялся в:
4. Рефлексия
-У вас на столах лежат разноцветные шарики. Кто считает, что все понял- прикрепите зеленый шарик на доску, затруднялся в исследованиях- красный , ничего не понял- желтый.
5. Дом.задание ( у каждого на отдельном листочке)
- №150
- Творческое задание (по желанию)
Придумайте загадку, используя имена прилагательные, а отгадку нарисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"
ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...
Русский язык. Тема: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному».
Второй урок в разделе " Части речи. Имя прилагательное" . Основной упор делается на согласование имени прилагательного и имени существительного....