русский язык 2 класс Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кукушкина Ирина Владимировна

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи

Задачи:

- обучающие: уметь определять имя прилагательное; уметь распознавать имя прилагательное среди других частей речи и в тексте по обобщенному лексическому значению и вопросу, подбирать подходящие по смыслу  имена прилагательные к именам существительным.

-развивающие: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами); формировать умения анализировать, сравнивать; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

-воспитательные: расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к родному слову.

Тип урока :урок формирования знаний

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста, комментированное письмо, самостоятельная работа. 

УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке

           2.Личностные: мотивация к учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

           3.Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой форме, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном,   выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

          4.Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей;

            5.Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.

Техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, документ камера, электронное приложение  к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого  «Русский язык» 2 класс.

Ход урока.

1.Организация класса.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

-Выступление ученика:

Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:

И учебник , и тетрадки.
Я настроился, готов
Заниматься весь урок.

-Давайте поприветствует друг друга, соприкасаясь ладошками соседа по парте, передавая теплоту рук и хорошее настроение.

  • Представьте себе, что вы ученые. Чем занимаются ученые? (высказывания детей)
  • Уважаемый ученый, прочитай в толковом словаре Ожегова, кто такие ученые.
  • Чем ученые занимаются?

-Все ученые ведут свои записи в тетрадях и ставят дату.  Запишите дату.

Чистописание.

У меня на доске записаны пословицы . О чем они?

  • Без муки нет и науки.
  • Век живи — век учись.

●        Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

-Как вы думаете , почему я выбрала именно эти пословицы? Как мы должны трудиться на уроке?

-Выберете  пословицу, которая вам больше понравилась. Запишите ее себе в тетрадь и эта пословица станет вашим девизом на нашем уроке.

2.Изучение нового материала.

-Раз вы ученые, то мы должны сделать свое открытие.  Послушайте мелодию Чайковского из цикла «Времена года» «Март».

На доске напечатано и прикреплено обратной стороной часть предложения

Эта мелодия..

-Дайте характеристику этой мелодии.

Выслушиваются ответы. Часть предложения переворачиваю.

По классу развешены слова: солнце, нежная, сиять, мелодичная, подснежник, птицы, лиричная, журчать, светлая., грустная, спокойная, звон, светить, кричать.

--Как ученые, вы должны быть очень внимательны. Посмотрите вокруг. По классу развешаны карточки-слова. Выберите  те слова, которые точно подходят к данной мелодии и   запишите к себе в тетрадь.

-Какое слово …. нашел? Прикрепите к нашему предложению.

-А какое слово ты… нашел? (проделывают,  пока не подберут все слова)

Выслушиваю ответы и дети крепят выбранные слова.

-На какой вопрос отвечают слова? Задайте вопрос к словам.

-Вспомните, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос  какая? (прилагательное) (карточка с этим словом)

- Предположите, какой части речи будет посвящен урок. Какова цель нашего урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим роль прилагательных в русском языке)

-Давайте послушаем и сравним наши предположения.

(электронное приложение к учебнику "Тема №34. Имя прилагательное. Анимация".)

Итог:- Что вы для себя открыли, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (карточки)

-Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное. Сравним: правы вы или нет.

 (электронное приложение к учебнику " Тема№34. Имя прилагательное. Анимация")

-Правильно вы дали определение имени прилагательному?

- Дорогие ученые,  проведем опыт. Возьмите воздушные шары и надуйте их. Я считаю 1- вдох, 2-выдох, 3-вдох,4- выдох. Покажите результат опыта. Внимательно посмотрите на шарики своих коллег. Что между ними общего? (предмет-шар). Чем отличаются?(различаются по цвету, величине, то есть  указывают признак)

-Какую часть речи употребили?

Итог: Что может обозначать имя прилагательное? (признак предмета)

-Сверим наши предположения..

 (электронное приложение к учебнику "Тема №34. Имя прилагательное. Анимация")

-Как вы считаете,  нужны имена прилагательные в речи? Почему? Проведем эксперимент, объединитесь в группы.

У вас на столе лежат карточки (одна на 2 парты) , прочитайте текст и ответьте на вопрос: о каком звере идет речь. Время выполнения 1 минута.

 Под кустом притаился __________ зверь. У него_________ уши, _________хвост. Тело покрыто __________шерстью. Есть__________ зубы.


Слова для справок: маленький, рыжий, хищный, короткие, длинные, серые, длинный, красивый, коротенький, белой, серой, рыжей, маленькие, острые, крепкие.

-О каком звере идет речь? Как вы думаете? (О зайце, о лисе, волке. )

-Подберите прилагательные к тексту, которые

1 ряд характеризуют зайчика, 2 ряд- лисица,3 ряд-волка . На выполнение задания 3 минуты.

Групповая работа. ( по рядам- мини-группы)

Все тексты выслушиваются.

--Какая часть речи нам помогла описать животное?
Вывод: Нужны нам имена прилагательные? Для чего? (Они обогащают русский язык, делая нашу речь красивой, образной и богатой.)

3.Закрепление изученного материала.

Работа в рабочей тетради №90  самостоятельно. 

- Мы продолжаем заниматься исследовательской работой. Откройте рабочие тетради с.38  №90 и выполните задание. Работаем самостоятельно. (один ученик работает за компьютером). Время выполнения 4 минуты.

(электронное приложение к учебнику " Тема№34. Имя прилагательное. Упражнение из рабочей тетради. Часть 2.")

- Оцените работу юного ученого.

-Сверив с эталоном, оцените работу друг друга, выполнив взаимопроверку. Поставьте отметку.

Итог: - Какая часть речи помогла вам справиться с заданием.

-Каждому первооткрывателю нужен отдых, для свершения новых открытий. Я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Жаворонок, вырастил, зеленый, март, светлый, ручей, звенеть, весенний, капель, весёлые,  солнечный. (Если называю имя существительное – поднимают руки вверх; имя прилагательное – приседают; глагол – прыгают на месте.)

Работа по учебнику:

-Молодцы, продолжим наши открытия. Откройте учебник с.86 № 149.

Работа над упражнением 149, с.86 ( по заданию учебника)

Прочитать высказывание А.Толстого. Ответить на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка.

-  Но   нам нужно сделать как можно больше открытий. У некоторых ребят лежат желтые  карточки. Положите их перед собой. Прочитайте внимательно задание и выполните его.  Время выполнения 5 минут.

Прочитай. Спиши в тетрадь, найди и подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. 
А. Н. Толстой

Работа с классом.

- Что нужно сделать? (списать и подчеркнуть прилагательные)

Проверка: №149 и работа по карточкам- проверка с использованием документ камеры.

- Правильно ли нашел ваш ученый- коллега имена прилагательные? Какая часть речи украшает нашу речь?

 Итог урока

Окончен урок, вы старались и усердно трудились.

-Я вам благодарна. Сегодня вы сделали много открытий, исследований. Вам пора подвести итоги над проделанной работой.

Продолжите предложения

Я узнал на уроке:

Я хотел бы себя похвалить за:

Я затруднялся в:

4. Рефлексия

-У вас на столах лежат разноцветные шарики. Кто считает, что все понял- прикрепите  зеленый шарик на доску, затруднялся в исследованиях- красный ,  ничего не понял- желтый.

5. Дом.задание ( у каждого на отдельном листочке)

  1. №150
  2. Творческое задание (по желанию)

Придумайте  загадку, используя имена прилагательные, а отгадку нарисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...

Русский язык. Тема: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному».

Второй урок в разделе " Части речи. Имя прилагательное" . Основной упор  делается на согласование  имени прилагательного и имени существительного....