Интегрированный урок по русскому языку "О братьях наших меньших", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок интегрирует темы по русскому языку "Штора"(4 класс, "Начальная школа 21 века) и предметному курсу по литературному чтению "Алтайские жарки".Формирует умение излагать текст кратко, знакомит с произведениями алтайских писателей для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_siver.docx | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи
Изложение «Штора»
Интеграция: русский язык,
литературное чтение «Алтайские жарки» (факультатив)
Составила: Сивер Александра Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Завьяловская средняя
общеобразовательная школа № 1
Завьяловского района» Алтайского края
Программа: УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 4
Русский язык
Блок « Развитие связной речи»
Урок № 65
Тема: Изложение «Штора».
Вид: краткое изложение с творческим продолжением
По цели проведения: обучающее
По объёму: сокращённое
По характеру восприятия: зрительное
По степени самостоятельности учащихся: по самостоятельно составленному плану
По характеру операций учащихся: составление заключительной части текста
Факультатив по литературному чтению (литература родного края для детей «Алтайские жарки»)
Раздел « О братьях наших меньших».
Цель: создать условия для отработки приёмов сокращения текста и умения излагать текст соответственно плану; привлечь внимание школьников к творчеству алтайских авторов, вызвать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков.
Задачи
Учебные:
- формировать умения определять тему и основную мысль текста, делить текст на части и озаглавливать их; аргументировать свою точку зрения
- совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь
- воспитывать чуткое отношение к птицам в трудный для них период жизни
метапредметные
- направленные на формирование личностных УУД:
оценивание усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей
- направленные на формирование регулятивных УУД :
развивать способность к целеполаганию и планированию своей деятельности; контролировать, адекватно оценивать и рефлексировать результат своей работы.
- направленные на формирование познавательных УУД:
умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать)
- направленные на формирование коммуникативных УУД:
умение сотрудничать в группе, в паре ( понимать говорящего, доносить свои мысли), умение оценивать свою работу в группе.
Технология: деятельностный подход, ИКТ-технология
Методы работы: проблемно-диалогический, частично – поисковый
Приемы: подводящий диалог ,проблемная ситуация с противоречивыми мнениями, приём «прогнозирование», приём «вычитывание»
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая с общей беседой
Оборудование: учебник «Русский язык» ч 1, компьютер,
презентация ( авторская Сивер А. И) Microsoft Office Power Point 2007, хрестоматия по литературе Алтайского края «Алтайские жарки», Т. А Ашмарина, Н. В. Пичугина , Издательский дом «Бия», 2009 г 4класс, 2 класс
Ход урока.
Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения у учащихся положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность
Приёмы: вербальное и невербальное общение
Продолжительность: 1-2 мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Системнодеятельностная практика. Методический комментарий. |
Добрый день, ребята! Улыбнемся солнышку, Дадим друг другу руку – Поднимем настроение Себе и другу. Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения. - Что вы почувствовали, приветствуя друг друга с наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. | Тепло, любовь, радость, дружбу…. | Вербальными и невербальными средствами создаю в класс рабочую обстановку, положительное отношение друг другу. (Личностные УУД) |
Мотивационно - целевой
Цель: создание условий для развития мотивации учебной деятельности на основе эмоционально-познавательных умений, постановки учебных задач всего урока
Методы и приёмы: подводящий диалог, проблемная ситуация, приём «прогнозирование»
Средства: учебник, ИКТ (слайды 1-3 презентации)
Продолжительность: 10мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Системнодеятельностная практика. Методический комментарий |
Организует определение темы урока, первичное восприятие литературных текстов . ( предмет : литературное чтение) - Я хотела бы открыть наш урок словами нашего земляка, лётчика - космонавта, Героя Советского Союза Г.С.Титова. « Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушёл в большую и интересную жизнь.» Как вы их понимаете? Предлагаю прочитать два произведения алтайских авторов: рассказ Михаила Мокшина «Синичка» и стихотворение Леонида Мерзликина «Воробей залетел через форточку» и подумать -Какой темой объединены эти два произведения? (приложение 1) Организует обсуждение прочитанного - Поделитесь о прочитанном. - Найдите глаголы, доказывающие, что мальчик Женя из рассказа «Синичка» очень устал, когда возвращался домой. - Как выглядела синичка, которую нашёл Женя. Зачитайте описание. - Как мальчик спасал синичку? Как чувствовала синичка в доме у Жени? Подтвердите предложениями из текста. - Почему мальчик её выпустил, а не оставил зимовать в комнате? -Какой момент для вас был волнительным? - Почему автор употребил слово «гостила в доме», а не жила? -Как прощалась синичка со своим спасителем? - Почему Жене показалось, что птицы кланялись, благодарили его? - Можно ли сказать, что у Жени появились новые друзья? - О чём главном рассказал читателям М. Мокшин в своём рассказе? - Какое настроение у стихотворения Л. Мерзликина «Воробей залетел через форточку?» - Как вы поняли, почему воробей чирикал весело? - Как автор говорит о том, что он готов оставить зимовать птаху у себя в доме? - О чём предупреждает? - Какой темой объединены эти два произведения? -Почему птицам зимой нужно помогать? Из десяти синичек, например, мороз переживает одна. В среднем же из десяти зимующих птиц весну встретят только три . - Какую главную мысль открыли, читая произведения алтайских авторов ? Организует понимание и постановку цели. Первичное восприятие текста изложения (русский язык) -Послушайте ещё один текст. Он из учебника «Русский язык». Текст называется «Штора» - Как вы понимаете слово «штора»? (Текст «Штора»читает учитель). - Кто хотел поделиться первыми впечатлениями? - Есть ли то, что вас удивило в тексте, взволновало? - Совпало ли ваше предположение о значении слова «штора»? Какое значение оно имеет в этом рассказе? Организует целеполагание. -Вспомните, какие бывают тексты по типу и по объёму изложения. - Что вы можете сказать о тексте «Штора»? Докажите. Предлагаю обсудить в паре.
Уточним цель урока - Как изменится наша цель, если я допишу слово к теме (Учитель открывает запись: «краткое изложение».) - Можем ли мы написать краткое изложение, не зная, как его сократить? - Какая трудность возникла? - Попробуйте сформулировать учебную цель урока. -Какую ещё задачу будем решать?
| Работают с художественными произведениями алтайских писателей и поэтов для детей. Высказывают свои мнения, аргументируют ответы. - Выдвигают гипотезы для темы урока. « о зимующих птицах, о помощи человека птицам зимой, о сочувствии». Дети работают с текстом произведения, участвуют в диалоге-обсуждении. ( Ноги не слушались, лыжи натыкались, часто падал, барахтался, с трудом поднимался, варежки коробились, думал о жаркой печке и пироге.) -Крохотный пушистый комочек, лежала неподвижно. -Когда птички не было на прежнем месте. - Автор подчёркивает , что дом птиц- природа, лес. Они лишь могут рядом находиться с человеком. Участие в обсуждении прочитанного. Уточняют тему урока: об отношении человека к братьям нашим меньшим, о сочувствии, и помощи. Дети определяют главную мысль произведений. Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие и осознают его Дети высказывают мнение о значении слова «штора» в парах. Делятся первыми впечатлениями. -Это преграда между людьми и птицами. Вспоминают , что знают о текстах. Обсуждают в паре, к какому типу принадлежит текст «Штора» Дети формулируют цель - Мы не знаем, как сокращать текст. «Учусь сокращать текст» -Нужно дописать заключительную часть | Слайд 2 Самоопределение в жизненных ценностях изучаемого вопроса (личностные УУД) Умение правильно высказываться, вести дискуссию, уважать мнение других. ( коммуникативные УУД) Слайд 3. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. ( Личностные УУД- самоопределение в жизненных ценностях ) Учебные навыки работы с текстом: приём поискового выборочного чтения. Следует отметить умственный характер учебной деятельности: анализ, синтез (Познавательные УУД) Слайд 4. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворения, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения,) Умение правильно высказываться, вести дискуссию, уважать мнение других. ( коммуникативные УУД) Слайд 5. На основе создания проблемной ситуации развивается учебно-познавательная деятельность, адаптивные умения, учебные навыки с помощью частично - поискового метода. Следует отметить умственный характер учебной деятельности: анализ, синтез. Идет развитие психологических процессов: памяти, мышления, воображения и речи , так как восприятие тесно связано с ними. (Познавательные УУД) Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Через затруднение намечает цель обучения личностно значимую для ученика «Я хочу научиться…» (Регулятивные УУД) Слайды 6-7 |
Планирование деятельности
Цель: создать условия для составления совместного плана действий по достижению цели.
Приёмы: общее обсуждение
Средства: Икт (слайд 4)
Продолжительность: 3-4 мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Системнодеятельностная практика Методический комментарий |
Организует планирование учебной деятельности -Попробуйте понять, какие шаги помогут привести нас к цели – написать изложение. Давайте их зафиксируем. -Сверим свой план с алгоритмом работы над текстом. - На каком шаге плана будем сокращать текст? Пометим галочкой. - Зачем нам нужен такой план? (Это наша инструкция работы с текстом, выполнение которой приведёт к конечной цели) | Планирование учащимися достижения намеченной цели На доске составляется и корректируется план работы с текстом
| Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. Предложенный детьми план работы над текстом фиксируется с помощью значков на доске. Корректировка плана работы над текстом. (слайд 7 «Алгоритм работы с текстом» (Регулятивные УУД) Идет развитие психологических процессов: внимания, логического мышления, памяти и мыслительных операций: синтеза, обобщения. |
Реализация плана
Цель: создать условия для достижения конкретного результата в соответствии с заявленными целями.
Методы : самостоятельная работа , методы проблемного обучения
Чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы с общей беседой
Приёмы: «вычитывание», пересказ «в микрофончик», самопроверка и взаимопроверка .
Средства: учебник, ИКТ (слайды презентации 5-13)
Продолжительность: 30-34 мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Системнодеятельностная практика. Методический комментарий |
Организует вторичное чтение текста, работу над основной мыслью. - С чего начнём работу? - Чем помочь себе, чтобы определить главную мысль? -Что волнует автора? -Что хочет сказать нам автор этим рассказом? - Найдите подтверждение, что события происходили зимой. -Почему текст начат словами «Так было всегда». Почему их повторяют вновь, но с изменением? Что этими словами хотел сказать нам автор? -Докажите, что все события читатель видит глазами птиц. - Как вы поняли, что спрятано под понятиями «лёгкая штора»- «тяжёлая штора» -Что мешало людям быть внимательными к окружающим птицам? С чем ассоциируются ледяные цветы на окнах? - Какую главную мысль открыли? - Каких птиц вы встречаете на улицах села? - Подойдут ли эти строки эпиграфом нашего изложения? Помочь певцам, Покуда вьюги не растаяли! Ведь песни гибнут Стаями… П. Елфимов Итог: Какую ступеньку плана реализовали? | Учащиеся осуществляют действия по намеченному плану. -С понимания основной мысли Дети самостоятельно читают текст - стр. 143-144. Высказывают своё мнение. -Когда снег покрывал землю и больше уже не таял. Участвуют в диалоге. -Внимание и теплота людей – равнодушие (тяжёлые шторы). - С холодными сердцами людей. -Зимой птицы гибнут не от холода, а от голода. Участвуют в диалоге, высказывают мнение. | Идет процесс по формированию представлений, накоплению и обогащению ими чувственного опыта , формированию ценностных качеств (Личностные УУД) Дети учатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Идет развитие коммуникативных навыков детей с помощью организации учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД) |
Организует деятельность по составлению плана текста и сокращению текста. - Что делаем дальше? -Какую ещё работу будем выполнять? – Предлагаю в группах озаглавить части текста, а сокращение текста обсудить вместе. 1 абзац.
-В каком предложении об этом говорится? Обсуждение вариантов начала.
Соедините предложения о птицах в одно. Каким предложением заканчивается абзац? Можно ли не использовать? - Прочитайте, что получилось? | –Составим план. -Будем учиться сокращать текст. Дети в группах озаглавливают части и представляют их классу. Коллективное обсуждение. (Работа с текстом, карандаш) Текст: Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки -воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда. | Слайды 10-14 Вычитывание информации в тексте. Развитие мыслительных операций: анализа, установления причинно-следственных связей, адаптивных умений, учебных навыков. (Познавательные УУД) Озвучивание во внешней речи результаты своей деятельности (Познавательные УУД) Развитие психологических процессов: внимание, воображения, логического мышления. |
Организует деятельность по применению новых знаний. 2 абзац . - О чём узнали во второй части ? Как озаглавили? - Какой заголовок удачный? Почему? - Как соединить 1 часть и 2? Каким предложением» Что можно опустить?
Работа над заключительной частью. - Каким предложением соединить 2 и 3 части? Подчеркните его. - О чём главном узнали из этой части? - Кто остался? - Почему текст незавершённый? - Какая теперь нам предстоит работа? - Над этим заданием прошу поработать каждому самостоятельно. Итог: на какой ступеньке нашего плана работали? Чему учились? | Ребята от групп предлагают заголовки 2 части . В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. С них произошла перемена в жизни птиц.
Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. - Написать продолжение. | Учитель организует выполнение задания учащимися на новое знание (Логические познавательные УУД). Организует оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; способность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. ( Регулятивные УУД самоконтроля) |
Организует пересказ текста . -Какую ступень нашего плана реализуем? - Чем себе можем помочь? Предлагаю поработать в парах - Кто хотел бы пересказать для класса? -Кто заметил недочёты? - Как помочь исправить? - За что поблагодарим ребят? Итог: какую ступеньку плана реализовали? | Дети распределяют части в парах и пересказывают 1-2 в парах. -Пересказать, создать устно текст. -Перечитать текст, посмотреть предложения, которые подчёркивали, пересказать в «микрофончик». По желанию 2 ученика пересказывают для класса. | На данном этапе организуется применение нового знания. Задача этого этапа - привести в единую систему усвоенные на уроке понятия с полученными ранее знаниями. Ситуация успеха создается через самоконтроль и самооценку. Каждый ученик сравнивает свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталоном. Работу оценивает не учитель, а ученик. Идет развитие регулирующего компонента учебной деятельности на основе развития самоконтроля (Регулятивные УУД) Дети учатся сотрудничать в парах, исправлять недочёты (Коммуникативные УУД), |
Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание -Какая следующая работа? Орфографическая подготовка. Балконной , всегда, тюлевая занавеска, нахалёшки, свиристели воротники, все-таки -Запишите в классе 1-2 части , а дома – допишите 3 часть. Итог. -Чему учит нас текст «Штора»? | Дети записывают самостоятельно 1-2 части. Читают по желанию классу. | Слайд 15. Деятельность учителя - организационная и контрольно - коррекционная, деятельность учащихся - познавательная. Выход на полную реализацию поставленной цели урока. Личностные УУД: самоопределение в жизненных ценностях, повышение учебной активности и учебной мотивации учащихся. Слайд 16 |
Рефлексия деятельности
Цель: - создать условия для рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности и всего класса
Средства: ИКТ (слайд 17)
Продолжительность – 3-4 мин
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Системнодеятельностная практика. Методический комментарий |
Организует рефлексию . -Чему мы сегодня учились? - Какой пункт нашего плана был самым важным на уроке? - Кто достиг той цели, которую для себя поставил на уроке? Как ты это понял? - Что вам в этом помогало? - Какие трудности еще остались? Как их преодолеть? - Кто хотел бы себя похвалить? За что? - Как сработали в группе? В паре? - За что поблагодарите товарищей? Вы – умницы! Спасибо за работу! Желаю вам удачно выполнить дома продолжение текста. Ждём в классе интересных творческих работ. | Отвечают на вопросы учителя. -Они были все связаны, все важны Благодарят за работу товарищей. . | Ученики воспроизводят учебную задачу урока. Соотносят результаты, высказывают свои впечатления от урока ,осмысливают трудности, удачи. Кратко обобщаю, как работал весь класс и отдельные ученики. Благодарю за работу. Создаю положительную мотивацию и эффектное ожидание следующего урока. |
ШТОРА.
Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и ... Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.
В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы - всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали... (По С. Коноваловой.)
Литература алтайских писателей для детей
Михаил Мокшин
СИНИЧКА
Женя возвращался из посёлка, где гостил у своего старшего брата. Путь до села неблизок. Он очень устал, ноги уже не слушались. Лыжи натыкались на скрытые под снегом корни кустов, кочки.* Мальчик часто падал, барахтался в топком снегу, с трудом поднимался и шёл дальше. Закоченели руки. Намокшие варежки коробились от мороза. Густел вечер, рисуя на снегу причудливые огромные тени. Мороз становился ещё злее. Женя думал о жаркой печке, о сладком пироге, который обещала приготовить бабушка.
Пересекая по льду речушку, он увидел крохотный пушистый комочек. Это была синичка. Она лежала неподвижно лапками вверх. Женя наклонился, сбросил варежку и осторожно коснулся перьев птички. Ему показалось, что синичка шевельнулась и чуть-чуть приоткрыла клюв. Он взял её на ладонь и почувствовал, что птичка ещё тёплая. - Ох, бедная, - пожалел её Женя. - Замёрзла или от голода умирает.
Он подышал на синичку. Та шевельнулась. Женя осторожно положил её за пазуху и заспешил домой.
В комнате мальчик несколько минут «откачивал» синичку. Она открыла глаза и часто-часто дышала. Через полчаса Женя аппетитно ел вкусный пирог, изредка поглядывая на синичку, которая, нахохлившись, сидела на книжном шкафу. Она не обращала внимания на зёрна, что насыпал ей Женя, на кошку, которая сидела на полу и не отводила от неё жадных, горящих глаз.
Проснулся Женя, когда было уже светло за окном. Тут же вспомнил о синичке и заглянул на шкаф.
Птички на прежнем месте не было. - Кошка съела! - закричал мальчик и, вскочив спостели, зашлёпал босыми ногами по прохладному полу. Осмотрел бегло все комнаты. Где синичка!?Откуда-то донёсся слабый писк. С больших часов,
что висели на стене, посыпалась шелуха от семечек.Синичка вспорхнула и перелетела с часов на зеркало.
Три дня гостила птичка в доме, а потом вдруг начала подлетать к оконной раме, настойчиво барабанить клювом в стекло.
- Холодно там, мороз, - уговаривал её Женя.Но она продолжала проситься на волю.
Мальчик вышел с птичкой на крыльцо, нежно погладил перышки и медленно разжал пальцы. Синичка замерла на его ладони, посидела ..одно мгновение, а потом вспорхнула и села на провод, над самой головой Жени. Сразу к ней присоединилась другая синичка. Обе пискнули, закивали маленькими головками, замахали крылышками. Жене показалось, что птицы кланялись, благодарили, прощались с ним.
Леонид Мерзликин
* • •
Воробей залетел через форточку,
И вдогонку вечерний мороз
Бросил мелкого инея горсточку,
Тихо скрипнул ветвями берёз.
Воробей, маскируя смущение,
Отряхнулся, поправил крыло
И чирикнул на всё помещение -
Поглянулось, наверно, тепло.
Что ж, пернатый, живи, коль получится,
Но отпляшет ручей на горе,
Твоё пташечье сердце соскучится
По провислым жердям во дворе.
Будешь биться о стёкла оконные
И проситься, проситься туда,
Где поленницы спят запылённые
И лопочет в ночи лебеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: "О братьях наших меньших"
урок чтения в 1 классе по теме: "О братьях наших меньших"...
Презентация к уроку Литературного чтения "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России
Цель: познакомить учащихся с новым разделом...
Презентация. Обобщающий урок по разделу "О братьях наших меньших". Чтение, 2 класс.
Учащиеся по словам из рассказов и иллюстрациям угадывают название произведения и автора. Читают стихотворение про Хому-хомячка, анализируют, обсуждают и делают выводы....
Обобщающий урок по разделу "О братьях наших меньших"
Урок поможет детям повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала; обогатить словарный запас детей.Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление, память, вним...
Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших»
коспект урока окружающий мир 2 класс...
Урок литературного чтения "О братьях наших меньших".2 класс
Целью урока является обобщение знаний учащихся по разделу. развивать память, мышление, речь, учить связно излагать свои мысли....
Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Вводный урок в раздел - о братьях наших меньших" (2 класс)...