Контрольно - измерительные материалы и спецификация для проведения итогового мониторинга в 4 классе по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Контрольно - измерительные материалы и спецификация для проведения итогового мониторинга в 4 классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения  итогового мониторинга  в 4 классе

по русскому языку.

  1. Назначение контрольных измерительных материалов.

             Основной целью итоговых  проверочных работ является оценка уровня усвоения системы опорных знаний по русскому языку, без которых невозможно продолжение его изучения в основной школе, а так же овладение основными способами действий в системе знаний на момент окончания начальной школы, умение выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. В содержании  контрольных измерительных материалов учтены только те знания и умения, которые являются итоговыми по завершении начальной школы.

  1. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.

              Содержание работы определяется на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г.№ 373 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

            Основная цель работы – проверить достижение учащимися уровня базовой подготовки по курсу русского языка  начальной школы. Этот уровень включает овладение предметными знаниями и умениями, которые составляют основу подготовки выпускника начальной школы по русскому языку, обеспечивающую возможность успешного продолжения образования в основной школе. Состав этих знаний и умений, уровень овладения ими определяются принятым в 2004 году стандартом начальной школы ( обязательным минимумом содержания программы по русскому языку),  так же требованиями к уровню подготовки завершающих первую ступень обучения по русскому языку, которые отвечают стандарту второго поколения.

           В итоговых проверочных работах выделяются задания базового и повышенного уровня сложности. Задания базового уровня сложности проверяют  освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможное успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования.

  1. Структура КИМ.

           Цель работы определила её структуру, уровень сложности и типы заданий. В соответствии с этой целью по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на  группы: достигших уровня базовой и повышенной математической подготовки по курсу начальной школы; достигли только  уровня  базовой подготовки; не достигли ни базового, ни повышенного уровня. Таким образом, предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объёму усвоения учебного материала. В связи с этим каждая работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы—обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой  подготовки по русскому языку, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного  уровня подготовки. Все задания соответствуют требованиям к результатам изучения курса русского языка в начальной школе, представленным стандартам 2004 и 2009 годов.

Таким образом, в работе используется три вида заданий.

  1. Задания с выбором ответа, при этом есть задания, в которых только один правильный ответ, и задания, в которых несколько правильных ответов. Указание на наличие нескольких ответов обязательно содержится в формулировке задания

( 13 заданий).

  1. Задания  с кратким ответом; в таких заданиях учащиеся должны либо записать несколько слов в таблицу, либо привести краткое обоснование выбора ответа, либо записать 1-2 предложения (1 задание).
  2. Задания с развёрнутым ответом. В таких заданиях учащиеся должны привести в качестве ответа развёрнутое обоснование собственного мнения, написать  небольшой связный рассказ определённого жанра (2 задания).

В таблице представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания.

                          Блок содержания.

Число заданий в работе

Фонетика и графика.

2

Состав слова.

            3

Морфология.

            6

Синтаксис.

2

Развитие речи.

2

Орфография        

            1    

         Данная таблица показывает, что в целом задания работы в равной мере распределены между основными блоками содержания, т.е. ни одному из блоков не уделяется приоритетного внимания. Этот подход позволил обеспечить достаточную полноту охвата различных разделов курса, а  результаты выполнения работ  дают  возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся и тем самым высветить существующие методические проблемы в изучении различных разделов курса.

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

           Выполнение учащимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение работ указан в плане работы. Очень важно провести дифференцированную оценку выполнения заданий базового уровня и заданий повышенного уровня. При этом если максимальный балл за выполнения задания базового уровня равен 2 баллам, то оно считается выполненным, если учащийся получил за это задание 1 балл. Таким образом, если учащийся справился с 65% базовых заданий, можно сделать вывод о том, что он имеет достаточную предметную подготовку по русскому языку для продолжения обучения в основной школе. Выполнение значительного количества заданий повышенного уровня свидетельствует о высоком уровне подготовки по русскому языку, а так же о том, что изучение русского языка в начальной школе повлияло на языковое и речевое развитие учащегося и на его общее развитие.

                Верное выполнение заданий базового уровня оценивается 1-2 баллами, неверный ответ или отсутствие ответа –0 баллов. Ответы на задания повышенного уровня в основном оцениваются от 0 до 3 баллов максимально: полный верный ответ—3 балла, частично верный ответ –1-2 балла, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

На выполнение работы отводится 40 минут .Максимальное количество баллов 25.

Тестовый бал

Школьная оценка

0- 11

«2»

12- 17

«3»

18-22

«4»

22-25

«5»

 

                             

№ п/п

Код

Объект оценивания

Уровень сложности

Тип задания

Максимальный балл  за выполнение

1.

1.2

Фонетика и графика.

Умение характеризовать звуки русского языка(гласные ударные/безударные; согласные твёрдые /мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)

 Б

ВО

 1

2.

1.2

Фонетика и графика.

Умение характеризовать  звуковой и буквенный состав слова. Умение определять количество звуков и букв в слове.

 Б

 ВО

 1

3.

2.2

Состав слова.

Умение применять знание признаков родственных слов. Умение различать формы слова и родственные слова.

 Б

 ВО

 1

4.

2.3

Состав слова.

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить указанную орфограмму и определять часть слова, в которую она входит.

 Б

 ВО

 1

5.

4.1 – 4.3

Морфология.

Знание признаков основных частей речи. Умение подбирать собственные примеры имен существительных, имен прилагательных, глаголов, предлогов

 Б

 КО

 2

6.

4.1

Морфология.

Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа).

  Б

ВО

 1

7.

4.2

Мофология.

Умение находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа).

 Б

 ВО

 1

8.

4.3

Морфология.

Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо).

 Б

 ВО

 1

9.

5.5

Синтаксис.

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. Умение проверять правильность выполнения задания

 Б

 ВО

 1

10.

5.5.- 5.6

Синтаксис.

Умение находить предложение с однородными членами.

 Б

 ВО

 1

11.

4.1

Морфология.

Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа).

 Б

 ВО

 1

12.

4.2

Морфология.

Умение находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа).

 Б

 ВО

 1

13.

2.3

Состав слова.

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом.

 

 П

 РО

 3

14.

6.1

Орфография.

Умение определять наличие в словах изученных орфограмм. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с тем, какая орфограмма есть в слове.

 П

 КО

 3

15.

7.6, 7.3

Развитие речи.

Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему.

 П

 ВО

 3

16.

7.4

Развитие речи.

Умение подбирать заголовок к тексту. Умение обосновывать свой выбор.

 П

 РО

 3

        Итого

                            25 баллов

1 вариант.

1. Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Обведи номер ответа.

А) чашка             Б) майка                 В) глушь           Г) юбка

2. Сколько звуков и букв  в слове вьюга? Обведи номер ответа.

А) 4 звука, 5 букв                     В) 6 звуков , 5 букв

Б) 5 звуков, 4 буквы                 Г) 5 звуков, 5 букв

3. Какие глаголы не являются однокоренными?

А) принести- унести                            В) прибыть - приехать

Б) открыть – прикрыть                        Г) выбежал – отбежал

4. Выбери схему, которая соответствует слову помидорчики. Обведи номер ответа.

А)  ¬            □        В) ¬          □

Б)                 □        Г)              □

5 .  Прочитай названия столбиков таблицы. Выпиши из данных предложений по два слова в каждый столбик. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.

Дополни каждый столбик одним своим примером.

На влажной земле у лужицы сидят целой стайкой мотыльки. Между ними странный бурый листок. Вдруг листок раскрывается, опускает два чудесных чёрных крылышка. Это бабочка!

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

Предлоги

6. Нади имя существительное 1 –го склонения в творительном падеже.

А) о тополе                      В) со сметаной

Б) над самоваром              Г) по ладони

7. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное стоит в среднем роде в предложном падеже.

А) за дальним поездом               В) о погожем дне

Б) в чистом белье                       Г) под вечерним солнцем

8. Найди словосочетание, в котором глагол стоит во 2-ом лице множественного числа II спряжения.

А) слыш...шь песню              В) оцен...т красоту

Б) уч...те уроки                      Г) чита...те  книгу    

9.     Нади предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно.

А) Солнце осветило лес тёплым светом.

Б) Туристы отдохнули в тенистых аллеях.

В) Старую ель окружили пушистые сосны.

Г) Солнечный луч играет и сверкает на капельках росы.

10. Найди предложение с однородными сказуемыми.

А) Ребята сажают деревья и чистят садовые дорожки.

Б) Сосульки на солнышке засверкали, на снег упала первая капля.

В) В праздник я подарил цветы маме, бабушке, учительнице.

Г) Киты живут в океане, они плавают небольшими стаями.

11. В каком ряду все существительные имеют окончание «И»:

А) по яблон..., на лавочк..., по местност...

Б) от дорог..., вокруг берёзк..., для сладост...

В) в город..., на памят..., от стенк...

Г) без скромност..., для птичк..., на самолёт...

12. В окончании какого прилагательного пишется  «Е»:

А) свеж...м ветром                В) о дальн...х странах

Б) с нижн..го ряда                  Г) по тёмн...й улице

 13*. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится безударный гласный звук. Дополни каждый столбик таблицы одним своим примером.

Ключик, (о) лете, (по) реке, (по) речке, прилёты, чайник, подсказка, морковный.

Безударный гласный

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

 14*. Прочитай названия столбиков таблицы. Подбери и запиши по три слова в каждый столбик.

Слова

с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Парные по звонкости/глухости согласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Непроизносимые согласные в  корне слова»

15*. Восстанови порядок предложений так, чтобы получился текст. Выбери правильный ответ.

А) Братишка заглянул под ёлку и обрадовался сюрпризу.

Б) Наконец вечер наступил.

В) Он приготовил подарок брату и хотел поскорее порадовать его.

Г) Весь день Алёша ждал новогоднего вечера.

Д) Малыш поблагодарил Алёшу и долго играл с новой игрушкой.

1) Г, В, Б, А, Д                3) Б, А, Г, В, Д                

2) В, Г, Д, А, Б                4) Д, Г, В, А, Б

16*. Прочитай  текст, озаглавь его, какой это тип текста. Обоснуй свой ответ.

Красив русский осенью. Яркие краски радуют глаз. Земля покрыта пёстрым ковром. Воздух прохладен и свеж. Чёрные ели пожожи на вышки. Они торчат среди багровой и золотой листвы. На каждой вышке белый сверкающий флаг. Это повисли летучие паутинки. Тихо в лесу осенью.

                                                                 2 вариант.

1. Найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Обведи номер ответа.

А) желе              Б) цель                В) олени               Г) пишешь

2.Сколько звуков и букв в слове перья? Обведи номер ответа.

А) 5 звуков, 4 буквы        В) 6 звуков, 5 букв

Б) 5 звуков, 5 букв        Г) 4 звука, 5 букв

3. Какие глаголы не являются однокоренными?

А) зацвести – отцвести                                      В) приехал - уехал

Б) прикреприть – присоединить                    Г) прилетел – подлетел

4. Выбери схему, которая соответствует слову осинка. Обведи номер ответа.

А)  ¬            □        В) ¬          □

Б)                 □        Г)              □

5. Прочитай названия столбиков таблицы. Выпиши из данных предложений по два слова в каждый столбик. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.

Дополни каждый столбик одним своим примером.

Алеет край неба, просыпаются птицы. Утренний воздух чист и прозрачен. Золотые полосы тянутся по небу, над землёй разносится звонкое пение жаворонка.

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

Предлоги

6. Найди имя существительное 1-го склонения в родительном падеже.

А) к дубраве                                     В) от ладони

Б) без игрушки                                Г) в роще

7. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное мужского рода в творительном падеже падеже.

А) о цветущем виде                                    В) при новом деле

Б) перед крепким мальчиком                      Г) за дальней рощей

8. Найди словосочетание, в которм глагол стоит в 1-ом лице множественного числа I спряжения.

А) опуска...м в речку                       В) наступа...шь на травку

Б) вид...м  тропинку                         Г) пляш...т на сцене                    

9. Выпиши предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно.

А) В лучах солнца краснеют вершины гигантских сосен.

Б) Над рекой золотистым дымком стелется туман.

В) На сирени и черёмухе набухли почки.

Г) Они  лопнут   и   развернут первую зелень.

10. Найди предложение с однородными подлежащими.

А) Человек научился управлять автомобилем и ракетой.

Б) Весной тает снег, покрывается первыми цветами земля.

В) Радуются птицы и звери тёплым денькам поздней осени.

Г) Шишки, кору и листья ольхи используют люди в медицине.

11. В каком ряду все существительные имеют окончание «Е»:

А) на перин..., по окраин..., из жалост...

Б) на ёлк..., у ветк..., благодаря известност...

В) на ферм..., к яблон..., по грядк...

Г) на топол..., о волк..., по окрестност...

12. В окончании какого прилагательного пишется  «И»:

А) в бескрайн...м просторе                       В) о звёздн...м небе

Б) с дальн...й дороги                                   Г) по сыпуч...м пескам

13*. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится безударный гласный звук. Дополни каждый столбик таблицы одним своим примером.

Бантик, (к) роще, рощица, (по) щеке, (в) книге, походы, подставка, погода.

Безударный гласный

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

14*. Прочитай названия столбиков таблицы. Подбери и запиши по три слова в каждый столбик.

Слова

с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Парные по звонкости/глухости согласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Непроизносимые согласные в  корне слова»

15. Восстанови порядок предложений так, чтобы получился текст. Выбери правильный ответ.

А) Скоро зима.

Б) Снег прикроет семена и оставит пернатых без корма.

В) Весело щебечут у кормушки птицы.

Г) Надо готовить корм для птиц на долгую зиму.

Д) Ребята повесили кормушку с семечками около окна.

1) В, А, Б, Г,Д                3) Г, Б, Д, В, А                              

 2) А, Б, Г,Д, В               4) Д, В ,А, Б, Г

16 . Прочитай  текст, озаглавь его, какой это тип текста, выбери: повествование, описание, рассуждение. Обоснуй свой ответ.

Лебедь – это величавая птица с длинной, гибкою и красивою шеею. У него белые, как снег, перья, чёрный нос и чёрные лапки. Он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно – синей гладкой поверхности воды.

Ключи ответов в таблице.

Вариант 1.

1

В – 1 балл

2

Г- 1 балл

3

В – 1 балл

4

Б – 1 балл

5

Возможное заполнение таблицы

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

Предлоги

Земля

Влажный

Сидят

На

Лужица

Целый

Раскрывается

В

Стайка

Странный

Опускает

Мотылёк

Бурый

Листок

Чудесный

Крылышко

    Чёрный

бабочка

В каждый столбик записано по одному своему примеру

2--балла — в каждый столбик записано по 2 примера из данных предложений, в каждый столбик записано по одному своему примеру;

1--балл — в каждый столбик записано по 2 примера из данных предложений, но при этом свои примеры записаны в 2—3 столбика;

0--баллов — любой другой вариант выполнения.

6

В -1 балл

7

Б – 1 балл

8

Б – 1 балл

9

В – 1 балл

10

А – 1 балл

11

Б – 1 балл

12

Б – 1 балл

13*

Вожможное заполнение таблицы

Безударный гласный

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

прилёты

По реке

ключик

О лете

подсказка

морковный

чайник

По речке

От 0 до 3 баллов

14*

Например:

Слова

с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Парные по звонкости/глухости согласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Непроизносимые согласные в  корне слова»

вечерний

дорожка

честный

земля

пробка

чувствовать

3-балла — задание выполнено в полном объёме: записано по 2 слова в каждый столбик;

2--балл — записаны 4—5 слов из 6 необходимых;

1--балл – записаны 3 слова из 6 необходимых

15*

1) – от 0 до 3 баллов

16*

1.Заглавие: Лес осенью (Осень в лесу. Осенний лес)  

2. Это текст описание.

3. Я так думаю, потому что в этом тексте автор описывает красоту осеннего леса.

За каждое задание по 1 баллу.

                                 

Вариант 2.

1

В – 1 балл

2

Б – 1 балл

3

Б – 1 балл              

4

Б – 1 балл

5

Возможное заполнение таблицы

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

Предлоги

Край

Утренний

Алеет

По

Небо

Золотые

Просыпается

Над

Птицы

Звонкое

Тянутся

Воздух

Разносится

Полосы

Земля

Пение

Жаворонок

В каждый столбик записано по одному своему примеру

2--балла — в каждый столбик записано по 2 примера из данных предложений, в каждый столбик записано по одному своему примеру;

1--балл — в каждый столбик записано по 2 примера из данных предложений, но при этом свои примеры записаны в 2—3 столбика;

0--баллов — любой другой вариант выполнения.

6

Б – 1 балл

7

Б – 1 балл

8

А – 1 балл

9

Б – 1 балл

10

В – 1 балл

11

В – 1 балл

12

Г – 1 балл

13*

Безударный гласный

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

Походы

По щеке

Бантик

К роще

подставка

погода

рощица

В книге

От 0 до 3 баллов

14*

Например:

Слова

с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Парные по звонкости/глухости согласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Непроизносимые согласные в  корне слова»

вечерний

дорожка

честный

земля

пробка

чувствовать

3-балла — задание выполнено в полном объёме: записано по 2 слова в каждый столбик;

2--балл — записаны 4—5 слов из 6 необходимых;

1--балл – записаны 3 слова из 6 необходимых

15*

2) – от 0 до 3 баллов

16*

1.Заглавие: Лебедь (Величавая птица - лебедь)

2. Это текст – описание.

 3. Я так думаю, потому что в этом тексте автор описывает внешность лебедя.

За каждое задание по 1 баллу.

                                             

Бланк ответов

Контрольная работа по русскому языку

учени___   4 _____класса МБОУ СОШ №166 г.о.Самара

 ФИ______________________________________________

Вариант ______

1

2

3

        

4

5

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

Предлоги

6

7

8

9

10

11

12

13*

Безударный гласный

В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

14*

Слова

с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Парные по звонкости/глухости согласные в  корне слова»

Слова

с орфограммой «Непроизносимые согласные в  корне слова»

15*

16*

1.Заглавие: _________________________

2. Это текст – _______________________

 3. Я так думаю, потому что ___________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по математике для промежуточной аттестации обучающихся 1 класса

Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 1 класса в рамках промежуточной аттестации при переходе в 2 класс....

Контрольно-измерительные материалы по математике для промежуточной аттестации обучающихся 2 класса

Назначение контрольных измерительных материалов.Контрольные измерительные материалы позволяют установить  уровень освоения учащимися 2 классов федерального компонента государственного образовател...

Контрольно-измерительные материалы по технологии для промежуточной аттестации обучающихся 2 класса

Назначение работыИтоговый тест проводится с целью определения уровня подготовки по курсу  технологии обучающихся 2 класса в рамках промежуточной аттестации при переходе в 3класс,   в со...

Контрольно-измерительные материалы по музыке для промежуточной аттестации обучающихся 2 класса

Назначение работы   Итоговая контрольная работа проводится  в конце учебного года с целью определения уровня усвоения учащимися 2 классов предметного содержания курса музыки по программ...

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Письмо и развитие речи» 3 класс коррекционная школа 8 вида

Контрольно-измерительные материалы по предмету "Письмо и развитие речи" в коррекционной школе 8 вида 3 класс...