Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Кремпович-Герасименко Людмила Сергеевна

Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda_urok_po_russkomu_yazyku.docx.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс 3

Учитель: Кремпович – Герасименко Людмила Сергеевна

Тема урока: « Слова, противоположные по значению»

Цели урока:          создать условия  для формирования знаний об антонимах средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.

Задачи урока:

- обучающие: познакомить учащихся с антонимами, научить находить антонимы в предложении, отличать их от синонимов, учить использовать антонимы в устной и письменной речи;

- развивающие: развитие речи учащихся, творческой мыслительной деятельности, фантазии и воображения, интересы к предмету, формирование навыков пользования словарём антонимов;

- воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительное отношения к русскому языку и родной природе.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы:  индивидуальная, в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран.

Структура и ход урока

I Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок  русского языка проведу у вас я.

- У вас на партах лежит лист самооценивания, на котором вы будете себя оценивать в течении урока.

- Итак, начнем наш урок словами гениального русского поэта, мастера художественного слова А.С. Пушкина, (портрет  на доску)  так как  на уроках русского языка мы должны не только научиться грамотно писать, но и обрести красивую литературную речь.

II Актуализация опорных знаний учащихся

Слайд №1 Видео+стих

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лисов таинственная сень.

С  печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван,

Тянулся к югу…

Приближалась  довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

- Какому времени года посвятил поэт это стихотворение? ( Осени)

- Осень сегодня будет сопровождать нас весь урок. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в осенний лес.

Слайд №2 Лес и звуки леса

Закройте глаза, послушайте звуки леса.

-Какие звуки вы услышали в лесу? ( Шуршание листвы, журчание ручья, щебет птиц)

- Каких  птиц вы знаете?  

- А мы поработаем с названиями птиц, которые живут в лесу. Слайд №3

1. Орфографическая разминка

- В русском языке существуют 5 гласных, которые нуждаются в проверке либо в запоминании. Вспомним их правильное написание. ( на доске)

Слайд №4,5, 6, 7 Словарные слова

- Запишите данные слова с абзаца, вставляя пропущенные буквы. Начиная, со слова «синица».

Слайд №8 Проверка

Оцените себя: если все правильно- 2 балла , 1 ошибка- 1 балл,  2 и более ошибок – 0 баллов

III Введение в тему

Слайд №9  Кроссворд

- Осень принесла вам задание в виде мозгового штурма, разгадаем  кроссворд.  Подберите синоним.

1. Запах, благоухание ( аромат)

2. Внимание, любопытство, увлечение ( интерес)

3. Опрятность, свежесть, порядок. ( чистота)

4. Шелест, шуршание.( шорох)

5. Угроза, риск ( опасность)

6. Школьник, учащийся ( ученик)

7. Пурга, вьюга (метель)

8. Ребенок, дитя (малыш)

- Какое ключевое слово получилось? (антонимы)

-Слайд№ 9А

Ничто так не помогает выявить разницу между синонимами, как подбирание к ним антонимов

- Тему сегодняшнего урока вы сами определили.

IV. Овладение новыми знаниями

1.Формирование  представления об антонимах.

Слайд №10 Антонимы с мальчиками

Слайд №11 Стихотворение «Антонимы»

Слайд №12 Картинка

  1. -Подберите антонимы к осенней картинке.

Зонт- большой и маленький;

Ветер – сильный, слабый;

Волосы - светлые, темные.

2. - Какое настроение может вызвать осенняя погода?

-Продолжите ряд (дети пишут у доски и в тетрадях):  грустное - весёлое.

-Какой бывает погода осенью?  (дети пишут у доски и в тетрадях): сухая-сырая.

3. Работа с лексическим значением слов.

-Запишите предложение, дополнив двумя антонимами.

Слайд №13 Предложение

Осенью погода испортилась: ясные, теплые дни сменились на … и … .

(пасмурные, холодные).

Слайд№14 Самопроверка и самооценивание.

4. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.104

-Еще раз прочитайте тему урока

-Найдите правило, Оля, прочитай его.

 - Ответьте на вопросы:

  • Какие слова называются антонимами
  • Что они всегда образуют? (пару)
  • Продолжите мои  предложение
  • « В паре слова антонимы отвечают … ( на один и  тот же вопрос»

5.  Работа с упражнением №229

- Работаем самостоятельно

- 1 вариант, поднимите руку. Вы  выполняете первую пословицу.

- 2 вариант, поднимите руку. Вы  выполняете вторую пословицу.

- можете использовать слова для справок ( Дети пишут 1 мин)

- Данная работа будет оценена при проверке тетрадей.

- Закрыли учебники.

V Закрепление изученного 

Работа в парах « С листочками»

Закончить рассказ с заданием ( устно)

VI Итог урока

Узелки на память в микрофон

- Еще раз проговорим четко и громко, как дикторы, о чем узнали на уроке.

Слайд № 15

- Что больше всего понравилось  и запомнилось на уроке?

- при выполнении какого задания у вас возникали сложности?

VII Подведение итогов по листочке самооценивания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"

Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...