Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda_urok_po_russkomu_yazyku.docx.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс 3
Учитель: Кремпович – Герасименко Людмила Сергеевна
Тема урока: « Слова, противоположные по значению»
Цели урока: создать условия для формирования знаний об антонимах средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.
Задачи урока:
- обучающие: познакомить учащихся с антонимами, научить находить антонимы в предложении, отличать их от синонимов, учить использовать антонимы в устной и письменной речи;
- развивающие: развитие речи учащихся, творческой мыслительной деятельности, фантазии и воображения, интересы к предмету, формирование навыков пользования словарём антонимов;
- воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительное отношения к русскому языку и родной природе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран.
Структура и ход урока
I Вступительное слово учителя
-Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- У вас на партах лежит лист самооценивания, на котором вы будете себя оценивать в течении урока.
- Итак, начнем наш урок словами гениального русского поэта, мастера художественного слова А.С. Пушкина, (портрет на доску) так как на уроках русского языка мы должны не только научиться грамотно писать, но и обрести красивую литературную речь.
II Актуализация опорных знаний учащихся
Слайд №1 Видео+стих
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лисов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван,
Тянулся к югу…
Приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какому времени года посвятил поэт это стихотворение? ( Осени)
- Осень сегодня будет сопровождать нас весь урок. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в осенний лес.
Слайд №2 Лес и звуки леса
Закройте глаза, послушайте звуки леса.
-Какие звуки вы услышали в лесу? ( Шуршание листвы, журчание ручья, щебет птиц)
- Каких птиц вы знаете?
- А мы поработаем с названиями птиц, которые живут в лесу. Слайд №3
1. Орфографическая разминка
- В русском языке существуют 5 гласных, которые нуждаются в проверке либо в запоминании. Вспомним их правильное написание. ( на доске)
Слайд №4,5, 6, 7 Словарные слова
- Запишите данные слова с абзаца, вставляя пропущенные буквы. Начиная, со слова «синица».
Слайд №8 Проверка
Оцените себя: если все правильно- 2 балла , 1 ошибка- 1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов
III Введение в тему
Слайд №9 Кроссворд
- Осень принесла вам задание в виде мозгового штурма, разгадаем кроссворд. Подберите синоним.
1. Запах, благоухание ( аромат)
2. Внимание, любопытство, увлечение ( интерес)
3. Опрятность, свежесть, порядок. ( чистота)
4. Шелест, шуршание.( шорох)
5. Угроза, риск ( опасность)
6. Школьник, учащийся ( ученик)
7. Пурга, вьюга (метель)
8. Ребенок, дитя (малыш)
- Какое ключевое слово получилось? (антонимы)
-Слайд№ 9А
Ничто так не помогает выявить разницу между синонимами, как подбирание к ним антонимов
- Тему сегодняшнего урока вы сами определили.
IV. Овладение новыми знаниями
1.Формирование представления об антонимах.
Слайд №10 Антонимы с мальчиками
Слайд №11 Стихотворение «Антонимы»
Слайд №12 Картинка
- -Подберите антонимы к осенней картинке.
Зонт- большой и маленький;
Ветер – сильный, слабый;
Волосы - светлые, темные.
2. - Какое настроение может вызвать осенняя погода?
-Продолжите ряд (дети пишут у доски и в тетрадях): грустное - весёлое.
-Какой бывает погода осенью? (дети пишут у доски и в тетрадях): сухая-сырая.
3. Работа с лексическим значением слов.
-Запишите предложение, дополнив двумя антонимами.
Слайд №13 Предложение
Осенью погода испортилась: ясные, теплые дни сменились на … и … .
(пасмурные, холодные).
Слайд№14 Самопроверка и самооценивание.
4. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.104
-Еще раз прочитайте тему урока
-Найдите правило, Оля, прочитай его.
- Ответьте на вопросы:
- Какие слова называются антонимами
- Что они всегда образуют? (пару)
- Продолжите мои предложение
- « В паре слова антонимы отвечают … ( на один и тот же вопрос»
5. Работа с упражнением №229
- Работаем самостоятельно
- 1 вариант, поднимите руку. Вы выполняете первую пословицу.
- 2 вариант, поднимите руку. Вы выполняете вторую пословицу.
- можете использовать слова для справок ( Дети пишут 1 мин)
- Данная работа будет оценена при проверке тетрадей.
- Закрыли учебники.
V Закрепление изученного
Работа в парах « С листочками»
Закончить рассказ с заданием ( устно)
VI Итог урока
Узелки на память в микрофон
- Еще раз проговорим четко и громко, как дикторы, о чем узнали на уроке.
Слайд № 15
- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- при выполнении какого задания у вас возникали сложности?
VII Подведение итогов по листочке самооценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"
Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...
Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...